Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №42 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268325
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №42 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268325 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НА СЛУЖБУ ЧЕРЕЗ ПОЛИГРАФ Детектор лжи выявляет05 НА СЛУЖБУ ЧЕРЕЗ ПОЛИГРАФ Детектор лжи выявляет05 мотивацию службы в ВС ТЕМА не приобреталась новая техника. <...> Поставки самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и практически сошли на нет в 1994 а в 1990–2000-м осуществлялись единичные закупки летательных аппаратов. <...> 2000-м осуществлялись единичные закупки летательных аппаратов. являлась значительная техническая отсталость, вызванная пятнадцатилетними «закупочными каникулами». <...> В частности, длительное время практически являлась значительная техническая отсталость, вызванная пятнадцатилетними «закупочными каникулами». <...> Об этом сообщил замглавы ведомства Валерий Минтранс РФ разработал законопроект, позволяюОкулов по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и малого и среднего предпринимательства, состоявшегося 16 октября. главный редактор журнала Михаил БАРАБАНОВ, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» главный редактор журнала oscow Defense Brief главный редактор журнала Moscow Defense Brief ТЫСЯЧА БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ К 2020 ГОДУ ВВС РОССИИ ПЛАНИРУЮТ ОБНОВИТЬ АВИАПАРК ВВС РОССИИ ПЛАНИРУЮТ СУЩЕСТВЕННО СУЩЕСТВЕННО ОБНОВИТЬ АВИАПАРК ТЕНДЕНЦИИ РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ РАСТУТ К 2015 году расходы России на оборону увеличатся на 59 процентов. <...> ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПК НА «ЕВРОНАВАЛЬ-2012» Оборонно-промышленный комплекс России принимает участие в военно-морском салоне «Евронаваль-2012», который проходит в парижском пригороде Ле Бурже 22–26 октября. <...> Среди экспортной военно-морской продукции отечественного ОПК ракетный катер проекта 12418, ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион», патрульные катера проекта 20970 «Катран» и проекта 12200 «Соболь», малый сторожевой корабль проекта 20382 «Тигр», фрегат «Гепард-3.9», малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо», дизельэлектрические подводные лодки проекта 677Э «Амур1650» и «Амур-950», комплексы <...>
Военно-промышленный_курьер_№42_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НА СЛУЖБУ ЧЕРЕЗ ПОЛИГРАФ Детектор лжи выявляет05 НА СЛУЖБУ ЧЕРЕЗ ПОЛИГРАФ Детектор лжи выявляет05 мотивацию службы в ВС ТЕМА не приобреталась новая техника. Поставки самолетов и вертолетов резко сократились не приобреталась новая техника. Поставки самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и практически сошли на нет в 1994 а в 1990–2000-м осуществлялись единичные закупки летательных аппаратов. 2000-м осуществлялись единичные закупки летательных аппаратов. являлась значительная техническая отсталость, вызванная пятнадцатилетними «закупочными каникулами». В частности, длительное время практически являлась значительная техническая отсталость, вызванная пятнадцатилетними «закупочными каникулами». В частности, длительное время практически Важнейшей проблемой ВВС России к 2008 году Важнейшей проблемой ВВС России к 2008 году в первые же годы после распада СССР и практически сошли на нет в 1994–1995-м, 1995-м, а в 1990 ИНОСТРАННЫЕ ПИЛОТЫ В РОССИЙСКОМ НЕБЕ щий приглашать иностранных пилотов на российские авиаперевозки. Об этом сообщил замглавы ведомства Валерий Минтранс РФ разработал законопроект, позволяюОкулов по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и малого и среднего предпринимательства, состоявшегося 16 октября. главный редактор журнала Михаил БАРАБАНОВ, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» главный редактор журнала oscow Defense Brief главный редактор журнала Moscow Defense Brief ТЫСЯЧА БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ К 2020 ГОДУ ВВС РОССИИ ПЛАНИРУЮТ ОБНОВИТЬ АВИАПАРК ВВС РОССИИ ПЛАНИРУЮТ СУЩЕСТВЕННО СУЩЕСТВЕННО ОБНОВИТЬ АВИАПАРК ТЕНДЕНЦИИ РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ РАСТУТ К 2015 году расходы России на оборону увеличатся на 59 процентов. В этом году на нее будет выделено почти три триллиона рублей (97 миллиардов долларов), в то время как в 2012-м оборонные расходы составили 61 миллиард долларов. Затраты на национальную оборону в 2013 году составят 3,2 процента от ВВП, в 2014-м – 3,4 и в 2015-м – 3,7. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПК НА «ЕВРОНАВАЛЬ-2012» Оборонно-промышленный комплекс России принимает участие в военно-морском салоне «Евронаваль-2012», который проходит в парижском пригороде Ле Бурже 22–26 октября. Организатором салона является промышленная группа по судостроению и военноморскому вооружению Франции GICAN. Тематика выставки – кораблестроение, вооружение и военная техника для ВМС, морская авиация, системы управления, телекоммуникации, навигационное оборудование, тренажеры. В ее работе участвуют 400 экспонентов из 32 стран. Прибыли 76 официальных делегаций из 60 стран. По данным Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству, площадь российской экспозиции, которая сформирована под эгидой госкорпорации «Ростехнологии», составляет 333 квадратных метра. В работе салона принимают участие 35 российских организаций, в том числе три субъекта военнотехнического сотрудничества (ГК «Ростехнологии», ОАО «Рособоронэкспорт» и ОАО «Адмиралтейские верфи»). На стендах российских участников салона представлена информация об экспортной военно-морской технике, продвигаемой на мировой рынок. Среди экспортной военно-морской продукции отечественного ОПК ракетный катер проекта 12418, ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион», патрульные катера проекта 20970 «Катран» и проекта 12200 «Соболь», малый сторожевой корабль проекта 20382 «Тигр», фрегат «Гепард-3.9», малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо», дизельэлектрические подводные лодки проекта 677Э «Амур1650» и «Амур-950», комплексы ракетного оружия – Club-M, Club-К, Club-U, интегрированная система управления кораблем (соединением) «Варяг», наземная автоматизированная система управления из состава берегового ракетного комплекса «Бал-Э» с противокорабельной ракетой (ПКР), корабельный комплекс ракетного оружия с ПКР «Яхонт», береговая радиолокационная станция обнаружения надводных целей и другие. Кроме того, ЗАО «Транзас» представил образец электронного тренажера стрелковой подготовки и боевого слаживания подразделений. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Станет ли военное вмешательство Анкары в гражданскую войну в Сирии детонатором «курдской весны», которая обязательно перекинется на турецкую территорию? ДА 64% НЕТ 28% ДА 64% НЕТ 28% Андрей САМСОНОВ БЕЗ ТВЕРДОЙ УКИ ФЛОТОМ ФЛОТОМ СЕГОДНЯ СЕГОДНЯ ФАКТИЧЕСКИ ФАКТИЧЕСКИ НИКТО НЕ КОМАНДУЕТ СЧИТАЮТ САМИ МОРЯКИ Еженедельник «ВПК» не раз обращался к теме НИКТО НЕ КОМАНДУЕТ – СЧИТАЮТ САМИ МОРЯКИ Еженедельник «ВПК» не раз обращался к теме проводимых в ВС РФ организационно-штатных проводимых в ВС РФ организационно-штатных мероприятий. В частности, в №№ 32–35 за 2012 год приведена мероприятий. В частности, в №№ 32–35 за 2012 год приведена экспертная оценка этапа военного строительства ВС РФ, экспертная оценка этапа военного строительства ВС РФ, начавшегося после 2008 года. В №№ 36, 37 были затронуты приоритеты военного строительства и ряд доктринальных вопросов. В №№ 27–30 «ВПК» обращался к нек. начавшегося после 2008 года. В №№ 36, 37 были затронуты приоритеты военного строительства и ряд доктринальных вопросов В №№ 27–30 «ВПК» обращался к некоторым проблемам кораблестроительной программы. В этом номере вниманию читателей предлагается мнение о новой структуре ВМФ России. ораблестроительной программы. В этом номере вниманию читателей предлагается мнение о новой структуре ВМФ России. РЫНОК ЛЕГКИХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН В своем очередном докладе «Рынок легких бронированных машин на гусеничном ходу» аналитическая группа «Форкаст Интернэшнл» (Forecast International) прогнозирует, что до 2021 года в мире будет выпущено почти 9300 единиц техники данного вида на общую сумму свыше 19,7 миллиарда долларов. ничном ходу остается весьма конкурентоспособным и динамично развивающимся, считает «Форкаст Интернэшнл». С количественной точки зрения бронетранспортеры (БТР) и боевые машины пехоты (БМП) «Тип-90» Китая представляют наибольшую группу в прогнозируемый период. По мере стандартизации механизированных войск Народноосвободительной армии Китая на основе БТР и БМП «Тип90» совместный объем их выпуска составит 41 процент от мирового рынка до 2021 года или девять процентов в ценовом выражении. Между тем новые объемы поставок на рынок высококлассных БМП типа «Пума» составят всего 10,9 процента в рассматриваемый период, хотя общий объем их производства прогнозируется на уровне 59,5 процента до 2021 года. По данным «Форкаст Интернэшнл», для большинства Мировой рынок легких бронированных машин на гусеНОВИНКИ ОТ «ВЕРТОЛЕТОВ РОССИИ» НЕ ЗНАЮ 8% НЕ ЗНАЮ 8% стран расходы, связанные с модернизацией и переоснащением высокотехнологичных легких бронированных машин на гусеничном ходу, не идут в сравнение с затратами на новые закупки. В частности, программа инвестиций армии США в поддержание и модернизацию существующего парка БМП «Брэдли», рассчитанная до 2017 финансового года, составляет лишь пять процентов от общего мирового объема производства новых гусеничных машин в период до 2021-го. Вместе с тем она по-прежнему входит в шестерку самых дорогостоящих международных программ в области легких бронированных машин. Несмотря на то, что все имеющиеся сейчас на вооружении гусеничные машины разработаны в эпоху холодной войны, их списание пока не планируется. С момента выполнения 3-й механизированной дивизией США миссии в Багдаде в 2003 году легкие гусеничные машины используются в качестве фактора повышения боевой эффективности на асимметричном поле боя. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 С 23 по 26 октября в Москве на территории Всероссийского выставочного центра проходит XVI международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2012». Свою продукцию представляют 369 компаний из 15 стран мира. Заслуженным вниманием посетителей традиционно пользуется экспозиция отечественного холдинга «Вертолеты России» – разработчика и производителя винтокрылых машин, представленная на стенде 2В5 в павильоне 75. Гостям и участникам выставки предоставлена возможность ознакомиться с последними разработками российского вертолетостроения, среди которых легкий многоцелевой вертолет Ка-226T с двигателем Arrius 2G1 компании Turbomeca. Эта машина модульной конструкции может использоваться для спасения терпящих бедствие или в качестве машины «скорой помощи», способна патрулировать особо охраняемые зоны и десантировать специальные подразделения на необорудованные площадки, перевозить грузы на внешней подвеске или внутри кабины. Класс легких многоцелевых машин также представляет вертолет «Ансат», который может применяться для перевозки грузов и торым проблемам Читайте материал на стр. 04 Читайте материал на стр. 0 БЕЗ ТВЕРДОЙ РУКИ ТЫСЯЧА БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ К 2020 ГОДУ «Экспорт вооружений» Михаил БАРАБАНОВ, Андрей ФРОЛОВ, Андрей ФРОЛОВ, ОБОРОННЫЕ ЗАТРАТЫ АЗИИ Продолжение на стр. 06 Продолжение на стр. 06 Ведущие страны региона за последние десять лет практически вдвое увеличили свои расходы на оборону. Об этом говорится в распространенном докладе вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. «Сегодня некоторые азиатские страны уже входят в число государств – рекордсменов по расходам на оборону. Кроме того, в отличие от военных бюджетов в других регионах оборонные затраты в Азии продолжают расти», – отмечают авторы доклада, напоминая, что в странах Европы и США в последние годы денег на эти статьи стали выделять меньше. Специалисты напоминают: азиатские страны не так сильно пострадали в результате мирового финансового кризиса 2008 года и их участие в мировой политике увеличивается. В 2011-м больше всех на развитие своей обороны потратили Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Тайвань. Общая сумма – 224 миллиарда долларов. В частности, если Китай согласно официальной правительственной информации на свои вооруженные силы в 2000 году выделил 22,5 миллиарда долларов, то в 2011-м эта сумма составила уже 89,9 миллиарда. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, чьи оценки учитывались при составлении доклада, власти КНР потратили в 2000 году на оборону 34,2 миллиарда, а через десять лет – 142,2. Немного иная ситуация сложилась в Индии. Там с 2001 по 2004 год наблюдался спад финансирования. Однако в последующие годы суммы, выделяемые на оборону, стали увеличиваться. За 11-летний период расходы выросли примерно на 3,5 процента. Правительство Японии за этот же период увеличило оборонный бюджет также на 3,5 процента. Среди всех стран региона именно Страна восходящего солнца выделяется ростом затрат на военный персонал – на семь миллиардов долларов с 2000 по 2011 год. А вот на закупки вооружений там стали тратить больше лишь на 2,3 миллиарда. В Южной Корее в 2000 году на оборону предназначалось 17,1 миллиарда. Бюджет же в 2007-м составил 30,1 миллиарда, к 2011 году снизился до 28,6. КнААПО: УДВОЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА Объем производства Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) имени Ю. А. Гагарина увеличится к 2015 году в два раза. Программа товарного выпуска предприятия расписана на несколько лет вперед, и его коллективу предстоит выполнить существенные объемы работ по выпуску как военной, так и гражданской авиатехники. В настоящее время авиастроительное объединение выполняет контракт на поставку ВВС России серийных многофункциональных истребителей Су-35С, а также производит самолеты для зарубежных стран. Наряду с осуществлением ремонта, модернизации, производства серийных боевых самолетов в цехах завода осваивают машины пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В ближайшее время с заводского аэродрома поднимется в воздух борт Т-50-4. Для обеспечения роста выпуска современной авиационной техники в объединении проводится модернизация производства. мотивацию службы в ВС перед суперторпедой ЦУНАМИ СМОЕТ ЦУНАМИ СМОЕТ АМЕРИКУ АМЕРИКУ перед суперторпедой Такая задача стояла 08 Такая задача стояла 08 РУССКИЕ В ПАРАГВАЕ С кем воевали наши соотечественники С кем воевали наши соотечественники в этой стране РУССКИЕ В ПАРАГВАЕ в этой стране09 09 № 42 (459) 24 – 30 октября 2012 года выходит по средам ПОДРОБНОСТИ № 42 (459) выходит по средам ПОДРОБНОСТИ ОПЕРАЦИИ «АНАДЫРЬ» ОПЕРАЦИИ «АНАДЫРЬ» Особенности размещения11советских войск на Кубе11 Особенности размещения советских войск на Кубе пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных и медико-эвакуационных работ. «Ансат» отличается самой большой кабиной в классе и возможностью быстрой трансформации компоновки салона. Что касается машин среднего класса, то традиционный участник выставки – бестселлер российской авиационной промышленности вертолет серии Ми-8/17, который применяется для пассажирских и грузовых перевозок. Эта машина выполняет широкий комплекс задач в любых регионах планеты. Вертолеты типа Ми-8/17 широко известны в мире – сегодня их выпущено уже более 12 тысяч единиц. Особое внимание следует уделить наиболее совершенному представителю семейства Ми-8/17 – глубоко модернизированному вертолету Ми-171А2, который объединяет в себе лучшие характеристики машин этой серии с последними разработками в вертолетостроении. Ми-171А2 имеет модернизированный фюзеляж, новую авионику, улучшенные двигатели, широко применяются композитные материалы. Начало серийного производства Ми-171А2 запланировано на 2014 год. Нельзя не упомянуть также и последнюю разработку холдинга – Ка-62, созданную с применением новейших технологий и современных материалов. Данный вертолет предназначен для транспортировки грузов, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, он может использоваться в нефтегазовой области, для спасательных работ и корпоративных нужд. Холдинг «Вертолеты России» является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственным разработчиком и производителем вертолетов в нашей стране, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных винтокрылых машин. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 42 (459) 24 –30 октября 2012 года АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ 04 04 ДЕТАЛИ ЧТО СКРЫВАЮТ ЧУЖИЕ ПРАВОПОРЯДКА? СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ БЕЗ ТВЕРДОЙ РУКИ Начало на стр. 01 Андрей САМСОНОВ Проведенные за последние годы в Вооруженных Силах масштабные организационно-штатные мероприятия одной из своих главных целей ставили (по словам их авторов) разрушение окостеневших за последние десятилетия сложных бюрократических управленческих конструкций. Но в некоторых сферах военного строительства конечный результат получился, по оценкам представителей отечественного экспертного сообщества, не вполне однозначный. По большому счету изначальный замысел реформы Вооруженных Сил правильный и своевременный. Необходимо было сократить чрезмерно раздувшийся аппарат управления, увеличить мобильность армии и оперативность исполнения директив и приказов Генштаба и Верховного главнокомандующего, адаптировать систему управления Вооруженными Силами под реалии современной войны. При этом подразумевалось, что будущие военные конфликты будут исключительно регионального масштаба. Угроза крупномасштабной войны на этом этапе считалась маловероятной. В войнах типа 8 августа 2008 года наиболее важным считалась способность соединений и частей видов Вооруженных Сил (родов войск) эффективно и быстро действовать сравнительно небольшими по численности тактическими группами. В качестве образца для системы управления нового типа (для руководства войсками и силами) в подобных конфликтах за образец были взяты аналогичные западные модели. Казалось бы, в многочисленных локальных войнах и конфликтах последнего времени они доказали свою высокую эффективность. Однако копирование зарубежных образцов и моделей, равно как и их механический перенос на отечественную почву, редко дает положительные результаты. И тому есть немало исторических примеров. В данном конкретном случае полной и аутентичной копии, разумеется, не получилось. Многое пришлось переделывать с учетом местных условий. В итоге получившаяся на выходе организация управления войсками (силами) оказалась, как считают большинство экспертов, достаточно спорной по своей эффективности. Есть и более радикальные оценки – она совершенно неспособна хоть сколько-нибудь эффективно управлять войсками и Военно-морским флотом в особенности. На флоте остановимся подробнее. Каковы же были, по мнению ряда экспертов, наиболее существенные просчеты при создании принципиально новой для нашей армии и флота системы управления? Для полного понимания сложившейся на флоте обстановки в сфере управления рассмотрим для начала американский оригинал. Вершиной управления является президент США, непосредственно отдающий приказы министру обороны. Административная ветвь управления начинается в Объединенном комитете начальников штабов, который подразделяется на четыре основных вида вооруженных сил: СВ, ВВС, ВМС и корпус морской пехоты. Начальник штаба ВМС, подчиненный министру ВМС, несет ответственность за организацию и подготовку подчиненных, а также определение потребностей ВМС. Командование сил флота является административно-стратегической единицей, объединяющей Тихоокеанский и Атлантический флоты США и частично дублирующей функции начальника штаба. Оперативная единица – Единое боевое командование, подчиняющееся непосредственно министру обороны США. Под его командованием находится несколько видов вооруженных сил, действующих совместно в определенном районе ответственности и приданных приказом министра соответствующего вида вооруженных сил. На настоящий момент в США существует ветского Союза, работала уже много лет. Необходимость некоторой модернизации для приведения этой схемы управления в современный вид была очевидна. Взглянем теперь на новое устройство российских Вооруженных Сил. Эта система, оставшаяся в наследство от СоСегодня цепь управления начинается с президента в роли Верховного главнокомандующего, который отдает команды непосредственно министру обороны. Министру в свою очередь подчиняется начальник Генштаба, ответственный за систему главных командований, в том числе и ВМФ. Главком ВМФ выполняет только административные функции: организация боевой подготовки, мероприятия по развитию флота, материальное обеспечение, обучение специалистов, разработка уставных документов. Оперативное же командование флотом ныне осуществляется военно-морским отделом Объединенного стратегического командования (ОСК), подчиняющегося Генштабу и имеющего определенную зону ответственности. В ходе реформы создано четыре ОСК: Западное, в чьем ведении находятся Северный и Балтийский флоты, Южное, руководящее Черноморским флотом и Каспийской флотилией, Центральное и Восточное, отвечающее за Тихоокеанский флот. Как можно заметить, отечественная схема, во многом повторяя заокеанскую, значительно упрощена. Во-первых, американские начальники штабов представляют все виды вооруженных сил в отличие от одного сухопутного генерала в ВС РФ. Во-вторых, начисто отсутствуют оперативные органы управления у главкомата ВМФ. Другими словами, непосредственное управление флотом находится в руках ОСК в отличие от командования силами флота США, обладающего полномочиями приводить в жизнь боевые приказы от национального командования. Эти упрощения, по всей видимости, были проведены с целью дополнительной оптимизации аппарата управления. Предполагалась еще больше сократить время прохождения приказа непосредственно до корабля-исполнителя. Вроде формально все верно и на первый взгляд цель достигнута. Но насколько эта бумажная организация близка к реалиям наших Вооруженных Сил? Наверное, начать стоит с основы основ – Военной доктрины Российской Федерации, точнее, формулировки внешних угроз нашей стране. И обнаруживается, что четко обозначенного противника в доктрине просто нет. А если так, что войска (силы) должны отражать и к чему они должны быть готовы? Соответственно затруднительной становится и постановка тактико-технических заданий предприятиям ОПК в сфере разработки и серийного производства вооружения и военной техники. Совершенно неясно, подо что конкретно «заточенная» техника нужна армии и флоту. Но это наименьшая из проблем, которые сеБЕЗ ТВЕРДОЙ РУКИ ходящееся в зоне ответственности Южного ОСК. Кому в таком случае будет подчиняться указанная боевая единица, сказать затруднительно. Между тем на раннем этапе реформы рассматривалась идея создания командования дальней морской зоны. К сожалению, этот проект до сих пор так и остался нереализованным. И это не единственный организационный недочет новой системы. Нарушилась и годами отточенная система связи и обмена информацией между командованием и отдельными подразделениями, в том числе и со стратегическими подводными ракетоносцами. Если раньше «атомный» сигнал мог дойти к каждой субмарине лично от главкома, то с ликвидацией Управления связи ВМФ большая часть каналов оказалась обрезана. Дополнительный элемент сумятицы, и причем весьма немалой, в деятельность флота вносит недавняя передислокация главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. Но об этом чуть ниже. Третьим недочетом, который может стать фатальным, стало фактическое отделение морских сил ядерного сдерживания от сил Северного флота, обеспечивающего их действия. Напомним, согласно проекту реформы командование СЯС является независимым от ОСК. А это означает дополнительные трудности во взаимодействии. Приказы придется согласовывать последовательно на нескольких уровнях. В случае форс-мажора это отнимет уйму драгоценного времени. Реорганизации, которую уместнее назвать развалом, подверглась и система военного образования на флоте. Тоже позаимствованная у Соединенных Штатов, она во многом оказалась недееспособной в российских условиях. Около 75 процентов выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем профессиональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация ввузов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными центрами. Как итог – нужны дальнейшие коренные преобразования, иначе число офицеров на флоте может снизиться до критической отметки. Наверное, ни для кого не будет сюрпризом и тот факт, что практически все моряки – от командующих флотами (начальников штабов различных уровней) до командиров кораблей/подводных лодок – с самого начала были настроены против подобных преобразований. Однако считаться с их мнением не стали. Более того, по давно сложившейся российской традиции замысел и даже ход реформы до самого последнего момента держались в секрете. Пожалуй, наиболее полной и емкой характеВопрос качества воинского контингента занимает в реформируемой Российской армии не последнее место. Но ни повышение денежных окладов, ни решение жилищных проблем солдат и офицеров пока не отразились должным образом на деловых, служебных и моральноволевых качествах военнослужащих по контракту. Возможно, кадровым органам Министерства обороны поможет опыт коллег из правоохранительного ведомства. Об отборе на службу с помощью полиграфа рассказывает начальник Центра психологической диагностики (ЦПД) центральной медико-санитарной части МВД России, кандидат психологических наук, заслуженный врач Российской Федерации, полковник внутренней службы Николай МЯГКИХ. Пионеры использования полиграфа в нашей стране – сотрудники КГБ. Причем это стало возможным только после смерти Сталина, с подозрением относившегося к нововведениям такого рода. В МВД в интересах служебнооперативной деятельности полиграф применяется с начала 90-х годов. Тогда же создано и бюро специальных и технических мероприятий – БСТМ, которое занималось изучением технической части работы. Решение министерства использолученный опыт постепенно распространялся по стране. Вскоре для отбора сотрудников полиграф начали использовать ФСБ, налоговая полиция, таможенный комитет и частично Вооруженные Силы. Полиграф – прибор биомедицинского назначения. Он регистрирует изменения всех физиологических процессов человека. На кожные покровы обследуемого накладываются электроды, датчики. Специалист, который обслуживает прибор, должен хорошо знать физиологию и психологию человека. В момент возникновения страха разоблачения прибор бесстрастно фиксирует непроизвольные изменения параметров вегетативной системы – потоотделение, дыхание, давление, пульс, частоту работы сердца. Эти реакции и выдают человека, если он пытается что-то скрыть или обмануть. К БЫВШИМ ИНТЕРЕС ОСОБЫЙ Что же могут скрывать люди, решившие связать свою судьбу с правоохранительными органами? Связи с криминальным миром, употребление наркотиков, склонность к правонарушениям. Выявление факта употребления наркотических или психотропных веществ уже сигнал: человек готов пойти на нарушение запрета. То есть нет гарантии, что он и в будущем не совершит противоправные действия. Например, злоупотребляя служебным положением, будет нарушать правила дорожного движения. Или что касается мотивации поступления на службу. Как узнать, что на самом деле движет кандидатом? Приведу пример. Бывший сотрудник ГИБДД хочет восстановиться на службе. После увольнения имел свой бизнес – перегонял автомобили из Европы, потом потерпел крах. С помощью полиграфа установлен подлинный мотив желания восстановиться – накопить денег, чтобы снова заняться бизнесом. А как можно обогатиться в системе ГИБДД? НЕ ЛЕЗТЬ В ДУШУ БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ В прессе иногда поднимается пробвать полиграф было связано с ростом попыток криминальных структур внедрить своих людей в ряды правоохранителей. В 1999 году во ВНИИ МВД РФ по заказу Центра психологической диагностики подготовлены методические рекомендации по применению полиграфного устройства для кадровой работы. Примерно с этого времени технологию начали использовать при отборе кадров в центральный аппарат МВД РФ. Полема якобы нарушений нами прав человека. Их не больше, чем при посещении поликлиники: если там больному предложат сделать кардиограмму, будет ли он отказываться при наличии болей в сердце? Ведь специалисту без нее вас не вылечить. Так же и в нашей системе. Кандидаты приходят к нам добровольно, отдавая отчет в том, куда они идут, и зная, что их будут проверять. Наша деятельность полностью соответствует законам и нормативноправовым актам РФ и МВД. Например, в Трудовом кодексе, которым определяются отношения работодателя и работСТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ МС-21 шесть командований: Африканское, Центральное, Европейское, Тихоокеанское, Северное и Южное. В описанной системе, как можно заметить, основной упор делается на четком разделении административной и оперативной вертикали управления, а также максимальной концентрации командований разных видов ВС (родов войск) в одном объединенном штабе. Точно такие же возможности требовались от годня стоят перед флотом. Моряки рады хоть каким-нибудь кораблям. А вот кто и как будет этими кораблями управлять? По старой памяти хочется сказать – главком ВМФ. Однако сегодня это утверждение более чем далеко от истины. Главкомат ныне потерял все доступные рычаги управления. До недавнего времени в подчинении у ГШ ВМФ находился такой орган, как Центральный командный пункт ВМФ, ответственный за управление всеми наличными силами флота как в мирное, так и в военное время. Однако с 1 декабря 2011 года ЦКП был упразднен. Вместе с ним ушла и последняя возможность руководить флотом на оперативном уровне. Главкомату же (видимо, в качестве утешительного приза) остались исключительно административные функции. Между тем командованию флота не только урезали возможности, но и серьезно сократили численный состав. Из 850 офицеров свои посты в главкомате сохранили только 90. Естественно, что таким скромным составом просто невозможно решать сколько-нибудь серьезные задачи. Например, ту же разработку ТТЗ для оборонных предприятий. В результате, как бы трагикомично это ни звучало, многие служащие сами не до конца представляют, чем же они должны заниматься. Кому же ныне доверено оперативное управление ВМФ? российской системы управления войсками (силами) перед реформой. Прежде чем перейти к разбору сделанного в ходе реформы, необходимо оглянуться назад – от какой системы управления отказывались современные реформаторы? Ранее она выглядела так. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, он же президент России, ему подчинялся министр обороны. Далее реализовывался ныне отвергнутый принцип пары «командир – начальник штаба», который, начиная от министра обороны (в роли главного командира) и начальника Генштаба (как главного штабиста), проходил по вертикали вплоть до батальонного уровня. Генштабу был подчинен главнокомандующий Военно-морским флотом. В его ведении находились оперативное управление ВМФ – орган, планирующий применение сил и средств флота, а также их взаимодействие с остальными видами Вооруженных Сил (родами войск), и орган, воплощающий в жизнь решения оперативного управления – Центральный командный пункт ВМФ. Далее приказы и распоряжения шли вниз уже к конкретным боевым единицам. Функцию эту целиком взяли на себя единые штабы объединенных стратегических командований. Решение, повторимся, в теории верное (и проверенное на Западе на практике) – различные виды Вооруженных Сил (родов войск) должны эффективно координировать свои действия. Однако, как было сказано выше, сегодня морские офицеры не принимают ни малейшего участия в командовании флотом. Вместо них этим занимаются сугубо сухопутные ристикой того, что сейчас происходит с флотом, является эпопея с переездом главкомата ВМФ в Петербург. Абсолютно ненужный по стратегическим соображениям, надолго затянувшийся, внесший откровенный хаос в управление флотом, выведший из строя организационную структуру командных пунктов, центров связи, органов управления флотами, а главное – невероятно, просто непомерно дорогой по стоимости. По самым предварительным оценкам, он обошелся до 50 миллиардов рублей. Для сравнения: очень дорогой даже по мировым меркам РПК СН «Юрий Долгорукий» стоил Министерству обороны в два раза дешевле. Это ли не лучшая иллюстрация бессмысленности передислокации ГШ ВМФ, предпринятой исключительно по волюнтаристическим соображениям, весьма далеким от вопросов подлинного укрепления обороноспособности страны. В результате ситуацию с оперативным управлением ВМФ иначе как катастрофичной сегодня не назовешь. Фактически то, что мы имеем сейчас, – прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ветеранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управления и высоким профессионализмом личного состава. Повторимся – и эта система была не идеалькомандующие и со вполне предсказуемыми результатами. Более того, численность военно-морского отдела, например, Западного округа, отвечающего сразу за два полноценных флота, составляет всего 14 человек. С любой точки зрения трудно объяснить такую систему. Неудивительно, что моряки жалуются зачастую на нелепые и неадекватные указания из штабов округов. Следующий минус ОСК заключается в недона, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Например, численность Генштаба при СССР была в полтора раза меньше, чем предреформенного «мозга армии». Однако наверху решили рубить сплеча. Это в конечном счете и обусловило многие ошибки, которых, естественно, можно было избежать. Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Совершенно ясно, что без очередной основательной перестройки всей системы управления не обойтись. Эксперты предлагают вернуть старую систему (разумеется, с элементами необходимой модернизации), основными структурными единицами которой ранее были Центральный командный пункт ВМФ, Центральный вычислительный центр ВМФ, Центральный узел связи ВМФ, Оперативное управление ВМФ. Другими словами, флот должен остаться незастаточно четко обозначенной зоне ответственности за границами РФ. Формально каждому округу назначен свой регион, однако четко очерченных границ, как у американских единых боевых командований, до сих пор нет. Представим ситуацию, при которой корабль, например, Восточного ОСК совершает переход в Средиземное море, нависимой от командования округа структурой со своей системой управления. В выигрыше будет и само объединенное командование, которое сможет направить освободившиеся командные ресурсы на более привычные Сухопутные войска и Военно-воздушные силы. Осталось только, чтобы и на самом верху осознали необходимость срочного исправления допущенных ошибок. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам. Объем потребных инвестиций для создания российского перспективного среднемагистрального пассажирского самолета составляет 160 миллиардов рублей. Об этом сообщил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян. Он напомнил, что начать поставки серийных лайнеров планируется в 2017 году. «Это связано с некоторым уточнением технического облика самолетов, который был выбран заказчиками. Объем инвестиций достаточно серьезный, он уточняется нами, и мы сегодня активно работаем над тем, чтобы эта программа реализовывалась в те сроки, которые нами запланированы», – пояснил глава ОАК. Проект «Магистральный самолет XXI века» (МС-21) реализуется с целью замены Ту-154 и Ту-204 на внутреннем рынке. Он предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Предполагается создание семейства машин, отличающихся по длине и пассажировместимости, – на 150, 180, 210 мест. КОСМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ АРКТИКИ Стартовала реализация первого этапа создания высокоэллиптической космической системы, предназначенной для наблюдения за Арктическим регионом. Началась разработка гидрометеорологической подсистемы. «Заключен контракт с НПО имени Лавочкина на создание первого спутника системы – космического аппарата «Арктика-М». Таким образом, началась реализация очень важного проекта», – заявили в пресс-службе Роскосмоса. Новая космическая система предназначена для мониторинга ледовой обстановки, организации телефонной связи и телематических сервисов. На начальном этапе Федеральное космическое агентство намерено создать сегмент из двух КА метеорологического наблюдения на высокоэллиптической орбите. Арктика является «кухней погоды» для всего Северного полушария, оказывает определяющее влияние на процессы формирования погоды и климата в Северном полушарии. «В связи с этим возрастает важность изучения и прогноза изменений климата Северного полушария путем непрерывного глобального гидрометеорологического мониторинга. Однако исключительно важный для прогноза погоды и выявления причин и механизмов климатических изменений Арктический регион остается недоступным для непрерывных гидрометеорологических наблюдений существующими средствами», – пояснил руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. Он отметил, что гидрометеорологические космические аппараты на геостационарной орбите по физическим ограничениям не могут обеспечить наблюдение арктических территорий с географической широтой более 60 градусов северной широты с требуемым качеством данных. Существующие низкоорбитальные космические аппараты также неспособны предоставить гидрометеорологический мониторинг всего Аарктического региона с требуемой обзорностью (одновременной съемки всего видимого диска Земли) и периодичностью 15–30 минут. В дальнейшем, как ранее сообщалось, в рамках развития системы возможно наращивание группировки за счет спутников связи «Арктика-МС» и радиолокационных «Арктика-Р».
Стр.4
05 05 ПРОТИВ ПОЛИГРАФА Структура выявленной информации (%) Прием психоактивных веществ Неоднократный прием наркотических или психотропных средств в немедицинских целях Негативные мотивы поступления на службу (перемещения по службе) Суицидальные попытки, включая демонстративно-шантажное поведение Внеслужебные устойчивые личные 2007 29,8 19,0 11,6 4,6 или деловые связи с криминальными элементами Совершение уголовно наказуемых деяний, не повлекших наказания или оставшихся нераскрытыми Административные и дисциплинарные взыскания Другие негативные сведения 4,2 5,7 19,6 24,4 2008 28,9 19,5 11,9 4,1 3,6 5,5 19,2 26,8 АРМИЯ Структура выявленной негативной скрываемой информации по результатам специального психофизиологического исследования (СПФИ) с использованием полиграфа всех контингентов за 2007–2011 годы 2009 35,3 24,9 8,4 4,5 2,7 4,4 20,0 24,5 Результативность (%) ника, первому разрешается при оценке качеств принимаемого на работу лица использовать специальные методы. Таким образом, данные, получаемые при помощи полиграфа, законны. Нас же не интересуют национальность, религиозные убеждения кандидата, интимные подробности его личной жизни. Насильно никого не обследуют. Кандидат вправе отказаться от процедуры, не называя причины, причем на любом этапе: до начала исследования, в середине или при озвучивании неудобных вопросов. Например, человек не хочет проходить тест и сам признается, что принимал наркотики. Это тоже решение проблемы. Нет нужды лезть в душу каждому без необходимости. Принимал наркотики? До свидания. Или у человека на предплечье имеются характерные порезы, появление которых он объясняет неудачным перелезанием через забор. Как узнать правду? Через полиграф. Или кандидат заявляет себя дипломированным юристом, но не может дать определение Конституции. Насколько достоверен представленный им сертификат об образовании? Опять приходит на помощь полиграф. Человек, который пытается чтото скрыть, исказить информацию, нам не подходит. ОТСЕИВАЕТСЯ КАЖДЫЙ ВТОРОЙ Эффективность полиграфа подтверждается статистикой. Практически каждый второй из тех, кто проверялся на полиграфе, отсеивается из-за скрываемой негативной информации. В начале 2000-х наиболее актуальной причиной отсева была связь с криминалом. Кандидатов в органы правопорядка с криминальным прошлым набиралось около 20 процентов. В дальнейшем эта цифра неуклонно снижалась. Криминал ослабил натиск, перестал действовать в лоб. В настоящее время из числа отсеянных выявляется не больше пяти – семи процентов таких кандидатов. Большой отсев наблюдается и среди поступающих на учебу в вузы МВД курсантов – 50 процентов. Половина из них – лица, употреблявшие наркотики. но-правовые нарушения. Это не криминал, но важно отношение человека к своему поступку. Как правило, ему не дается должная моральная оценка, а значит, вероятность повторения велика. Зачем правоохранительным органам потенциальный нарушитель? Около девяти процентов отсева – не попавшиеся на совершении противоправных действий в свое время. Это тоже неблагонадежная категория. Сошло с рук одно нарушение, повторение будет неизбежно. Самое страшное – искажение матрицы восприятия того, что такое хорошо и что такое плохо. Молодые люди – кандидаты в правоохранители – даже не понимают, что принимать наркотики не только вред для здоровья, но и нарушение закона. В Москве мы проверили одного сотрудника при переводе в центральный аппарат министерства. У него была очень высокая раскрываемость преступлений. При тестировании выяснилось, что он время от времени покуривает травку, расслабляясь после трудового дня, и особо этого не скрыНа втором месте – административвает: «Другие пьют водку, а я покурил марихуанку, что в этом плохого?». Пришлось объяснять, что он, сотрудник полиции, сознательно нарушал закон. Где гарантия, что завтра он не обойдет закон с другой стороны, вымогая, например, взятку и мотивируя это тем, что ему очень нужны деньги? КАК В США, КАК В ТБИЛИСИ В настоящее время все бреши для проникновения в наши ряды случайных людей практически перекрыты. Во всех субъектах Федерации, включая Северный Кавказ, созданы подразделения, снабженные необходимым оборудованием, в том числе полиграфами. Есть они и в структурах по работе с личным составом. При необходимости штатные психологи широко используют полиграфы, например в случае подозрения на неблагонадежность. Единственная проблема – нехватка специалистов. Нужны еще несколько сотен операторов, чтобы окончательно закрыть проблему. Идет работа и над созданием единой информационной базы обследуемых. Программа создана и будет запущена в самое ближайшее время. Проведено специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа (чел.) Сейчас решается вопрос о периодичности прохождения всеми сотрудниками министерства спецпроверок, как это делается, например, в США. Раз в пять лет американских полицейских проверяют на полиграфе. Для этого есть все предпосылки и у нас. Полицейским существенно повышена зарплата, есть нормальный профотбор, налажен контроль. Хорошо бы подключить еще и СМИ для формирования позитивного облика полиЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ОБНОВИТ АВИАПАРК Авиационный парк центра пополнят ближнемагистральные «Суперджеты» и среднемагистральные Ту-204, а в перспективе и дальнемагистральный Ил-96 в комплектации, предназначенной для подготовки космонавтов к условиям невесомости. 200 АВИАДВИГАТЕЛЕЙ ПС-90А-76 Компания «Пермский моторный завод» изготовит указанное количество силовых установок по заказу Минобороны РФ. Авиадвигатели будут произведены в рамках обеспечения контракта на поставку 39 самолетов Ил-76МД90А (Ил-476) для военного ведомства. В первую очередь предстоит в сжатые сроки заключить соответствующее соглашение между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Пермским моторным заводом. В соглашении будут определены сроки поставок двигателей в соответствии с графиком производства самолетов на ульяновском «Авиастар-СП». Двигатель ПС-90А-76 – модификация ПС-90А, созданная ОАО «Авиадвигатель» и с 2005 года серийно выпускаемая Пермским моторным заводом. Он предназначен для замены двигателей Д-30КП-2 на самолетах Ил-76 всех исполнений. Сертифицированный в 2003 году ПС-90А-76 значительно расширяет условия эксплуатации самолетов типа Ил-76 и повышает эффективность перевозок. В частности, по сравнению с Д-30КП-2 в нем на 17–19 процентов снижен расход топлива, на 25 – возросла дальность полета (на 800–1000 км), на 15 (до 60 т) – увеличена коммерческая нагрузка самолета. ПС-90А-76 соответствует не только действующим, но и перспективным нормам и требованиям ИКАО по шуму и выбросу вредных веществ, что позволяет осуществлять доставку грузов в любую точку земного шара. К настоящему времени на Пермском моторном заводе серийно изготовлено 64 двигателя ПС-90А-76, которые установлены и работают на Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, А-50 (самолете дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76) в авиакомпаниях России, Азербайджана, Индии и Иордании. «Обновление авиапарка возможно не ранее 2015 года. Предполагается закупить три «Суперджета 100», а также три Ту-204-300 или Ту-214. В отдаленной перспективе планируется закупка нового самолета-лаборатории на базе Ил-96», – сообщил источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, пока идут проработка и согласование возможных к закупке типов авиатехники и сроков их поставки с заинтересованными сторонами – Центром подготовки космонавтов, Роскосмосом, отечественными авиапроизводителями. После согласования перечня и сроков запрос на выделение финансирования направят в Минфин. Предполагается использовать «Суперджеты» для доставки космонавтов на космодромы Байконур и Восточный, а также в зависимости от утвержденной комплектации для обучения космонавтов пилотированию. Ту-204-300/Ту-2014 предполагается закупить в специальной комплектации с дополнительными иллюминаторами, предназначенными для обучения космонавтов аэронаблюдению. Также эти самолеты будут предназначены для беспосадочного перелета космонавтов на космодром Восточный. Ил-96 в свою очередь должен сменить самолет-лабораторию ИЛ-76МДК, использующуюся для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости. В настоящее время авиапарк Центра подготовки космонавтов состоит из самолетов Ту-134ЛК, Ту-154МЛК и Ил-76МДК. НЬЮ-ДЕЛИ ЗАКАЖЕТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НАМЕЧАЛОСЬ ВВС Индии подадут заказ на меньшее количество истребителей пятого поколения, чем планировалось ранее, сообщил главком ВВС главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун. По его словам, всего предполагается заказать 144 самолета в одноместном боевом варианте вместо первоначально планировавшихся 200 истребителей, включая 48 двухместных машин. Строительство истребителей пятого поколения для ВВС Индии FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), представляющих индийский вариант российского истребителя Т-50, будет вестись на мощностях корпорации ХАЛ («Хиндустан аэронотикс лимитед»). Отечественный истребитель пятого поколения, известный как ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), должен поступить на вооружение ВВС России после 2017 года. Первоначальное количество серийных истребителей пятого поколения для ВВС Индии, определенное в 200 единиц, предполагалось построить в том случае, если бы самолет был готов к передаче на вооружение к 2017 году и первая партия машин могла поступить с российских авиационных заводов. Однако теперь Индия намерена расширить формат своего участия в разработке истребителя FGFA и сдвигает дату начала производства индийского варианта в лучшем случае к 2020 году. Индийцы намерены производить для истребителя пятого поколения бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), программное обеспечение, систему наведения и другие бортовые системы по аналогии своего участия в программе лицензионного выпуска на индийских предприятиях многоцелевых истребителей Су-30МКИ. Россия будет поставлять для истребителя пятого поколения двигатели 117С производства НПО «Сатурн» и некоторые технологии обеспечения малозаметности. По оценке индийских экспертов, общая стоимость программы – 30 миллиардов долларов, включая цену разработки. В настоящее время Россия и Индия ведут переговоры по первому этапу НИОКР, реализуемых по программе нового самолета. После подписания соглашения по нему первую опытную машину, вероятно, поставят Индии в 2014-м, а два последующих опытных самолета – в 2017 и 2019 годах. Серийное производство самолета будет вестись только на основе окончательной конфигурации и характеристик третьего прототипа, отметил главком ВВС. цейского. Тогда у нас появятся шансы вернуть сотрудникам правоохранительных органов уважение в обществе. Как это сделали власти Грузии. В чемто соседний опыт надо перенимать. Сотрудники должны знать о неотвратимости и неизбежности наказания в случае нарушения закона или норм служебной этики. Тотальная проверка и контроль. Если не работает совесть, пусть работает страх. По сути мы являемся щитом для проникновения в ряды полиции чужаков. Щитом не безупречным, но надежным. Возможно, из десяти мы отсеем одного своего, но это лучше, чем ошибочно пропустить одного постороннего. О ЧЕМ МОЛЧИТ ПОЛИГРАФ Фиксируя отклонения в поведении, выявляя негатив, полиграф тем не менее не в состоянии остановить глобальное падение нравов в стране. Плохой отбор в полицию? Нет, брать практически не из кого. Мы опускаем планку все ниже и ниже. Среди обследованных контингентов среди кандидатов на службу среди кандидатов на учебу среди сотрудников при перемещении по службе Результативность проведенных СПФИ за 2007–2011 годы 2007 46,5 47,0 60,0 38,1 2008 46,9 49,2 54,1 34,6 2009 51,3 54,1 53,4 33,9 Количество проведенных СПФИ за 2007–2011 годы 2007 2008 2009 2010 5096 6393 Расчеты государства на то, что с повышением окладов в полицию устремятся правильные люди, пока не оправдывают себя. Пойдут те же, только в больших масштабах. Ресурс здорового поколения, в том числе с неразмытыми стереотипами добра и зла, похоже, заканчивается. Добавьте к этому плохое здоровье, низкий образовательный уровень и получите необходимость выбора не лучших из лучших, а лучших из худших. И еще одно наблюдение. По социальной активности люди, как известно, делятся на интерналов и экстерналов, то есть на лидеров и ведомых. Казалось бы, лидеры в силовых структурах предпочтительнее: они самодостаточны, находчивы, быстро соображают. Но на практике именно интерналы относятся к самой высокой группе рисков. Они чаще вступают в конфликт с законом, легче идут на сделку с совестью. Причина, на наш взгляд, в том, что обладая цепкой памятью и быстрой реакцией, они лучше других способны уловить выгодный для себя момент. 10 545 11 776 2011* 19 582 *Результаты применения СПФИ при профессиональном психологическом отборе в 2011 году, когда проходила реформа МВД Они готовы следовать тем, кто, совершая противоправные действия, продолжает оставаться на свободе. То есть готовы рискнуть, чтобы быстро добиться результата – разбогатеть, купить дорогой автомобиль, загородный дом, пойдя на нарушение закона. Это именно те приоритеты и ценности, на которые перенацеливают людей примеры из жизни так называемых звезд гламурных тусовок, героев многочисленных сериалов и различных телешоу, беспардонная и все более агрессивная реклама. И этому может и должно противостоять государство. Полиграф – замечательный прибор, но он не решит проблемы воспитания молодежи, не займется пропагандой положительных примеров традиционного уклада жизни, внедрением норм здоровой морали и нравственности, а также организацией здорового досуга. Материал подготовил Роман ИЛЮЩЕНКО 2010 37,6 27,8 7,5 3,3 2,7 4,9 16,4 27,6 2011* 33,5 24,1 5,3 2,6 2,4 4,4 15,5 36,3 2010 53,7 61,9 49,9 38,3 2011* 52,1 59 38,8 43,8 в том числе
Стр.5