Поволжский регион УДК 316.334 Л. И. Найденова ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Аннотация. <...> В данной статье анализируются основные тенденции разработки социологических концепций и научных исследований в сфере образования как социального института за период с 2000 по 2010 гг. <...> Выделены основные направления исследований и научно-исследовательские подходы. <...> В начале 2000-х гг. наметились новые научные позиции, которые затем сконцентрировались в рамках социологических концепций образования. <...> Важно проанализировать и теоретические проблемы социологии образования, связанные с ее предметным полем, отношениями с другими науками, изучающими образование, прежде всего педагогикой, и практические вопросы, к решению которых социология причастна. <...> Если меняется содержание социальных функций института образования, отношение к системе образования как к социокультурной ценности, то очень важно отслеживать такие изменения. <...> Следует выделить выступления, посвященные исследованиям и научным достижениям в сфере социологии образования как социального института, социальной структуры. <...> Г. Е. Зборовский отметил две тенденции в развитии социологии образования, которые возникли уже в первой трети XX в., когда происходило формирование социологии образования как отрасли социологической науки. <...> Это европейская тенденция с ярко выраженным теоретическим характером исследований образования и американская тенденция с акцентом на изучение образовательных процессов в конкретных учебных заведениях, прежде всего школах. <...> В настоящее время основной проблемой, которая определяет направления исследований, является кризис в сфере образования. <...> Социологическая точка зрения на эту проблему, по мнению Г. Е. Зборовского, состоит в понимании кризиса как неудовлетворенности системой и социальным институтом образования на уровне общества, отдельных социальных <...>