ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
© Меркулов А. М., 2014
КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВЕКА:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен каденции солиста в инструментальном и вокальном искусстве XVIII – начала XIX века: происхождение, время распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических
связей с основной частью, степень импровизационности, протяжённость. <...> Ключевые слова: каденция, барокко, венский классицизм, импровизационность, композиторское творчество
До последнего времени каденция солиста
как определенная область музыкального искусства не была в поле зрения отечественных исследователей. <...> Не рассматривается специально
данная тема и в вузовских и училищных курсах
истории музыки и истории исполнительского
искусства. <...> В результате этого в широкой исполнительской, педагогической, композиторской, во
многом и музыковедческой среде сложились и
укоренились такие представления о бытовании
каденции в эпоху барокко и венского классицизма, которые далеки от реальности. <...> Цель данной статьи — развеять самые ходовые мифы на этот счёт и дать, таким образом,
более объективную картину истории каденции
солиста в XVIII — начале XIX века1. <...> Одно из распространенных заблуждений
(обозначим его для удобства рассмотрения как
миф первый) состоит в том, что каденции солиста появились, как считают многие, лишь
в эпоху венского классицизма, в творчестве,
прежде всего, Моцарта и Бетховена, а в эпоху
барокко — во всяком случае, до 1750 года — каденций не существовало. <...> Такое заключение можно сделать, читая
современный отечественный справочник по
старинной музыке [2], охватывающий явления
музыкальной жизни до второй половины XVIII
века (а именно в такого рода изданиях, рассчитанных на массовую аудиторию, чаще всего
представлены широко бытующие мнения). <...> В
отмеченной популярной энциклопедии вообще
нет статьи о каденции солиста, из чего можно
36 <...>