Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №17 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268365
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №17 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268365 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НАД ОКЕАНОМ ВМС Поднебесной пойдут по пути строительства авианосцев ТЕМА Сергей ДЕНИСЕНЦЕВ, Сергей ДЕНИСЕНЦЕВ, эксперт Центра анализа стратегий и технологий эксперт Центра анализа стратегий и технологий ОШЕЙНИК ОШЕЙНИК ИЗ ОРУЖЕЙНОГО ЭКСПОРТА ИЗ ОРУЖЕЙНОГО ЭКСПОРТА ТЕНДЕНЦИИ ства может привести к сокращению численности СВ США в ближайшее десятилетие на сто тысяч человек и значительно подорвать их боевые возможности. <...> Если администрация Барака Обамы и республиканская оппозиция в конгрессе не достигнут компромисса по налогам и расходам, военные программы сократят в течение десяти лет почти на 500 миллиардов долларов. <...> «Морфей» способен поражать цели на удалении до пяти километров и предназначен для прикрытия военных объектов. <...> 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 85% ДА 6% Н 9%ЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ ВОЗОБНОВИТЬ ПРОИЗВОДСТВО, МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ВОЗОБНОВИТЬ ПРОИЗВОДСТВО, МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ ИЛИ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК И ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Читайте материал на стр. <...> 06 ВОЕННЫЙ РОБОТ-СПАСАТЕЛЬ По заказу Министерства обороны России началась разработка роботизированного модуля для поиска и эвакуации раненых военнослужащих. <...> Предлагаем вниманию читателей выдержки из выступлений участников и резолюции этих парламентских слушаний (начало в № 16 еженедельника «ВПК»). и резолюции этих парламентских слушаний (начало в № 16 еженедельника «ВПК»). <...> В состав Войск ВКО вошли также соединения оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны (бывший Московский округ ВВС и ПВО). <...> Сегодня войска решают широкий спектр задач, включая обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении, поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты, защита <...>
Военно-промышленный_курьер_№17_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НАД ОКЕАНОМ ВМС Поднебесной пойдут по пути строительства авианосцев ТЕМА Сергей ДЕНИСЕНЦЕВ, Сергей ДЕНИСЕНЦЕВ, эксперт Центра анализа стратегий и технологий эксперт Центра анализа стратегий и технологий ОШЕЙНИК ОШЕЙНИК ИЗ ОРУЖЕЙНОГО ЭКСПОРТА ИЗ ОРУЖЕЙНОГО ЭКСПОРТА ТЕНДЕНЦИИ ства может привести к сокращению численности СВ США в ближайшее десятилетие на сто тысяч человек и значительно подорвать их боевые возможности. Пентагон вынужден урезать в нынешнем финансовом году свой бюджет на 42 миллиарда долларов. Если администрация Барака Обамы и республиканская оппозиция в конгрессе не достигнут компромисса по налогам и расходам, военные программы сократят в течение десяти лет почти на 500 миллиардов долларов. Сухопутные войска еще до бюджетных сокращений планировали уменьшение своей численности с нынешних 570 до 490 тысяч. Однако в случае продолжения секвестра придется пойти на дополнительные сокращения, в том числе Национальной гвардии и армейского резерва, предупредил министр обороны. По мнению командования СВ, если из состава сухопутных войск будут выведены сто тысяч человек, то под вопросом окажется способность армии США участвовать в широкомасштабных военных действиях. Сокращение бюджетных расходов в рамках секвестра уже состоялось, а сейчас формируются предложения на 2014 финансовый год. Коррекция планов на следующий год призвана частично покрыть секвестр, поэтому объявленная позиция командования СВ отражает борьбу за долю ведомства в общих расходах Пентагона. НА СТО ТЫСЯЧ МЕНЬШЕ Секвестр бюджета американского военного ведом«МОРФЕЙ» ОПАЗДЫВАЕТ НА ДВА ГОДА Минобороны России отложило принятие на вооружение нового зенитного ракетного комплекса малой дальности – зенитной ракетной системы ПВО до 2015 года. В 2011 году сообщалось, что ЗРК 42С6 «Морфей» может быть принят на вооружение в 2013-м. Почему сроки принятия ЗРК на вооружение решили перенести, в Минобороны не пояснили. В настоящее время продолжается разработка новейшей зенитной ракетной системы средней дальности «Витязь». Заявлено, что она в два-три раза превосходит комплексы С-300 по боевым возможностям. Известно, что одна пусковая установка «Витязя» содержит 12 ракет против четырех на С-300ПС. Кроме того, в новой ЗРС большее количество целевых каналов, что позволит обстреливать больше целей одновременно. Разработка ЗРК «Морфей» начата в 2007 году. Как ожидается, новый комплекс наряду с «Витязем» и С-400 войдет в состав перспективной системы ВКО. «Морфей» способен поражать цели на удалении до пяти километров и предназначен для прикрытия военных объектов. Комплекс оснащен всеракурсным локатором купольного типа. Более подробные технические характеристики пока неизвестны. Ожидается, что с 2015 года на вооружение начнут поступать новые зенитные ракетные комплексы С-500, которые будут использоваться в целях не только противовоздушной, но и противоракетной обороны. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что сегодня вопрос ценообразования на ВВТ самый острый во взаимоотношениях между правительством, Минобороны и предприятиями ОПК? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 85% ДА 6% Н 9%ЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ ВОЗОБНОВИТЬ ПРОИЗВОДСТВО, МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ВОЗОБНОВИТЬ ПРОИЗВОДСТВО, МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ ИЛИ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК И ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Читайте материал на стр. 06 Читайте материал на стр. 06 ВОЕННЫЙ РОБОТ-СПАСАТЕЛЬ По заказу Министерства обороны России началась разработка роботизированного модуля для поиска и эвакуации раненых военнослужащих. О создании подобного спасателя говорится в докладе Общественного совета при председателе Военно-промышленной комиссии, посвященном проектам недавно учрежденного Фонда перспективных исследований. Роботизированный комплекс должен уметь самостоятельно находить, опознавать и вывозить раненых с поля боя, а также передвигаться по разным типам местности, в помещениях и по лестницам. «Манипуляторы робота должны быть приспособлены к работе с пострадавшими, получившими различные повреждения и находящимися в различных позах, их транспортировку необходимо осуществлять без риска причинения дополнительного вреда здоровью», – говорится в докладе. Главным исполнителем проекта может стать петербургский ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, который разрабатывает систему управления боевыми роботами, или МГТУ имени Баумана. Помимо Минобороны новый робот пригодится и спасателям МЧС. До этого передовые технологии мобильного реанимирования были представлены в хирургическом комплексе на базе транспортного самолета Ил-76МД «Скальпель-МТ», стоящего на вооружении МЧС. В Соединенных Штатах разработкой робота для эвакуации раненых занимается Управление перспективных исследований и разработок МО США (DARPA). Ранее Минобороны России объявляло тендер на создание искусственной печени (шифр «Прометей») и ультразвуковой манжеты для остановки кровотечения (шифр «Пчела»). Впоследствии оба тендера были отменены. Фонд перспективных исследований учрежден по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего оборонную промышленность, в октябре 2012 года и позиционируется как российский аналог DARPA. Основная задача фонда – содействовать высокорискованным научным исследованиям в области обороны. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 осмосе. Предлагаем вниманию читателей выдержки из выступлений участников и резолюции этих парламентских слушаний (начало в № 16 еженедельника «ВПК»). и резолюции этих парламентских слушаний (начало в № 16 еженедельника «ВПК»). ВОЙСКА ВКО УКРЕПЯТ НАУКОЙ В Российской армии создается Центральный научно-исследовательский институт Войск воздушно-космической обороны. Решение было принято министром обороны. В то же время в военном ведомстве продолжает работу комплексная группа, которая призвана выработать окончательные шаги в рамках завершения формирования Войск ВКО. На текущий момент войска успешно работают и наращивают свой потенциал, сообщают в Минобороны. При этом в плане технического оснащения им отдается приоритет. Данный род войск был создан по указу президента РФ 1 декабря 2011 года на базе соединений и воинских частей Космических войск. Первым командующим стал генерал-полковник Олег Остапенко, ныне заместитель министра обороны РФ. В состав Войск ВКО вошли также соединения оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны (бывший Московский округ ВВС и ПВО). Цель формирования нового рода войск – единая национальная система воздушно-космической обороны. Сегодня войска решают широкий спектр задач, включая обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении, поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты, защита пунктов управления выспрошедшем в апреле, обсуждалась судьба уникального истребителя-перехватчика, способного поражать объекты в ближнем космосе. Предлагаем вниманию читателей выдержки из выступлений участников прошедшем в апреле, обсуждалась судьба уникального истребителя-перехватчика, способного поражать объекты в ближнем На очередном заседании Комитета Государственной думы по обороне,осударственной думы по обороне, На очередном заседании Комитета РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ МиГ-31:Г-31: ИСТРЕБИТЕЛИ ДЛЯ БЕЛГРАДА Сербские военные собираются приобрести шесть легких многофункциональных истребителей МиГ29М/М2 и две наземные радиолокационные станции. Стоимость возможной сделки не уточняется. Белград и Москва рассчитывают подписать контракт на поставку авиационной техники до конца текущего года. Детали сделки будут согласованы 23 мая 2013 года в ходе визита министра обороны Сербии Александра Вучича в нашу страну. Закупку военной техники намечено произвести в рамках программы по модернизации авиационного парка ВВС Сербии. В настоящее время на вооружении страны стоят четыре истребителя МиГ-29 (три МиГ-29 и один МиГ-29УБ, восстановленные и модернизированные в 2008-м), 11 МиГ-21 (их списание запланировано на 2018-й), а также 33 истребителя-бомбардировщика J-22 Orao. Парк учебных самолетов представлен югославскими G-2 Galeb и G-4 Super Galeb, Utva 75 и сербскими Lasta 95. Ранее на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу премьер-министр Сербии Ивиц Дачич попросил нашу страну помочь Белграду с модернизацией вооруженных сил. Сообщалось, что в рамках военно-технического сотрудничества наши страны могут развернуть совместное производство бронемашин. ших звеньев государственного и военного управления, группировок войск, важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения противника в пределах зон поражения. Кроме того, на этот род войск возложено наблюдение за космическими объектами и выявление угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости – парирование таких угроз, осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией, поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления. БРОНЕТЕХНИКА ДАРОМ Корпус морской пехоты (КМП) США решил на безвозмездной основе раздать большую часть бронеавтомобилей типа MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – «Защита от мин и нападения из засады»), находящихся в настоящее время в Афганистане. В регионе используется 1200 различных броневиков с защитой MRAP. В 2014 году завершится военная операция НАТО в Афганистане, и американцы намерены вывести из страны всю свою военную технику. Поскольку дальнейших масштабных военных действий в каком-либо месте мира США не планируют, в подразделениях, участвующих в операции в Афганистане, решили сократить парк военной техники. КМП принадлежит около четырех тысяч броневиков MRAP, из которых на службе намечено оставить 1,5 тысячи. Излишек бронемашин планируется безвозмездно предложить странам – партнерам по военной операции в Афганистане. Оставшиеся автомобили КМП переправит в США, Норвегию и Кувейт. Часть из возвращенных в Соединенные Штаты бронемашин намечено использовать на учебных полигонах. По словам заместителя коменданта КМП генераллейтенанта Уильяма Фолкнера, решение о раздаче военной техники уже принято и помешать его осуществлению может только бюрократическая система. Согласно американскому законодательству после подписания договора о передаче техники между США и страной-получателем должно пройти 210 дней, прежде чем машины будут физически поставлены. За это время договор одобрят Государственный департамент и Объединенный комитет начальников штабов. МДТО МОЖЕТ СТАТЬ ОРУДИЕМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ И КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ И КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ 2 апреля 2013 года Генеральная Ассамблея ООН о торговле оружием (МДТО) о торговле оружием (МДТО) – первый юридически обязывающий документ, регулирующий рынок вооружений на глобальном уровне. обязывающий документ, регулирующий рынок вооружений на глобальном уровне. Продолжение на стр. 08 Продолжение на стр. 08 одобрила Международный договор первый юридически 2 апреля 2013 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Международный договор МДТО МОЖЕТ СТ ТЬ ОР ДИЕМ СИСТЕМУ ПРО МОСКВЫ ОБНОВЯТ Противоракетная оборона столицы и Центрального промышленного района России пройдет модернизацию и будет дополнена новыми элементами. О каких именно подсистемах идет речь, в Минобороны не уточнили. В декабре минувшего года стало известно, что в 2013 году командование Войск воздушнокосмической обороны намерено провести экспериментальные и учебно-боевые испытания системы противоракетной обороны А-235 «Самолет-М». В перспективе она должна заменить устаревшую А-135 «Амур», отвечающую за противоракетную безопасность Центрального промышленного района. После испытаний «Самолет-М» заступит на боевое дежурство. Будут проведены стрельбы модернизированных противоракет 53Т6. Ранее сообщалось, что в России ведутся разработки новых средств поражения для системы ПРО. АКЦЕНТ НА РОБОТАХ Минобороны создает Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники, который территориально будет расположен на базе бывшей Академии имени Жуковского, недалеко от станции метро «Динамо». По словам руководства военного ведомства, решение уже принято, в настоящее время ведется подготовка к строительным работам. При этом планируется использовать те фонды, которые остались от Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Имя будущего начальника центра не сообщается, но известно, что кандидатура уже отобрана и в ближайшее время появится приказ о его назначении. Центр робототехники Минобороны наладит плотный контакт с аналогичным центром МЧС и будет формироваться в зависимости от потребностей военных. В его рамках создадут лаборатории, куда пригласят ведущих специалистов, ученых. Планируется и вести научные проработки, и выпускать опытные образцы, и проводить испытания. Основные направления работы определит Генеральный штаб. В центре намечено решать задачи в интересах Сухопутных войск, по созданию БЛА, глубоководных и надводных роботов. Главный научноисследовательский испытательный центр робототехники будет входить в систему перспективных военных исследований и разработок МО РФ. НАД ОКЕАНОМ КИТАЙСКИЕ КРЫЛЬЯ КИТАЙСКИЕ КРЫЛЬЯ ВМС Поднебесной пойдут по пути02 строительства авианосцев02 ДАГЕСТАН: ДАГЕСТАН: ПОИСК МИРНОГО ПУТИ ПОИСК МИРНОГО ПУТИ Интервью имама Джума-мечети Махачкалы ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА: ЗАБЫТЫЕ УСПЕХИ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА: ЗАБЫТЫЕ УСПЕХИ Интервью имама Джума-мечети 03 привлечения населения к защите Отечества Махачкалы 03 привлечения населения к защите Отечества Р Почему в России игнорируется опыт 04 П № 17 (485) № 17 (485) выходит по средам 1–14 мая 2013 года выходит по средам В НЕБЕ БЕЗ В НЕБЕ БЕЗ НЕОЖИДАННОСТЕЙ НЕОЖИДАННОСТЕЙ Рынок истребителей поделен Рынок истребителей поделен без нас и надолго без нас и надолго 07 07 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 17 (485) 1–14 мая 2013 года АРМИЯ ЭКОНОМИКА, ЭКСПЕРТИЗА ИНФРАСТРУКТУРА И ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ – ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЦЕЛИ Как стало известно, новое руководство ВС РФ на основании поправок в существующий федеральный закон «Об обороне», внесенных президентом, впервые за последние годы практически заново приступило к разработке целого комплекта законодательных документов, касающихся обороны нашего государства. СТРАНА Владимир ЯЦЕНКО, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, член-корреспондент АВН Сложность решения этой задачи состоит в специфических для российских условий трудностях, в том числе и в организации территориальной обороны (ТО). ТО как система мероприятий по защите населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов, со времен СССР отличавшаяся полнотой и обоснованностью, в последнее время оказалась в загоне. С другой стороны, сегодня возникли факторы, существенно изменившие взгляды на ее организацию. В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Социально-экономическое устройство. С появлением частной собственности у предпринимателей находятся не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности, земля, леса, водные акватории. Все это огромное хозяйство, принадлежащее отдельным лицам, требует защиты. Поскольку война – это беда, которая затрагивает интересы не только государства, но и каждого гражданина России и его собственность, то в этой работе самое непосредственное участие должны принять и органы военного управления, и исполнительная власть субъектов Федерации, и местное самоуправление с привлечением отдельных частных собственников. Ведь всегда в России в пору тяжелых испытаний благодаря подъему патриотизма среди самых широких масс чувство Родины сплачивало общество и превращало его в единый лагерь. Военно-политическая обстановка. От нее зависят объем и порядок подготовки страны в военном отношении и организация ТО. Россия занимает уникальное геополитическое положение и располагает огромными произведенными и природными ценностями. Обострилась проблема сохранения военной безопасности РФ в условиях превосходства потенциального противника практически на всех стратегических направлениях. Своевременная организация ТО играет важную роль. Изменяется и характер вооруженной борьбы. Война с первых же дней примет предельно напряженные и решительные формы. Военные округа будут находиться под постоянной угрозой ракетно-авиационных ударов, действий воздушных (морских) десантов, войск специальных операций. Особенности войн будущего состоят в том, что в ходе боевых действий под ударами противника окажутся не только войска и военные объекты, но и экономика страны со всей ее инфраструктурой и гражданским населением. Оборонная инфраструктура. За последние десятилетия система взаимосвязанных объектов, которая поддерживает жизнедеятельность и безопасность Вооруженных Сил, фактически была разрушена. В том числе в результате суверенизации бывших союзных республик. В результате единое оборонное пространство с большим количеством аэродромов, стационарных пунктов управления стратегического и оперативного назначения, хранилищ перестало существовать. Вследствие непродуманной передислокации войск, академий и даже главных командований и БЕЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ управлений военных округов восстановление системы территориальной обороны, организации управления во всех военных округах, а также охраны крупных органов управления, размещенных рядом с государственной границей, представляет проблему. СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Теоретические положения прежней стройной системы ТО были изложены в «Основах подготовки и ведения операций». Суть заключалась в том, чтобы вся ответственность за организацию территориальной обороны возлагалась на командующего войсками округа (на военное время). Военная доктрина РФ от 21 апреля 2000 года ориентировала Вооруженные Силы на оборонительные действия, на отражение агрессии противника. Военные округа решали эти задачи в своих административных границах. Были расширены функции и права командующих военными округами, на которых возлагалась задача подготовки ТО в установленных зонах ответственности. Командующий округом (на военное время) всю работу по подготовке территориальной обороны решал под руководством командующего войсками военного округа или командующего войсками фронта, если он действовал на территории округа. Последним документом, регламентирующим деятельность управлений военных округов в войне, было «Временное наставление по территориальной обороне», в которое внесли уточнения в деятельность командующего военным округом мирного времени. Вся ответственность планирования и организации территориальной обороны возлагалась на него и его штаб, что значительно усложняло их деятельность и увеличивало время на подготовку для выполнения задач. Анализ организации территориальной обороны в послевоенный период позволяет сделать вывод, что внимание к ней за последнее время ПРЕДЛОЖЕНИЯ уточнения, связанные главным образом с необходимостью разделения оперативных и административных функций между исполнителями, с тем чтобы не сосредоточивать все решаемые задачи в одних руках. Существующие сегодня управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового ОВУ и на них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности РФ в установленных границах. В связи со значительным расширением административных границ военных округов, повышением их статуса и увеличением круга обязанностей, а также сложностью организации управления на большой территории целесообразно все административные задачи, в том числе по организации ТО, возложить на специально назначенного заместителя командующего военным округом или ОСК по территориальной обороне, который при убытии командующего ОСК с территории округа становился бы командующим войсками округа (на военное время). В его подчинении в мирное время должен быть Центр административнотерриториальных управлений ОСК (о создании таких центров еженедельник «ВПК» информировал читателей в № 34 за 2012 год), на базе которого в угрожаемый период развертывается управление военного округа (на военное время). Было бы целесообразно внести некоторые Ни на одном из учений, проведенных в 2010–2013 годах, вопросы территориальной обороны не отрабатывались необоснованно уменьшалось. Ни на одном из учений, проведенных в 2010–2013 годах, вопросы ТО не отрабатывались. Это объясняется главным образом тем, что в Вооруженных Силах РФ постепенно стал формироваться взгляд на военные конфликты будущего через призму контртеррористической операции в Чеченской Республике и в грузино-южноосетинском конфликте, это зафиксировало мышление ряда руководителей преимущественно на тактическом уровне. При этом фактически оставили без внимания и оперативный, и стратегический уровни, требующие серьезных знаний и навыков. Последнее особенно важно для организации управления территориальной обороной в ВС РФ, где основные вопросы решали Генеральный штаб, командование Сухопутных войск, а также главнокомандующие и главные штабы других видов Вооруженных Сил. Детальное планирование и организация мероприятий территориальной обороны согласно «Временному наставлению по терриРОССИЯ ТЕРЯЕТ ЭКРАНОПЛАНЫ ИЗРАИЛЬСКИЕ КРЫЛЬЯ F-35 Компания «Израиль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) станет одним из поставщиков крыльев для американских истребителей пятого поколения. Соответствующий контракт был подписан с компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) – разработчиком и производителем этих боевых машин. Согласно договору израильтяне начнут поставлять компоненты F-35 в 2015 году. Для этого партнеры уже приступили к работе над организацией сборочной линии на базе отделения IAI «Лахав» (Lahav). В целом контракт рассчитан на 10–15 лет и может принести израильской компании до 2,5 миллиарда долларов. Как отметил гендиректор «Лахав» Йосеф Меламед, IAI имеет значительный опыт в производстве крыльев и уже делает их для истребителей F-16 компании «Локхид» и учебно-тренировочных самолетов ВВС США T-38. Представитель «Локхид Мартин» Стив О’Брайен сказал, что израильский партнер «поставляет основные компоненты для наших платформ в течение многих лет, и его участие в программе F-35 является естественным развитием этих отношений». На данном этапе ожидается, что Израиль закупит 25 истребителей F-35, которые намечено поставить в строй в 2016 году. У нашей страны есть вполне реальные перспективы отстать от мирового уровня развития в этой области. В Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы строительство экранопланов для силовых ведомств не предусматривается. Выход из ситуации разрухи, в которой сегодня находится российское экранопланостроение, может помочь найти экспорт. В настоящее время заказов на экранопланы от наших ведомств нет, а имеющиеся проекты не получили разрешения для их продвижения на мировой рынок. В то же время решение вопроса о создании экранопланов по заказам зарубежных заказчиков позволило бы оживить внутренний рынок, поднять на новый уровень технологию производства данных судов и остаться мировым лидером создания этого перспективного вида транспорта. Сегодня разработкой и строительством экранопланов активно занимаются в США, Германии, Южной Корее и Китае. Заинтересованность в таком виде транспорта проявляют как военные, так и гражданские структуры. На мировом рынке в данном сегменте появляются новые игроки со своей продукцией. В частности, в Южной Корее недавно спущен на воду и сейчас испытывается 40-местный экраноплан, построенный по немецкой лицензии. Это именно тот тип судна, который может быть востребован в коммерческой области. Хотя Морская коллегия предложила несколько лет назад рассмотреть вопрос о возможности создания экраноплана массой до 50 тонн для его экспорта за рубеж, продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом. районов ТО являются непосредственными исполнителями всех задач, возложенных на управления округов (на военное время): территориальная оборона, отмобилизование, подготовка резервов, пропуск войск через территорию зон и районов. Целесообразность назначения военных комиссаров на должность заместителей начальников зон и районов ТО объясняется тем, что они имеют подготовленные пункты управления (городские и загородные), а также постоянно находятся, даже с началом военных действий, на одном месте, а главное – являются профессионалами в вопросах отмобилизования. Военными комиссарами должны быть офицеры. Назначение начальников учебных центров для руководства отмобилизованием ошибочно. В Вооруженных Силах основные вопросы Заместителю командующего по территориальной обороне – командующему войсками военного округа (на военное время) подчиняются начальники зон и районов территориальной обороны. Как правило, это должны быть руководители органов власти субъектов РФ. А их заместителями становятся соответствующие военные комиссары. Начальники зон и подготовки и ведения территориальной обороны предлагается решать Генеральному штабу, а на базе главного командования Сухопутных войск необходимо создать главное командование подготовки резервов и территориальной обороны. «КРАСУХА» ДЛЯ АРМИИ Отечественное военное ведомство получило первую партию мобильных комплексов радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». В общей сложности в войска поступили четыре станции радиоэлектронного подавления – унифицированные наземные модули помех. Назначение – противодействие авиационным обзорным РЛС типа AWACS. Размещение – в составе отдельных батальонов РЭБ. Станция разработана ростовским ВНИИ «Градиент», производится НПО «Квант» в Новгороде. Государственные испытания комплексов 1Л269 «Красуха-2» и 1РЛ257 «Красуха-4» завершены в 2009 году. Первая станция предлагается на экспорт. Известно, что комплексы размещаются на четырехосных шасси БАЗ-6910022. Дальность действия модуля помех «Красуха-4» – 150–300 километров. 04 04 АСПЕКТ КОГДА НАЦИЯ ЖЕРТВОЙ Начало XXI века охарактеризовалось появлением нового вида войн, при которых победа достигается не за счет уничтожения вооруженных сил и экономики противника, а посредством воздействия на его морально-психическое состояние. Владимир ЗОЛОТАРЕВ, генерал-майор, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, доктор исторических наук, профессор ториальной обороне» в полном объеме выполняются в военных округах, существующих в мирное время, без привлечения командования округа (на военное время). Такова сегодня общая схема организации территориальной обороны в РФ. Если придерживаться классификации войн с точки зрения смены общественных формаций и используемых технологий, в настоящее время мы вступили в эпоху войн седьмого поколения – информационно-сетевых, которые явились следствием следующих факторов: развития средств вычислительной техники и коммуникаций, что привело к возрастанию роли информации в жизни общества, по эффективности своего влияния превзошедшей многие материальные виды ресурсов; успехов психологии в области изучения поведения людей и управления их мотивациями, позволившими оказывать заданное воздействие на большие группы людей; разработки нелетальных средств воздействия, заменивших традиционные виды оружия. СКРЫТАЯ, НО ЭФФЕКТИВНАЯ УГРОЗА Традиционная война против государства, обладающего ядерным оружием, в наше время чрезвычайно опасна. Современные политтехнологи, обслуживающие интересы правящих верхушек стран Запада, стремятся перевести агрессию из материального пространства в информационное. В первую очередь осуществляется переориентация или уничтожение традиционных ценностей народа, чтобы информационная атака извне воспринималась данным обществом как соответствующая его стремлению к прогрессу. Внешняя агрессия в массовом сознании приобретает вид цивилизационной трансформации отсталого общества другим, стоящим на более высокой ступени развития. Технологии сетевых войн были хорошо отработаны уже в годы холодной войны как формы тотального разрушения геополитического противника. Информационно-сетевая война заключается в подрыве с последующим разрушением базовых характеристик нации, осуществляемом преимущественно в скрытой форме. В зависимости от конкретных задач воздействия на противника та или иная область его общественной жизни может становиться приоритетным объектом агрессии. Целью информационно-сетевой войны является закрепление большей части стратегически важных ресурсов страны за геополитическим агрессором. При этом «передача» этих ресурсов агрессору осуществляется элитой страны-жертвы в значительной степени добровольно, поскольку воспринимается ею не как захват, а как путь к развитию. Это порождает сложность в распознавании технологии и методов информационно-сетевой войны по сравнению с традиционной, а также отсутствие своевременной реакции на действия агрессора, так как у жертвы не оказывается никаких мер противодействия им. При этом если результаты «горячих» войн со временем оспариваются и пересматриваются (примерами тому являются Первая и Вторая мировые войны), то результаты информационносетевой войны пересмотру не подлежат до тех пор, покуда ее авторы-агрессоры не утратят своих позиций. ПРИЗНАКИ НАПАДЕНИЯ Каким образом будут утрачены эти позиции, в настоящее время неясно. Сложность вопроса состоит в том, что фронт информационно-сетевой войны располагается в ментальном пространстве человеческого общества, в котором уже произошло замещение базовых ценностей нации-жертвы на психологические установки и мифы агрессора. Массовое сознание неспособно своевременно распознать факт имплантации ментальных вирусов. А политическая и культурная элиты, ставшие объектом информационно-сетевой войны, не имея достаточной квалификации для выявления информационной агрессии и организации адекватного отпора сетевому врагу, обречены на сокрушительное геополитическое поражение. Фактически к информационносетевой войне подключаются практически все общественные институты, в первую очередь СМИ и религиозные организации, учреждения культуры, неправительственные организации, общественные движения, финансируемые из-за рубежа. Даже деятели науки, работающие по зарубежным грантам, вносят свой вклад в разрушение государства. Все они осуществляют так называемую распределенную aтаку, нанося многочисленные точечные разрушающие удары по общественной системе страны под лозунгами развития демократии и соблюдения прав человека. Благодаря современным политтехнологиям и накопленному опыту воздействия на массовое сознание геноцид населения можно осуществлять без применения газовых камер и массовых расстрелов. Достаточно создать условия для сокращения рождаемости и увеличения смертности. ционно-сетевых войн является отсутствие жесткой иерархии в сетевой структуре агрессора. Это объясняется ее гетерогенностью, выражающейся в значительной автономности государственных и негосударственных элементов данной структуры, где нет ярко выраженных вертикальных связей. Зато имеются многочисленные горизонтальные, действие которых нерегулярно. Отсутствие иерархии и регулярности взаимодействия не позволяет четко выявить существование и деятельность такой сетевой структуры. Другой особенностью информаДВИЖУЩИЕ СИЛЫ Источником энергии для рассматриваемых сетевых структур, можно сказать «горючим», является информация, которая в них циркулирует, а своеобразными «запалами» – хозяева узловых точек. Примером тому служат ХЕЛЬСИНКИ ЗАПРЕТИЛ ПОЛЕТЫ F-18C ВВС Финляндии ограничили полеты всех своих истребителей данного типа. В машинах обнаружили неисправность системы катапультирования. Производитель самолетов – американская компания Boeing выявила дефект пиротехнического стреляющего механизма, используемого при катапультировании кресла пилота. Как установили эксперты, механизм может не работать вовсе или работать со сбоями. В результате запрета на полеты Финляндии пришлось отказаться от военновоздушных учений. Заменить пиротехнические механизмы планируется в ближайшее время. Запрет на полеты не распространился на двухместные учебно-боевые истребители F-18D Hornet. По словам начальника штаба финских ВВС бригадного генерала Кари Салми, учебно-боевые самолеты сейчас используются как резервные. По данным Flightglobal MiliCAS, на вооружении ВВС Финляндии стоят 54 одноместных F-18C и семь двухместных F-18D. Первые F-18 Hornet ВВС Финляндии получили от США в 1995 году. Они заменили устаревшие советские МиГ-21 и Saab 35 Draken. Сейчас Финляндия проводит модернизацию своих истребителей Hornet. Обновление 61 самолета оценили в 700 миллионов евро. Машины получат новую бортовую электронику и вооружатся ракетами AGM-158 JASSM. Истребитель F-18C развивает скорость до 1915 километров в час и может преодолевать до 2000 километров. На вооружении самолета стоит 20-миллиметровая скорострельная шестиствольная пушка M61 Vulcan. Для ракет и бомб различных типов истребитель оснащен девятью точками подвески. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 ЕСТЬ МНЕНИЕ СТАНОВИТСЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВОЙН Какова бы ни была конечная цель информационно-сетевой войны, ближайшей задачей всегда является затруднение доступа населения к достоверной информации. Важность этого объясняется тем, что оперативность и качество принимаемых решений на всех уровнях непосредственно зависят от полноты и достоверности представляемой информации. ного противоборства. Основные методы информацион1. Сокрытие критически важной информации о положении дел в данной области. 2. Погружение ценной информации в массив так называемого информационного мусора в соответствии с принципом «Спрятать лист в лесу». 3. Подмена понятий или искажение их смысла. значимые события. на слуху у публики, но не имеют не только определения, но и значимости. 6. Подача негативной информации, 4. Отвлечение внимания на мало5. Применение понятий, которые которая лучше воспринимается аудиторией, чем позитивная. серверы социальных сетей Facebook и Twitter, находящиеся под контролем американских спецслужб. Как сообщила британская Guardian, в США уже осуществляется пропагандистская работа с использованием Twitter, Facebook и других социальных сетей. Центром управления данной программой является база ВВС США «Макдилл» в штате Флорида, где задействованы 50 операторов, каждый из которых контролирует примерно десять «агентов влияния», зарегистрированных в различных странах мира и ведущих информационную войну по всем правилам политических технологий разрушения государств. Стоимость данной программы, по оценке британской газеты, оценивается в 2,76 миллиона долларов, предусматривая для каждого из таких бойцов информационной войны наличие убедительной легенды и мер защиты от разоблачения. По словам пресссекретаря Центрального командования вооруженных сил США Билла Спикса, любое воздействие на американскую аудиторию запрещено правилами, для чего исключается использование английского языка. Информация в системе представлена только на арабском, урду, пушту, фарси и некоторых других языках в зависимости от целевых стран. Выявление и квалификация актов информационной войны являются задачей спецслужб каждого государства, заботящегося о своей безопасности. Это тем более важно, что вследствие непроявленного характера информационной агрессии она не воспринимается обществом в качестве непосредственной угрозы существованию государства. Экспертное сообщество и спецслужбы должны проявить эти угрозы, объяснив их руководству страны для принятия соответствующих мер. The СФЕРЫ И МЕТОДЫ Борьба ведется в следующих пространствах: географическом – за установление контроля над территорией посредством глобальных (в том числе и космических) информационных и разведывательных систем, поощряются сепаратистские движения и террористическая активность в различных формах на территории противника, происходит вовлечение врага в конфликты малой интенсивности, а также организация народных волнений и «цветных революций»; экономическом – посредством навязывания противнику кабальных кредитов, введения эмбарго, организации экономических санкций и провокаций; идеологическом – путем клеветы, искажения информации, подмены понятий, внесения ментальных вирусов и мифологем в сознание населения противника; сетевом – за счет хакерских атак и внедрения компьютерных вирусов в вычислительные и коммуникационные системы и базы данных. не имеющие компьютеров и сотовых телефонов, готовы бить витрины, жечь автомашины и бросать камни в полицию, потому что почувствовали возможность расквитаться с властью предержащей за бедность, на которую их обрекли правящие режимы. Службы безопасности подвергшихся информационному вторжению государств оказались бессильны противостоять насилию в новой для них форме организации протестного движения, которое сразу же приобрело лавинообразный, неуправляемый характер. Оказалось, что невозможно было предвидеть начало уличных беспорядков, как и источники рассылки подстрекательских сообщений, а отключение доступа в Интернет и мобильной связи после начала беспорядков уже ничего не решало, поскольку процесс приобрел характер лесного пожара. СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА 7. Ссылка на факторы, лишенные реального смысла, а также на некорректно проведенные социологические и маркетинговые исследования. 8. Введение табу на определенные виды информации, несмотря на их общеизвестность. Делается это, чтобы избежать широкого обсуждения критичных для определенных структур вопросов и тем. Современный мир взрывоопасно насыщен людьми с крайне негармонизированным внутренним миром. «Молодые люмпены», как их называют социологи, деклассированная масса с непроявленными социальными корнями, без четких нравственных понятий и политических ориентиров. Активность таких элементов в повседневной жизни простирается от обычной коммерческой лихорадки до спекуляций на фондовом и валютном рынках. При нарастании революционной ситуации у них увеличивается антисистемный протестный заряд, развивающийся на фоне нереализованных амбиций. Так было в случае самосожжения 9. Откровенная ложь с целью недопущения негативной реакции населения и зарубежной общественности. 10. В арсенале информационных войн есть такие средства, как «информационная бомба» и «информационная мина». Первая служит детонатором лавинообразного нарастания процесса в обществе, в то время как вторая закладывается заранее и срабатывает в ходе начавшегося процесса для доведения его до логического завершения. «Информационными минами» стали утечки из официальных органов государства или из таких сайтов, как «Викиликс». Типичным примером применения технологии информационно-сетевой войны являются восстания народных масс в странах Ближнего Востока. Если в случае Туниса и Египта эти технологии не были достаточно проявлены, то в Ливии состоялся «генеральный прогон» войн седьмого поколения. Ливийская «революция» предстала на экранах мировых СМИ как некий симулятор, отфотошопленная «копия без оригинала», ход которой был подан глобальными массмедиа без всякого соотнесения с действительностью, зато в точном соответствии со сценарием, написанным западными политтехнологами. Спровоцированные на «революционные» выступления информационными атаками из социальных сетей Facebook и Twitter, арабские общества вызвали революционную волну на Ближнем Востоке. Взрыв на арабской улице показал, что социальные сети стали «запалом» для неспокойной атмосферы Ближнего Востока. Практически во всех странах, вовлеченных в этот водоворот событий, протестный «флеш-моб» был организован посредством рассылки сообщений о намечающихся митингах и протестных акциях через социальные сети, электронную почту и мобильные телефоны. При этом следует помнить, что управляющие серверы глобальных электронных сетей Facebook, Twitter, Hotmail, Yahoo и Gmail находятся в США и контролируются американскими спецслужбами. Это позволяет организовать рассылку сообщений заранее подобранной «клиентуре» – своим агентам влияния в странах Арабского Востока, которые по сигналу извне собирают в нужное время в нужном месте критическую массу людей, используя для этого так называемое сарафанное радио. Люди арабской улицы, в большинстве своем ничего не знающие об Интернете, социальных сетях, а зачастую и Мохаммеда Буазизи – тунисского молодого человека с высшим образованием, вынужденного торговать овощами. Такие люди, находясь в постоянном поиске своего места в жизни, по существу становятся марионетками, попадая под влияние социальных сетей, настроений толпы или идеологии радикальных движений. И если у них отсутствует внутренний моральный стержень, то невозможно представить, какие мотивы возобладают в следующий момент. АРМИЯ УНЫЛОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ УНЫЛОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВРЯД ЛИ ИЗМЕНИТСЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВРЯД ЛИ ИЗМЕНИТСЯ ПРИЗРАЧНЫ БЛЕСК ЗОЛОТЫХ ЯКОРЕ Могучий, полноценный океанский флот – мечта каждого военного моряка. Увы, эти ожидания до сих пор не находят воплощения. Несмотря на периодически появляющиеся в СМИ бравурные сообщения о возрождении отечественной военно-морской мощи, сопровождаемые списками строящихся и спускаемых на воду кораблей, нынешний статус флота остается полным неопределенности. Андрей CАМСОНОВ Нередко встречается точка зрения, что сейчас ВМФ России представляет собой не более чем тень былого величия и неспособен участвовать в серьезных боевых действиях. Не воспринимая эту позицию как наиболее достоверную (вспомним август 2008 года, когда ЧФ сумел достаточно оперативно развернуться и принять участие в боевых действиях), все же заметим: даже в нынешней атмосфере возрождения ВС развитие флота может оказаться в тупике. Проблема заключается не в нескольких количественных поОсвещающие подобные события СМИ и информация в социальных сетях еще более накаляют обстановку массового психоза. Этому способствуют кадры, снятые камерами сотовых телефонов неизвестно кем и неизвестно где, сообщения о многочисленных жертвах, павших от рук правительственных сил, но не показанных «из гуманных соображений», репортажи из якобы захваченных повстанцами городов, беспорядочная стрельба из зенитных пулеметов для демонстрации обстановки боевых действий, обломки якобы сбитых самолетов правительственной авиации, бомбившей повстанцев, «переход» на сторону народа сына Каддафи, бегство ливийских дипломатов в США и Францию. Однако если внимательно присмотреться, видно, что в СМИ разыгрывается виртуальная война, смонтированная и отретушированная на компьютерах и вброшенная в виртуальное пространство в качестве информационной жвачки для обоснования санкций Совета Безопасности ООН. Если Тунис и Египет были первыми пробами заокеанских режиссеров этого псевдореволюционного спектакля, то Ливия – первая реальная боевая операция мировой информационно-ceтевой войны Запада против неугодных режимов. Если на Балканах, в Афганистане и Ираке Вашингтон использует все средства и методы глобального передела мира, имеющие целью смену лидеров в странах, которые представляют стратегический интерес для США, то в государствах Ближнего Востока Запад инициирует приведение к власти лидеров нового поколения, идущих на смену тем, кто получил образование в СССР, – технократов западной формации и западного менталитета, которые призваны упрочить позиции Соединенных Штатов при одновременном вытеснении из региона Большого Ближнего Востока Китая, ЕС и России. Это пример попытки реализации информационно-сетевой стратегии «управляемого хаоса», которая оказалась новым средством сохранения глобального американского лидерства с минимальными финансовыми затратами, если не считать расходы на выдвижение авианосцев к берегам Ливии и издержки мировой экономики от повышения цены на нефть. УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ АНКАРЫ Компания TAI в июне 2013 года проведет испытания нового учебного самолета Hurkus. Сейчас машина проходит завершающий этап наземных испытаний. К настоящему времени построены два прототипа Hurkus: первый принимал участие в тестах силовой установки, а второй – на усталость и поддержание давления в кабине пилотов. Планируется собрать еще два прототипа перспективного самолета, один из которых намечено протестировать на прочность для подтверждения расчетного срока службы. Ресурс Hurkus рассчитан на 10,5 тысячи летных часов или 35 лет службы. Ожидается, что Hurkus – турбовинтовой учебный самолет, оснащенный двигателем мощностью 1,6 тысячи лошадиных сил, сможет развивать скорость до 574 километров в час и выполнять полеты на высоте до 10,6 тысячи метров. Разработка турецкого учебного самолета началась в 2006 году. TAI планирует выпускать четыре версии Hurkus. Версия A предназначена для гражданского рынка, она уже прошла сертификацию Европейского агентства безопасности полетов. Вариант B будет выпускаться специально для ВВС и получит систему управления полетными заданиями, а также оформление приборной панели, аналогичное истребителям F-16 Fighting Falcon и F-35 Lightning II. Версия C – учебно-боевая с точками подвески для ракетного вооружения и пушечных контейнеров общей массой до 1,5 тонны. Версия Hurkus-CG – для береговой охраны. Этот самолет оснастят инфракрасной системой поиска, управлять которой будет оператор на месте второго пилота. Учебные самолеты Hurkus получат оборудование для выполнения полетов в любое время суток, бортовые системы генерации кислорода, противоперегрузочные системы, амортизированные шасси и системы катапультирования. ВВС Турции намерены использовать Hurkus-B для базовой подготовки пилотов, обучения полетам по приборам и в строю. казателях, которыми чаще всего оперируют СМИ при оценке военного потенциала. Для внятного понимания современной ситуации необходим комплексный подход в оценке флотской организации и управления, где командование оказывается в самом низу цепочки. Другими словами, истоки неопределенности судьбы ВМФ нужно искать не только в нем самом, но и в институтах, отвечающих за снабжение ресурсами и постановку задач, то есть выходить на правительственный уровень. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФЛОТА Каковы основные задачи Вооруженных Сил? Обеспечение безопасности и суверенитета, поддержка внешней политики и сохранение общей стратегической стабильности. Под эти задачи и выделяется необходимый бюджет. Заметим, что этот этап проходит на уровне политическом, другими словами – деньги распределяются людьми гражданскими, которым в первую очередь важно то, насколько эффективно средства будут потрачены. С точки зрения реальной отдачи перед ВМФ встает нестратегического назначения имеют также очень важную функцию, которая свойственна только им, – поддерживать стратегическую стабильность, то есть определенный военностратегический баланс сил между потенциальными противниками. Одновременно этот род войск проще и дешевле поддерживать в боевой готовности, обеспечивая достаточный уровень огневой мощи для отражения возможной агрессии. Нет сомнений, что подобная ставка исключительно на РВСН несет в себе много скрытых недостатков и даже угроз. Во-первых, реальна угроза превращения стратегической ядерной триады в монаду, что вызовет значительное снижение боевой устойчивости ядерного арсенала страны. Во-вторых, в современном мире равновесие все чаще определяется неядерным сдерживанием силами обычных вооружений. Соответственно от делающего ставку на оружие массового поражения требуется большая политическая воля, чтобы применить его первым, даже и в порядке самообороны. Важно и то, что конвенциональное вооружение сильно влияет на расстановку сил в условиях так называемого ядерного пата при равных ядерных арсеналах. Однако не нужно спешить осуждать российское руководство. В непростой экономической ситуации перед ним стоял нелегкий выбор: сильная армия или стратегическая стабильность? Страна могла потянуть только что-то одно. Поэтому остальные виды и рода войск оказались в экономической тени, финансируясь скорее по остаточному принципу. Сегодня, с приходом денег в «оборонку», началось восстановление и СВ, и ВВС. Флот, как мы уже рассмотрели выше, оказался не у дел. сколько проблем. Первая и основная: невостребованность. Флот не может внятно ответить экономистам на вопросы, зачем он нужен и какие перед ним задачи, что является следствием отсутствия доктрины и четко определенного противника. Нельзя винить в этом самих моряков. Как ни грустно это признавать, но для политического уровня отечественный флот со всеми авианосцами и подлодками четвертого поколения на данный момент имеет статус скорее дорогой игрушки, нежели действительно необходимого инструмента, поэтому внимание на него обращается в виде исключения. Вторым острым углом становится специфика кораблестроения – процесс долгосрочный и дорогой. Политический же уровень, как правило, ждет отдачи в краткосрочном периоде, поэтому вкладывает ресурсы в затянутые по срокам проекты очень неохотно. И наконец, к политическим добавляются проблемы ОПК: отсутствие кадров, техники и постепенная утрата опыта, а значит, снова экономическая неэффективность работы. Результат этого – развитие флота осознанно тормозится: нет смысла тратить деньги, если ВМФ все равно не имеет важных функций, по крайней мере сегодня. Дополнительным фактором выступает то, что реальная видовая доктрина во многом определяется именно материальной базой флота – таким образом, мы наблюдаем замкнутый круг. Справедливости ради скажем, что подобная проблема присуща всем Вооруженным Силам в целом: в отличие от советских времен теперь армии нужно доказывать свою востребованность и выгоду вложений. И если гражданским все равно, кто будет их защищать, в правительстве идет напряженная конкурентная борьба между видами войск за приоритет, а значит, снова за деньги и статус. ВМФ на данный момент находится далеко не на первом месте. Чтобы подняться вверх, должен перетянуть на себя часть функционала других видов войск или усиленно лоббировать свои позиции. Только обладая значительной количественной и качественной мощью, флот сможет заявить о себе. Таким образом, ВМФ оказывается заложником собственной слабости – без финансирования он не может подняться выше в очереди приоритетов, а без высокого статуса достаточного финансирования ждать не приходится. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ На этом этапе все взаимодействия обладают исключительно экономической природой. И с этой точки зрения некоторым политикам наиболее выгодно развивать и поддерживать РВСН. Теоретически позволяя выполнять все задачи по обороне страны и поддержанию суверенитета, Ракетные войска Деньги, которые можно теоретически отправить на заказ новых кораблей, неизбежно придется изымать у других видов войск в отличие от старой советской системы, когда ресурсы часто выделялись строго по потребностям независимо от их размера. Как показывает практика, российский ОПК до сих пор не может избавиться от призрака распределительной системы и, в частности, плохо работает в новых условиях. БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ Между тем в «оборонке» ничуть не более простая политическая ситуация. Пересекается множество интересов: Военнопромышленной комиссии, Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства экономического развития, администрации президента, правительства. Но именно здесь, в огромном комплексе взаимосвязей и политической борьбы, и рождаются жизненно важные для развития флота решения. То, как будет сформирован оборонзаказ, кому отдать приоритет, какое предприятие получит выгодный договор, зачастую решается в сиюминутной борьбе и продвижении интересов. В конечном итоге, когда мы говорим о том, что ВМФ или ОПК планируют поставку вооружения, систем, кораблей, необходимо понимать: пока не пройдет полное согласование в указанной цепочке, ни военные, ни промышленность неспособны реально вмешаться в этот процесс. Учитывая описанные ранее неразбериху и отсутствие твердой руки, мы видим, что будущее кораблестроения и флота в целом выглядит достаточно туманно. Стоит осветить тот факт, что подобное состояние характерно не только для России. Скорее наоборот, всерьез ставят военно-морские силы на первое место в развитии ВС только две державы: США и КНР. Первая вынуждена делать это в силу специфики геополитического положения, вторая – из-за соперничества с американцами. Остальные страны мира, как правило, в большей степени полагаются на сухопутные войска, справедливо отводя морским сражениям второстепенную роль. В данной ситуации все зависит от того, собирается ли Россия вставать на один уровень с двумя военно-морскими гигантами и каковы будут ее цели. Появятся интересы в Мировом океане – сильный флот окажется экономически востребован. Тем не менее вывести ВМФ из забвения возможно и его собственными силами. Например, моряки теоретически способны перетянуть на себя часть задач по обеспечению стратегической стабильности: во-первых, за счет боевого дежурства стратегических подводных ракетоносцев и вовторых, сделав заявку на неядерное сдерживание. Вспомним и историю, когда сильный и энергичный военный деятель выводил свой вид войск из застоя. Сейчас флоту, как никогда, нужна твердая, уверенная рука, которая проведет его в будущее. Дождемся ли?
Стр.5