46 Ю. Д. Бахтеев, Г. Ю. Куряева, Г. И. Курмаева РЫНОК МОТОРНОГО ТОПЛИВА: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ВЛИЯНИЕ НА АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Аннотация. <...> В статье проведен анализ рынка моторного топлива, его состояния, определены тенденции его развития, выявлены причины негативных явлений на данном рынке, оценено его влияние на аграрное производство. <...> Ключевые слова: рынок моторного топлива, вертикально интегрированные компании, олигопольный тип рынка, аграрное производство, биржевая торговля. <...> Анализ и обобщение сведений, содержащихся в печатных изданиях и в Интернете [1–6], подводит к выводу, что отечественный рынок нефтепродуктов, включая дизельное топливо и автомобильный бензин, – это рынок олигопольного типа. <...> Он контролируется ограниченным числом вертикально интегрированных компаний (ВИНК) с полным производственным циклом – от добычи сырья до производства конечной продукции. <...> Каждая такая компания действует на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. <...> Доминирует на этих рынках пять крупных вертикально интегрированных компаний – Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром. <...> Эти компании добывают в Российской Федерации более 80 % нефти, 75 % которой перерабатывается на заводах, контролируемых ими же [1]. <...> Вертикально интегрированные компании занимают доминирующее положение в 67 субъектах Российской Федерации (более 75 % общего их числа). <...> В 57 регионах ВИНК единолично доминируют также на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые же компании доминируют на таких рынках только в 18 регионах. <...> Доминирующее положение на рынке нефти и нефтепродуктов небольшого числа вертикально интегрированных компаний позволяет им осуществлять согласованную политику, направленную на укрепление своего монопольного положения на рынке, на подавление конкуренции независимых, не входящих в состав ВИНК участников рынка, на максимизацию <...>