Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №5 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268403
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №5 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268403 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА УКРАИНСКАЯ ЛИХОРАДКА УКРАИНСКАЯ ЛИХОРАДКА Киев не должен допустить ошибок СССР,05Киргизии и Грузии05 ТЕМА Киев не должен допустить ошибок СССР, Киргизии и Грузии РАКЕТЫ РАКЕТЫ ВСЕГДА В ЦЕНЕ ВСЕГДА В ЦЕНЕ Обзор мирового рынка 06 управляемого оружия управляемого оружия КИБЕРУГРОЗЫ РОССИИ РАСТУТ КИБЕРУГРОЗЫ РОССИИ РАСТУТ Игорь ШЕРЕМЕТ Игорь ШЕРЕМЕТ, вице-президент Академии военных наук, вице-президент Академии военных наук, член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, председатель совета ВПК по АСУ, связи член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, председатель совета ВПК по А связи,, разведке, РЭБ и информационному противоборству, доктор технических наук, профессор разведке, РЭБ и информационному противоборству, доктор технических наук, профессор СИТ АЦИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ СИТУАЦИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИОРИТЕТЫ ОПК – ВЫСОКОТОЧНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Одна из главных задач оборонно-промышленного комплекса – восстановление боеприпасной отрасли, особенно в сфере создания высокоточных боеприпасов. <...> В 2012–2013 годах на ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 предприятиях КРЭТа уже были разработаны интегрированные комплексы БРЭО для учебно-боевого самолета (УБС) Як-130, боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», боевого ударного вертолета Ми-28Н, обеспечивающие системное взаимодействие пилотажно-навигационного оборудования, систем прицеливания и управления оружием, контроля за текущим состоянием самолета или вертолета, связи и т. д. <...> Применение дисплейных систем индикации и принципа «стеклянной кабины» упрощает подачу летной информации, помогая пилоту в принятии решеИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, СТОРОНУ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ТОГО ТРЕБУЕТ РАЗВИТИЕ ЧЕМ ТОГО ТРЕБУЕТ РАЗВИТИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ТЕНДЕНЦИИ <...>
Военно-промышленный_курьер_№5_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА УКРАИНСКАЯ ЛИХОРАДКА УКРАИНСКАЯ ЛИХОРАДКА Киев не должен допустить ошибок СССР,05Киргизии и Грузии05 ТЕМА Киев не должен допустить ошибок СССР, Киргизии и Грузии РАКЕТЫ РАКЕТЫ ВСЕГДА В ЦЕНЕ ВСЕГДА В ЦЕНЕ Обзор мирового рынка 06 управляемого оружия управляемого оружия КИБЕРУГРОЗЫ РОССИИ РАСТУТ КИБЕРУГРОЗЫ РОССИИ РАСТУТ Игорь ШЕРЕМЕТ Игорь ШЕРЕМЕТ, вице-президент Академии военных наук, вице-президент Академии военных наук, член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, председатель совета ВПК по АСУ, связи член Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, председатель совета ВПК по А связи,, разведке, РЭБ и информационному противоборству, доктор технических наук, профессор разведке, РЭБ и информационному противоборству, доктор технических наук, профессор СИТ АЦИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ СИТУАЦИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИОРИТЕТЫ ОПК – ВЫСОКОТОЧНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Одна из главных задач оборонно-промышленного комплекса – восстановление боеприпасной отрасли, особенно в сфере создания высокоточных боеприпасов. За два последних десятилетия здесь потеряно много компетенций. Об этом заявил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин на общем годовом собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области: «Мы имеем неплохие показатели по экспорту боеприпасов, но отрасль потеряла много компетенций за последние годы. Потребность в высокоточных боеприпасах очень высокая, но промышленность многие годы не получала должной поддержки. Сейчас Ростех подключил к теме Росатом, который будет создавать новые компетенции для модернизации и инновационного развития отрасли». По словам президента Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Сергея Максина, инвестиции в НИОКР в 2014-м вырастут по сравнению с прошлым годом почти на 36 процентов и превысят 6,262 миллиарда рублей. Часть этих средств будет работать в боеприпасной сфере. В ВОЙСКАХ ВКО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ЦНИИ Создание Центрального научно-исследовательно-научного комплекса Войск воздушно-космической обороны, на которую будут возложены функции головной научно-исследовательской организации в области проблем строительства и развития воздушнокосмической обороны Российской Федерации. Вопросы формирования ЦНИИ ВКО обсуждались на заседании военного совета Войск ВКО. В состав ЦНИИ ВКО войдут научно-исследовательские центры ракетнокосмической обороны (Москва), противовоздушной обороны (Тверь) и управления ракетно-космическими средствами (Юбилейный, Московская область). Приоритетными задачами ЦНИИ ВКО станут исследования в области строительства и развития систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении противника, поражения и подавления средств воздушнокосмического нападения, систем управления и технического обеспечения войск (сил) ВКО РФ. ЦНИИ ВКО будет проводить комплексные исследования основных направлений развития вооружения, военной и специальной техники ВКО. ского института воздушно-космической обороны завершится к 1 марта. ЦНИИ ВКО станет основной составляющей военКОМПЛЕКСНЫЙ ИНТЕГРАТОР ДЛЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что несмотря на нескончаемую болтовню о демократии, Вашингтон всегда готов положить на полку свою преданность демократическим принципам, если они мешают новому мировому порядку, устанавливаемому США? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 85% ДА 8% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 7% Комплексный интегратор для военной авиации будет создан в 2014 году концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Модель его позволяет предложить отечественным авиастроителям сбалансированные решения в области бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), объединяющие лучшие отечественные разработки и современный зарубежный опыт. Реализация подобной модели организации высокотехнологичного бизнеса усилит позиции российских производителей авиационных систем и компонентов в конкурентной борьбе с иностранными компаниями и ускорит внедрение инноваций как на этапе разработки, так и в ходе производства. В рамках принятой стратегии развития КРЭТ до 2018 года предусмотрен переход от поставки отдельных изделий к созданию интегрированных решений для всех типов авиации. В 2012–2013 годах на ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 предприятиях КРЭТа уже были разработаны интегрированные комплексы БРЭО для учебно-боевого самолета (УБС) Як-130, боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», боевого ударного вертолета Ми-28Н, обеспечивающие системное взаимодействие пилотажно-навигационного оборудования, систем прицеливания и управления оружием, контроля за текущим состоянием самолета или вертолета, связи и т. д. Интеграция всех систем, обеспечивающих полет и выполнение боевой задачи, совершается при помощи использования современных компьютеров с открытой архитектурой, что дает возможность постоянно обновлять и улучшать алгоритмы взаимодействия всех элементов, адаптируя искусственный интеллект интегрированного комплекса к новым задачам. Применение дисплейных систем индикации и принципа «стеклянной кабины» упрощает подачу летной информации, помогая пилоту в принятии решеИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, СТОРОНУ ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ТОГО ТРЕБУЕТ РАЗВИТИЕ ЧЕМ ТОГО ТРЕБУЕТ РАЗВИТИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ АНТАЗИИ Василий БУРЕНОК, доктор технических наук, профессор ПРОГРЕСС В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ САМЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЗАМЫСЛЫ Читайте материал на стр. 06 Читайте материал на стр. 06 ний. В частности, комплексная цифровая система управления УБС Як-130 позволяет имитировать поведение различных типов и моделей боевых машин – как отечественных, например Су-27 или МиГ-29, так и иностранных за счет изменения динамических параметров, характеристик устойчивости и управляемости, а установленные в кабине жидкокристаллические многофункциональные экраны повторяют особенности их пилотирования. Интегрированный комплекс БРЭО для боевого ударного вертолета Ми-28Н обеспечивает безопасное пилотирование на предельно малых высотах с вероятностью одновременного обнаружения целей через оптический, телевизионный, лазерный, тепловизионный и радиолокационный каналы наблюдения. Это повышает эффективность поражения противника и дает максимальную безопасность экипажу вертолета. КРЭТ, входящий в госкорпорацию «Ростех», намерен усилить внутреннюю кооперацию предприятий, производящих БРЭО для военной авиации, и проводить единую политику в отношениях с партнерами – заказчиками и клиентами. Ранее КРЭТ принял решение о создании единого комплексного поставщика для гражданской и транспортной авиации на базе Научно-исследовательского института авиационного оборудования (НИИАО) и «Авиаприбор-холдинга». Создание интегрированных комплексов бортового оборудования для всех выпускающихся и перспективных образцов российской военной авиации, освоение новых продуктовых ниш и формирование конструктивных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами являются одной из важнейших стратегических задач концерна. Для этого в КРЭТе планируется усилить координацию и производственную кооперацию ключевых предприятий, разрабатывающих и производящих БРЭО. ФАНТАЗИИ Продолжение на стр. 02 Продолжение на стр. 02 ПОЛТОРА ДЕСЯТКА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКОВ Россия планирует запустить 17 космических аппаратов с четырех космодромов в ближайшие три месяца. В феврале ожидаются два космических пуска, в марте – шесть и в апреле – пять. Их осуществят с космодромов Байконур, Плесецк и Куру и с платформы в Тихом океане. В феврале с космодрома Байконур (Казахстан) планируется выполнить пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и турецким спутником связи Turksat 4A. Старт «Протона» состоится 15 февраля. 11 марта с космодрома Плесецк (Архангельская область) предстоит вывести на орбиту навигационный спутник «Глонасс-М» при помощи ракеты-носителя «Союз-2-1Б» и разгонного блока «Фрегат». На 16 марта намечен пуск «Протона-М» с «Бризом-М» и телекоммуникационными аппаратами «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», на 19 марта – пуск ракеты-носителя «Стрела» со спутником дистанционного зондирования Земли «Кондор-Э». 26 марта планируется старт ракеты «Союз-ФГ» с ПОЛТОРА ДЕСЯТКА РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКОВ пилотируемым кораблем «Союз ТМА-12М», 29 марта – старт ракеты «Союз-СТ-А» с блоком «Фрегат-МТ» и европейским аппаратом Sentinel-1A с космодрома Куру во французской Гвиане. Первый весенний месяц завершится пуском ракеты «Рокот» с блоком «Бриз-КМ» и спутниками в интересах Министерства обороны России. На 6 апреля намечается пуск «Протона-М» с блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным аппаратом «Экспресс-АМ4R», на 9 апреля – пуск «Союза-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-23М», на 13 апреля – пуск ракетыносителя «Зенит-3SL» с блоком ДМ-SL и европейским связным спутником Eutelsat 3B с подвижной платформы в Тихом океане по программе «Морской старт». 16 апреля планируется старт «Союза-У» с аппаратом дистанционного зондирования Земли EgyptSat-2, созданным в России по заказу Египта. 28 апреля «Протоном-М» с «Бризом-М» предстоит вывести на геостационарную орбиту спутник-ретранслятор «Луч-5В» и казахстанский связной аппарат «КазСат-3». СТАВКА НА СОВМЕСТНОЕ И ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В отношениях с Индией Рособоронэкспорт рассчитывает на организацию совместного и лицензионного производства, а также передачу технологий. Именно такая кооперация является главным вектором развития российско-индийских отношений. Рособоронэкспорт проведет переговоры по сухопутной тематике с индийскими партнерами по текущим и перспективным проектам, в том числе касающимся модернизации ранее поставленной техники, включая боевые машины пехоты БМП-2, танки Т-72 и Т-90С. Компания планирует обсудить ход тендера на поставку самоходных артиллерийских установок, в котором участвует модернизированная 155-мм самоходная гаубица «Мста-С», проходящая в настоящее время испытания в Индии. Шасси гаубицы имеет высокую степень унификации по узлам и агрегатам с шасси танка Т-90С, лицензионное производство которого уже освоено на индийском заводе Heavy Vehicles Factory в городе Авади. Новым перспективным направлением взаимовыгодного сотрудничества по сухопутной тематике можно считать ведущуюся в настоящее время работу по созданию совместного российско-индийского предприятия по производству реактивных снарядов к реактивным системам залпового огня «Смерч». Интерес иностранных специалистов ожидается к модернизированному танку Т-90С, инженерным машинам на базе танка Т-90С, боевой машине поддержки танков БМПТ-72, самоходной противотанковой пушке «Спрут СД», автоматизированной системе управления тактического звена и российским средствам ПВО всех классов. В их числе комплексы «Панцирь-С1», «Тор-М2КМ», «Тунгуска-М1», «Игла-С», с которыми Рособоронэкспорт участвует в тендерах Министерства обороны Индии в интересах сухопутных войск. Одним из вопросов, которые будут обсуждаться по военно-морской тематике, станет послепродажное обслуживание авианосца «Викрамадитья». Кроме того, Рособоронэкспорт продолжит консультации по продвижению дизель-электрической подводной лодки «Амур1650» в рамках предстоящего тендера на проектирование и строительство для ВМС Индии подлодок проекта 75I, а также по возможной поставке дополнительной серии фрегатов проекта 11356. в своесвоем РУССКИЕ ИДУТ! РУССКИЕ ИДУТ! ОТРК «Искандер» как самое эффективное09 ОТРК «Искандер» как самое эффективное в своем сегменте оружие в мире 09 № 5 (523) 12–18 февраля 2014 года выходит по средам № 5 (523) выходит по средам РАЗОРУЖЕНИЯ Утилизация плутония носит символический характер? РАЗОРУЖЕНИЯ символический характер? 10 Утилизация плутония носит 10 ПРОДЛИТЬ НА ПЯТЬ ЛЕТ Комитет Госдумы по обороне выступает за принятие в первом чтении законопроекта о предельном возрасте пребывания на военной службе. Комитет рекомендовал Государственной думе принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 49 и 53 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (о предельном возрасте пребывания на военной службе и предельном возрасте пребывания в запасе), который внесен правительством РФ 19 декабря 2013 года. Законопроектом предлагается увеличить предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соответствующих воинских званиях, на пять лет за исключением военнослужащих женского пола. Кроме того, законопроект уточняет возраст, до достижения которого возможно прохождение военной службы. Также планируется увеличить для офицеров запаса период пребывания в запасе на пять лет за исключением граждан женского пола. ДЕКОРАЦИИ ЯДЕРНОГО ДЕКОРАЦИИ ЯДЕРНОГО Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Михаила ХОДАРЕНКА)
Стр.1
№ 5 (523) 12–18 февраля 2014 года АРМИЯ ЗАЩИТА, АЛЬТЕРНАТИВА АДЕКВАТНАЯ УГРОЗАМ, – ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Нарастание и расширение сферы действия угроз и вызовов национальной безопасности Российской Федерации требуют адекватного усиления защиты ее национальных интересов и активизации мирного развития страны, независимо от политического строя и форм собственности, под жестким контролем и непосредственным управлением государства при персональной ответственности руководителей органов государственной власти всех уровней. Федор СЕРГЕЕВ Наука о государстве, оперативно-стратегический и исторический анализ международной и внутренней обстановки в стране настоятельно требуют от нас применить в полной мере системный подход к защите национальных интересов Российской Федерации от отрицательного воздействия на ее развитие различных угроз и вызовов. НЕ ПРОЗАСЕДАТЬ БЫ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Давно пора не на словах, а на деле прекратить имитацию бурной аппаратной деятельности чиновников, прозаседавшихся в бесчисленном количестве различных нештатных совещательных органов, особенно в верхних эшелонах власти. Необходимо незамедлительно приступить к организационному и техническому формированию под непосредственным руководством и оперативным управлением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами Российской Федерации централизованной всероссийской иерархической, комплексной и целостной триединой системы обеспечения национальной безопасности государства и обороны страны. Основу этой системы должны составлять содержащиеся в постоянной готовности, непрерывно и активно действующие силы и средства, предназначенные для обеспечения государственной, общественной, военной безопасности и обороны страны. Некоторые предложения из этой области публиковались на страницах газеты «ВПК» (№№ 42, 48, 2013 и № 2, 2014). Судя по комментариям, тема вызвала большой интерес специалистов, но вместе с тем породила и споры. Поэтому возникла необходимость изложить краткое обоснование данных предложений. НА ПОДСТУПАХ К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ Известно, что законы общества в отличие от законов природы формируются и реализуются посредством сознательной деятельности людей. Учеными Академии военных наук Российской Федерации и другими специалистами, изучающими проблемы безопасности, обороны и правопорядка, постоянно ведутся научные исследования той части сознательной деятельности, которая проявляется в виде различных угроз и вызовов национальным интересам России в сфере обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны. Оперативно-стратегический и исторический анализ таких угроз и вызовов, а также последствий их реализации на территории бывшего социалистического лагеря за последние 20–25 лет показал, что с каждым годом они приобретают все более выраженный комплексный, системный, всеохватывающий характер. Тщательно маскируясь под оказание нам всесторонней помощи в скорейшем преодолении так называемых пережитков социализма, эти угрозы и вызовы оказывают мощное, согласованное по всем направлениям отрицательное воздействие одновременно на все стороны жизни и деятельности Российской Федерации, бывших советских республик, стран СНГ и наших союзников. В последнее время реализация этих угроз и вызовов осуществляется скрытно, коварно, изощренно и массированно в форме крупномасштабных стратегических совместных специальных и военных операций (кампаний), включающих в себя систематические террористические и даже военные действия. По существу они служат в качестве отвлекающих маневров от направлений главного удара по основным компонентам системы национальной безопасности – идеологии, теоретическим основам, политике, экономике государства, органам государственного и военного управления, средствам массовой информации и культуры, узловым объектам коммуникаций и инфраструктуры государства, иным составляющим общественно-экономической формации Российской Федерации и других стран бывшего социалистического лагеря. вызовам, очевидно, всем силовым структурам нашего государства, отвечающим за обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, необходимо сосредоточить свое внимание на организации адекватных совместных стратегических действий, согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени и привлекаемым силам. Действий, проводимых под единым командованием по единому замыслу и плану в форме соответствующих встречных, ответно-встречных и других крупномасштабных стратегических совместных специальных и военных операций, контропераций или кампаний. Такие совместные стратегические действия невозДля эффективного противодействия таким угрозам и 04 04 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОБ РФ (вариант) КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стратегия обеспечения (защиты) национальной безопасности РФ (после 2010-2013 гг.) Основы государственной политики по обеспечению государственной, общественной, военной безопасности РФ и обороны страны (на 15 лет вперед) по строительству триединой системы обеспечения (защиты) национальной безопасности - СОБ РФ (после 2010-2013 гг.) ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РФ (ДО 2008–2010 гг.) Основы государственной политики по обеспечению военной безопасности РФ и обороны страны Основы государственной политики по строительству системы обеспечения военной безопасности ТРИЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ЗАЩИТЫ) НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (ПОСЛЕ 2010–2013 гг.) ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ НА ПЕРИОД ДО 2010 г. государственной безопасности РФ обеспечения государственной безопасности Основы государственной политики по строительству системы Основы государственной политики по обеспечению Основы государственной политики по обеспечению безопасности общества (общественной безопасности) РФ обеспечения общественной безопасности ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И ОБОРОНЫ СТРАНЫ – ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РФ (Минобороны и Генштаб ВС РФ) 1. Вооруженные Силы (включая Спецстрой и ж/д войска), другие войска и воинские формирования, не входящие в состав Сил обеспечения государственной и общественной безопасности – т. е. это силовой компонент военной организации РФ. 2. Системы военного управления и всестороннего обеспечения силового компонента военной организации РФ. 3. Научные, учебные, ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (Сообщество спецслужб России и Штаб Сил госбезопасности РФ) 1. Силы и средства органов государственной безопасности – т. е. это оперативно-силовой компонент организации государственной безопасности РФ. 2. Системы оперативного управления и всестороннего обеспечения оперативносилового компонента организации госбезопасности РФ. производственные и испытательные организации Минобороны России. линии взаимодействия можны без организационного и технического формирования централизованной всероссийской иерархической, комплексной и целостной триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Системы под непосредственным руководством и оперативно-стратегическим управлением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами, предназначенными для обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны. Эти структуры должны действовать от имени государства непрерывно и постоянно во всех сферах жизни общества в интересах строгого соблюдения установленных законов и правопорядка. Создание такой государственной триединой системы в так называемых рыночных условиях жизни современной России особенно актуально. Она необходима для того, чтобы от общества потребления и торговли чужими товарами и невосполнимыми ресурсами страны под контролем различного рода «смотрящих», лоббирующих и «крышующих» перейти наконец к построению полноценного постиндустриального общества. Общества, производящего и торгующего своими товарами в условиях свободного рынка под контролем создаваемой государственной триединой системы обеспечения национальной безопасности, работающей бескорыстно в интересах всего народа Российской Федерации и народов СНГ. Наши современные министерства, ведомства и агентства сбросили с себя все основные функции, присущие во все времена и во всех странах органам государственной власти и управления, все без исключения звенья предлагаемой триединой системы. Делается это под прикрытием демагогии о верховенстве рыночных принципов безответственного, аппаратного и лишь методического курирования над принципами ответственного государственного управления. Необходимо вспомнить о принципах демократического централизма, единоначалия и персональной ответственности должностных лиц за выполнение задач и функций, возложенных как на них лично, так и на возглавляемые (или, как позиционируют себя сейчас многие современные руководители высшего звена, курируемые) ими органы, силы и войска. Учитывая, что основой этой системы является подсистема управления, состоящая, как известно, из органов, средств и пунктов управления, предлагается в ближайшие пять лет первоочередное внимание уделить организационному развитию именно этой подсистемы. При этом начинать необходимо с формирования верховного, надведомственного и головных, межведомственных органов оперативного (оперативно-стратегического и оперативно-тактического) управления в тех звеньях триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где сегодня такие органы отсутствуют. ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Анализ показывает, что наиболее слабые в этом отношении звенья сегодня находятся на самом верхнем уровне государственного оперативного управления. Штатные оперативные органы управления, отвечающие за решение всего комплекса задач обеспечения национальной безопасности, в настоящее время вообще отсутствуют как на государственном, надведомственном и межведомственном уровнях, так и в некоторых ведомствах, отвечающих за обеспечение государственной, общественной и даже военной безопасности. Вместо этого продолжается порочная практика создания многочисленных нештатных совещательных органов в виде различных советов, комитетов и комиссий под каждую из задач и обслуживающих их бюрократических аппаратов в составе соответствующих видовых министерств и ведомств. Как показывает опыт, эти бюрократические аппараты формируются из сотрудников с минимальным запасом и даже с полным отсутствием системных оперативных знаний, навыков, опыта управления крупномасштабными совместными стратегическими специальными и военными действиями и специальной оперативной подготовки. Эти специалисты отвечают за объем и скорость документооборота, а не за непрерывное дежурство, организацию совместных действий и оперативное управление крупномасштабными стратегическими операциями. Яркими представителями таких органов являются, например, Национальный антитеррористический комитет, Национальный антинаркотический комитет, Комиссия по борьбе с экстремизмом и другие национальные по названию, но сугубо ведомственные, видовые курирующие органы. Это свойственно даже Военно-промышленной комиссии при правительстве и Совету безопасности Российской Федерации с их аппаратами и нештатными научными советами и рабочими группами. ции) очередной угрозы национальным интересам Российской Федерации объявляется, что при руководителях соответствующих видовых органов исполнительной власти создается очередной нештатный, якобы межведомственный совещательный орган с соответствующим названием (типа Анти… комитета, Комиссии по борьбе с …, Военно-… комиссии, Совета, Совещания, Группы или даже Штаба, но тоже нештатного). Формируется он, как правило, из одних и тех же должностных лиц государства. По сути мы не только постоянно опаздываем с оказанием эффективного противодействия каждой новой угрозе, но и не создаем реального механизма надежной защиты национальных интересов Российской Федерации от всей совокупности системы возможных угроз, направленных против создания у нас и развития настоящего народнодемократического, а не буржуазного государства с уголовными элементами. Не первый год каждый раз после проявления (реализаМы лишь имитируем бурную деятельность и необоснованно раздуваем в каждом из соответствующих министерств и ведомств бюрократический аппарат. Он обслуживает эти нештатные, хотя и межведомственные по названию органы, которые по сути своей являются лишь совещательными, административно-политическими органами курирования или в лучшем случае координации, а вовсе не оперативными органами управления. Наука о государстве доказывает, а анализ оперативной обстановки подтверждает, что во всех государственных органах современной России давно назрела необходимость вновь перейти от квазирыночных, якобы демократических, безответственных аппаратных, административных методов курирования и координации к ответственным штабным оперативным методам управления разновидовыми и разноведомственными силами, органами и средствами, предназначенными для защиты национальных интересов Российской Федерации от отрицательного влияния и воздействия на развитие государства, общества и личности всей системы угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации. Критерием качества работы любого бюрократичеКОНЦЕПЦИИ, ПРОГРАММЫ, ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ ОРГАНИЗАЦИЯ 3. Научные, учебные, производственные и испытательные органы и организации ФСБ, ФСО, СВР и др. служб, сопряженных в единое Сообщество спецслужб России. и Штаб Сил общественной безопасности РФ) 1. Силы обеспечения общественной безопасности (Силы общественной безопасности РФ) – т. е. это оперативносиловой компонент организации общественной безопасности РФ. 2. Сопряженные системы оперативного управления и всестороннего обеспечения оперативно-силового компонента организации общественной безопасности РФ. 3. Научные, учебные, производственные, испытательные органы и организации МВД, МЧС, Минюста и др., сопряженные в единое целое в рамках Сообщества органов общественной безопасности. и гособоронзаказ Минобороны России и гособоронзаказ Минобороны России госзаказы сообществ госзаказы сообществ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (Сообщество ФОИВ, обеспечивающих, общественную безопасность, ОРГАНИЗАЦИЯ Основы государственной политики по строительству системы ОСНОВЫ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ Основы государственной научнотехнической и промышленной политики по обеспечению государственной, общественной и военной безопасности РФ Основы государственной политики РФ Стратегия (концепция) развития России Основы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности и т. д., и т. п. НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ТРИЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ – СОБ РОССИИ Это общенаучные, учебные, промышленные, хозяйственные предприятия и организации страны, которые выполняют под руководством заместителя председателя правительства РФ и ВПК госзаказы организаций государственной и общественной безопасности РФ, возглавляемых соответствующими сообществами, и гособоронзаказ военной организации РФ, возглавляемой Министерством обороны РФ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ского аппарата является документооборот, а показателями эффективности работы – объем и скорость документооборота. При этом высокий документооборот вовсе не является гарантией эффективного выполнения оперативных задач. В критические моменты совместных военных и специальных операций бюрократы могут даже превращаться в реальную помеху для оперативных сотрудников. Критерием же качества работы оперативного командования или штаба и оперативных сотрудников как раз и является выполнение оперативной задачи управляемыми силами, органами и лично по обеспечению национальной безопасности государства, а основным показателем эффективности работы – степень защиты государства, общества и личности от отрицательного воздействия на них всей системы угроз и вызовов национальным интересам государства. Теория, история и мировая практика государственного строительства показывают, что чем больше свободы государство предоставляет своему народу, предприятиям и организациям различной формы собственности Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 СОСЕДИ в их деятельности по развитию предпринимательства, частного бизнеса и по изменению тем самым уровня общественно-экономической, политической, культурной и вообще всей жизни общества, тем более жесткой, дееспособной, неподкупной и всеохватывающей должна быть у такого государства система обеспечения защиты этой деятельности от отрицательного влияния и воздействия всевозможных внешних и внутренних угроз и вызовов национальным интересам государства, общества и каждой отдельной личности. ОТМЕНИТЬ КОЛЛЕКТИВНУЮ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ В соответствии с вышеизложенным предлагается в первую очередь укрепить самое слабое звено в формируемой триединой системе обеспечения национальной безопасности государства. Необходимо создать штатный верховный орган оперативного управления под непосредственным руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами, предназначенными для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Этот верховный орган оперативного управления Роман ИЛЮЩЕНКО, ветеран МВД должен отвечать за организацию, стратегическое планирование и контроль процессов строительства, развития, повседневной оперативно-служебной деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов, военных и специальных сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, заблаговременное и непосредственное планирование и управление совместными действиями войск, сил, средств и органов в стратегических совместных специальных и военных операциях и оперативных мероприятиях, а также за оперативную подготовку руководящего состава и слаживание работы органов управления в типовых ситуациях. Формирование этого верховного органа оперативного управления и соответствующую реорганизацию существующей «рыночной» системы государственного управления, а точнее, курирования предлагается проводить в процессе общего сокращения штатов за счет резкого снижения количества и численности безответственных и коррумпированных аппаратных звеньев, осуществляющих лишь координационные и обеспечивающие функции на всех уровнях руководства, рационального перераспределения штатной численности и личного состава специалистов в области организации и управления оперативным применением сил и средств по всем направлениям деятельности в сфере обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны. Аналогичные преобразования надо произвести и в правительстве Российской Федерации. Имеется в виду создание при председателе правительства Российской Федерации специального федерального органа исполнительной власти для административного руководства (или административно-хозяйственного управления реализацией процессов) процессами строительства и развития триединой системы организаций, обеспечивающих государственную, общественную, военную безопасность Российской Федерации и оборону страны (например Минстройразвития СОБ России). Естественно, одной из основных функций предлагаемого надведомственного правительственного органа государственного руководства должна быть функция анализа угроз национальным интересам России в военнотехнологической сфере, стратегического планирования и управления (а не безответственного курирования) не только военного строительства и развития обороннопромышленного комплекса России, но и развития целиком всей триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере государственной, общественной, военной безопасности России и обороны страны. При этом Военно-промышленная комиссия сможет действовать, как и раньше, в нештатном режиме в качестве совещательного органа, заседающего раз в квартал или даже реже. Соответствующие надведомственные пары органов оперативного и административно-хозяйственного управления предлагается создать и в федеральных округах, что будет способствовать дальнейшему укреплению государственности и вертикали власти. Мы теперь имеем однозначное представление о том, что такое уличные бои без правил, когда противостояние превращается в озверение и избиение, о том, что оружие «восставшего пролетариата» – это не только булыжник, о том, что такое торжество зомбированного раба и хама, возомнившего себя свободным. Уверен, что большинство россиян да и украинцев на стороне «Беркута» и внутренних войск МВД Украины, хотя пока их действия нельзя назвать результативными. Одна из причин – боязнь ими «подставы»: уголовного преследования, предательства со стороны командования, властей, а также нерешительность руководства государства, прикрывающего свою трусость и слабость «гуманностью», «толерантностью» и «гибкостью». Чем это заканчивается, мы прекрасно знаем и помним не только по урокам августа 1991-го, но и «тюльпановых и розовых революций» в Киргизии, Грузии. Имея некоторый опыт работы в военной журналистике и службы во внутренних войсках МВД России, хочу предостеречь украинских правоохранителей от ошибок, сделанных более 20 лет назад. Ведь похожее происходило в нашей общей стране – СССР. Для этого обращусь к документам того периода. «…ВПЕРЕДИ ДОЛЖЕН БЫЛ ИДТИ ПАРТАКТИВ» И. Н. Родионова*: «Когда перестанут глумиться над армией и державой?»: «Обрушивая на читателей лавину лжи, «желтая» пресса делает свое дело. Сегодня на вопрос, отчего погибли люди в Тбилиси, большинство у нас и за рубежом отвечают: «От саперных лопаток и газов». Пройдут годы, и саперная лопатка останется в истории мировой журналистики как классический пример умелой лжи. Четыре газеты в политике могут сделать больше, чем стотысячная армия… Но и этого егорам яковлевым** мало. Поэтому главный редактор «Московских новостей»… разжигает читателя рассказом о том, как он с Гельманом ходил прощаться с «жертвами армейского разбоя»: «Убогая квартира. Гроб на столе. В нем – шестнадцатилетняя девушка. Красавица на фотографии и ужасное темно-лиловое лицо в гробу. Солдат сбил ее с ног дубинкой и наступил сапогом на горло». Подлинное горе в Грузии в многотиражной поспешности заезжего московского газетчика звучит не только фальшиво, но и подозрительно суетливо. После таких чудовищных обвинений потом само собой следует, что советские солдаты и офицеры – зверье, и оккупанты, и убийцы, а наша армия – жандарм своего народа. Не такова правда об апреле в Тбилиси. Подлинную правду мы установим, чего бы нам это ни стоило». Из статьи генерал-полковника Фрагменты из 140 томов следственных материалов прокуратуры СССР по делу о событиях 9 апреля 1989 года в Тбилиси. «Учитывая резкое обострение полиПреимущество предлагаемой системы управления состоит в том, что в ходе выполнения различных задач по обеспечению безопасности государства, включая актуальную сегодня борьбу с терроризмом, наркобизнесом, коррупцией и нездоровым протекционизмом в органах власти, эту систему не придется перестраивать в зависимости от изменения условий обстановки. Понадобится лишь необходимое по обстановке усиление оперативного ядра (состава) указанных органов управления за счет внутренних резервов без коренного изменения алгоритмов их работы. Последние отлаживаются в ходе постоянного дежурства и повседневной деятельности по стратегическому анализу, планированию и государственному управлению триединой системой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Управляемая сегодня со сбоями с помощью различных нештатных советов, межведомственных комиссий, комитетов и рабочих групп на принципах «коллективной безответственности» совокупность организаций, предназначенных для обеспечения военной, государственной и общественной безопасности государства, под ответственным государственным руководством всего двух предлагаемых штатных надведомственных органов управления превратится в конечном итоге в эффективную централизованную государственную единую систему обеспечения строительства и развития настоящего народнодемократического строя в России в условиях национальной безопасности Российской Федерации. тической обстановки в республике, бюро ЦК КП Грузии постановило (протокол №122/2 от 08.04.89): 1. Принять меры по освобождению площади перед зданием Дома правительства… с помощью милиции, войск МВД и подразделений СА. 2. Руководство по проведению этой операции возложить на командующего ЗакВО генерал-полковника Родионова И. Н.» (т. 36, л. д. 73, 141–144, т. 98, л. д. 56, 157–158). УРОКИ УРОКИ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО КИЕВ ДОЛЖЕН ВСПОМНИТЬ ИСТОРИЮ ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИТЬ ТЕХ ОШИБОК Украину лихорадит. События в соседней республике все больше напоминают революцию. Центр Киева в огне, дыму и баррикадах. Полным ходом идет захват правительственных и административных зданий в столице и органов власти на местах. Пролилась первая кровь, есть заложники и уже открыт счет ритуальным «жертвам революции», названной кем-то из бойких журналистов «крещенской». церы и прапорщики вооружены штатным оружием». «Допрошенный в качестве свидетеля помощник первого секретаря ЦК КП Грузии Георгадзе П. И. показал, что в ходе заседания… говорилось, что впереди войск ВВ должны идти представители партийного актива, за ними силы МВД Грузии, а далее уже войска МВД СССР. Последними должны были идти подразделения СА для того, чтобы после освобождения от митингующих проспекта Руставели взять под охрану Дом правительства» (т. 98, л. д. 188–189). «ДРАЛСЯ С СОЛДАТАМИ, НЕ ЩАДЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ» «Согласно установленным нормам ВВ были экипированы следующим образом: стальные каски, бронежилеты, резиновые палки, пластиковые и металлические щиты, офицеры были вооружены личным оружием… Приданные парашютнодесантные подразделения были экипированы стальными касками, бронежилетами, малыми пехотными лопатками, офии предусматривалось планом, по команде генерал-полковника Родионова подразделения полка (войсковой части 311. – Р. И.), развернутые в три шеренги на всю ширину проспекта Руставели, медленно двинулись к Дому правительства. Впереди них, на расстоянии от 20 до 40 метров по проезжей части на минимальной скорости двигались бронетранспортеры. Непосредственно за войсковыми цепочками (группа вытеснения) продвигались группы применения спецсредств, а также прикрытия. Следом за ними – пожарные машины и санитарный автобус. Далее по проспекту на правом и левом фланге полка следовали колоннами соответственно 2 и 3-й парашютно-десантные батальоны. «В 4 часа 9 апреля 1989 года, как это цепочек по проспекту военнослужащие десантных подразделений… подверглись нападению со стороны хулиганствующей молодежи. Еще до соприкосновения боевых порядков с участниками митинга на площади перед Домом правительства от ударов камнями, бутылками и другими предметами получили телесные повреждения различной степени тяжести шесть воинов-десантников». С первых минут движения войсковых А вот свидетельства с той стороны. М. Г. Тетрадзе: «Я видела, что часть мужчин, по рассказам это были каратисты, первыми вступили в единоборство с солдатами и действовали достаточно успешно» (т. 83, л. д. 79–85). Г. Д. Бочоришвили (21 год): «Я спортсмен, занимался культуризмом и борьбой ушу. Прибыл на митинг с целью защиты митингующих от физической расправы со стороны военных… Я дрался с солдатами, не щадя своей жизни… У меня кулаки были в крови» (т. 101, л. д. 105–107). «В СЛУЧАЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ» Сержант милиции Х. А. Карослиев: П. П. Рыбак: «Из подземного перехода на площадь выбежала группа молодежи, которая принялась бросать в нас камни, палки, разбитые бутылки. Одна попала мне в колено, а затем с расстояния пять метров кто-то швырнул кирпич, который попал в голову. От удара потерял сознание и пришел в себя в госпитале» (т. 12, л. д. 155–163). ИНДИЯ И ФРАНЦИЯ ИНДИЯ И ФРАНЦИЯ НЕ МОГУТ НАЙТИ КОМПРОМИСС НЕ МОГУТ НАЙТИ КОМПРОМИСС Переговоры по многомиллиардной сделке на покупку Индией 126 истребителей Rafale зашли в тупик, сообщает американский оборонный интернет-портал Defensenews со ссылкой на источники в индийском военном ведомстве. Камнем преткновения на переговорах стали вопросы, регулирующие использование лицензии на производство французских истребителей на предприятиях индийской государственной корпорации Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL). Серия встреч представителей сторон, проведенных в течение последних трех месяцев, не смогла разрешить тупиковую ситуацию. «В начале этого года представители французской фирмы-производителя Dassault встретились с руководством Минобороны Индии, индийских ВВС и HAL, чтобы разрешить возникшие противоречия. Однако планировавшийся на конец января визит во Францию руководителя HAL Равиндра Тьяги был внезапно отложен. Это поставило под вопрос реализацию программы. Высокопоставленный источник Dassault сказал американскому изданию, что французская сторона была проинформирована в самый последний момент о переносе визита делегации HAL в Париж», – говорится в сообщении. Проблемой стала настойчивость ВВС Индии в предоставлении гарантий со стороны HAL в том, что график поставок истребителей Rafale будет неукоснительно соблюдаться. Согласно условиям тендера 108 из 126 истребителей должны быть произведены по лицензии в Индии на предприятиях Hindustan Aeronautics Ltd. HAL же со своей стороны «перевела стрелку» в отношении гарантий на французскую фирму Dassault, которая изначально отказалась их дать. Впоследствии французы обещали помочь HAL выполнить график поставок. Источники издания отмечают, что HAL не смогла взять на себя ответственность и гарантировать качество работы своих субподрядчиков и поставщиков комплектующих, которые включают индийские государственные компании, в том числе Bharat Electronics Ltd., поставляющую ряд вспомогательных авиационных систем. До сих пор не определено распределение работ по контракту между сторонами. Задержки по проекту уже привели к значительному росту его стоимости – с 11 до свыше 14 миллиардов долларов из-за инфляции и падения более чем на 20 процентов курса рупии к доллару за последние три года. «По мере продвижения войск сопротивление толпы нарастало, солдаты начали давить щитами, а в ответ на это пошли в ход оскорбления, ругательства, бросали бутылки, банки, камни, колья, и солдаты начали бить дубинками, после чего народ побежал» (т. 45, л. д. 46–47). Сержант милиции Н. Ш. Бигишвили: «У митингующих в первых рядах контактировали с ВВ сильные мужчины, затем они струсили, начали разбегаться и поэтому были затоптаны женщины» (т. 27, л. д. 33–36). Пострадавшая на митинге Л. Г. Буцхрикидзе показала: «Солдаты стали вытеснять бесчинствующую массу митингующих. В солдат полетели камни, бутылки и мусорницы. В результате этого сопротивления кто-то ударил меня по голове… Травму головы мне нанес не солдат, а какой-то парень, выбиравшийся из толпы» (т. 100, л. д. 125–127). Сержант И. С. Юрченко: «Я увидел, что женщина, которую мы пропустили, идет наискосок в сторону от Дома правительства и вылетевшая из толпы в нашу сторону бутылка попала ей в голову над левым ухом… Женщина зашаталась, левую часть лица ее залила кровь» (т. 28, л. д. 125–130). Старший сержант А. В. Вилков: «Когда мы двинулись, женщины заметались, некоторые просили помощи у нас, чтобы мы помогли им уйти в наш тыл. Но мужчины их не пускали… Развернувшись цепью, они (десантники. – Р. И.) примкнули к левому флангу 4-го полка (войсковой части 3111 – ВВ. – Р. И.) и совместно с ним вытеснили митингующих с газонов и парапетов. Защищаясь от летевших предметов и нападавших на них мужчин из числа участников митинга, воины-десантники в отдельных случаях применяли малые пехотные лопатки. После этого кратковременного (не более 10 минут) соприкосновения с митингующими личный состав пдп, как это и предусматривалось планом, выполнял лишь охранные функции и в дальнейшем вытеснении не участвовал». Генерал-полковник И. Н. Родионов: «Только крайняя необходимость заставила меня принять такое решение. В противном случае… сама операция… ставилась под угрозу» (т. 98, л. д. 221–222). «ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ» Из дополнения генерального прокурора СССР Н. С. Трубина к информации о результатах расследования трагических событий в Тбилиси 9 апреля 1989 года: «Собранными доказательствами установлено, что в ходе вытеснения митингующих при самозащите малыми саперными лопатками от противоправного нападения со стороны большой группы демонстрантов, вооруженных различными предметами, десантники причинили травмы в виде резаных ран четырем мужчинам, травмы эти относятся к категории легких с кратковременным расстройством здоровья… Погибших от лопаток вообще не оказалось… В ходе вытеснения митингующих в давке у Дома правительства получили смертельные травмы 18 человек (16 женщин и два мужчины), а гражданин Квасрошвили погиб в результате падения на асфальт во время нападения на военнослужащих. По заключению комплексной комиссионной судебно-медицинской экспертизы в составе 21 наиболее квалифицированного специалиста страны, смерть 18 демонстрантов наступила от механической асфиксии вследствие сдавления груди и живота в давке, а не от рубленых, резаных ран или избиения резиновыми палками. Как бесспорно установлено следствием, в непосредственном соприкосновении с погибшими митингующими военнослужащие не были. Признаков воздействия на погибших слезоточиво-поражающих веществ ХАФ и CS, примененных войсками, экспертизой не выявлено… В ходе вытеснения митингующих с площади у Дома правительства и от здания Гостелерадио пострадали 167 человек – 154 демонстранта и 13 работников местной милиции… От противоправных действий боевиков и хулиганствующих групп молодежи пострадали 189 военнослужащих, защищенных бронежилетами, касками и щитами, то есть почти в два раза больше, чем пострадало митингующих, которые таких средств защиты не имели. При этом 12 военнослужащих получили колото-резаные раны, 10 – серьезные черепно-мозговые травмы, 67 – рвано-ушибленные раны… В процессе следствия были проверены и многочисленные сообщения некоторых СМИ… проводивших «независимое расследование трагических событий 9 апреля», о жестокости военнослужащих, что они… рубили лопатками женщин, зарубили дежурного врача с ребенком, избивали людей электрическими дубинками и т. п. Все они являются тенденциозными и не соответствуют действительности. В связи с изложенным уголовное дело в отношении должностных лиц и военнослужащих ВВ МВД СССР и СА производством прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления. Оснований для отмены этого решения не имеется». *Игорь Николаевич Родионов. В апреле 1989 года – командующий войсками Закавказского военного округа, генерал-полковник, военный комендант города Тбилиси. Руководил операцией по разгону антиправительственной демонстрации в Тбилиси 9 апреля 1989-го **Егор Владимирович Яковлев (скончался 18 сентября 2005-го) – российский журналист и писатель. С 1986 года – заместитель председателя правления агентства печати «Новости» (АПН) и главный редактор «Московских новостей». Осенью 1990-го добился независимости газеты от АПН АРМИЯ
Стр.5