АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2014
© Ануфриева О. В., 2014
ТРИ ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТА ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА
НА ТЕКСТЫ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ
Музыкальная интонация привносит свои законы развития тематизма,
она хранит в себе генетическую память своей изначальной структуры и кристаллизует форму всего произведения. <...> Выразительной музыкальной иллюстрацией этого явления могут послужить три духовных концерта диакона
Сергия Трубачёва на тексты апостольских посланий. <...> В складывании музыкальной композиции в одном отразились явления чисто музыкальные – там
образовалась трехчастная форма; в двух концертах моделью стало напевное
чтение, и в них выстроилась так называемая риторическая форма. <...> Ключевые слова: Сергий Трубачёв, духовный концерт, риторическая
форма, псалмодия
Хоровой духовный концерт в России развивался в рамках богослужебного пения и был
связан со священными текстами псалмов или
праздничной гимнографии и создавался как
устойчивый трёх-четырёхчастный цикл. <...> Особую роль
сыграло появление трудов по теории и истории
гомилетики, в которых прояснялось значение
риторической формы для всего древнерусского
искусства. <...> В одном из них дано богословское осмысление ключевых положений поэтики «лирики» и «псалмодики» как «субъективной предельности» и «субъективной бесконечности»: «Красота в творчестве требует законченности: где
красота там есть границы и есть цельность. <...> <…>
Субъективная бесконечность, лежащая в основе псалмодики, только одной стороной держит
ум и чувство человека в пределах образности, а
другой — открывает сферы безгранично возвышенные и перспективы бесконечные» [5, с. <...> Эти идеи увлекли композиторов Нового направления: «самая форма многих духовных композиций новой школы изменилась, <…> прежние
«концерты» с их «пропорциями» теперь заме
нены псалмами в свободной форме, зависящей
только от текста» [4, с. <...> Для возрождаемого
национального духовно-музыкального <...>