Поволжский регион УДК 316.356.2 Г. А. Кантемирова К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В статье рассматриваются методологические принципы изучения семьи как социального института, как объекта социологического исследования. <...> Утверждая мысль о противоречивости современной семьи, автор тем не менее обосновывает идею о том, что ей нет альтернативы в выполнении тех функций, которые на нее возлагаются в обществе и человеческой жизни. <...> Современная цивилизация с ее интеграционными процессами, научнотехническим обновлением общества и сложнейшим переплетением противоборствующих сил и тенденций устраивает своего рода исторический экзамен на адекватность и жизнеспособность практически всем социальным институтам, в том числе и тем, которые, казалось бы, окончательно утвердились в человеческой истории. <...> Становится все более очевидным, что такого фундаментального вызова и критического переосмысления не сможет избежать и институт семьи. <...> Она представляет собой единство двух ипостасей – биологического и социального. <...> Оба эти начала нераздельно связаны, взаимодействуют и определяют друг друга. <...> При всей значимости своей биологической основы сущность семьи социальна. <...> В этом ее специфика, качественная особенность как исторической общности. <...> Интересы семьи, ее потребности прямо или опосредованно находят свое преломление в структуре и деятельности всех других социально-исторических образований. <...> Семья представляет собой органическую целостность, совокупность многообразных социальных связей и отношений – как материальных, так и культурно-духовных и социально-психологических. <...> Феномен семьи являет собой одновременно и социальный институт, и социально-психологическую группу. <...> На разных этапах ее бытия соотношение этих двух граней не оставалось инвариантным. <...> Общей тенденцией является усиление роли семьи как социально-психологической группы. <...> Семья – это единство противоположностей <...>