Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №43 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268326
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №43 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268326 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА УКРЕПИТЬ БОЕСПОСОБНОСТЬ РУБЛЕМ УКРЕПИТЬ БОЕСПОСОБНОСТЬ РУБЛЕМ российских военных в 2000-х годах 04 Система денежного довольствия российских военных в 2000-х годах 04 Система денежного довольствия ТЕМА Елена ЗУБЦОВА Елена ЗУБЦОВА Юрию Маленченко, астронавту НАСА Саните Уильямс и японскому астронавту Акихико Хосидэ присоединилось российскоНАСА Саните Уильямс и японскому астронавту Акихико Хосидэ присоединилось российскокосмонавты американское трио агентства (Роскосмос) Олег Новицкий, Евгений Олег Новицкий, Евгений Тарелкин и астронавт НАСА Кевин Форд. <...> МОСКВА ОЖИДАЕТ ПУБЛИЧНЫХ ПОКАЯНИЙ ции открыто объявить, что на задержанном в начале октября сирийском пассажирском самолете, летевшем из Москвы в Дамаск, не было оружия, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. <...> НАЗВАНЫ ОБЪЕМЫ ВОЕННОГО ИМПОРТА Средний годовой объем военного импорта России по линии Рособоронэкспорта на протяжении последних двух-трех лет составляет 100–150 миллионов долларов. <...> Названная сумма военного импорта не учитывает контракт на поставку десантных вертолетоносных кораблей-доков типа «Мистраль», заключенный с Францией в июне 2011 года. <...> «Это уже отдельный вид импорта», – отметил Исайкин, пояснив, что в случае с «Мистралями» имеется в виду строительство частей всех четырех кораблей в России, а также принятие и интеграция французских технологий. <...> ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 О НОВОМ ОБЛИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Байконур 23 октября. <...> СМЕНА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ТМА-06М», который успешно стартовал с космодрома Тарелкин и астронавт НАСА Кевин Форд. успешно стартовал с космодрома американское трио – космонавты Федерального космического Федерального космического агентства (Роскосмос) Юрию Маленченко, астронавту к российскому космонавту к российскому космонавту С 25 октября на МКС вновь работает экипаж из шести человек – вновь работает <...>
Военно-промышленный_курьер_№43_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА УКРЕПИТЬ БОЕСПОСОБНОСТЬ РУБЛЕМ УКРЕПИТЬ БОЕСПОСОБНОСТЬ РУБЛЕМ российских военных в 2000-х годах 04 Система денежного довольствия российских военных в 2000-х годах 04 Система денежного довольствия ТЕМА Елена ЗУБЦОВА Елена ЗУБЦОВА Юрию Маленченко, астронавту НАСА Саните Уильямс и японскому астронавту Акихико Хосидэ присоединилось российскоНАСА Саните Уильямс и японскому астронавту Акихико Хосидэ присоединилось российскокосмонавты американское трио агентства (Роскосмос) Олег Новицкий, Евгений Олег Новицкий, Евгений Тарелкин и астронавт НАСА Кевин Форд. Их доставил на станцию корабль «Союз Их доставил на станцию корабль «Союз ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ ТМА-06М», который ОК ЛОЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕЖПЛАНЕТНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ОКОЛОЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И МЕЖПЛАНЕТНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ТЕНДЕНЦИИ ТЕНДЕНЦИИ НА ИЖМАШЕ НАЙДЕНЫ НАРУШЕНИЯ Государственная инспекция по труду Удмуртии провела проверку в научно-производственном объединении (НПО) «Ижмаш». Были выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства. В частности, выяснилось, что на предприятии не установлены дни выплаты зарплаты, рабочие места не аттестованы на наличие опасных производственных факторов, сотрудникам не выдаются средства индивидуальной защиты. Инспекция по труду сообщила о своих выводах в прокуратуру Удмуртии по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах. МОСКВА ОЖИДАЕТ ПУБЛИЧНЫХ ПОКАЯНИЙ ции открыто объявить, что на задержанном в начале октября сирийском пассажирском самолете, летевшем из Москвы в Дамаск, не было оружия, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, власти Россия требует от ТурТурции, изначально сообщавшие, что на борту были обнаружены оружие и боеприпасы, впоследствии признали: самолет перевозил электротехническое оборудование. было изготовлено, упаковано и отправлено в Сирию легальным способом. Оно не несет какой-либо угрозы для пассажиров, рейса или безопасности в целом, не взрывается и не стреляет, – продолжил он. – Повторю, это оборудование двойного назначения, которое может использоваться как в военных, так и в мирных целях». Глава внешнеполитиЛавров сказал, что перевозимый груз, включавший электрическое оборудование для радиолокационных станций (РЛС), имел двойное назначение и его перевозка не запрещена международными договорами, конвенциями или решениями СБ ООН: «Речь идет об абсолютно рутинной поставке запчастей. Российский поставщик имел контрактные обязательства еще десятилетней давности обеспечивать радиолокационные станции запчастями для того, чтобы они нормально функционировали». «Когда сирийская сторона сообщила о потребности в некоторых компонентах этого электротехнического оборудования, то оно РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБСУЖДАЮТ ПАРЛАМЕНТАРИИ, ГЕНЕРАЛЫ И АДМИРАЛЫ ческого ведомства России пояснил: так как речь шла о рутинной поставке, о ней не докладывалось в российское правительство. Кроме того, по словам Лаврова, в Москве установили, что когда сирийский лайнер только приближался к воздушному пространству Турции, турецкий диспетчер передал пилоту: буду вынужден посадить самолет для досмотра и если экипаж этого делать не хочет, то самолет может изменить маршрут – либо вернуться, либо облететь турецкую территорию. Как известно, власти Турции 10 октября принудили к посадке на своей территории сирийский гражданский самолет, следовавший из Москвы в Дамаск. На борту лайнера находились 17 россиян. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Должна ли Россия продолжить работу по сокращению ядерных вооружений? НЕТ 67% ДА НЕТ 67% ДА 18 %18 18 октября в Государственной думе состоялся «круглый стол» под председательством члена Комитета ГД по обороне Вячеслава Тетекина на тему «Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации в результате реформирования последних лет». Представляем читателям еженедельника «ВПК» стенограмму ряда прозвучавших на этом мероприятии выступлений. НАЗВАНЫ ОБЪЕМЫ ВОЕННОГО ИМПОРТА Средний годовой объем военного импорта России по линии Рособоронэкспорта на протяжении последних двух-трех лет составляет 100–150 миллионов долларов. По словам генерального директора госкомпании Анатолия Исайкина, эти объемы не представляют такой уж большой суммы, особенно в сравнении с военным экспортом России. Названная сумма военного импорта не учитывает контракт на поставку десантных вертолетоносных кораблей-доков типа «Мистраль», заключенный с Францией в июне 2011 года. Цена этой сделки – 1,2 миллиарда евро. «Это уже отдельный вид импорта», – отметил Исайкин, пояснив, что в случае с «Мистралями» имеется в виду строительство частей всех четырех кораблей в России, а также принятие и интеграция французских технологий. За последние три года Россия на внешнем рынке заключила несколько контрактов по вооружениям и военной технике. В частности, речь идет о поставках беспилотных летательных аппаратов Searcher II и BirdEye израильского производства и испытательных образцов итальянских бронемашин Iveco LMV Lynx (их сборка теперь ведется в России, машины получили обозначение «Рысь»). Кроме того, РФ закупила для испытаний несколько итальянских бронемашин Centauro и немецкоголландских Boxer GTK. НЕ ЗНАЮ 15% НЕ ЗНАЮ 15% По итогам 2011 года объем военного экспорта России составил 13,2 миллиарда долларов, из которых на Рособоронэкспорт пришлось 10,7 миллиарда. План по военным поставкам на текущий год – 13,5 миллиарда долларов. В первом полугодии 2012-го РФ поставила на экспорт вооружений и военной техники на общую сумму 6,5 миллиарда долларов. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 О НОВОМ ОБЛИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Байконур 23 октября. Байконур 23 октября. СМЕНА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ТМА-06М», который успешно стартовал с космодрома Тарелкин и астронавт НАСА Кевин Форд. успешно стартовал с космодрома американское трио – космонавты Федерального космического Федерального космического агентства (Роскосмос) Юрию Маленченко, астронавту к российскому космонавту к российскому космонавту С 25 октября на МКС вновь работает экипаж из шести человек – вновь работает экипаж из шести человек С 25 октября на МКС Сравнение характеристик российско-украинского военно-транспортного самолета и машины европейског « ого консорциума Airbus Military в пользу Ан-70. «Они очень похожи по фюзеляжу, размерам, площади крыла. Отличается хвостовое оперение. У А400М – Т-образное, у Ан-70 – палубное. Некоторые говорят, что европейцы скопировали Ан-70. Здесь, мне кажется, можно только пошутить: если бы они в самом деле скопировали, у них бы самолет получился лучше. Но сегодня характеристики выше у нашего самолета», – сообщил президент – генеральный конструктор киевского госпредприятия «Антонов» Дмитрий Кива. В частности, у Ан-70 максимальная коммерческая нагрузка – 47 тонн, у А400М – 37. «Объем грузовой кабины у нас – 400 кубических метров, у них – 360. Крейсерская скорость у Ан-70 – 750–800 километров в час, у его конкурента – 720. С грузом 37 тонн Ан-70 может лететь на дальность до 4700 километров, А400М – до 3200, – уто казы 900 Ан воен Продолжение на стр. 08 – уточнил Кива. – Вот еще один характерный параметр, показывающий преимущество Ан-70. Взлетев с полосы длиной 900 метров с грузом 20 тонн, он может пролететь до 3000 километров, а А400М – до 2000. Причем длина ВПП 900 метров выбрана исходя из ограничений, существующих для А400М. Наш самолет может взлетать с таким грузом и с более короткой полосы длиной 700 метров». Ан-70 обладает лучшей топливной эффективностью: у А400М она – 170 граммов на тоннокилометр, у Ан-70 – 150. Каталожная цена европейского самолета доходит до 250 миллионов долларов, что значительно выше, чем Ан-70. Отвечая на вопрос, благодаря каким ноу-хау достигнут такой эффект, Кива сказал: «Слагаемых много: например, у европейского самолета традиционный винт, Ан-70 оснащается винтовентиляторными двигателями, то есть силовой установкой нового поколения». По его словам, в мире только идут к подобным установкам с открытым ротором. Двигатель Д-27 разработки запорожского КБ «Прогресс» и ступинский винтовентилятор – это прекрасный сплав для Ан-70, который обеспечивает уникальные характеристики и дает огромные преимущества. «У нас обдуваемое винтовентилятором крыло с суперкритическим профилем, специально приспособленное для укороченного влета и посадки. Главная же причина, на мой взгляд, в том, что европейцы, приступая к созданию А400М, не имели такого опыта военно-транспортного авиастроения, какой имеет фирма «Антонов», – отметил генконструктор. ди к Т-об евро толь у ни стик нера нов» комм грузо Крей у его теть у кило метр А400 ле ет л ет лу грам евро что м о года «Сл диц дви ния нов пор – эт ун ств кри ни ва э «ВОЛГОДОНСК»: ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ СТРЕЛЬБЫ Малые корабли Каспийской флотилии (КФл) вышли из Астрахани на артиллерийские стрельбы. Читайте материал на стр. 02 Читайте материал на стр. 02 «Для малого артиллерийского корабля «Волгодонск» это первый после прохождения государственных испытаний выход в Каспийское море с проведением стрельб», – сообщили в штабе Южного военного округа. В течение десяти суток экипажи выполнят комплекс специальных задач, в числе которых артиллерийские стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. В составе Каспийской флотилии уже два малых артиллерийских корабля (МАК) проекта 21630 «Буян» – «Астрахань» и «Волгодонск». Третий МАК «Махачкала» проходит государственные испытания и поступит на КФл в конце ноября. Благодаря малой осадке (максимальная – около двух метНА ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ – 100 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ Рост расходов на оборону, предусмотренный в статьях проекта бюджета, наглядно демонстрирует желание руководства страны перейти от слов к делу, считает председатель Комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов. «Двадцать триллионов рублей, выделенных по Госпрограмме вооружения до 2020 года, будут вкладываться в производство новых видов оружия и военной техники. Только на ядерное оружие планируется потратить более 100 миллиардов до 2015 года», – уточнил Комоедов по итогам Правительственного часа в Госдуме, посвященного проекту бюджета. Бюджетные ассигнования по подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» в 2013 году определены в 29,28 миллиарда рублей, в 2014-м – 33,3 и в 2015-м – 38,57. В 2012 году расходы на ядерное вооружение составили 27,4 миллиарда. Председатель Комитета Госдумы по обороне считает, что масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. По его словам, сегодня идет военное строительство с учетом по-новому осмысленных национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России. ГОСУДАРСТВО ЗАЙМЕТСЯ КОМПОЗИТАМИ Гендиректор госкорпорации (ГК) «Ростехнологии» Сергей Чемезов предложил создать в России межотраслевой инжиниринговый центр для развития производства композиционных материалов, информирует пресс-служба входящего в ГК холдинга «РТ-Химкомпозит». Ка-52: ИСПЫТАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ Государственные испытания уникального оптикоэлектронного прицельного комплекса для вертолета Ка-52 завершены, сообщил генеральный директор научно-производственного концерна «Оптические системы и технологии» Сергей Максин. Он отметил, что на данный момент в число приоритетных инновационных проектов холдинга входит разработка оптико-электронной системы для новейшего российского истребителя. «Создаются оптико-электронные прицельные системы для перспективных образцов бронетанковой техники, тепловизионный прицел для противотанковых комплексов, прицел-дальномер для стрелкового оружия, а также оптико-электронные средства разведки и прицеливания для перспективной экипировки военнослужащего», – добавил гендиректор холдинга. «Считаем целесообразным проработать вопрос создания на базе организаций корпорации национального межотраслевого инжинирингового центра открытого доступа в области полимерных композиционных материалов», – приводятся слова Чемезова. Он отметил, что создание центра необходимо для эффективного использования государственных инвестиций при формировании рынка композиционных материалов и конструкций. Сергей Чемезов уточнил, что центром компетенций по полимерным композиционным материалам в ГК «Ростехнологии» определена холдинговая компания «РТ-Химкомпозит». В свою очередь гендиректор «РТХимкомпозита» Сергей Сокол добавил, что создание межотраслевого центра позволит на практике осуществлять перенос современных оборонных технологий в гражданские отрасли экономики: «Предприятия холдинга обладают почти полувековым опытом успешной работы и высоким уровнем компетенций в этой отрасли». В пресс-службе уточнили, что вопросы создания индустрии композиционных материалов для повышения конкурентоспособности гражданских секторов экономики обсуждались недавно на заседании Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Холдинг «РТ-Химкомпозит» объединяет стратегически важные для России предприятия и научные центры. Основное направление их деятельности – проведение научных исследований и инновационных разработок в области создания полимерно-композиционных материалов и продукции из них. ров) и высокой маневренности корабль способен решать широкий круг задач в прибрежной зоне, на реке и в устье, а также в других узких акваториях. Оснащен артиллерийским вооружением: носовой 100-мм универсальной артустановкой А-190, двумя 30-мм шестиствольными автоматами АК-306, кормовой 40-ствольной 122-мм реактивной системой залпового огня (РСЗО) «Град-М». Способен наносить мощные огневые удары по кораблям противника и по берегу для расчистки плацдарма при высадке морского десанта. Архитектурный облик МАК соответствует требованиям по снижению радиолокационной заметности, применена технология «Стелс»: наклонные плоские поверхности надстройки, наличие фальшбортов, скрытые в плоскостях надстройки и палубы, двери и люки. Ан-70 ЛУЧШЕ А400М С АВИАНОСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ АВИАНОСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ но по-прежнему актуальной проблеме 06 Продолжаем разговор о давней, но по-прежнему актуальной проблеме 06 Продолжаем разговор о давней, № 43 (460) № 43 (460) 31 октября – 6 ноября 2012 года выходит по средам ФИНСКИЙ КОНКУРЕНТ НАШЕГО «БУМЕРАНГА» ФИНСКИЙ КОНКУРЕНТ НАШЕГО «БУМЕРАНГА» Чем привлекает заказчиков колесная 09бронированная машина из Суоми 09 Чем привлекает заказчиков колесная бронированная машина из Суоми ЮГОСЛАВСКИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИИ Без идеологии невозможно крепкое Без идеологии невозможно крепкое государство ЮГОСЛАВСКИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИИ государство 10 РИА НОВОСТИ Леонид ЯКУТИН
Стр.1
№ 43 (460) 31 октября –6 ноября 2012 года АРМИЯ ПРОФЕССИЯ Таблица 1 Размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 1 января 2005 года Состав военнослужащих согласно штатному воинскому званию по замещаемой воинской должности Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы Младшие и старшие офицеры Высшие офицеры Размер надбавки в процентах от оклада по воинской должности Москва и Санкт-Петербург 200 160 130 Административные центры субъектов РФ 120 115 95 105 95 85 Таблица 3 Соотношение доходов военнослужащих, занимавших некоторые типовые должности, на члена семьи с прожиточным минимумом в Москве в 2005 году* Должность Стрелок Инструктор Старшина роты Командир взвода Командир роты Командир батальона Командир полка Андрей ВЕНЕДИКТОВ, доктор экономических наук, профессор Одной из важнейших задач военного строительства является обеспечение привлекательности военной службы. Это достигается поддержанием на должном уровне денежного довольствия, льгот и преимуществ, устанавливаемых для военнослужащих, членов их семей, ветеранов военной службы. В начале нового тысячелетия правительством РФ осуществлялся (не всегда успешно) курс на замену натуральных льгот денежными выплатами. С учетом важности вопроса представляется целесообразным рассмотреть изменение системы денежного довольствия за последние 10 лет. НОВАЦИИ В ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ И СИСТЕМЕ ЛЬГОТ В 2002–2005 ГОДАХ шены должностные оклады военнослужащих путем приравнивания их к окладам по соответствующим должностям государственных служащих. Их величина возросла в 2–2,5 раза (в зависимости от занимаемой воинской должности). Одновременно увеличены процентные надбавки за выслугу лет (с 40 до 70%) и за сложность, напряженность, специальный режим службы (с 50 до 70% должностного оклада). Если потребность в увеличении окладов по воинской должности к тому времени давно назрела и не могла оцениваться иначе как положительно, то увеличение размера надбавок воспринималось не столь однозначно. В отношении вновь установленных процентных надбавок за выслугу лет нередко отмечался их неоправданно высокий размер (70% за 25 и более лет военной службы), что было особенно заметно по сравнению с весьма медленным ростом должностных окладов при повышении тарифных разрядов. Увеличение размера ежемесячной процентной надбавки за сложность, напряженность, специальный режим службы (с 50 до 70% должностного оклада) преследовало цель сэкономить на реформе и избежать повышения военных пенсий. С 1 июля 2002 года отменены С 1 июля 2002 года повыДоход (тыс. руб.) 6,6 9,1 11,0 10,4 12,1 13,9 16,5 Количество детей 0 1 2 1 2 2 2 *Предполагается, что все рассматриваемые военнослужащие женаты мена льготы по 50-процентной оплате жилья и коммунальных услуг. К примеру, в июле 2002 года средняя величина квартирной платы семьи из четырех человек в городе Москве составляла 1170 рублей в месяц. Для семей, состоящих из трех и двух человек, соответственно 1000 и 830 рублей. Дополнительной потерей военнослужащих стала половина данной суммы (соответственно 585, 500 и 415 рублей). Применительно к семье рассмотренного нами контрактника из трех человек реальный размер оплаты воинского труда возрос со второго полугодия до 2086 рублей, то есть фактическое повышение денежного довольствия стало не двукратным (как можно было бы предположить исходя из роста величины оклада по воинской должности), а составило лишь 26 процентов. Прожиточный минимум в среднем по Российской Федерации на то время был 1980 рублей, а в городе Москве – 2964 рубля в месяц. Не менее заметной стала и отежемесячная доплата к денежному довольствию в размере 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности; ежемесячная надбавка в размере 25 процентов пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим, проходящим военную службу, прекращена выплата компенсации в сумме удерживаемого налога на доходы физических лиц, отменена льгота по 50-процентной оплате жилья и коммунальных услуг. Отмена налога на доходы физических лиц значительно снизила эффект от повышения денежного довольствия. Например, с 1 июля 2002 года должностной оклад рядового-контрактника возрос почти в два раза: с 511 до 1000 рублей. До этого повышения сумма денежного довольствия указанного военнослужащего составляла в среднем 1653 рубля в месяц (с учетом всех ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных дополнительных выплат). С 1 июля она возросла до 2962 рублей (на 79%), однако после удержания налога на доходы физических лиц составила 2586 рублей, то есть реальное увеличение достигло всего 56 процентов. мены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг нельзя оценивать лишь по состоянию на дату реформ. Государство не взяло на себя обязательство индексировать величину денежного довольствия с учетом роста их стоимости. Поэтому в будущем увеличение таких расходов целиком легло на плечи военнослужащих и добавило еще один фактор регулярного снижения реального размера оплаты воинского труда. На начало 2012 года средняя величина квартирной платы семьи из четырех человек в Москве составляла 8140 рублей в месяц. Для семей, состоящих из трех и двух человек, – соответственно 7090 и 6000 рублей. Следовательно, величина «неполученных льгот» в указанный период составила 4070, 3545 либо 3000 рублей (в зависимости от состава семьи). С 1 января 2003 года оклады по воинским званиям возросли до размера надбавок за квалификационный разряд государственных служащих. Среднее увеличение оклада по воинскому званию составило примерно 50 процентов или около 6–10 процентов общего размера денежного довольствия. Реально были скомпенсированы лишь инфляционные потери за полгода, прошедшие с предыдущего повышения в июле 2002-го. По сведениям Госкомстата России, рост потребительских цен во втором полугодии 2002 года был 7,3 процента. Механическое копирование размеров надбавок за квалификационные разряды государственных служащих применительно к окладам по воинскому званию военнослужащих, вероятно, было связано лишь с желанием установить выплату на минимально допустимом законом уровне, без учета природы, условий и порядка установления этих выплат. Для воинских званий законодательство не содержит указаний на личные либо служебные качества военнослужащего, они присваиваются всем военнослужащим вне зависимости от их служебных качеств и к ним неприменима характеристика квалификационных разрядов государственных служащих. В качестве одного из условий присвоения военнослужащему очередного воинского звания определен срок, который должен пройти со дня присвоения ему воинского звания. Таким образом, следует сделать вывод: квалификационные разряды государственных служащих и воинские звания военнослужащих имеют принципиНегативные последствия отально разную природу, приравнивание окладов по воинским званиям к квалификационным разрядам государственных служащих не имеет под собой научной основы. Доход на члена семьи по отношению к прожиточному минимуму 0,68 0,67 0,63 0,76 0,70 0,80 0,95 Прочие населенные пункты Таблица 2 Стоимость основных льгот, отмененных в 2002 –2004 годах, и их соотношение к денежному довольствию для военнослужащих, занимавших некоторые типовые воинские должности, по состоянию на 1 ноября 2005 года Квартплата Должность Стрелок Инструктор Старшина роты Командир взвода Командир роты Командир батальона Командир полка 0,7 1,0 1,3 1,0 1,3 1,3 1,3 Продовольственный паек 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 Проезд (тыс. руб.) 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 Налог на доходы физических лиц 0,8 1,1 1,3 1,3 1,5 1,7 2,0 Итого 4,5 5,1 5,7 5,3 5,8 6,1 6,4 к денежному довольствию 85 69 63 62 58 53 46 Проценты 04 04 Еще одно «техническое» повышение денежного довольствия состоялось с 1 октября 2003 года: на 11 процентов возросли оклады по воинским должностям и воинским званиям. При этом индекс роста потребительских цен составил в 2003 году 12 процентов. Очередным этапом отмены натуральных льгот стало вступление в силу с 1 января 2005 года отдельных положений широко известного Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (так называемый закон о монетизации льгот). Военнослужащие лишились: – бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте; вольственного пайка; – права на получение вместо – права на получение продоположенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов; – права, в том числе и для членов семей, на торгово-бытовое обслуживание через сеть военной торговли по льготным ценам в порядке, определяемом правительством Российской Федерации; – права на получение субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи на оплату стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир); – права на предоставление бесплатно в собственность или пожизненное наследуемое владение земельных участков по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства; – права на освобождение от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц в случаях увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Одновременно был увеличен предельный размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы. В зависимости от региона прохождения службы и состава военнослужащих ее величина установлена в размерах, приведенных в таблице 1. Реализация указанных решений с 1 января 2005 года привела к снижению реальных доходов всех категорий военнослужащих по сравнению с декабрем 2004-го. Например, доходы командира взвода понизились на 40 процентов, командира полка – на 15, начальника отдела в Министерстве обороны – на 5. Следовательно, отмена имевСТАЛА ЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ВОЕННАЯ СЛУЖБА НЕСУРАЗНОСТИ В ОПЛАТЕ ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОМ ПООЩРЕНИИ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ Недавно вышла в свет книга «Реформы по кругу или деньги на ветер» (о ней подробно рассказано в № 41 нашей газеты), подготовленная членами Совета ветеранов военной финансово-экономической службы – выпускниками и преподавателями Военно-финансового экономического университета как дань памяти уникальному образовательному учреждению. В этом номере еженедельника «ВПК» представитель авторского коллектива данного труда освещает проблему, крайне волнующую действующих и бывших защитников Родины. И это притом что общая величина доходов военнослужащих за период 2002–2005 годов имела тенденцию к снижению. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы заведомо не могла эффективно выполнять функции возмещения отмененных льгот по ряду причин. С данной выплаты взимался налог на доходы физических лиц (в отличие от компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством), то есть ее реальный размер был на 13 процентов меньше. Разовое повышение денежношихся ранее льгот в очередной раз не сопровождалась равноценным возмещением их стоимости. Это противоречило Конституции России, пунктом 2 статьи 55 которой установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Стоимость льгот, отмененных в 2002–2004 годах, для военнослужащих, занимавших типовые воинские должности, приведена в таблице 2. В войсковом звене она была сопоставима с величиной получаемого военнослужащими денежного довольствия. го довольствия в момент так называемой монетизации без законодательного закрепления механизма ее индексации в условиях роста стоимостного выражения отмененных льгот создало предпосылки для будущего ухудшения материального положения (компенсация выплачивается по вчерашним ценам, товары и услуги оплачиваются по сегодняшним, что в последующем было подтверждено на практике). Более того, использование указанной надбавки в качестве компенсации отмененных льгот не имело каких-либо аргументированных оснований, так как по своему предназначению и сущности она вводилась в свое время с целью стимулирования особенностей воинского труда, его напряженности и сложности. Принятое в очередной раз парадоксальное решение привело к извращению сущности данной выплаты, отрицательному восприятию этого офицерским составом и не могло не повлиять на качество его дальнейшей служебной деятельности. С 2003 года берет начало негативно сказавшаяся на социальном климате в Вооруженных Силах тенденция дифференциации доходов военнослужащих в зависимости от того, проходят они службу в центральном аппарате Минобороны России, в ряде других органов военного управления Министерства обороны, видов Вооруженных Сил и родов войск либо в войсковом звене. Основанием для более высокой оплаты воинского труда выступало не качество исполнения служебных обязанностей, а именно место службы. С 1 июля 2003 года военнослужащим центрального аппарата МО, управлений, видов Вооруженных Сил и родов войск установлена ежемесячная надбавка за важность выполняемых задач в размере 75 процентов оклада по воинской должности. С 1 октября 2004-го для военнослужащих органов военного управления Министерства обороны, видов ВС и родов войск, не входящих в центральный аппарат, размер надбавки повышен до 120 процентов, а для центрального аппарата вместо 75-процентной надбавки установлена выплата единовременного денежного поощрения в размере от 2,6 до 10,5 должностного оклада ежемесячно. Для лиц, не проходящих службу в центральном аппарате министерства, подобная выплата была введена лишь спустя пять месяцев (с 1 марта 2005-го) и в существенно меньшем размере: один должностной оклад. Сопоставление стоимости отмененных льгот, повышения абсолютного размера денежного довольствия и темпов роста потребительских цен позволило установить динамику реальных доходов военнослужащих за 2002–2005 годы путем приведения их к уровню на выбранный момент времени. Для корректного учета регионального аспекта оплаты сравнение проводилось для Москвы, поскольку именно там располагается центральный аппарат и многие органы военного управления Министерства обороны, видов Вооруженных Сил и родов войск. Расчеты показали, что реальный размер денежного довольствия лиц, проходящих военную службу в центральном аппарате, возрос в указанный период в среднем более чем в два раза, в других органах военного управления – примерно на 70–75 процентов. Для прочих военнослужащих столицы доходы понизились на 25–30 процентов. Подобная дифференциация оплаты не в полной мере соответствовала сложности и государственной значимости воинского труда, высокой ответственности за решения, принимаемые военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы. Например, денежное довольствие прапорщика, проходившего службу в центральном аппарате, почти равнялось доходу командира танкового (мотострелкового) батальона или преподавателя образовательного военного учреждения. Это способствовало росту социальной напряженности в воинских коллективах и являлось серьезным аргументом в пользу принятия решения об увольнении со службы высококвалифицированных специалистов. тот период покинули военную службу, найдя себе работу с более достойной оплатой. Оставшиеся зачастую не уделяли исполнению воинских обязанностей должного внимания, поскольку были озабочены поиском дополМногие военнослужащие в нительного заработка. Нередко военнослужащего можно было встретить на посту охранника, разгрузке вагонов и т. п. Причины этого очевидны: денежное довольствие большинства людей в погонах оказалось на тот момент настолько низким, что не позволяло обеспечить существование семьи даже на уровне прожиточного минимума (таблица 3). Возьмем доход военнослужащего, занимающего должность командира роты или ему равную. В 2005 году с учетом компенсации взамен продовольственного пайка и за вычетом налога на доходы физических лиц он составлял 10,6 тысячи рублей. В эту сумму включены среднемесячные величины единовременной материальной помощи, ежегодной денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, премии за образцовое выполнение воинского долга, единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года – всего 2,1 тысячи рублей в месяц. Таким образом, основная (ежемесячно получаемая) сумма составляла 8,5 тысячи рублей. На оплату жилья и коммунальных услуг командир роты тратил 2,6 тысячи рублей (вариант, когда он не имел своего жилья, не рассматривается, поскольку в этом случае почти все денежное довольствие должно было уйти на его оплату: стоимость найма двухкомнатной квартиры составляла в Москве на тот момент 11–12 тысяч рублей в месяц, из которых Министерством обороны компенсировалось 2250 рублей). Единый проездной билет на поездки в городском транспорте стоил 770 рублей, на питание одного чело
Стр.4
05 05 СИТУАЦИЯ Таблица 4 Величина ежемесячной процентной надбавки военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе Орган военного управления, воинская часть, организация Вооруженных Сил В центральном аппарате МО РФ, в органах военного управления МО, видов ВС и родов войск, в управлениях военных округов (флотов), регионального командования, в воинских частях, отнесенных к особорежимным и особо важным объектам, а также в воинских частях согласно специальному перечню В управлениях объединений и соединений, а также в воинских частях и организациях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрены воинские звания «Генерал-майор», ему равное и выше В полках, на кораблях 1-го ранга, в воинских частях и организациях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрены воинские звания «Полковник», ему равное и ниже Размер надбавки (%) До 1 января 2007 года С 1 января 2007 года Сведения особой важности 25 50 Совершенно секретные сведения 20 30 Секретные сведения 10 15* (10) Сведения особой важности 25 50 Совершенно секретные сведения 20 30 Секретные сведения 10 15** (10) Сведения особой важности 25 50 Совершенно секретные сведения 20 30 Секретные сведения 10 15** (10) 15* (10) С 1 января 2008 года Таблица 5 Расчетная сумма дополнительных выплат офицерам в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 в III и IV кварталах 2011 года Воинское звание Младший лейтенант Лейтенант 75 50 Старший лейтенант Капитан Майор Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник 65 40 15** (10) 50 30 15** (10) **15% – при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, 10% – при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий века в Москве уходило около 60 рублей в день, то есть примерно 7,2 тысячи рублей в месяц на семью из четырех человек. Следовательно, только расходы на питание, проезд и квартплату составляли 10,6 тысячи рублей в месяц. Если жена такого военнослужащего не работала (например находилась в отпуске по уходу за ребенком), то чтобы обеспечить другие элементарные потребности (покупку одежды, обуви, посуды и т. п.), военнослужащий должен был искать дополнительные, как правило, не соответствующие закону источники дохода. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ В 2006 –2011 ГОДАХ В течение 2006–2011 годов денежное довольствие военнослужащих повышалось несколько раз. С 1 января 2006-го на 15 процентов увеличены размеры окладов по воинским должностям и по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту. С 1 января 2007-го они возросли еще на 10 процентов, с 1 декабря того же года – на 15, с 1 февраля и с 1 октября 2008-го – на 9, с 1 августа 2009-го – на 8,5 и с 1 апреля 2009-го – на 6,5. Эти изменения не носили характер новаций, они более или менее адекватно компенсировали рост потребительских цен в стране. В то же время в этот период приняты беспрецедентные решения о выплатах денежных сумм, существенно повышающих уровень материального обеспечения отдельных категорий военнослужащих (в ущерб другим), продолжившие тем самым расхождение (безусловно, необоснованное) по оплате воинского труда, породившие всплеск коррупции и других крайне опасных для армии и флота явлений. Правовой основой для этого послужил в целом прогрессивный Указ президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1459, разрешивший экономию от сокращения численности ВС направлять на дополнительные выплаты военнослужащим. В 2007–2008 годах увеличен размер процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (таблица 4). Ощутимую прибавку от этого мероприятия получили лишь лица, допущенные к сведениям особой важности и проходившие службу в центральном аппарате (и в некоторых других органах военного управления). Для большинства же военнослужащих это повышение осталось практически незамеченным. Кроме того, был определен весьма спорный и, как представляется, не вполне корректный с правовой точки зрения механизм установления размеров надбавок. Как видно из таблицы 4, в качестве юридически значимого обстоятельства, определяющего размер надбавки, было установлено воинское звание, предусмотренное штатом для командира (начальника) соответствующей воинской части. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности особой важности, была предусмотрена надбавка в размере 65 процентов, если для командира (начальника) воинской части штатом предусмотрены воинские звания «Генералмайор», ему равное и выше, и в размере 50 процентов, если соответствующее воинское звание было «Полковник», «Капитан 1-го ранга» и ниже. На практике выходило, что лица, имевшие доступ к одним и тем же сведениям, составляющим государственную тайну, получали разные надбавки, это вызывало объективное недовольство офицерского состава. Возникали и другие коллизии. При понижении в процессе реформы Вооруженных Сил штатных воинских званий командира (начальника) воинской части автоматически уменьшался размер получаемой военнослужащими данной воинской части надбавки, несмотря на то, что не изменились ни объем сведений, к которым они имели доступ, ни продолжительность срока сохранения их актуальности, что не соответствовало закону Российской Федерации «О государственной тайне». Приказом министра обо(несправедливо большие или несправедливо малые) размеры выплат формально не противоречили нормам законодательства. Например, известно судебное решение об отказе в признании незаконными действий командира воинской части по невыплате военнослужащему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от 2010 года № 1010, вследствие того, что конкретного офицера просто забыли включить в соответствующий приказ командира воинской части. Расчетная величина дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказами министра обороны Российской Федерации 2009-го № 115 и 2010 года № 1010, была весьма нестабильной. Так, во втором полугодии 2009 года лимиты выплаты были установлены из расчета 30 тысяч рублей на одну должность в войсковом звене, 35 тысяч рублей – в военно-учебных заведениях, 100 тысяч – в финансовых инспекциях, 50 тысяч – в группах финансирования капитального строительства. В первом полугодии 2010 года соответствующие лимиты были изменены следующим образом: 35 тысяч рублей на одну должность в войсковом звене, 50 тысяч – в военно-учебных заведениях, 100 тысяч – в группах финансирования капитального строительства. В четвертом квартале 2010-го расчетная сумма установлена в размере 30 тысяч рублей на одного военнослужащего. В первом квартале 2011-го выплата производилась из лимита 30 тысяч рублей на одного военнослужащего войскового звена, 50 тысяч – в военно-учебных заведениях, во втором квартале того же года – 25 тысяч и 35 тысяч соответственно. роны Российской Федерации от 2007 года № 450 и вышедшими на его смену приказами 2009 года № 115 и 2010 года № 1010 предписывалось осуществлять за счет фондов денежного довольствия и заработной платы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и лицам гражданского персонала в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, состоящим на сметно-бюджетном финансировании, дополнительные выплаты по результатам службы (работы). Для многих военнослужащих данные выплаты стали весьма существенной прибавкой к ранее получаемому денежному довольствию. Однако этим руководящим документам был присущ общий серьезный недостаток: ни критерии назначения указанных выплат, ни их размер не были установлены нормативно. Таким образом, ни один военнослужащий не мог сколько-нибудь достоверно предполагать размер суммы, которая ему будет выплачена, и вообще быть уверенным в получении данного поощрения. Распределение сумм проводилось в закрытом режиме, сведения о том, каким категориям военнослужащих и в каком размере были произведены данные выплаты, не обнародовались. В результате у перечисленных нормативных правовых актов была весьма высока коррупционная составляющая, что не могло не повлечь злоупотреблений при распределении данных выплат. Это создавало предпосылки для несоблюдения нормы федерального закона «О статусе военнослужащих» (статья 3), в соответствии с которой система социальной защиты, материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается исключительно с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, продолжительности военной службы, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Несовершенство правового регулирования в данной сфере приводило к тому, что фактически любые В третьем и четвертом кварталах 2011 года принцип формирования расчетной суммы изменился. Она была установлена в зависимости от воинского звания и составила 25 тысяч рублей военнослужащим в воинских званиях от рядового до старшего прапорщика включительно, а офицерам – в размерах, приведенных в таблице 5. Приказами министра оболенной категории воинских должностей (летного состава и инженерно-технического персонала пилотажных групп дальней и корабельной авиации и др.). Приказами министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1115 «Об установлении ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военноприкладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта» и № 1110 «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач специалистам физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации» введен ряд выплат, направленных на совершенствование уровня физической подготовленности личного состава Вооруженных Сил. Первый приказ установил с Еженедельник «Военно-промышленный курьер» 13 апреля 2011 года впервые опубликовал документы, подготовка которых тогда завершалась в соответствующих комиссиях правительства Российской Федерации и Межведомственной рабочей группе. Они определили размеры денежного довольствия и пенсий военнослужащих Российской армии, внутренних войск МВД России с 1 января 2012 года, а также военнослужащих других силовых ведомств. ПОСЧИТАЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ роны Российской Федерации 2009-го № 400-А и 2011-го № 400 определен порядок выплаты ряду офицеров ежемесячных дополнительных выплат в 2010–2011 годах. Для получения права на данный вид денежного довольствия военнослужащий должен был либо служить в определенной категории воинских частей (на военных базах, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, в учебных соединениях, на командных пунктах истребительной авиации либо зенитных ракетных комплексов зенитных ракетных войск и несущих боевое дежурство в системе противовоздушной обороны, в Ракетных войсках стратегического назначения и несущих боевое дежурство в составе боевых расчетов и других аналогичных частях и соединениях), либо на опреде1 августа 2010 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячную надбавку в размере от 50 процентов оклада по воинской должности лицам, выполнившим третий квалификационный уровень физической подготовленности, до 300 процентов такого оклада, имеющим спортивные звания «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации (СССР)», «Мастер спорта международного класса Российской Федерации (СССР)», «Мастер спорта Российской Федерации (СССР)». Второй документ предписывал с той же даты осуществлять военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению специалистами физической подготовки Вооруженных Сил, выплату ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач, размер которой устанавливался в кратной величине к сумме оклада по воинской должности и на 2011 год находился в пределах от 5326 рублей до 46 572 рублей. Первый нормативный правовой акт не вызывал серьезных вопросов. Второй был явной ошибкой и поверг в недоумение армейскую общественность по поводу целесообразности установления критерия важности выполняемых задач – занятие должности, подлежащей замещению специалистами физической подготовки. Примером абсурдности данного решения является следующее свидетельство. Начальник оперативно-тактической или технической кафедры высшего военного образовательного учреждения (32-й тарифный разряд и должностной оклад 6321 рубль) за имеющиеся у него ученую степень доктора наук и ученое звание профессора получал надбавку в сумме 8580 рублей, а начальник кафедры физической подготовки с тем же тарифным разрядом, не имеющий ни ученой степени, ни ученого звания, только за то, что его кафедра преподает физическую подготовку, получал дополнительную выплату в размере 31 605 рублей. С тех пор прошло не так много времени. Но уже сегодня выполнение одного из положений закона оказалось под вопросом. Речь об отмене индексации, которая учитывает годовую инфляцию. Пункт 9 статьи 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» гласит: «Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». Правительству РФ в связи с этим поручалось предусматривать начиная с 2012 года при разработке проекта закона о федеральном бюджете ассигнования на реализацию данных мер. То есть выделять средства как на повышение денежного довольствия военнослужащих и пенсий, так и на инфляционную составляющую. Но жизнь вносит свои коррективы. Теперь предРасчетная сумма (руб.) 70 000 80 000 90 000 100 000 110 000 120 000 140 000 150 000 160 000 170 000 ИНДЕКСАЦИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ МИНФИН Когда в 2011 году рассматривался проект будущего федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», высказывалось немало различных суждений о его содержательной части. Но вместе с тем было и единое мнение: появился выстраданный, глубоко продуманный документ, который кардинальным образом изменит жизнь людей в погонах. Начавшиеся 1 января 2012 года выплаты наглядно подтвердили это. Но, видимо, предусмотреть все парламентариям и чиновникам не удалось. Олег ФАЛИЧЕВ АРМИЯ РЕШИЛ СЭКОНОМИТЬ НА ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ И МВД чем сотрудники ФСБ, ФСО, СВР и других силовых структур. Потому что должностные оклады и оклады за звание в ФСБ и ФСО изначально были больше, чем в армии. Лейтенант ФСО получал примерно так же, как капитан ВС. Поэтому такие объяснения не выдерживают критики. Не учитывает пояснительная записка и того, что пенсии прокурорских работников и следователей, судей составляют сто процентов от величины их окладов. Тогда как для военных отставников введен дискриминационный понижающий коэффициент 54 процента. Напомним, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. Но теперь под предлогом необходимости уравнять оклады военных и полицейских с окладами других силовиков кабинет министров и законодатели предлагают не индексировать им денежное содержание. «Мы посчитали, что ежегодно общие объемы на индексацию денежного довольствия военнослужащих только Минобороны и внутренних войск составят 44 миллиарда рублей, – привел экономические выкладки в Совете Федерации замминистра финансов Леонид Горнин. – А если взять военнослужащих других федеральных структур, то в совокупности на эти цели необходимо потратить еще 67 миллиардов. С учетом доплаты индексации за выслугу лет военным пенсионерам это еще 26 миллиардов рублей». Таким образом, общие расходы составят 93 миллиарда рублей, что, видимо, накладно для государства. Поэтому запланированную на будущий год индексацию жалованья в армии и внутренних войсках МВД на размер инфляции откладывают до 2014-го. ПЕНСИОНЕРОВ НЕ ЗАТРОНЕТ полагается сэкономить на армии и МВД. Каким образом? С инициативой не индексировать в 2013 году денежное содержание выступило Министерство финансов. Правительство согласилось с этим. Но в любом случае задуманное надо провести через закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Для этого в Госдуму внесена соответствующая поправка, которой предлагается приостановить в 2013 году действие одного из положений закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (от 7 ноября 2011 года) и закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 19 июля 2011 года), которыми предусматривается индексация. Данная поправка должна быть утверждена в Совете Федерации и президентом. Но думается, это уже процедурная формальность. Впрочем, справедливости ради скажем, что решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается правительством Российской Федерации, что также прописано в законе «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Что это даст? Инфляция, по официальным данным, у нас в 2012 году составит 5–5,5 процента. На 2013-й заложена примерно такая же величина. Расходы Министерства обороны на денежное довольствие военнослужащих в проекте бюджета на 2013 год планируются в размере 341,9 миллиарда рублей. На МВД – около 600 миллиардов. Таким образом, данная мера позволит сэкономить около 50 миллиардов рублей. Серьезная сумма. Но как обосновать намеченный шаг? В пояснительной записке к поступившему в Госдуму документу необходимость отказа от индексации мотивируется так: военным и полицейским в 2012 году было значительно повышено денежное содержание, а вот их коллегам из ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, прокуратуры, л - СКР и других силовых структур оклады увеличат лишь с 1 января 2013-го. Поэтому если военнослужащим и полицейским сейчас провести индексацию, то с 2014 года между доходами силовиков различных ведомств возникнет большой разрыв. Ради торжества справедливости, так сказать, и надо отказаться от индексации. жащим и вести инежду до 2 13 го. ле повышения денежного содержания офицеры Вооруженных Сил получают не намного больше, Но даже посТРИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ НА ОСНАЩЕНИЕ ВС В Государственной думе прошел Правительственный час с участием главы Минобороны Анатолия Сердюкова. Он ответил на все интересующие парламентариев вопросы по основным задачам и проблемам строительства армии и флота. Масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. Сегодня идет строительство ВС с учетом по-новому осмысленных национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России. Показателем зрелости Вооруженных Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода своего существования является то, что их развитие и военное планирование отныне ведутся с учетом геополитических потребностей России и принципа оборонной достаточности, а не фактически наличествующего потенциала. В ближайшие годы на разработку и закупку современных образцов вооружения будут потрачены триллионы рублей. Это огромные средства, и они должны быть эффективно использованы на оснащение армии и флота. На 2013–2015 годы доля планируемых расходов на нацоборону составит: в 2013-м – 2,1 триллиона рублей, в 2014-м – 2,5 триллиона рублей, в 2015-м – более трех триллионов рублей. Для сравнения: на 2012 год заложено около 1,9 триллиона рублей. Суммарные расходы на нацоборону с 2013 по 2015 год составят около 7,7 триллиона рублей. Выделенные по Госпрограмме вооружения до 2020 года 20 триллионов рублей будут вкладываться в производство новых видов оружия и военной техники. Рост показателей расходов на оборону, прописанных в статьях проекта бюджета, наглядно демонстрирует желание руководства страны перейти от слов к делу. Только на ядерное оружие планируется потратить более 100 миллиардов рублей до 2015 года. Бюджетные ассигнования по подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» в 2013–2015 годах составят 29,28 миллиарда рублей, 33,3 миллиарда и 38,57 миллиарда соответственно. В 2012-м на ядерное вооружение затрачено 27,4 миллиарда рублей. Социальный блок. На обеспечение военнослужащих постоянным жильем в 2013–2015 годах запланированы расходы: 18 миллиардов рублей, 4 миллиарда рублей и 10 миллиардов рублей соответственно; служебным жильем в 2013 и 2014 годах – 10 миллиардов рублей и 5 миллиардов рублей. В ходе обсуждения участники подчеркнули, что сегодня необходимо сосредоточить имеющиеся материальные, научно-технические и организационные ресурсы на прорывных направлениях. Депутаты полностью поддерживают план Министерства обороны по скорейшей ликвидации отставания в оснащении войск и сил флота новейшими техническими средствами, а также дальнейшему совершенствованию социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. егам из ФСБ, окуратуры, уктур окла я 20 3-г Понять это, конечно, можно. Бюджет не резиновый. Но где гарантия, что на следующий год вновь не найдется какой-либо весомой причины? Увы, такой гарантии нет. Более того, спад мирового производства может ударить по ценам на энергоносители, а значит, по бюджету. Тогда опять придется искать уже не инфляционную составляющую, а меры покруче. А вот военным пенсионерам выплаты в будущем году проиндексируют. Как и прежде, пенсии отставным военнослужащим будут начисляться в соответствии со следующей формулой: 50 процентов за выслугу лет и дополнительно за каждый год выслуги еще три процента, но общая сумма не должна превышать 85 процентов. Что касается обещанной ежегодной денежной надбавки к их пенсионному довольствию на два процента, то она должна превышать уровень прогнозируемой инфляции. И если Минэкономразвития на 2013 год определит ее, скажем, в 5,5 процента, то выплаты военным пенсионерам подрастут как минимум на 7,5 процента. Но это пока тоже лишь предварительные расчеты. Рост пенсионных выплат в проекте бюджета на 2013 год заложен дважды. С 1 января пенсионерам планируют начислять уже не 54 процента от новых базовых военных окладов, как это было в нынешнем году, а 56. закон Российской Федерации от 7 ноября 2011-го № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации. Безусловно, это шаг вперед. Но как считают до сих пор многие военные пенсионеры, заложенный в нем понижающий коэффициент 0,54 – чистой воды дискриминация по социальному признаку, что категорически запрещено Конституцией РФ и международными конвенциями, ратифицированными Россией. Его нужно срочно отменять, чтобы не выглядеть некрасиво перед другими развитыми странами, или вводить такой же понижающий коэффициент для всех чиновников, в первую очередь депутатов, губернаторов, мэров, судей, прокуроров и т. д. У них в настоящее время средняя пенсия не 22 тысячи рублей, а под 100 тысяч рублей и более. Люди, посвятившие всю жизнь служению Отечеству, не раз рисковавшие жизнью, должны жить достойно и после увольнения в запас. В заключение напомним, что федеральный Леонид ЯКУТИН PHOTOXPRESS
Стр.5