Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №31 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268314
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №31 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268314 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ПУТИ СПАСЕНИЯ СТАРОГО СВЕТА ПУТИ СПАСЕНИЯ СТАРОГО СВЕТА Вслед за кризисом евро надвигается крах ЕС В ТЕМА 30 июля 30 июля состоялась состоялась официальная официальная церемония церемония закладки закладки стратегического ракетоносца проекта 955А стратегического ракетоносца проекта 955А «Князь Владимир» – «Князь Владимир» – модернизированной модернизированной версии проекта 955 версии проекта 955 и четвертого и четвертого в серии атомных (АПКР) типа «Борей», типа «Борей», относящихсятносящихся к четвертому поколению к четвертому пок лению в серии атомных подводных крейсеров подводных крейсеров (АПКР) отечественных АПКР А что же представляли собой их предшественники? представляли собой их предшественники? течественных АПКР. <...> 06 О ЗАКЛАДКЕ Еженедельник «Джейнс дефенс уикли» опубликовал статью о закладке атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Князь Владимир» проекта 955А в Северодвинске 30 июля с участием президента России Владимира Путина. <...> По мнению журнала, такое несоответствие между процедурой закладки и реальным состоянием строительства ПЛ связано с тем, что между Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и Министерством обороны России шел долгий диспут по поводу согласования цены на строительство ПЛАРБ проекта 955А. <...> Этот вопрос был решен только к концу мая 2012 года, после чего стало возможным провести церемонию закладки И ПЕРЕГНАЛИ АМЕРИКУ ПЛАРБ «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР» уже строящегося головного корабля проекта 955А. <...> Издание поясняет, что это четвертая по счету ПЛАРБ проекта 955 и головная лодка модернизированного проекта 955А (шифр «Борей-А») с усиленным ракетно-ядерным вооружением (20 ракет «Булава-30», или SS-NX-28 по классификации НАТО, вместо 16). <...> В 1996 году на Севмашпредприятии в городе Северодвинске был заложен головной корабль проекта 955 «Юрий Долгорукий». <...> Всего планируется построить восемь ПЛАРБ, три лодки проекта 955 и пять лодок <...>
Военно-промышленный_курьер_№31_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ПУТИ СПАСЕНИЯ СТАРОГО СВЕТА ПУТИ СПАСЕНИЯ СТАРОГО СВЕТА Вслед за кризисом евро надвигается крах ЕС В ТЕМА 30 июля 30 июля состоялась состоялась официальная официальная церемония церемония закладки закладки стратегического ракетоносца проекта 955А стратегического ракетоносца проекта 955А «Князь Владимир» – «Князь Владимир» – модернизированной модернизированной версии проекта 955 версии проекта 955 и четвертого и четвертого в серии атомных (АПКР) типа «Борей», типа «Борей», относящихсятносящихся к четвертому поколению к четвертому пок лению в серии атомных подводных крейсеров подводных крейсеров (АПКР) отечественных АПКР А что же представляли собой их предшественники? представляли собой их предшественники? течественных АПКР. А что ж Продолжение на стр. 06 Продолжение на стр. 06 О ЗАКЛАДКЕ Еженедельник «Джейнс дефенс уикли» опубликовал статью о закладке атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Князь Владимир» проекта 955А в Северодвинске 30 июля с участием президента России Владимира Путина. Как отмечает издание, анализируя фотографию с церемонии закладки, опубликованную на официальном сайте президента и Севмашпредприятием, корпус лодки находится уже на продвинутой стадии сборки. По мнению журнала, такое несоответствие между процедурой закладки и реальным состоянием строительства ПЛ связано с тем, что между Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и Министерством обороны России шел долгий диспут по поводу согласования цены на строительство ПЛАРБ проекта 955А. Этот вопрос был решен только к концу мая 2012 года, после чего стало возможным провести церемонию закладки И ПЕРЕГНАЛИ АМЕРИКУ ПЛАРБ «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР» уже строящегося головного корабля проекта 955А. Издание поясняет, что это четвертая по счету ПЛАРБ проекта 955 и головная лодка модернизированного проекта 955А (шифр «Борей-А») с усиленным ракетно-ядерным вооружением (20 ракет «Булава-30», или SS-NX-28 по классификации НАТО, вместо 16). Ранее предполагалось, что лодка получит имя «Святитель Николай», однако затем было принято решение назвать ее «Князь Владимир». В 1996 году на Севмашпредприятии в городе Северодвинске был заложен головной корабль проекта 955 «Юрий Долгорукий». Затем в 2004 и 2006-м заложены два серийных корабля проекта 955 – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В 2012-м в состав флота предполагается ввести головную ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» и первую серийную ПЛАРБ «Александр Невский». Всего планируется построить восемь ПЛАРБ, три лодки проекта 955 и пять лодок проекта 955А. ПРЕЗИДЕНТ «ИРКУТА» – ОЛЕГ ДЕМЧЕНКО Совет директоров ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» принял решение о досрочном прекращении полномочий Алексея Федорова в качестве президента ОАО «Корпорация «Иркут» по его заявлению и об избрании на эту должность старшего вице-президента ОАО «ОАК», генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» Олега Демченко. Олег Демченко родился 13 октября 1944 года в Казахской ССР. В 1968-м окончил Куйбышевский авиационный институт. С 1968 по 1981 год работал на предприятиях авиадвигателестроения. С 1981 по 1992-й – в Минавиапроме. С 2001 года и по настоящее время – президент и председатель совета директоров ОКБ Яковлева. Алексей Федоров с 2006 года занимал пост главы ОАК, а в 2011-м был назначен президентом корпорации «Иркут». Олегу Демченко разрешено совмещать пост президента, председателя правления ОАО «Корпорация «Иркут» с должностью генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ имени А. С. Яковлева». Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Нужны ли России военно-морские базы на Кубе, Сейшельских островах и во Вьетнаме? ДА ДА 76% И ПЕРЕГНАЛИ АМЕРИКУ МИРАЖИМИРАЖИ КАК МЫ ДОГНАЛИ ТЕНДЕНЦИИ Борис СОКОЛОВ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ МЫСЛИ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ВОЕННОЙ МЫСЛИ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОРИЕНТИРОВАТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬ НАДО НА ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ, А НЕ ФАНТАСТИЧЕСКИХ УГРОЗ остается секретной в той ее части, к, оторая касается планов будущих войн и вероятных противников. Н по отдельным высказываниям чинов Минобороны РФ, а также по тому, какие системы вооружений развивают и собираются ставить на боевое дежурство, какого рода учения проходят у нас в стране, можно сделать Читайте материал на стр. 05 Читайте материал на стр. 05 определенные выводы о том, с кем именно предполагают сражаться российские военные планировщики. В ближайшее время Каспийская флотилия качественно обновит и усилит свой корабельный состав. На стапелях Зеленодольского ПКБ заложены два новых малых ракетных корабля проекта 21631 «Углич» и «Град Свияжск» с новейшим универсальным ракетным комплексом большой дальности «Калибр-НК». Кроме того, на судоверфи «Алмаз» (СанктПетербург) построен, спущен на воду и готовится к проведению государственных испытаний третий по счету малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала». В боевой состав фло76% НЕТ 13% НЕ ЗНАЮ 11% НЕ ЗНАЮ 11% НЕТ 13% тилии уже введен малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Волгодонск». В Каспийском море завершаются госиспытания ракетного корабля «Дагестан» проекта 11661К. Он построен с применением технологии «Стелс» и первым из кораблей российского ВМФ получил на вооружение комплекс «Калибр-НК». 25 июля в акватории Каспийского моря под руководством председателя приемочной госкомиссии, командующего Каспийской флотилией контр-адмирала Сергея Алекминского экипаж «Дагестана» впервые произвел ракетный пуск комплексом по береговой цели. Условный командный пункт вероятного противника, представленный специальной мишенной позицией в виде макета здания, был успешно поражен на дальности около 100 морских миль. До этого в ходе государственных испытаний на Черном море экипаж корабля успешно выполнил ракетный пуск по морской цели. Помимо боевых корабсудно проекта 22870 в настоящее время строятся в астраханском филиале центра судоремонта «Звездочка». Сдача и включение их в состав флотилии планируются на конец 2012 – начало 2013 года. лей во флотилию войдут и суда обеспечения. В частности, в ноябре 2011 года на Каспий поступил второй по счету рейдовый буксир РБ-102 проекта 705Б. Первый буксир данного проекта включен в состав флотилии в ноябре 2010 года. Главные его особенности – высокая мореходность и возможность прохождения за счет небольшой осадки малых глубин реки Волги, Волго-Каспийского канала и северного Каспия. Два мощных двигателя позволяют без особых усилий буксировать любой корабль Каспийской флотилии. Третий такой буксир, а также аварийно-спасательное ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 отметил: «Между Каспийской флотилией и промышленностью сложились деловые и плодотворные отношения. Мы заинтересованы в поступлении на флотилию новых образцов вооружений и военной техники, которые соответствуют современным требованиям, поэтому стараемся отслеживать каждую боевую единицу с момента начала изготовления, каждый корабль с момента его закладки. Активно участвуем в ходе строительства, что позволяет в конечном результате своевременно получать качественную технику. Радует, что представители промышленности вносят улучшения в проект по ходу строительства, учитывая опыт эксплуатации кораблей на флотилии. Взаимодействуем не только со строителями, но и с проектным бюро. В частности, эффективное взаимодействие установлено с Зеленодольским ПКБ». Сергей Алекминский ВЭБ ПРЕДОСТАВИТ ГСС КРЕДИТ НА МИЛЛИАРД Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ) открыла ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) кредитную линию на один миллиард долларов для рефинансирования кредитов и займов. Как говорится в материалах ГСС, акционеры предприятия одобрили условия кредита на годовом собрании 28 июня 2012 года, стороны договорились по данному вопросу 31 июля. Срок действия кредитной линии – до 30 июля 2024 года. При этом с учетом всех выплат цена сделки может составить не более 1,8 миллиарда долларов. Ранее сообщалось, что РФ может предоставить государственные гарантии по кредиту, привлекаемому ГСС в ВЭБе. Кредит необходим ГСС для возврата основного долга по кредитам, привлеченным на программу Sukhoi SuperJet 100, отмечается в документе. О том, что ВЭБ рассматривает кредит ГСС на один миллиард долларов, правительство заявляло перед заседанием набсовета банка в конце декабря прошлого года. Средства предназначены для продолжения финансирования работ по проекту, в частности НИОКР для разработки версии самолета с увеличенной дальностью полета. Контроль в ГСС принадлежит компании «Сухой» (входит в госхолдинг ОАК), блокпакет – у итальянской Alenia Aeronautica. Памятник вертолету Ми-8 Ми-8 ПОПУЛЯРЕН НА РЫНКЕ толет Ми-8, который эксплуатируется более чем в 100 странах, отметил 50-летний юбилей. Первый опытный образец Ми-8 впервые оторвался Самый массовый и востребованный в мире верот земли 2 августа 1962 года. За полувековую историю серийного производства создано более 13 000 машин этого типа, разработано свыше 130 модификаций. Это вертолеты Ми-171, Ми-172, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-5 и другие модификации гражданского и военного назначения. Заводы, производящие машины типа Ми-8/17, стабильно обеспечены заказами на их производство на два года вперед. При этом работа по модернизации Ми-8 продолжается. В настоящее время осуществляется сборка первого опытного образца модернизированной версии Ми171А2. Определен его технический облик. Ми-171А2 разрабатывается на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным продолжением семейства машин Ми-8. Вертолеты этого типа будут оснащены новой авионикой. В их конструкции предполагается использование композиционных материалов, что делает вертолет гораздо легче. Модернизированы все основные системы и агрегаты. Повышены летные и технические характеристики. Экипаж будет сокращен до двух человек, что существенно скажется на экономической эффективности. чинов Минобороны РФ, а также по тому, какие системы вооружений развивают и собираются ставить на боевое дежурство, какого рода учения про одят у нас в стране, можно сделать определенные выводы о том, с кем именно предполагают сражаться российские военные планировщики. «УГЛИЧ» И «ГРАД СВИЯЖСК» ДЛЯ КАСПИЯ остается секретной в той ее части к торая касается планов будущих войн и вероятных противников. Но по отдельным высказываниям Военная доктрина России, что вполне естественно, Военная доктрина России, что вполне естественно, НАДО НА ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ, А НЕ ФАНТАСТИЧЕСКИХ УГРОЗ КАК МЫ ДОГНАЛИ С ЯДЕРНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СУБМАРИН С ЯДЕРНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ АНОВКАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СУБМАРИН Владимир КАРНОЗОВ Владимир КАРНОЗОВ Константин МАКИЕНКО,онстантин МАКИЕНКО, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий АУТСОРСИНГ КРЕПЧАЕТ Вооруженные Силы России с августа в два раза увеличат количество аэродромов, на которых боевую авиацию будут заправлять гражданские специалисты. На 11 аэродромах Военно-воздушных сил ЗАО «Газпромнефть-Аэро» осуществляет заправку летательных аппаратов. С 1 августа по аналогичной схеме будут работать еще 11 аэродромов. Заправка автомобильной военной техники отдана на аутсорсинг в 76 городах, где расположены штабы военных округов, флотов, армий, бригады и военные вузы, а также крупные гарнизоны. Пополнением кораблей и судов ВМФ горючим, а также запасами пресной воды и продовольствием в иностранных портах и Мировом океане занимается ОАО «Совфрахт». В прошлом году в зарубежных портах проведено 40 заправок. В первом полугодии 2012-го – 20 заправок и пополнение запасов (свыше 40 тысяч тонн дизельного топлива, 1,7 тысячи тонн продовольствия). Для обеспечения столовых воинских частей посудой потрачено 202 миллиона рублей, на которые закуплено 1,3 миллиона предметов из ударопрочного стекла и нержавеющей стали. Наряду с этим закупалось новое технологическое и холодильное оборудование. С начала этого года в армии полностью осуществлен переход на аутсорсинг питания и баннопрачечного обслуживания военнослужащих. НОВОРОССИЙСКАЯ ВМБ ПОЛУЧИТ ПОПОЛНЕНИЕ В корабельный состав военно-морской базы (ВМБ) Вслед за криз надвигает адвига 02 02 МЕЧТАТЬ НЕВРЕДНО, НО ПРЕЖДЕВРЕМЕННО МЕЧТАТЬ НЕВРЕДНО, НО ПРЕЖДЕВРЕМЕННО О военно-морских базах 04 в Мировом океане04 О военно-морских базах в Мировом океане ЗАСУДИТЬ ЧП на «Нерпе» не найдены ЗАСУДИТЬ – И ДЕЛО С КОНЦОМ С КОНЦОМ И ДЕЛО ЧП на «Нерпе» не найдены06 Истинные виновники06 № 31 (448) № 31 (448) выходит по средам 8 – 14 августа 2012 года выходит по средам через несколько лет ВМС США через несколько лет ВМС США ЛАЗЕРЫ НА КОРАБЛЯХ Планируют установить10 ЛАЗЕРЫ НА КОРАБЛЯХ Планируют установить10 Новороссийска (Черноморский флот) в этом году войдут три новейших противодиверсионных катера проекта 21980 (шифр «Грачонок»). В ближайшее время ВМБ получит новый противодиверсионный катер «Грачонок», который предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота. В 2012 году на вооружение базы должны поступить еще два таких катера. В соответствии с планом строительства и развития ВоРОССИЙСКОЙ ЭКЗАМЕН ПД-14 ИДЕТ УСПЕШНО Испытания первого демонстрационного образца двигателя ПД-14, предназначенного для нового гражданского самолета МС-21, проходят без замечаний. Наработка двигателя на рабочих режимах составила более 20 часов. Цели проходящих испытаний – демонстрация основных параметров базового двигателя ПД14, отработка новейших конструктивных решений и критических технологий, оценка акустических и эмиссионных характеристик. ПД-14 – первая за последние 20 лет собственная российская разработка в области гражданского моторостроения. МС-21 – проект ближнесреднемагистрального самолета, который ориентировочно к оруженных Сил РФ до 2020 года продолжится развитие и расширение Новороссийской военно-морской базы. До конца 2014-го планируется существенно укрепить ее корабельный состав. Благодаря высоким тактико-техническим характеристикам, повышенным мореходным качествам и наличию современного радиоэлектронного оборудования, энергетической установки и водолазного комплекса «Грачонок» обеспечивает выполнение широкого круга задач. 2020 году должен прийти на смену пассажирским авиалайнерам семейства Ту. Основными его преимуществами по сравнению с современными аналогами являются уменьшение удельного расхода топлива на 10–15 процентов, сокращение стоимости жизненного цикла до 20 процентов, снижение шума и уровня эмиссии. Разработка двигателей пятого поколения и финансирование проекта «Двигатели для самолета МС-21» осуществляются в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Планируется, что общий объем инвестиций в создание ПД-14 составит 70 миллиардов рублей. Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 31 (448) 8–14 августа 2012 года АРМИЯ АСПЕКТ Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа ДВЕ НЕ ПОМЕШАЮТ Для начала данный вопрос можно рассмотреть отвлеченно. Как ни удивительно, с сиюминутной точки зрения полезнее всего нам была бы база на Сейшельских островах. Ведь уже сегодня в западной части Индийского океана постоянно находится группировка ВМФ РФ (в которую, как правило, входят один большой противолодочный корабль и два-три вспомогательных судна), занимающаяся борьбой с пиратством. Хорошо бы этой группировке иметь хоть какое-нибудь постоянное место базирования. Кроме того, ВМБ на Сейшелах теоретически могла бы пригодиться для возможного воздействия на исламские страны. Что касается Кубы, то нахождение там российской военной инфраструктуры заведомо угрожало бы одному потенциальному противнику – США. И именно поэтому абсолютно бессмысленно. Как уже писал «ВПК» в статье «Американцы останутся в Афганистане» (№ 20, 2012), военная база за рубежом для страны, которой она принадлежит, может либо быть дополнительной возможностью для нанесения удара по врагу, либо стать проблемой – в зависимости от того, насколько обеспечено ее снабжение в случае войны. Исходя из этого базы в Абхазии и Южной Осетии полезны Вооруженным Силам РФ (как и европейские для ВС США), а в Приднестровье – лишняя головная боль (как базы в Центральной Азии или Афганистане для американцев). РЕАЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ БЕЗУМИЯ ЧТО РОССИЯ НАПРАВИТ НА ВМБ В КАМРАНИ, НА СЕЙШЕЛЬСКОМ АРХИПЕЛАГЕ И ОСТРОВЕ СВОБОДЫ? Заявление главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирала Виктора Чиркова о том, что Россия ведет переговоры о возможности базирования кораблей российского флота на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме, пресс-служба Минобороны опровергла без промедления. Но, как говорится, осадок остался. Похоже, надлежащие планы все-таки вынашиваются. Россией и Соединенными Штатами, российская база на Кубе будет немедленно или намертво блокирована, или уничтожена. Если вдруг вспыхнет война между База во Вьетнаме (очевидно, в Камрани) теоретически была бы наиболее полезна России, превратившись в перевалочный пункт на пути в Индийский океан и в инструмент воздействия на ситуацию в АзиатскоТихоокеанском регионе, который быстро превращается в геополитический центр мира. Но в первую очередь она обеспечивала бы давление на Китай, как это имело место раньше. Напомню, что Ханой предоставил СССР базу в Камрани сразу после того, как в начале 1979 года Вьетнам подвергся китайской агрессии, и поВДВ НЕ ОТРЕКЛИСЬ ОТ БМД-4М Командование Воздушно-десантных войск РФ не отказалось от боевой машины десанта БМД-4М и намерено закупать ее, заявил командующий ВДВ генералполковник Владимир Шаманов. «Ни для кого не секрет, что 95 процентов нынешнего броневого парка ВДВ составляют БМД-2 и БТР, которые эксплуатируются по 40 лет, – сказал он. – Поэтому десанту, как воздух, нужна сегодня новая современная боевая машина. И такая машина есть – это БМД-4М». По словам Шаманова, сегодня БМД-4М под названием «Бахча» располагает не имеющей аналогов цифровой системой управления огнем, позволяющей эффективно поражать любые цели и даже стрелять из закрытых огневых позиций в режиме артиллерийской системы. «При этом у нее лишь частично оцифровано шасси: бортовой компьютер только следит за состоянием двигателя и трансмиссии», – подчеркнул командующий. «Мы не утверждаем, что БМД-4М – идеальная машина, – отметил он. – Но на базе тех разработок, которые выполнены по «Бахче», включая цифровую систему управления «Курганец-25», сейчас ведутся опытно-конструкторские работы в интересах Сухопутных войск. Плюс изделие обладает колоссальным экспортным потенциалом. Машина плывет, она унифицирована. Поэтому мы, получив поддержку Верховного главнокомандующего, будем и дальше бороться за нее. Это нужно, чтобы развивался весь модельный ряд бронемашин». Командующий напомнил об очень тяжелой судьбе «четверки». Началась ее история почти 30 лет назад. Боевые действия в Афганистане показали несостоятельность тогдашних десантных бронемашин. Причины тому были разные – гусеницы летели, броня не держала выстрел. Стали примерять под ВДВ танк ПТ-76. Но свой потенциал он уже исчерпал, к тому же имел скудный боеприпас. Была поставлена задача – во взаимодействии с конструкторским бюро приборостроения (КБП) из Тулы разработать новую БМД с мощной пушкой. Изделию присвоили наименование «Бахча». Машина должна была стать универсальной – плавающей, десантируемой и т. д. Но сделать ее такой, как требуется, сразу не получилось. Опытная БМД захлебывалась при вхождении в воду, у нее не было необходимой центровки. С развалом СССР о проекте «Бахча» забыли. Когда страна прошла испытания двумя кампаниями на Кавказе, о бронемашине вспомнили. Поручили Тульскому КБП посмотреть, каким образом «Бахчу» можно возродить. К тому времени на основе этой машины уже были построены боевые машины пехоты БМП-2 и БMП-3 – десантными наработками воспользовалась пехота. Именно в тот период Волгоградская судоверфь перестала выпускать продукцию по десантной тематике, а производственную базу, где делали боевые машины для ВДВ, приобрел концерн, специализирующийся на строительстве тракторов. Решили часть производства перенести в Курган, попытаться унифицировать боевой модуль Тульского завода с базой БМП. В итоге получилась машина, которая плавала, десантировалась, имела приличную огневую мощь. «Да, это не идеал, – признал Шаманов. – Был момент, когда «Бахчу» проверили на подрыв и предъявили претензии к ее бронезащите. Но главный конструктор произвел доработку. Последующие испытания показали – параметры, которые заложили в тактико-техническое задание, достигнуты». Владимир Шаманов, несмотря на проблемы с получением боевых машин десанта БМД-4М, видит плюсы в оснащении войск новой техникой и оружием: «Что касается оснащения войск современным вооружением и военной техникой, то и здесь, особенно в последние годы, мы видим положительные тенденции». По его словам, на обеспечение ВДВ поступает новая специальная инженерная техника, новейшие комплексы РЭБ и радиационно-химической разведки, аппаратура спутниковой навигации. «За счет поступления современной техники мы смогли существенно увеличить возможности нашей связи и ПВО. Также получаем на вооружение новые пулеметы «Корд» и «Печенег», апробационно, пока в разведывательных подразделениях используем тепловизоры марки «Шахин», испытываем опытные образцы беспилотных летательных аппаратов, внедряем последние разработки нашей промышленности в области экипировки «солдата будущего», на всех учениях мы системно подходим к проверке элементов новейшей автоматизированной системы управления войсками «Полет-К», – перечислил Шаманов образцы вооружения, поступающие в его войска. Генерал особо отметил, что командование ВДВ не собирается сворачивать работу по дальнейшей модернизации имеющихся в войсках образцов вооружения и военной техники: «Наглядный тому пример – увеличение за счет проведенной модернизации возможностей нашей артиллерии, в том числе артиллерийских систем на базе самоходных орудий 2С9 «Нона». Совершенствование средств автоматизации и управления огнем повысило боевые возможности артиллерии ВДВ на 30–40 процентов. И это уже подтверждено на практике в ходе учений и полевых выходов». «Одним словом, войска на месте не стоят. И к тому, чтобы они отвечали требованиям, вызовам и угрозам ХХI века, мы и дальше будем прилагать все усилия. В этом вижу свою главную задачу на посту командующего ВДВ», – заключил Владимир Шаманов. просил Москву в начале ХХI века покинуть эту ВМБ именно потому, что Россия перестала выполнять роль геополитического противовеса Китаю. Сейчас для Ханоя вопрос противостояния Китаю стал настолько острым, что вьетнамцы, несмотря на историческую память, готовы разрешить заходы в Камрань кораблей ВМС США. И наш флот ради решения задачи сдерживания Поднебесной тоже пустили бы. С геополитической точки зрения этот вариант, видимо, перестал быть абсолютно невозможным. В последние пару лет в Кремле, кажется, заметили-таки тот очевидный факт, что «стратегический партнер» на самом деле является для нас главной внешней угрозой, причем ситуация быстро ухудшается. ВОЕННО-МОРСКАЯ НЕМОЩЬ Но вот здесь мы подходим к главному вопросу: а что Россия направит в Камрань, а также на Сейшелы и на Кубу, если представить, что Москва вдруг решит получить базы в этих странах, а те дадут согласие? Например, в составе нашего Тихоокеанского флота сегодня насчитывается шесть надводных кораблей океанской зоны (по одному крейсеру и эсминцу, четыре БПК), введенных в строй в период с 1985 по 1991 год. То есть самому «молодому» кораблю – 21 год. Для столь «мощной» эскадры иметь зарубежные базы, мягко говоря, странно. Особенно учитывая тот факт, что она будет и дальше уменьшаться в связи с почтенным возрастом кораблей. Для сравнения: ТОФ США расятся же крайне медленно и в очень незначительных количествах корабли морской зоны. Условно океанскими можно считать фрегаты проекта 22350, коих в составе ВМФ пока нет ни одного. И если к 2020 году будет хотя бы два-три, это можно считать большим достижением. 04 04 сил с ближайшими соседями думать о зарубежных базах, пожалуй, преждевременно. Несколько лучше ситуация с подлодками, но ненамного. Кроме того, обеспечить базирование за рубежом субмарин, особенно атомных, будет сложнее и дороже, чем надводных кораблей (например обязательно потребуется развернуть на базе мощную ПВО, поскольку подлодки сами защитить себя от ударов с воздуха не смогут). полагает 53 кораблями классов крейсер, эсминец и фрегат, столько же эсминцев и фрегатов в ВМС Японии. У Республики Корея 21 фрегат и эсминец. Причем некоторые японские и южнокорейские корабли (как и все американские) фактически являются крейсерами. Наконец, ВМС КНР обладают 80 эсминцами и фрегатами. При таком соотношении ВЕРСИЯ ВРОДЕ БЫ ВРОДЕ БЫ НЕПРАВДА ЖАЛЬ НЕПРАВДА,, А ЖАЛЬ предоставляться СМИ ни в одном допустимом формате». «Появление подобной информации в СМИ является не более чем фантазией ее автора, который во главу своей деятельности предпочел поставить сенсационность, нежели компетентность и профессиональную этику», – подчеркнули явно обиженные военные. «Полная версия видеоотчета о прессконференции главнокомандующего ВМФ доступна к просмотру на официальном сайте Минобороны России в сети Интернет, а также на сайте информационного агентства «РИА Новости», – напомнили в Управлении пресс-службы и информации МО. Что же случилось и кто напутал во всей этой истории – журналист, адмирал или Минобороны? Почему вообще появилось такое опровержение? Отвечать попробуем в обратном порядке. Даже уже столкнулась с проблемой, когда триумфально арендовав зарубежную базу (Севастополь) аж до 2042 года, вдруг обнаружила, что там нечего будет размещать, ибо ситуация на Черноморском флоте еще хуже, чем на Тихоокеанском (средний возраст кораблей ЧФ далеко за 30). Для спасения ситуации было срочно развернуто строительство «новых старых» подлодок проекта 636 и фрегатов проекта 11356. Эти проекты еще советские, но несколько осовремененные. Для небольшого объединения ВМФ, дислоцированного в закрытом Черном море, такое еще допустимо, но для океанских флотов (СФ и ТОФ) подобСобственно, пару лет назад Москва ное паллиативное решение бессмысленно. А зарубежные базы рассчитаны именно на океанские флоты. ПОДОЖДЕМ ЛЕТ ДВАДЦАТЬ Вообще ситуация в ВМФ гораздо хуже, чем в других видах Вооруженных Сил России. РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ПВО имеют некоторую возможность «вывернуться» и восстановиться за счет сочетания старых запасов и новых разработок. У флота таких шансов нет. Его главная проблема в том, что корабли строятся гораздо дольше и в гораздо меньших количествах, чем создаются МБР, самолеты, средства ПВО, не говоря уж о бронетехнике, а вот стареют столь же быстро. И кроме того, объединения ВМФ находятся на пяти полностью или частично изолированных друг от друга ТВД. ны удержаться на минимально допустимом уровне, обеспечивающем обороноспособность страны, то коллапс флота неизбежен. Старые корабли выбывают гораздо быстрее, чем вступают в строй новые. Причем списываются боевые единицы всех классов, в том числе океанской зоны. СтроЕсли другие виды ВС РФ способК тому времени уйдут в небытие все оставшиеся эсминцы проекта 956 и большинство БПК проекта 1155. После чего ВМФ на каждом из своих театров превратится в случайный набор разнотипных кораблей, обеспечивающих в лучшем случае оборону собственных баз. На что-то большее будет способен лишь подводплав, да и то в незначительных масштабах. Пара-тройка новых фрегатов повлиять на данную ситуацию неспособна, это очевидно. Если даже события в стране будут развиваться по самому благоприятному сценарию (вероятность чего, увы, очень невелика), не ранее 2030 года мы можем получить лишь некий прообраз полноценного военного флота. Сегодня главная забота отечественного ОПК отнюдь не дефицит денег, а нехватка производственных мощностей, научных, инженерных, рабочих кадров. И наиболее остро это проявляется именно в кораблестроении. Руководящие страной и отраслью многочисленные гуманитарии и «эффективные менеджеры» не понимают этого в принципе. Они уверены, что можно дать несколько триллионов – и флот вырастет сам собой из воздуха. Кроме того, ВМФ недостает береговой инфраструктуры даже в собственной стране, причем еще с советских времен. Хрестоматийный пример – как авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск» в 80-е годы были загублены из-за того, что во Владивостоке для них так и не нашлось причальной стенки. Поэтому корабли всю свою короткую жизнь провели на рейде, бессмысленно расходуя моторесурс и топливо. В свете неготовности собственных баз аренда зарубежных представляется особенно актуальной. До сих пор апофеозом отечественного абсурда казалась покупка во Франции УДК «Мистраль». Для этих кораблей нет и ни в каком обозримом будущем не будет боевых задач, кораблей охранения (тех самых эсминцев и фрегатов). Тем не менее на эти бессмысленные железные коробки собираются выбросить гигантские деньги, которые следовало бы истратить на возведение и оснащение заводов, восстановление научных школ, обучение кадров. Или уж на строительство подлодок и фрегатов. Корабли, подобные «Мистралям», могут понадобиться (и то не факт, что понадобятся на самом деле), когда уже будет построен полноценный сбалансированный флот, – в лучшем случае лет через 20. Абсолютно то же самое можно сказать и про зарубежные базы. Они нужны при наличии полноценного большого океанского флота. Разумеется, начинать переговоры о базах нужно заранее, но все же не за два десятилетия. Поэтому хочется надеяться, что опровержение Минобороны отражает реальный отказ от этого безумия. если соответствующие слова о базах и были произнесены главкомом ВМФ, они явно прозвучали не вовремя – в России именно в тот день находился с визитом вьетнамский президент Чыонг Тан Шанг и ему пришлось отбиваться от очень неудобных для него вопросов. Впрочем, глава Социалистической Республики НАШИМ МОРЯКАМ НУЖНЫ БАЗЫ ЗА РУБЕЖОМ НАШИМ МОРЯКАМ НУЖНЫ БАЗЫ ЗА РУБЕЖОМ День 27 июля оказался богатым на сенсации, касающиеся российского Военно-морского флота. В роли их творца выступил новый главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Чирков. Владимир КУДЕЛЕВ А ведь сутками ранее в РИА Новости состоялась первая встреча Чиркова с журналистами после назначения на пост главкома (она проходила в режиме видеоконференции, в ходе которой на связь с Москвой вышли журналисты из Балтийска и Североморска). И там вроде все было сказано о состоянии и перспективах развития одного из трех видов Вооруженных Сил России. Однако 27 июля на ленте агентства появились новые сообщения, которые взбудоражили как военную, так и гражданскую общественность нашей страны. Главная из них была следующей: согласно заявлению вице-адмирала в изложении РИАН Россия прорабатывает вопрос о возможности базирования своих боевых кораблей на Кубе, Сейшельских островах и во Вьетнаме. По словам главнокомандующего, речь идет о пунктах материально-технического обеспечения (ПМТО), аналогичных тому, который сейчас российский флот имеет в сирийском порту Тартус. Информация об этих планах мгновенно было подхвачена мировыми СМИ. Как представляется, нет необходимости говорить о том, что любому военному флоту, претендующему на статус океанского, необходимы зарубежные базы. В данном отношении не является исключением и ВМФ России. Правда, два года назад, до событий так называемой арабской весны представители нашего флотского главкомата, касаясь этой довольно деликатной сферы, предпочитали упоминать кроме Сирии Алжир, Ливию и Йемен. Две последние страны по понятным причинам выпали из списка. И вновь – о новых амбициях российских флотоводцев (если они действительно были обнародованы). Дело в том, что сенсация о новых базах просуществовала всего несколько часов. Уже вечером 27 июля Управление прессслужбы и информации Министерства обороны РФ фактически дезавуировало весть, распространенную РИАН. Опровержение достойно того, чтобы его привести полностью. «Сообщения СМИ со ссылкой на якобы заявлеВьетнам более чем достойно справился с внезапной «вводной». Он подчеркнул, что Ханой не намерен предоставлять свою территорию для иностранных военных баз, однако российский флот получит возможность использовать ремонтные мощности ВМБ Камрань. Это, как стало известно корреспонденту «ВПК» от компетентного источника, оговорено в документах, касающихся содействия России в создании в Камрани пункта базирования для шести вьетнамских подводных лодок, строительство которых ведется в настоящее время в Санкт-Петербурге. Что касается первого вопроса. Здесь версий две. Либо адмирал действительно сказал то, чего не следовало, либо его слова были неправильно интерпретированы. Тем не менее корреспондент «ВПК» попросил ние главнокомандующего ВМФ о том, что Россия ведет переговоры о возможности базирования кораблей ВМФ за рубежом не соответствуют действительности», – более чем категорично утверждало военное ведомство. «В ходе пресс-конференции главнокомандующего ВМФ, которая состоялась накануне, 26 июля с. г., эта тема не обсуждалась и какие-либо официальные заявления по данному вопросу главнокомандующим ВМФ вице-адмиралом В.Чирковым не делались», – разъясняло Минобороны. Дальше – больше: «Вопросы межгосударственных отношений не входят в компетенцию Главного командования ВМФ и, следовательно, не могли прокомментировать новый список возможных мест нахождения ПМТО капитана 1-го ранга, пожелавшего сохранить инкогнито. Собеседник отметил, что отдельные элементы списка не совсем понятны. «ВМФ России не помешал бы ПМТО во Вьетнаме – через него могли бы следовать корабли Тихоокеанского флота, направляющиеся на антипиратскую вахту в Аденский залив и обратно, – полагает офицер. – То же касается ПМТО на Сейшелах. С его помощью можно было бы увеличить сроки нахождения отрядов российских кораблей, выполняющих антипиратские миссии у берегов Сомали». «Но вот зачем в современных условиях для ВМФ России ПМТО на Кубе? Ведь сейчас не времена холодной войны и наши корабли к берегам Америки практически не ходят, – заметил каперанг. – Цель развертывания ПМТО на Кубе может быть только одна – завуалированное оказание экономической помощи этой стране. Ведь за ПМТО нужно будет платить». В любом случае российскому ВМФ нужны зарубежные пункты базирования в том или ином виде. Это бесспорно. Представляется, что все точки над i в данном вопросе вскоре будут всетаки расставлены. defense-update.com Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 Борис СОКОЛОВ Постараюсь проанализировать те сценарии будущих войн, на которые ориентирована российская Военная доктрина, и показать угрозы военной безопасности России – ныне существующие и вероятные в перспективе. ДОРОГАЯ, НО БЕСПОЛЕЗНАЯ ИГРУШКА Начнем с самого нашумевшего и, возможно, наиболее дорогостоящего проекта последних лет – с покупки у Франции вертолетоносцев с последующим возможным их производством по лицензии на российских заводах. Цена каждого корабля – около 600 миллионов евро, так что данная сделка – лакомый кусочек во всех отношениях. Но встает закономерный вопрос: а каково боевое предназначение приобретаемых «Мистралей»? По официальной классификации это универсальные десантные корабли, способные принимать на борт батальон морской пехоты (450 человек), 16 тяжелых вертолетов или 32 легких винтокрыла и затем отправляться в любую точку Мирового океана на расстоянии 10 800 километров (а на экономичной скорости – даже на 19 800 км). В принципе понятно, для чего нужны УДК военно-морским силам Пятой республики. Если в какой-нибудь из бывших французских колоний (например в Габоне или Кот-д’Ивуаре) начнется гражданская война, произойдет военный переворот, Парижу удастся оперативно перебросить к побережью неспокойной страны отряд военнослужащих, который при необходимости поддержит одну из сторон конфликта и эвакуирует несколько сот сограждан. Те же функции мог выполнять и авианосец «Шарль де Голль», оснащенный атомной силовой установкой. Двух таких «плавающих аэродромов», по всей вероятности, французам вполне хватило бы для выполнения подобных заморских миссий. Но беда в том, что «Шарль де Голль» – самый крупный боевой корабль, когда-либо построенный во Франции, оказался слишком дорогим. Его стоимость – 2,5 миллиарда евро. Поэтому от пополнения ВМС вторым атомным авианосцем Париж пока воздерживается. Немногим дешевле и проектируемый «плавающий аэродром» с обычной силовой установкой – 1,7 миллиарда долларов. А на «Мистрале» еще новейшая система управления, позволяющая обходиться всего 160 членами экипажа (для сравнения: его численность на «Шарле де Голле» 1200 человек, плюс 600 пилотов, инженеров и техников авианосной группы). Однако, строго говоря, и для французслабое в военном отношении государство. Такой «большой канонеркой» он по сути и является, только вот цена впечатляет. Если же задаться вопросом, на каком морском ТВД «Мистрали» понадобятся российскому флоту, ответ будет однозначным: только на Черноморском – в случае возникновения нового вооруженного конфликта с Грузией или войны с Украиной, имеющей в СНГ вторую после России по численности и и произойдет). Выход же в открытое море и уж тем более попытка провести учебно-боевые стрельбы всегда будут чреваты непредсказуемыми и трагическими последствиями. Объективно рассуждая, Российской ФедеМИРАЖИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ МЫСЛИ Начало на стр. 01 боеспособности армию. Собственно, в результате российско-грузинского противоборства в августе 2008 года и родилась идея купить французские вертолетоносцы. Тогда пытались высадить морской десант в Батуми, но десантная баржа, куда погрузились морпехи, оказалась неисправна. И вместо того чтобы заказать новую баржу или даже десантный корабль, решили расщедриться на УДК да еще и не на один (о возможных персональных гешефтах от этой сделки умолчим). Правда, Грузия потерпела поражение, хотя дело обошлось без морских десантов. Точно так же, если вдруг нежданно-негаданно разразится российско-украинская война, Вооруженные Силы РФ имеют все шансы справиться с противником, используя только Сухопутные войска, авиацию и нынешние корабли Черноморского флота, не прибегая к задействованию «Мистралей». Впрочем, эти УДК предполагается дерского флота «Мистраль» по большому счету – просто дорогая, но не слишком нужная игрушка, в чем-то экспериментальная. Ведь в случае серьезного конфликта и противоборства с неприятелем, располагающим авиацией, средствами ПВО и боеспособной береговой обороной, в поход с «Мистралем» придется посылать большую группу кораблей, включающую авианосец. А для собственно эвакуационных операций можно использовать и корабли подешевле, например противовоздушный или противолодочный фрегат (их еще по старинке называют эсминцами). «Мистраль» же оказывается пригоден только для миссий из времен дипломатии «больших канонерок», когда надо надавить на какое-то жать на Тихом океане, однако что они там будут делать, ведомо только российским военачальникам и флотоводцам, для которых в еще большей степени, чем для их французских коллег, «Мистрали» будут просто дорогой, но бесполезной игрушкой. Иногда говорят: весь смысл покупки «Мистралей» заключается в том, что Военноморской флот России получит самые современные системы управления. Но во-первых, они только для этого УДК и пригодны, а для других кораблей придется разрабатывать новую аппаратуру. Во-вторых, нашим адмиралам будет совсем непросто подготовить для службы на «Мистралях» офицеров и матросов. Ибо здесь требуются профессионалы высшего класса, способные работать за шестьсемь моряков на «обычных» вертолетоносцах и авианосцах предыдущего поколения. Опыт трагических аварий с отечественными атомными субмаринами к оптимизму не располагает. Боюсь, что самое безопасное для «Мистралей» в России – это вечно стоять у причальной стенки (что скорее всего ДЛЯ КОРПУСОВ «МИСТРАЛЕЙ» Компания «Балтийский завод – Судостроение» (Санкт-Петербург) начала резку металла для корпуса первого из двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Закладка корабля намечена уже на 1 октября. В мае 2013 года ожидается начало резки металла для второго вертолетоносца, а для первого из российских «Мистралей» она началась на Балтийском заводе сразу после того, как «Адмиралтейские верфи» передали первый пакет конструкторско-технологической документации, адаптированной к мощностям российской верфи. Балтийский завод является предприятием – строителем плавучих частей для корпусов первых двух десантновертолетных кораблей-доков типа «Мистраль». «Адмиралтейские верфи» привлечены к строительству в качестве подрядчикапроектировщика. В июле 2012 года французская компания STX France поставила на «Адмиралтейские верфи» 3d-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца «Мистраль» и первую партию технической документации по проекту корабля. «Адмиралтейские верфи», не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуемым на мощностях Балтийского завода. «Дело в том, что корпус французского корабля построен из листов стали размером 3,2 на 16 метров, а наше оборудование позволяет резать лишь 3,2 на 12 метров. Соответственно нужно было все пересчитать так, чтобы построить корпус из наших листов. При этом пришлось также учитывать и грузоподъемность наших кранов: все элементы корпуса должны быть не тяжелее 120 тонн», – отмечает генеральный директор компании «Балтийский завод – Судостроение» Александр Вознесенский. ФГУП «Рособоронэкспорт» и французская рации вообще нет смысла иметь большой надводный флот и крупные надводные корабли. Поскольку строительство ударных авианосцев в нашей стране всегда наталкивалось и поныне наталкивается как на сложность конструкции «плавающих аэродромов», так и на трудности в создании палубных самолетов и подготовки пилотов, способных взлетать с авианосца и успешно садиться на него, в обозримом будущем нет никаких шансов не то что догнать американские военно-морские силы, а даже немного приблизиться к ним по уровню боевой мощи. Но кроме как для безнадежной борьбы с ВМС США авианосцы нам больше ни для каких целей не нужны, ведь у России нет большого торгового флота и значительной морской торговли, которые необходимо было бы охранять. Максимум, что стоит иметь ВМФ РФ из надводных кораблей, – это фрегаты, противолодочные и десантные корабли, сторожевые корабли и катера. Главный же упор надо делать на развитие подводных лодок, особенно атомных ПЛ. С КЕМ МОЖЕТ ВОЕВАТЬ РФ Обратимся теперь к ракетному комплексу «Искандер», которым у нас так любят пугать Европу. Его ракеты обладают дальностью полета до 500 километров, могут нести тактические ядерные боезаряды и предназначены для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Когда Москва грозит разместить «Искандеры» в Калининградской области, она фактически предполагает возможность возникновения некоего локального вооруженного конфликта между Россией и Польшей либо странами Балтии. Однако нетрудно сообразить, что любой ракетный удар по объектам на территории Речи Посполитой или, например, Литвы приведет не к российско-польской или российсколитовской войне, а к столкновению России компания DCNS подписали контракт в июне 2011 года. ОСК, в которую входят «Адмиралтейские верфи» и компания «Балтийский завод – Судостроение», привлечена к этой сделке в качестве субподрядчика французской верфи STX France в Сен-Назере. ОСК будет строить 24 корпусных блока (кормовые части обоих кораблей), что составляет порядка 40 процентов корпусов. Затем блоки отправятся во Францию, где произойдет полная сборка вертолетоносцев. В 1992 году Балтийский завод был приватизирован и стал открытым акционерным обществом. После этого 20 лет предприятие находилось под контролем частного бизнеса: сначала группы «ИСТ», а затем – Объединенной промышленной корпорации. В итоге ОАО «Балтийский завод» было доведено до банкротства, и в конце 2011 года предприятие вновь перешло под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации. Для сохранения трудового коллектива и компетенций в рамках ОСК было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский завод». Новому юридическому лицу переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Основной задачей ОАО «Балтийский завод» остаются содержание в порядке имущественного комплекса завода и защита государственных имущественных интересов в судебных процессах. ОСК создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100 процентами акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 60 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 70 процентов отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран. СУБМАРИНА «НОВОМОСКОВСК» ПЕРЕДАНА ВМФ В Северодвинске состоялся акт передачи Военно-морскому флоту атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Новомосковск» проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин») после среднего ремонта и модернизации. К причалу завода атомоход пришвартовался в ноябре 2006 года, а с апреля 2007-го после проведения освидетельствования и дефектации предприятие приступило к выполнению среднего ремонта и модернизации корабля в рамках гособоронзаказа. В июне-июле 2012 года заводская сдаточная команда и экипаж субмарины завершили выполнение программы заводских ходовых испытаний, в ходе которых модернизированный ракетоносец показал высокие эксплуатационные характеристики. Вернувшись в строй ВМФ, обновленный ракетоносец будет служить России в течение следующих 10 лет. ПЛАРБ К-407 «Новомосковск» была построена на судоверфи «Севмаш» в Северодвинске в июне 1987 года и принята на вооружение в 1990-м. Корабль в 1991 году первым в ВМФ России выполнил стрельбу полным боекомплектом из подводного положения. В 1998-м «Новомосковск» впервые провел запуск искусственного спутника земли баллистической ракетой из-под воды. В марте 1993 года подлодка побывала в аварии и повредила носовую оконечность. Во время несения боевой службы в Баренцевом море при попытке скрытого слежения российский ракетоносец столкнулся с американской субмариной Grayling. Лодка выполнила семь боевых служб, 15 боевых дежурств, провела 14 ракетных стрельб. За годы службы корабль прошел более 100 тысяч морских миль. Эти корабли имеют длину 167 метров и ширину 12 метров, водоизмещение – около 12 тысяч тонн. Максимальная глубина погружения – 400 метров, крейсерская скорость под водой – до 24 узлов, экипаж – 140 человек. ПЛАРБ проекта 667БДРМ вооружены 16 межконтинентальными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 (РСМ-54) ракетного комплекса Д9РМ. Как и на других крейсерах проекта 667БДРМ, во время ремонта и модернизации «Новомосковска» корабелами завода было выполнено около сотни внедрений, улучшающих тактико-технические характеристики корабля. Понизилась шумность субмарины, увеличились ее возможности по обнаружению подводных лодок противника, значительно повысилось обеспечение живучести и ядерной безопасности. С 1980 по 1992 год на Севмашпредприятии в Северодвинске построено семь ПЛАРБ этого проекта. Головная ПЛАРБ «Верхотурье» К-51 вошла в состав ВМФ в 1985 году. На начало 2012-го в боевом составе ВМФ России находится шесть ПЛАРБ: К-51, К-84, К-114, К-117, К-18, К-407. Все лодки прошли средний ремонт и модернизацию в центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске: К-51 «Верхотурье» (1999), К-84 «Екатеринбург» (2003), К-114 «Тула» (2006), К-117 «Брянск» (2008), К-18 «Карелия» (2010), К-407 «Новомосковск» (2012) с продлением срока службы на 10 лет. Передачей флоту ПЛАРБ «Новомосковск» предприятие «Звездочка» завершает цикл средних ремонтов с модернизацией, проводимых для лодок проекта 667БДРМ. После пожара в декабре 2011 года ПЛАРБ «Екатеринбург» должна пройти новый ремонт. АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ последствиями для всего человечества. И крайне сомнительно, что тогда на помощь России захотят прийти Белоруссия и другие страны СНГ. Если же, не дай бог, война с использованием обычных вооружений разразится на пространстве Содружества Независимых Государств, применение комплексов «Искандер» Россией в данном случае окажется явно избыточным. противоборстве – с «Искандерами» или без – у РФ, учитывая численность и оснащенность армий государств – членов Североатлантического альянса, все равно нет шансов устоять, если будут применяться только обычные вооружения. Поэтому война очень быстро перерастет в неограниченную термоядерную с катастрофическими со всем блоком НАТО. А в таком ного противника нашей страны – Китай. И здесь опять-таки у России отсутствуют шансы на победу в обычной широкомасштабной войне, учитывая неограниченные по сравнению с Российской Федерацией людские ресурсы Поднебесной и потенциальную способность промышленности КНР в больших количествах производить оружие и боевую технику. Следовательно, любое понастоящему серьезное вооруженное противоборство с Китаем РФ придется заканчивать как термоядерную войну. В ней шансов на победу у нашей страны немало, но и ущерб, который она понесет, будет огромен. Между тем российская Военная доктрина, как и в советские времена, ориентироваВозьмем, однако, другого потенциальна прежде всего на возможность ведения широкомасштабных войн против Североатлантического блока и Китая с помощью обычных вооружений, хотя подобный сценарий в реальности представляется абсолютно невероятным. Именно для этой цели сохраняется призывная система комплектования армии и флота РФ, хотя служба рекрутов и сокращена до одного года. Считается, что благодаря этому Россия будет иметь запас обученных резервистов, достаточный для ведения двух указанных выше войн. Однако за год пребывания в войсках военнослужащие-призывники все равно оказываются неготовыми к ведению современной войны обычными вооружениями, и после мобилизации с ними придется заниматься еще как минимум год, а то и полтора с учетом того, что они успеют забыть многое из того, чему их учили ранее. А даже 12-месячная служба в призывной армии многих молодых людей отвращает от заключения контракта с Минобороны, чтобы стать профессиональным воином. Главное же – подготовка этих так называемых резервистов совершенно не нужна, поскольку ориентируется на невозможные сценарии войны. Ориентироваться надо прежде всего не на конфронтацию с НАТО, а на потенциальный союз с Североатлантическим блоком в случае возникновения конфликта России с Поднебесной. Помимо него нужно принимать во внимание вероятные локальные столкновения на пространстве СНГ, борьбу с терроризмом и сохранение потенциала ракетно-ядерного сдерживания с блоком НАТО. Для решения всех этих задач большие по численности обычные Вооруженные Силы не требуются и армия в один миллион человек может оказаться избыточной. Вполне достаточно иметь 600–700 тысяч военнослужащих, особенно учитывая наличие в России многочисленных Внутренних войск и военизированных полицейских подразделений, на которые главным образом и возложена задача ликвидации террористов. Но все солдаты Министерства обороны должны быть профессионалами. Развивать необходимо в первую очередь стратегические ядерные силы, ПВО и ПРО (способные отбить нападение стран с небольшим ракетно-ядерным потенциалом), части специального назначения. То есть войска, оснащенные образцами вооружений и военной техники, эффективное применение которых по плечу только военнослужащимконтрактникам. Затраты на изделия ОПК, предназначенные для использования в военных кампаниях самого фантастического характера, отвлекают деньги и материальные средства от модернизации тех отраслей нашей «оборонки», которые действительно могут выпускать продукцию, нужную для отражения реальных и потенциальных угроз. У «ГОНЦА» ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ СПУТНИКИ Орбитальную группировку российской спутниковой системы «Гонец» будут активно наращивать. Ввод в строй спутниковой системы связи «Гонец» двух новых спутников сократит задержки в передаче информации и увеличит пропускную способность системы в целом, заявил генеральный директор ОАО «Спутниковая система «Гонец» Дмитрий Баканов. «Сейчас у нас задержки передачи сообщений в южных районах России достигают нескольких часов. Когда эти два спутника заработают, временные пробелы на юге сократятся до 40 минут – 1 часа. Это очень большой шаг вперед, учитывая, что на севере связь будет практически онлайн», – сказал Баканов, комментируя состоявшийся 28 июля запуск двух космических аппаратов «Гонец-М». По его словам, согласно техническому заданию орбитальная группировка системы «Гонец» должна состоять из 12 космических аппаратов: по три спутника в четырех плоскостях: «С запуском двух аппаратов «Гонец-М» мы полностью «закрыли» одну плоскость. На декабрь этого года запланирован запуск еще трех аппаратов, таким образом мы «закроем» вторую плоскость и в северных широтах будет обеспечена связь без временных задержек, в режиме онлайн». Он уточнил, что запущенные в июле спутники планируется протестировать и ввести в эксплуатацию до декабрьского запуска, чтобы исключить возникновение технических накладок со следующей партией аппаратов: «Мы должны получить по ним всю картину и убедиться, что с ними все в порядке. Только в этом случае мы дадим согласие на запуск следующей тройки в декабре 2012 года». Генеральный директор напомнил, что в процессе летных испытаний будут проверены на надежность механизмы передачи сообщений, взаимодействия орбитальной группировки со связным комплексом и абонентскими терминалами. По утверждению Дмитрия Баканова, запуск трех следующих аппаратов повлечет за собой серьезное улучшение характеристик системы, что позволит компании начать реализацию рыночной стратегии предоставления услуг конечным потребителям. «В Роскосмосе подтвердили, что для нас есть ракета и разгонный блок, временное окно также определено. Мы очень надеемся, что до конца 2012 года или в крайнем случае в течение первого квартала 2013-го мы этот пуск произведем», – заметил он и добавил, что до 2015 года должна быть развернута группировка из 12 космических аппаратов «Гонец-М» второго поколения. «Это даст полный онлайн на севере и в средних широтах, а временные задержки на экваторе не превысят 15 минут», – отметил гендиректор. Баканов сказал, что в 2013 году ожидается поступление новой линейки абонентских связных терминалов отечественного производства, входящих в наземную составляющую системы «Гонец». Интенсивное развертывание отечественной системы спутниковой связи позволит ей конкурировать с зарубежными системами «Иридиум», «Глобалстар» и «Орбкомм», которые активно продвигаются на российский рынок. «Нам нужно как можно быстрее делать свои шаги для того, чтобы этот рынок занимать синхронно с ними», – подчеркнул он. Пуск конверсионной ракеты «Рокот» с двумя спутниками «Гонец-М» с космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся 28 июля. Два космических аппарата системы «Гонец», запуск которых был перенесен с 13 июля из-за выявленных неполадок разгонного блока «Бриз-КМ» ракеты-носителя «Рокот», увеличили количество космических аппаратов системы «Гонец» до пяти. В составе орбитальной группировки системы теперь два космических аппарата первого поколения «Гонец-Д1» и три КА второго поколения «Гонец-М». Компания «Спутниковая система «Гонец» является оператором и эксплуатирующей организацией многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М», предназначенной для передачи данных и предоставления услуг связи абонентам, расположенным в любой точке Земли, в интересах различных сфер государственной деятельности и коммерческих потребителей. После запуска пяти КА «Гонец-М» в 2012 году количество спутников в орбитальной группировке системы «Гонец-Д1М» достигнет восьми, что качественно улучшит характеристики системы, включая время ожидания сеанса связи абонентом и время доставки информации. Наряду с пополнением орбитальной группировки в данный момент проходит испытания абонентское оборудование нового поколения, начало продаж которого планируется уже в 2013 году. Перспективная линейка терминалов содержит различные модификации устройств, удовлетворяющих нужды различных групп потребителей. В числе будущих услуг системы «Гонец-Д1М» находится голосовая связь. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5