Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №21 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268419
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №21 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268419 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ ЗАПЛАНИРОВАНО 12 ПУСКОВ МБР конца года проведут 12 пусков межконтинентальных баллистических ракет. <...> Продолжительность несения боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования ракетными полками ПГРК с этого периода увеличивается до 32 суток. <...> Кроме того, схема подготовки войск будет насыщена проведением внезапных проверок боевой готовности комплексными группами командования РВСН, командующими объединениями и соединениями. <...> 07 ТЕНДЕНЦИИ «ВОРОНЕЖ» СОБИРАЕТСЯ НА ДЕЖУРСТВО готовности (РЛС ВЗГ) «Воронеж» будут поставлены на опытно-боевое дежурство в Алтайском и Красноярском краях до конца 2014 года. <...> Монтаж новых РЛС ВЗГ ведется в Оренбургской области и Республике Коми. <...> Летом будут проведены государственные испытания Радиолокационные станции высокой заводской РЛС ВЗГ в Калининградской и Иркутской областях с последующей постановкой на боевое дежурство. <...> В летнем периоде обучения будут проведены государственные испытания полного состава оптико-электронного комплекса распознавания космических объектов «Окно» в Таджикистане с постановкой его на боевое дежурство. <...> Началось сооружение РЛС ВЗГ под Орском (Оренбургская область). <...> РЛС ВЗГ разработки и производства ОАО «РТИ» обладают более высокими техническими и тактическими характеристиками. <...> При ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 НОВЫЙ УТС ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВВС этом опирались на собственный опыт промышленного внедрения IT-технологий, взаимодействия с крупными заказчиками, например с федеральным ядерным центром ВНИИ экспериментальной физики, – поясняет Богданов. <...> ОКБ имени Яковлева, входящее в состав НПК «Иркут», стало победителем открытого конкурса Минобороны на лучший проект двухместного учебнотренировочного самолета для первоначальной подготовки и профессионального отбора летного состава в училищах ВВС. <...> Потребности Минобороны оцениваются в 250–300 УТС типа Як-152. <...> Это учебно-боевой <...>
Военно-промышленный_курьер_№21_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ВЕЛИКИЙ ВЕЛИКИЙ ПОХОД НА МАРС ПОХОД НА МАРС Китай готовится к экспедициям ТЕМА ПЕРЕДЕЛ В НЕБЕ ПЕРЕДЕЛ В НЕБЕ ИНДИЯ, КИТАЙ, РОССИЯ ИНДИЯ, КИТАЙ, РОССИЯ НАРАЩИВАЮТ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ ЕВРОПЫ Николай НОВИЧКОВ, Дмитрий ФЕДЮШКО Николай НОВИЧКОВ, Дмитрий ФЕДЮШК СИЛАМ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НЕ ХВА АЕТ СРЕДСТВ НАРАЩИВАЮТ АВИАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ. АВИАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ. ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ ЗАПЛАНИРОВАНО 12 ПУСКОВ МБР конца года проведут 12 пусков межконтинентальных баллистических ракет. В это число входят испытательные, необходимые для ОКР по созданию перспективных образцов ракетной техники, пуски по отработке боевого оснащения, а также по программе ликвидации с попутным выведением на орбиту космических аппаратов. В летнем периоде обучения стратегические ракетчики подготовят и проведут более 40 штабных и около 20 командно-штабных тренировок, порядка десяти командно-штабных учений, 50 тактических и тактико-специальных учений. Продолжительность несения боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования ракетными полками ПГРК с этого периода увеличивается до 32 суток. Кроме того, схема подготовки войск будет насыщена проведением внезапных проверок боевой готовности комплексными группами командования РВСН, командующими объединениями и соединениями. Ракетные войска стратегического назначения до ЗАКУПКИ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ РАСТУТ Продолжение на стр. 07 Продолжение на стр. 07 ТЕНДЕНЦИИ «ВОРОНЕЖ» СОБИРАЕТСЯ НА ДЕЖУРСТВО готовности (РЛС ВЗГ) «Воронеж» будут поставлены на опытно-боевое дежурство в Алтайском и Красноярском краях до конца 2014 года. Монтаж новых РЛС ВЗГ ведется в Оренбургской области и Республике Коми. Летом будут проведены государственные испытания Радиолокационные станции высокой заводской РЛС ВЗГ в Калининградской и Иркутской областях с последующей постановкой на боевое дежурство. В этом году планируется развернуть строительство РЛС ВЗГ в Мурманской области. В летнем периоде обучения будут проведены государственные испытания полного состава оптико-электронного комплекса распознавания космических объектов «Окно» в Таджикистане с постановкой его на боевое дежурство. Россия в последние годы создала сеть новых радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-М» и «ВоронежДМ». В том числе РЛС в Лехтуси (Ленинградская область), под Армавиром (Краснодарский край), в УсольеСибирском (Иркутская область), Калининградской области. Началось сооружение РЛС ВЗГ под Орском (Оренбургская область). Ранее сообщалось о планах строительства таких станций на Алтае, в Красноярском крае и Воркуте. РЛС ВЗГ разработки и производства ОАО «РТИ» обладают более высокими техническими и тактическими характеристиками. У них гораздо ниже уровень энергопотребления и объем технологической аппаратуры. Процесс обслуживания оптимизирован, вследствие чего задействованный состав в несколько раз меньше, чем на РЛС предыдущего поколения. Дальность действия «Воронеж-ДМ» достигает шести тысяч километров, станция способна обнаруживать, сопровождать и классифицировать современные и перспективные средства воздушно-космического нападения, в том числе баллистические и аэродинамические. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что в украинском кризисе действия Владимира Путина кажутся неудачными лишь в том случае, если считать, что его задачей было полное расчленение Украины или воссоздание СССР, но если полагать, что главная цель президента России заключалась в недопущении попадания Украины в сферу влияния Запада во главе с США, то действия Владимира Путина выглядят искусными, умелыми, безжалостными и успешными? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 92% ДА 5% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 3% ПРИНУЖДЕНИЕ К КРЫМУ БРЮССЕЛЮ И КИЕВУ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО УКРАИНА – СФЕРА ИНТЕРЕСОВ РОССИИ Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока Читайте Читайте материал на стр. 02 материал на стр. 02 СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ: ВОССТАНОВЛЕНА СПРАВЕДЛИВОСТЬ Приказом главнокомандующего ВМФ № 395 от 25 мая сего года установлено считать 1 июня 2014 года 281-й годовщиной со дня образования Северного флота. Решение уточнить дату было принято для восстановления исторической справедливости по результатам тщательного исследования, проведенного экспертным советом ВМФ. Прежде отсчет велся от 1 июня 1933 года, когда циркуляром начальника штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия, впоследствии переименованная во флот. При изучении архивных документов, освещающих строительство кораблей и создание системы базирования на Белом и Баренцевом морях, было установлено, что в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны от 15 марта 1733 года был Что соответствует и современным конфликтам, в том числе украинскому, спровоцировавшему в Европе новую холодную войну как минимум. создан Архангельский военный порт и учреждена эскадра под командованием вице-адмирала Петра Петровича Бредаля. Зоной ее ответственности стали Белое море и побережье Кольского полуострова, где в Екатерининской гавани еще в то время базировались три линейных корабля и фрегат. Отныне именно эти исторические события станут отправными точками в истории Северного флота. Ныне он один из самых мощных в России. Его основой являются морские стратегические силы ядерного сдерживания – подводные ракетные крейсеры стратегического назначения, в том числе и новейшие, проекта 955 «Борей». В состав флота также входят АПЛ и ДЭПЛ других классов, мощная надводная составляющая, морская авиация и береговые войска. В последнее время Северный флот стал широко известен продолжительными дальними походами своих кораблей в Атлантический океан и Средиземное море, а также беспрецедентной по масштабам деятельностью по освоению Арктики. ния конкурентоспособности отечественной промышленности – управление процессами и организация инженерной деятельности. «Мы постоянно ведем оценку состояния и перспектив отечественной промышленности, чтобы понимать, какие задачи она поставит перед нами завтра, послезавтра. На первый план выходят вопросы экономии затрат, повышения качества продукции, – утверждает генеральный директор российской ITкомпании «АСКОН» Максим Богданов. – Ключевым резервом для страны становится производительность труда. Мы отстаем примерно на 70 процентов и более в сопоставимых отраслях промышленности, к примеру, от США. Это критично. Устранение отставания, РОССИЯ ОТСТАЕТ ОТ США ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА 70 ПРОЦЕНТОВ Ключевое направление повышеиспользование этого резерва позволит стране достичь совершенно других показателей социального развития». Прежние средства – автоматизация проектирования, компьютеризация рабочих мест, управление инженерными данными – уже не дают заметного прироста производительности труда. «Четко видно, что на рабочих местах отдельных конструкторов, проектировщиков, технологов, производственников резерв роста практически исчерпан», – отмечает эксперт. Возможности дальнейшего роста теперь находятся в плоскости повышения эффективности инженерных процессов. «Отсюда идеология нашего нового решения – технологий сквозного 3D-проектирования. Первые продукты мы выпустили в конце 2013 – начале 2014 года. При ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 НОВЫЙ УТС ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВВС этом опирались на собственный опыт промышленного внедрения IT-технологий, взаимодействия с крупными заказчиками, например с федеральным ядерным центром ВНИИ экспериментальной физики, – поясняет Богданов. – Сквозное 3D-проектирование – результат поиска баланса между функциональным ростом и системной интегрированностью всех процессов: проектных, конструкторских, технологических, производственных. Болевая точка промышленности и ключевое направление ее развития в обозримой перспективе – управление процессами, организация инженерной деятельности. Это то, чем придется серьезно и системно заниматься в масштабах всей экономики, поскольку она исчерпала действовавшие ранее факторы развития». ОКБ имени Яковлева, входящее в состав НПК «Иркут», стало победителем открытого конкурса Минобороны на лучший проект двухместного учебнотренировочного самолета для первоначальной подготовки и профессионального отбора летного состава в училищах ВВС. Госконтракт на ОКР по созданию Як-152 должен быть подписан в ближайшее время. Разработчик получит порядка 300 миллионов рублей. Потребности Минобороны оцениваются в 250–300 УТС типа Як-152. Потребности ДОСААФа определены в 105 машин. Серийное производство будет вести корпорация «Иркут». Технический проект на Як-152 уже разработан. Более того, в Китае поставлен на крыло самолет L-7, построенный с участием специалистов ОКБ им. Яковлева. По сути это аналог Як-152. По условиям конкурса рабочая конструкторская документация для изготовления опытного образца должна быть готова до 30 сентября этого года. Четыре опытных образца Як152 (два – для летных, по одному – для статических и ресурсных испытаний) планируется построить до 30 октября 2015-го. Государственные совместные испытания должны быть завершены до 30 сентября 2016 года. Як-152 станет частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого также войдет Як-130. Это учебно-боевой самолет для повышения летной подготовки курсантов и летчиков строевых частей ВВС. Максимальная скорость горизонтального полета Як-152 составит 300–320 километров в час, потолок – 4000 метров, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 километров. Нормальная взлетная масса – 1320 килограммов. Ресурс Як-152 должен составлять не менее 10 тысяч часов и 30 тысяч посадок. На новом УТС курсанты военных училищ, а также системы ДОСААФа смогут осваивать технику пилотирования и основы навигации, фигуры высшего пилотажа, групповые полеты. По оценке специалистов, бортовое оборудование позволит работать в сложных метеоусловиях. На Як-152 будет установлена система катапультирования СКС-94М. не работает. Пытаться выполнять заложенные в них правила игры полезно и правильно, однако критерий успеха на войне один – победа или поражение. совершенная конвенция в военной обстановке раз в жизни приходилось воевать или иметь дело с террористическими группировками. Ни одна теоретически друг от друга. Это знает любой практик, которому хотя бы и войны отличаются Законы мира Россия выполнила контракты с Бахрейном, Мексикой, Финляндией и другими странами, ранее не входившими в число покупателей отечественного оружия. Рособоронэкспорту удается поддерживать продажи стрелкового оружия и боеприпасов за счет крупных сделок. Причем контракты на поставки стрелкового оружия и боеприпасов заключаются не только с традиционными партнерами, но и со странами, ранее не входившими в число постоянных покупателей. Сдерживающими факторами являются небольшая номенклатура новых образцов, повышение цен и устаревшее законодательство, препятствующее быстрому выполнению заявок иностранных заказчиков. По данным российской компании-спецэкспортера, на сегодня стрелковое оружие, средства ближнего боя, экипировка военнослужащих и боеприпасы – самые распространенные виды вооружений, они востребованы всеми странами. При этом в общем объеме российского экспорта ВВТ на их долю приходится один-два процента. Однако именно с поставок стрелкового оружия и средств ближнего боя зачастую начинается освоение новых рынков. Рост сбыта российской продукции военного назначения иностранным партнерам, ее конкурентные характеристики и стоимостные показатели, а также увеличение портфеля заказов свидетельствуют об эффективности сложившейся системы ВТС. Рособоронэкспорт – единственная в России государственная организация по экспорту всего спектра продукции, услуг и технологий военного и двойного назначения. Это один из лидеров мирового рынка вооружений. На долю компании приходится свыше 80 процентов экспорта отечественных ВВТ. Рособоронэкспорт взаимодействует с 700 предприятиями и организациями ОПК России. В числе заказчиков более 70 стран. Китай готовится к экспедициям в дальний космос в дальний космос04 04 войскового ремонта идут на ура войскового ремонта идут на ура СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Мобильные средства 05 СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Мобильные средства 05 МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАЙДАН И «ВОЕВОДА» Перспективным МБР кооперация с Украиной не нужна МАЙДАН И «ВОЕВОДА» Перспективным МБР кооперация09 с Украиной не нужна09 № 21 (539) № 21 (539) выходит по средам 11–24 июня 2014 года выходит по средам БЕЛОРУССКИЙ ПРОРЫВ БЕЛОРУССКИЙ ПРОРЫВ 1944 год изменил представления 1944 год изменил представления о военном искусстве о военном искусстве 10 10 Вадим САВИЦКИЙ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 21 (539) 11–24 июня 2014 года «ОБОРОНКА» ВОЕННО-ФИНАНСОВЫЙ ЛИКБЕЗ СТРАТЕГИЯ ВЕЛИКИЙ ПОХОД КИТАЙ ГОТОВ ПОКОРЯТЬ КОСМОС ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ Большой космический «развод» состоялся. Ничего не значит тот факт, что партнеры пока продолжают вместе посещать и «подметать» общее жилище – МКС. Уже ясно, что новых программ Роскосмоса и НАСА в обозримой перспективе не предвидится. Более того, российские официальные лица определили будущего напарника в деле освоения космического пространства. Теперь это Китай. Вторая экономика мира с динамичной национальной космической программой – выбор, казалось бы, достойный. Каким может быть новый союз? корабль «Шеньчжоу-5» с тайконавтом Яном Ливэем на борту. Первый орбитальный полет Поднебесной продолжался 21 час 14 минут. С тех пор Китай осуществил пять пилотируемых запусков. С точки зрения количества Поднебесной далеко до США и России. А вот с качественной... Китайцы не пошли по пути маститых учителей, не производили несколько однотипных запусков подряд, а каждый раз усложняли программу. После Ливэя следует запуск 2005 года, и на орбите Октябрь 2003 года. На орбите китайский космический 04 04 уже два тайконавта. В 2008-м – первый выход в открытый космос. В 2011 году на орбите появляется модуль «Тяньгун-1» – прототип перспективной китайской обитаемой станции. К нему несколько раз стыковался в автоматическом режиме корабль «Шеньчжоу-8», отрабатывая маневры сближения и стыковки. В 2012-м на борту модуля в течение 10 дней работают три человека, включая женщину. В прошлом году следует такой же полет для «закрепления пройденного материала». Конечно, 120-тонный «Мир» не сравним с 8,5-тонным «Тяньгуном». Тем не менее Китай сегодня занимается именно тем, что считается вершиной отечественной космической мысли, – орбитальными комплексами. Количественное же равенство далеко не за горами. К 2020 году в китайских планах развернуть на орбите трехмодульный комплекс «Тяньгун-3» массой около 60 тонн. Думаю, через 20 лет после первого пилотируемого старта масса китайской станции перевалит за сотню тонн. Пару слов о корабле «Шеньчжоу», в основе конструкВ новой рубрике «ВПК» разбираются жизненные ситуации, связанные с получением денежного довольствия, компенсаций и льгот, оформлением налоговых и финансовых документов. На вопросы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы, отвечают сотрудники Единого расчетного центра Минобороны России. НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ – ПО ЗАЯВЛЕНИЮ Как я могу получить налоговые вычеты на своего ребенка? Какие документы для этого необходимы? Для предоставления стандартных налоговых вычетов на детей в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ необходимо написать заявление в произвольной форме на имя руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» с приложением: – копии свидетельства о рождении ребенка (детей), заверенной установленным порядком; – справки с места учебы ребенка, оформленной датой текущего года (для учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов, курсантов в возрасте до 24 лет), подтверждающей факт очной формы обучения в налоговом периоде (предоставляется ежегодно); – копии справки об инвалидности ребенка установленной формы, Как получить справку по форме 2-НДФЛ за 2011 год? В соответствии с указанием заместителя министра обороны Российской Федерации №180/7/211т от 3 апреля 2012 года Единый расчетный центр Министерства обороны РФ производит начисление и выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской ФедераКак осуществляются прием и выдача документов, доставляемых нарочно? выданной федеральным государственным учреждением (если ребенок является инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом I или II группы в возрасте до 24 лет), подтверждающей факт инвалидности в налоговом периоде, заверенной в установленном порядке. Далее обобщенная и сгруппированная информация централизованным порядком через командира части направляется по адресу: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2б, руководителю ФКУ «ЕРЦ МО РФ». Необходимо ли в новом году повторно подавать документы на предоставление налогового вычета? Если право на налоговый вычет не утеряно, то подавать повторно заявление на предоставление стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц военнослужащему не требуется. СПРАВКИ О ДОХОДАХ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ции начиная с 1 января 2012 года. ложенным для получения справки по форме 2-НДФЛ за 2011 год вам необходимо обратиться в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения», в котором вы состояли на финансовом обеспечении до 1 января 2012 года, или к его правопреемнику. В связи с вышеизДОКУМЕНТЫ ИЗ РУК В РУКИ Прием документов, представленных нарочно, осуществляется на 1-м этаже ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.00. Подготовленные документы (по заявлениям о выдаче справки на руки) выдаются ежедневно с понедельника по пятницу (14.00–16.00) при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Срок изготовления справок составляет пять рабочих дней. торской философии которого, безусловно, лежит полувековой давности российский «Союз». Однако технические различия очевидны. Главное: корабль «Шеньчжоу» – разделяемый аппарат. Один отсек с тайконавтами возвращается на Землю, другой остается на орбите и может работать там в автоматическом режиме в качестве научной лаборатории. Кроме того, по сравнению с «Союзом» корабль лучше энерговооружен, имеет значительно больший внутренний объем. Андрей КИСЛЯКОВ КТО ЕСТЬ КТО «В Китае завершен 105-суточный эксперимент по изучению возможностей человека находиться в закрытой герметичной капсуле, имитирующей лунную базу, питаясь исключительно продуктами, выращиваемыми внутри модуля, – гласит сообщение ведущего китайского информагентства «Синьхуа» от 22 мая. – Добровольцы вышли из капсулы живыми и здоровыми». (две женщины и мужчина) питались тем, что сами выращивали пять видов зерновых культур, 15 сортов овощей и один сорт фруктов), сто процентов кислорода и воды регенерировались на «борту», а отходы жизнедеятельности использовались как удобрения. Иными словами, разработчикам программ межпланетных пилотируемых полетов из Поднебесной, похоже, удалось создать систему жизнеобеспечения полностью замкнутого цикла. Ни широко разрекламированный российский эксперимент «Марс-500», ни другие подобные начинания задачу создания оптимальной модели СЖО для освоения дальнего космоса не выполнили. Причем данный эксперимент – далеко не единственное достижение Пекина. Это к ответу на вопрос, почему партнером Роскосмоса выбран Китай. Почти сразу после опубликования сообщений о санкЕсли верить китайским СМИ, участники эксперимента мы готовим определенную концепцию вне МКС», – заявил заместитель руководителя агентства Сергей Савельев на завершившемся в конце мая экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Он уточнил, что имеется в виду создание новых пилотируемых комплексов, которые позволят России выйти за пределы орбиты Земли и, возможно, будут использованы для освоения Луны, которая станет первой ступенькой в дальний космос. Обратим внимание не на перспективы отечественных пилотируемых полетов, а на мысль ответственного чиновника о том, что в качестве стратегических партнеров Роскосмос рассматривает Китай и Европу при условии, что ключевая роль в реализации проектов будет принадлежать России. Европу как партнера мы уже вскользь упомянули. Что касается исследований дальнего космоса, в частности лунной программы, то Китай стал первой за последние 40 лет страной, которая произвела мягкую посадку на поверхность спутника Земли. В декабре 2013 года это сделал аппарат «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» – «Нефритовый заяц». Данная миссия – второй этап соответствующей китайской программы. Ранее, в 2007 и 2010-м аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» облетали Луну и составили ее подробную карту. На третьем этапе в 2017 году Китай планирует доставить на Землю образцы лунного грунта. В 2020-м согласно планам намечен пилотируемый полет с высадкой на поверхность Луны. Поражают китайское спокойствие и полная уверенность в достижении цели. Конечно, в области высоких технологий КНР взяла у нас самое лучшее. Не пригодилась только победная риторика социалистического строительства, которая почему-то прижилась в российской космонавтике. В ЕДИНОМ СТРОЮ циях НАСА в отношении российской стороны наши ответственные чиновники заговорили о возможности продвигать отечественное звездоплавание без американского участия. Однако всем ясно, что уровень задач по исследованию космического пространства таков, что требует международной кооперации в той или иной степени. Российские возможности, во всяком случае на данном этапе, безусловно, предполагают партнерство в организации и проведении комплексных экспедиций. Как бы оптимистично ни звучали заявления наших официальных лиц о возможности единоличной эксплуатации МКС, откажись американцы от данной программы, ясно, что в одиночку «заселять» станцию пока не удастся. Хотя бы из-за ограниченных возможностей в области энергетики и связи. Еще сложнее исключительно собственными силами развертывать новые долговременные орбитальные комплексы. Для пилотируемых полетов, которые остаются главным направлением российской космонавтики, нужен партнер. Из кого выбираем? Американцы отпадают по определению. Европейское космическое агентство – организация, конечно, серьезная, однако в отличие от Китая ничего вразумительного в деле пилотируемых экспедиций пока не сказала. Никто не сбрасывает ЕКА со счетов, но КНР – более перспективный космический напарник. В Роскосмосе данную мысль не скрывают. «Сейчас идет разработка национальной стратегии пилотируемых космических полетов. Вместе с РАН и промышленностью ЕКА может использоваться на подхвате, но никак не в «основном составе». О Китае в качестве главного партнера уже после Сергея Савельева говорил и куратор отечественного ВПК, включая космонавтику, вице-премьер Дмитрий Рогозин: «После 2020 года (когда завершится программа МКС. – А. К.) у нас, возможно, появятся новые проекты, связанные с пилотируемой космонавтикой… с более широким составом партнеров... Мы договорились, что в ходе ЭКСПО в Харбине в конце июня проведем с китайскими коллегами переговоры по возможным новым проектам по пилотируемой космонавтике». Мало оснований сомневаться в том, что именно Китай станет российским фаворитом в области космоса. Ведь не зря последний визит в КНР президента России Владимира Путина называют началом нового этапа в мировом порядке. БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ В ПЕРЕДОВЫЕ Итак, что собой представляет космонавтика Поднебесной. Китай начал с ракет-носителей, причем точно повторил путь «старшего брата», преобразовав первые боевые ракеты, полученные само собой из СССР, в средства выведения космических аппаратов. 24 апреля 1970 года Китай стал третьей страной, успешно выведшей в космос спутник, причем собственного производства. Вплоть до начала текущего тысячелетия Пекин был занят преодолением военно-технических последствий советско-китайского разрыва 1960-го. Силы и средства концентрировались на производстве боевых ракет и преимущественно военных спутников. Кстати, с 1970 по 2000 год КНР произвела 50 успешных запусков собственных космических аппаратов. На базе МБР удалось создать парк ракет-носителей «Великий поход». Сегодня идет работа над девятой серией семейства. Пекин форсирует программу создания тяжелой ракеты-носителя. Согласно открытым источникам разработка «Великого похода-9» завершается. Эта ракета сможет выводить на низкую орбиту полезный груз массой до 133 тонн. То есть до американского лунного шедевра в исполнении Вернера фон Брауна – ракеты «Сатурн-5» китайцы недобирают всего шесть тонн. Соответствующий российский носитель пока остается в планах. Однако наличие «тяжеловозов» и даже собственных Разработчикам из Поднебесной удалось создать оптимальную модель жизнеобеспечения для межпланетных экспедиций КНР обладает крупнейшими в мире вооруженными силами, самыми многочисленными сухопутными войсками, относительно современными ВМС и ВВС. Основу ракетно-ядерного потенциала Китая до 2040 года составит разрабатываемая сегодня твердотопливная трехступенчатая МБР DF-31 («Дун Фэн-31» – «Ветер с Востока»). Согласно открытым источникам длина ракеты – 13 метров, диаметр – 2,25 метра, стартовая масса – 42 тонны. МБР оснащена инерциальной системой наведения с астронавигацией. Ракета может оснащаться как моноблочной ядерной ГЧ мощностью до 1 Мт, так и РГЧ типа MIRV с тремя боеголовками мощностью по 20–150 кт. При этом круговое вероятное отклонение ракеты составляет, по усредненным оценкам, 300 метров – весьма лестный показатель для разработчика. Иными словами, эта МБР, рассчитанная как для шахтного, так и для мобильного базирования, соответствует российским ракетам «Тополь» и «Тополь-М». По сообщениям мировой прессы, разрабатывается и модернизированный вариант DF-31, получивший обозначение DF-41. Основные требования к проводимой модернизации – увеличение дальности стрельбы с 8000 до 12 000 километров и создание для этой ракеты полноценной транспортно-пусковой установки, аналогичной российским «Тополям». С созданием этой ракеты Китай будет способен обстреливать всю территорию США. С другой стороны, в КНР сегодня пришли к пониманию той исключительно важной роли, которую играет мощная космическая отрасль в военно-технической составляющей государства. Не случайно в апреле председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин призвал к усилению возможностей страны в околоземном пространстве, добавив, что стране необходимо отвечать на милитаризацию космоса странами-соперниками, в том числе США. «Несмотря на то, что Китай уверенность, что китайцы провели первое в своей истории испытание противоспутникового оружия. Тогда американцы «замерли», и в этом состоянии препродолжает придерживаться мирного использования космоса, мы должны быть уверены в том, что сможем справиться с действиями других в космическом пространстве», – подчеркивает лидер КНР. Показательным стал январь 2007 года, когда китайский носитель с кинетическим перехватчиком уничтожил старый, но работоспособный метеорологический спутник КНР «Фэн Юнь-1С». Существует полная спутников в наше время не означает принадлежность к элитарному клубу держав, которые могут осуществлять весь спектр космической деятельности: эксплуатировать на околоземных орбитах многопрофильные системы, осуществлять пилотируемые экспедиции, разрабатывать перспективные программы по исследованию межзвездного пространства. До начала нового тысячелетия Китай не мог похвастаться ничем подобным. По всей видимости, последнее обстоятельство вынуждало Пекин в начале десятых годов искать сближения с Соединенными Штатами и Россией для участия, скажем, в программе МКС. Однако американцы были далеко не в восторге от такого расширения партнерства на международной станции, и Китай прекратил попытки, сконцентрировав усилия на собственной космической программе. Отметим попутно, что в 2011 году он обогнал США по числу запусков: 19 против 18, уступив только России. И удержался на этой позиции в 2012-м. Лишь в прошлом году американцы вернули себе второе место, опередив Китай на четыре запуска. В ближайшие пять лет КНР планирует 100 стартов космических ракет и выведение на орбиту 100 спутников. Но самое интересное – успехи Поднебесной в пилотируемых полетах. Принято считать, что лидер в данном сегменте космической деятельности Россия, а китайцы лишь повторяют то, что нами давно пройдено. Так ли это? бывают, можно сказать, до сих пор. Характерна в этой связи публикация в июне 2011 года статьи двух отставных американских разведчиков в авторитетном авиакосмическом еженедельнике Aviation Week & Space Technology. Суть высказанных экспертами опасений состоит в том, что системы боевого управления вооруженных сил Пентагона и национальные каналы сбора и обработки разведывательной информации на 80 процентов зависят от космической составляющей. Иными словами, без спутникового обеспечения все навороченные современные вооружения с «умными» бомбами и высокоточными, способными попасть в комара крылатыми ракетами – не более чем лом. Американская орбитальная группировка на сегодня насчитывает более 500 аппаратов, обеспечивающих бесперебойную связь, получение целеуказаний и навигацию. Китай, по мнению разведчиков, способен нанести превентивный удар по соответствующим космическим и наземным структурам США. Атака может с большой долей вероятности оказаться эффективной и серьезно дезорганизовать боевое управление войсками. Затем, прогнозируют американские специалисты, Пекин может пойти на переговоры о прекращении огня. Причем США скорее всего покажется выгодным согласиться, так как военно-техническим и разведывательным возможностям Пентагона будет нанесен существенный урон. Вопрос: согласится ли страна практически с неограниченными ресурсами, вооруженная передовой военнотехнической философией, позволившей производить самую современную продукцию, делить с кем-то пальму первенства в космосе? Если да, то исключительно на паритетных началах и при жестком условии безграничного использования всего потенциала «партнера». Китайцы без хвастовства, без пафоса, без биения себя в грудь делают свою страну великой. ИТАР-ТАСС
Стр.4
05 05 СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА «ОБОРОНКА» ЗАДАЧИ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ РЕМОНТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КОНТРАКТЫ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВЫГОДНЫ И ВОЕННЫМ, И ПРОИЗВОДСТВЕННИКАМ Минобороны, отказывающемуся от ремонта техники по аутсорсингу, требуется не только новый организационный подход, но и самые современные специальные автомобили, эвакуационные средства, ремонтные парки и т. д. Российской «оборонке» есть что предложить военным. Алексей РАММ 5 июня на базе уникального предприятия – Шумерлинского завода специализированных автомобилей, который входит в состав корпорации «Проект-техника», прошла научно-практическая конференция с руководителями центральных органов военного управления, научноисследовательских организаций Минобороны России и представителями предприятий промышленности «О выработке единой технической политики для перехода на контракты жизненного цикла». Под таким сложным для обывателя названием скрывается важнейшая для военных задача – как организовать ремонт вооружения и военной техники в современных условиях. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «АУТСОРСИНГА» Достаточно сказать, что на конференции, которой руководил лично начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-лейтенант Александр Шевченко, присутствовали заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по вооружению генерал-лейтенант Сергей Ерыгин, заместитель командующего РВСН по вооружению полковник Сергей Пороскун, начальник главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России генераллейтенант Николай Паршин, представители ВДВ, всех военных округов, командований родов войск и служб, а также военной приемки, Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа, ВПК при правительстве РФ, Минпромторга и т. д. Интересы промышленности представляли корпорация «Уралвагонзавод», корпорация «Проект-техника», Брянский автомобильный завод, УралАЗ, КамАЗ. С 2008 года организация ремонта воо«Министр обороны Сергей Шойгу принял решение отказаться от услуг «Спецремонта», – сообщил в ходе своего выступления начальник ГАБТУ Александр Шевченко. Понятно, что Минобороны не может мириться со сложившейся ситуацией. С нынешнего года военные переходят на так называемые контракты полного жизненного цикла, когда предприятие-изготовитель обслуживает свои изделия от начала его производства до утилизации. Уже сейчас в Минобороны запущено два пилотных проекта с ОАО «КамАЗ» и корпорацией «Уралвагонзавод». Но при этом Минобороны с приходом Сергея Шойгу прикладывает все усилия, чтобы вернуть в войска ремонтные части и подразделения, значительно сокращенные при передаче их функций на аутсорсинг в «Спецремонт». Не только в военных округах и органах военного управления, но и в бригадах начали возвращаться должности офицеров, отвечающих за организацию войскового ремонта, сокращенные при переходе к новому облику при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове. Части и подразделения впервые с 2008 года получают новейшие образцы ремонтной и эвакуационной техники. На прошедшей конференции военные и представители промышленности обсуждали, как правильно организовать совместную работу, чтобы сдвинуть ситуацию с ремонтом ВВТ с мертвой точки. «Нам надо найти тот водораздел, который определит, когда технику будут ремонтировать военные, а когда «заводчики». Чтобы не получилось повторения «аутсорсинга», нужно подготовить новую нормативную базу для перехода на контракты полного жизненного цикла», – пояснил в ходе своего выступления генераллейтенант Александр Шевченко. ружения и военной техники в Минобороны была передана предприятиям холдинга «Спецремонт» на условиях так называемого аутсорсинга. О негативных результатах такого решения говорит тот факт, что за прошлый год согласно озвученным генераллейтенантом Александром Шевченко данным было отремонтировано менее 50 процентов от запланированного количества единиц ВВТ. Причем это не самые плохие показатели за последние пять лет. Много проблем с обслуживанием и ремонтом техники в полевых условиях во время плановой боевой подготовки и проведения учений, так как фирмы, взявшие обязательства аутсорсинга, зачастую либо отказываются отправлять в «поля» своих специалистов, либо требуют выплаты дополнительных денег на «командировочные» расходы. Не спасла ситуацию и передача ремонтных заводов из Минобороны в состав предприятий – производителей ВВТ. ОТ КУНГА ДО СПЕЦБОРТА Стоит отметить, что Шумерлинский завод специализированных автомобилей, отметивший 5 июня нынешнего года 85-летие своего создания, был выбран в качестве площадки для проведения конференции не случайно. На входящем в состав корпорации «Проект-техника» уникальном заводе производят не только различные специальные автомобили, начиная от подвижных ремонтных мастерских и заканчивая спецбортами для РВСН, но и высокомобильные контейнеры, в которых военнослужащие в комфортных условиях могут выполнять свои служебные обязанности. По ходу конференции все ее участники смогли не только ознакомиться с модельным рядом производимой заводом и корпорацией продукции, но и вживую увидеть процесс ее изготовления. На конференции начальник Главного автобронетанкового управления генераллейтенант Александр Шевченко сообщил, что заключен большой контракт между Минобороны и корпорацией «Проекттехника» на поставку новейших мобильных технических средств обеспечения. «Согласно трехлетнему контракту на четыре миллиарда рублей мы должны поставить Минобороны новые подвижные ремонтные мастерские МТО-УБ – так называемые летучки, а также эвакотягачи. Сейчас эти машины закупаются для ремонтных органов батальонного звена», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» председатель правления корпорации «Проект-техника» Шавасп Калашян. По словам Калашяна, корпорация за несколько лет разработала и поставила на серийное производство новое поколение мобильных ремонтных комплексов батальонного звена, несмотря на то, что с 2009 года Минобороны отказалось от закупки такой техники. Примечательно, что после принятия решения об отказе от закупки мобильных ремонтных средств военное ведомство расторгло уже подписанный контракт с «Проект-техникой». «Мы понимали, что решение военных перейти на «аутсорсинг» неправильное и необоснованное и руководству Минобороны со временем придется вернуться к ремонту в войсках. Поэтому мы совместно с ГАБТУ продолжали, несмотря ни на что, работы по перспективным образцам ремонтной и эвакуационной техники и смогли довести их до серийного производства», – продолжил собеседник «ВПК». Помимо Минобороны, продукция корпорации уже более 15 лет закупается и внутренними войсками МВД России, причем сотрудники органов правопорядка не только берут подвижные ремонтные и эвакуационные средства, но и заказали ряд специальных машин под свои служебнобоевые задачи. Необходимо отметить, что продукция «Проекттехники» уже многие годы пользуется большой популярностью у иностранных покупателей. «Наша техника эксплуатируется в 17 странах мира и на иностранные заказы приходится ежегодно от 10 до 20 процентов нашего производства. В основном покупатели берут мобильные средства войскового ремонта. В частности, новейшие МТО-УБ недавно были поставлены иностранным покупателям», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» Шавасп Калашян. Продукция «Проект-техники» пользуется большой популярностью в 17 странах мира ники в контейнерах до тысячи единиц. На нашу продукцию приходится чуть больше половины от этого количества», – пояснил изданию председатель правления корпорации Шавасп Калашян. Все контейнеры производства «Проекттехники» можно перевозить не только по железной дороге и на автомобилях, но и самолетами военно-транспортной авиации, что делает их высокомобильными и готовыми к переброске в любую часть земного шара. Также необходимо отметить, что все контейнеры оборудованы не только силовыми агрегатами, обеспечивающими бесперебойное электрическое питание, но и системами климат-контроля, позволяющими электронному оборудованию и личному составу нормально работать при температуре от -50 до +50 и в дождь, и в снег, и даже в условиях пылевых бурь. Примечательно, что линейка продукции корпорации в этом сегменте очень разнообразна – начиная от мобильных столовых и полевых клубов для военнослужащих и заканчивая системами управления беспилотными летательными аппаратами и полностью оборудованными средствами связи и терминалами АСУ мобильных штабов. Сейчас «Проект-техника» предлагает не просто отдельные контейнеры с начинкой, но и так называемую универсальную медицинскую платформу (УМП) – мобильный полевой госпиталь, состоящий из палаток и контейнеров, позволяющий максимально приблизиться при размещении в «поле» к рабочим условиям в стационарных медицинских учреждениях. В состав УМП входят не только места для размещения и сортировки больных, рабочие места врачей, но и специальные блоки со сложным медицинским оборудованием, подвижные склады медицинского имущества, а также своя автономная система электропитания на базе генераторов. Недавно «Проекттехника» представила заказчикам мобильный полевой лагерь на 500 человек, оборудованный «Ежегодно Минобороны закупает техПравда, собеседник издания отказался назвать, какие именно страны закупили новейшие ремонтные мастерские, но заметил, что продукция корпорации поставляется туда, где традиционно эксплуатируется российская военная техника, а также включается в каждый большой контракт на поставку вооружения и военной техники. Еще одно уникальное направление в линейке продукции корпорации «Проекттехника» – производство мобильных контейнеров. БТР-4 ПОПАЛ В ДЕСЯТКУ Поступившие на вооружение армейских подразделений, участвующих в силовой операции на востоке Украины, новые БТР-4Е выдержали боевую проверку, которую уже оценили потенциальные зарубежные заказчики украинской бронетехники, отмечают в госконцерне «Укроборонпром». «Броня БТР-4Е выдержала прямые попадания из различных видов вооружений, в том числе крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек. Противокумулятивные экраны защитили экипаж от нескольких попаданий из ручного противотанкового гранатомета. Бронированные стекла выдержали прямые попадания снайперских винтовок», – приводит пресс-служба оценки главы «Укроборонпрома» Юрия Терещенко. «Надежная техника и конструкторская мысль спасли жизни экипажа и десанта, позволив подразделениям выполнить поставленные задачи», – подчеркнул он, высказавшись за скорейшее техническое перевооружение всех силовых структур, которые принимают участие в так называемой антитеррористической операции (АТО). Глава «Укроборонпрома» также отметил, что проверка новой украинской бронетехники в боевых условиях подтвердила хорошие перспективы ее дальнейшего продвижения на международных рынках вооружений: «Мы наблюдаем значительный рост интереса потенциальных заказчиков к нашей новой бронетехнике». БТР-4 разработан входящим в «Укроборонпром» государственным предприятием «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова», принят на вооружение армии, серийно производится на ГП «Завод имени Малышева» в Харькове. Сообщается, что БТР-4 вошел в десятку лучших бронетранспортеров мира по показателям защиты, огневой мощности и мобильности по версии влиятельного международного журнала Army Technology. Среди покупателей БТР-4 – Ирак, Индонезия, Казахстан. В апреле «Укроборонпром» передал украинским силовикам, задействованным в силовой операции на востоке страны, около 40 новых БТР-4. О судьбе каждой конкретной машины пока не сообщается, в том числе командирами повстанцев, противостоящих этой бронетехнике. всем необходимым для комфортного проживания военнослужащих имуществом, включая кухонное, медицинское оборудование и т. д. Сейчас, когда Российская армия с трудом, но все же выходит из кризиса, возникшего после поспешного и непродуманного перехода на систему аутсорсинга, у военных большая потребность не только в новейших средствах мобильного ремонта и эвакуации, но и в полном спектре тылового, медицинского и другого имущества. Но российская «оборонка» уже готова предложить продукцию не просто не уступающую мировым аналогам, но по некоторым параметрам их превосходящую. Остается пожелать корпорации «Проект-техника» и ее ключевому предприятию – Шумерлинскому заводу специализированных автомобилей продолжать работу в этом направлении и добиться еще больших результатов. Уровень исправности самолетов дальней авиации (ДА) должен составить не менее 80 процентов к 2017 году, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на совещании по состоянию и перспективам развития ДА ВВС РФ. Он отметил, что основная тема совещания – восстановление и содержание авиапарка ДА предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Министерство обороны реализует программу комплексного переоснащения Вооруженных Сил. Шойгу напомнил, что в прошлом году уже посещал авиастроительные предприятия Казани. «Должен сказать, что сегодняшнее посещение цехов меня приятно удивило, нас абсолютно удовлетворяют те темпы, на которые мы выходим по самолетам Ту-22М3. Нас абсолютно удовлетворяет то, сколько сегодня машин одновременно находятся в цехах, и тот график, который сегодня есть», – сказал министр. Ранее он посетил цехи КАПО им. Горбунова, где проходят ремонт и модернизацию самолеты Ту22М3 и Ту-160, и предприятие ОАК «КАПО-Композит». Во время осмотра производственных мощностей министру доложили, что в рамках программы импортозамещения в 2015 году в Казани начнет работу новое предприятие по производству герметика для элементов механизации крыла самолетов «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100 – SSJ100) и МС-21. «Эта тема заслуживает самого пристального внимания», – отметил Сергей Шойгу. «НАХИМОВ» ИДЕТ В РЕМОНТ Производственное объединение «Севмаш» готовит постановку тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Нахимов» в наливной бассейн для ремонта и модернизации. Для этого изготавливаются четыре понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн будут использованы еще два дополнительных понтона из блоков, которые применялись при аналогичных работах с авианосцем «Викрамадитья». Конструкции приподнимут корабль, чтобы обеспечить проход через порог батопорта для постановки на твердое основание. Постановку крейсера в док планируется провести в течение 20 суток в зависимости от погодных условий. Ее осуществят корабелы Севмаша и личный состав корабля. Работы идут в соответствии с графиком. После постановки в наливной бассейн «Адмирал Нахимов» будет полностью передан Севмашу на проведение работ, а личный состав покинет корабль. Сейчас на крейсере идет демонтаж оборудования, систем и механизмов. Наряду с персоналом производственного объединения эти работы выполняют специалисты СПО «Арктика». Ежедневно на судне работают до 350 человек. ПРИЧИНЫ АВАРИИ «ПРОТОНА-М» ПРИЧИНЫ АВАРИИ «ПРОТОНА-М» Основной версией аварии ракеты-носителя «Протон-М» со спутником «Экспресс-АМ4R» является нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени из-за разрушения подшипника турбонасосного агрегата, сообщил председатель межведомственной комиссии, первый замгендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк. Ранее звучавшая версия саботажа аварийной комиссией сейчас не рассматривается. Данилюк отметил, что межведомственная комиссия располагает всеми данными для выяснения точных причин аварии: «У нас есть телеметрия, разные характеристики. Мы проверяем физическое соответствие: могло – не могло. Поэтому все версии технические». Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс-АМ4R» стартовала с космодрома Байконур 16 мая. На этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту. Для расследования создана межведомственная комиссия, в которую вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, Объединенной ракетнокосмической корпорации, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО «Техномаш», ЦНИИ Войск воздушно-космической обороны и других организаций. Вадим САВИЦКИЙ
Стр.5