Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №20 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268303
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №20 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268303 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА КОНТИНГЕНТ» В АФГАНИСТАНЕ Зачем Вашингтон оставляет в ИРА свои войска еще на 12 лет ТЕМА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСЛЕ АВГУСТА 2012 ГОДА ВВС РОССИИ ОТПРАЗДНУЮТ СВОЕ СТОЛЕТИЕ И КАНУТ В ЛЕТУ… Продолжение на стр. <...> 09 ТЕНДЕНЦИИ ВТА ПОЛУЧИТ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ «РУСЛАНЫ» Заявленное количество стратегических транспортных самолетов данного типа запланировано к поставкам до 2020 года, объявил Дмитрий Рогозин. <...> Важность усилий в сфере военно-транспортной авиации (ВТА), добавил Рогозин, подчеркивается и тем, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выделит в отдельный сегмент производство самолетов для ВТА. <...> Дмитрий Рогозин отметил, что по Ил-476 и Ан-124 речь идет о закупках не только десятков машин. <...> До 2020 года планируется усовершенствовать еще около десяти машин до модификации Ан-124-100М, а также оснастить ВВС примерно десятью самолетами Ан-124-300 с увеличенной до 150 тонн полезной нагрузкой. <...> ДА 52% НЕТ 42% СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ка-62 Дмитрий Рогозин на выставке HeliRussia-2012 принял участие в публичной демонстрации новейшего российского вертолета. <...> В свою очередь Мантуров заявил, что вертолет Ка-62 выйдет на рынок в 2014 году. <...> Он сказал, что КА-62 – первый вертолет, фюзеляж которого в большой степени выполнен из композиционных материалов. <...> Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» ДмитПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 рий Петров отметил, что впервые широкой публике представлен в окончательном варианте новый средний многофункциональный вертолет данной модели: «Новый вертолет сочетает в себе традиционные свойства российских вертолетов. <...> Гендиректор подчеркнул, что новый вертолет позволит увеличить экспортный потенциал российского вертолетостроения. <...> Ка-62 построен по одновинтовой схеме с рулевым КАЗАХСТАНСКОГО ОПК ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ Михаил БАРАБАНОВ, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Республика Казахстан входит в число <...>
Военно-промышленный_курьер_№20_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА КОНТИНГЕНТ» В АФГАНИСТАНЕ Зачем Вашингтон оставляет в ИРА свои войска еще на 12 лет ТЕМА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСЛЕ АВГУСТА 2012 ГОДА ВВС РОССИИ ОТПРАЗДНУЮТ СВОЕ СТОЛЕТИЕ И КАНУТ В ЛЕТУ… Продолжение на стр. 09 ТЕНДЕНЦИИ ВТА ПОЛУЧИТ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ «РУСЛАНЫ» Заявленное количество стратегических транспортных самолетов данного типа запланировано к поставкам до 2020 года, объявил Дмитрий Рогозин. Важность усилий в сфере военно-транспортной авиации (ВТА), добавил Рогозин, подчеркивается и тем, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выделит в отдельный сегмент производство самолетов для ВТА. «Будет свой генконструктор по всем системам, есть предсказуемость до 2020 года по закупкам Ил-476 и различных модификаций на его базе, а также Ан-124», – уточнил председатель Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ на выставке HeliRussia-2012. Он пояснил, что также рассматривается вопрос о производстве на российских заводах транспортных самолетов меньшего тоннажа, в том числе с участием украинского КБ «Антонов». Дмитрий Рогозин отметил, что по Ил-476 и Ан-124 речь идет о закупках не только десятков машин. По словам председателя ВПК, предприятия будут загружены большой работой – построят более сотни Ил-476. Рогозин уверен, что военно-транспортная авиация в России имеет огромное будущее. Он напомнил, что отечественные самолеты сегодня используются натовцами для переброски своих грузов: «В частности, этим занимается и хорошо на этом зарабатывает компания «Волга-Днепр». Недавно в части Военно-воздушных сил поступили три модернизированные машины Ан-124-100 «Руслан», четыре самолета этого типа уже подготовлены к отправке из частей ВТА на Ульяновский авиазавод для глубокой модернизации. До 2020 года планируется усовершенствовать еще около десяти машин до модификации Ан-124-100М, а также оснастить ВВС примерно десятью самолетами Ан-124-300 с увеличенной до 150 тонн полезной нагрузкой. Основными направлениями модернизации стали оснащение новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и навигационным комплексом, увеличение до 5400 километров дальности полета, улучшение погрузочно-разгрузочных возможностей моногрузов большой массы бортовыми средствами, усиление конструкции фюзеляжа. Самолет оборудуется новой системой торможения, снижающей до 30 процентов длину пробега при посадке. Установлена новая система раннего предупреждения столкновения с землей (СРППЗ-2000). В текущем году «Русланы» осуществили более 50 специальных рейсов за рубежом, были в 27 странах, совершили посадку на 46 зарубежных аэродромах. Экипажи Ан-124 действовали в том числе и в Афганистане, ОАЭ, Франции и Азербайджане. Ан-124 «Руслан» на сегодня составляет основу тяжелого авиапарка военнотранспортной авиации. Это самый большой стратегический военнотранспортной самолет в мире. Он способен выполнять задачи, связанные не только с транспортными перевозками, но и с участием в ряде космических программ в качестве стартовой платформы для воздушного запуска ракет-носителей. Ему также отводится роль перевозчика крупногабаритной боевой техники и грузов. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года – эклектичная программа, рассчитанная на сроки, при которых люди, ее инициировавшие, не будут нести личной ответственности за осуществление намеченного? ДА 52% НЕТ 42% СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ка-62 Дмитрий Рогозин на выставке HeliRussia-2012 принял участие в публичной демонстрации новейшего российского вертолета. Особенность машины – многоцелевое гражданское назначение. С легкой руки председателя ВПК модель, возможно, получит новое наименование. «Вы видите, какая красивая машина, это – ласточка. НЕ ЗНАЮ 6% Вертолет совершенно другого поколения. Он показывает, что у нас большие планы в области не только военных вертолетов, но и гражданских», – сказал Рогозин, который вместе с заместителем министра промышленности и торговли Денисом Мантуровым торжественно презентовал новую машину. В свою очередь Мантуров заявил, что вертолет Ка-62 выйдет на рынок в 2014 году. «Сегодня мы видим современную машину в новом облике. Государство участвовало в разработке этого вертолета и продолжает поддерживать этот проект», – пояснил замминистра. Он сказал, что КА-62 – первый вертолет, фюзеляж которого в большой степени выполнен из композиционных материалов. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» ДмитПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 рий Петров отметил, что впервые широкой публике представлен в окончательном варианте новый средний многофункциональный вертолет данной модели: «Новый вертолет сочетает в себе традиционные свойства российских вертолетов. Он надежен и прост в управлении. При разработке Ка-62 особое внимание уделялось таким качествам, как экологичность и повышенная экономичность эксплуатации». Гендиректор подчеркнул, что новый вертолет позволит увеличить экспортный потенциал российского вертолетостроения. Ка-62 построен по одновинтовой схеме с рулевым КАЗАХСТАНСКОГО ОПК ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ Михаил БАРАБАНОВ, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Республика Казахстан входит в число крупнейших по территории государств не только Евразии, но и мира. Это один из ближайших союзников и основных экономических партнеров России. Вот почему немалый интерес представляет прошлое, настоящее и будущее «оборонки» РК. АСТАНА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В СТОРОНУ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ВЫПУСКА НЕ РОССИЙСКОГО, А ЗАПАДНОГО, ТУРЕЦКОГО ИЛИ УКРАИНСКОГО ВООРУЖЕНИЯ За одну неделю лишились своих постов три главнокомандующих видами российских Вооруженных Сил. Причем главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого и главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина в отличие от главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Александра Постникова уволили в отставку. Чем это можно объяснить, к чему может привести подобная кадровая политика? Такова тема беседы обозревателя газеты «ВПК» с генералом армии Петром ДЕЙНЕКИНЫМ. Он был главкомом ВВС в период с 1991 по 1998 год. «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»: УСПЕХИ В 2011-м В прошлом году Россия поставила 262 вертолета заказчикам 19 стран. Это позволило нашей стране занять 14 процентов от мирового рынка вертолетостроения. Выручка холдинга «Вертолеты России» в 2011 году выросла на 28 процентов и составила 104 миллиарда рублей. В 2011-м портфель заказов холдинга существенно вырос – до 859 машин. Стоимость портфеля твердых заказов – 330 миллиардов рублей. На 2012–2014 годы предприятия холдинга загружены контрактами почти на 100 процентов. 02 АМЕРИКАНСКИЙ «ОГРАНИЧЕННЫЙ ЭТО БЫЛО НАСТОЯЩЕЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО! Причины оставания нашей страны в разработке гиперзвукового оружия 04 ЧАСТНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ПОДЛИННАЯ КАТАСТРОФА? Последствия гибели «Суперджета» в Индонезии для отечественного авиапрома 07 № 20 (437) 23– 29 мая 2012 года выходит по средам «СТАЛ ОБРАЗОВЫВАТЬСЯ И РАЗРАСТАТЬСЯ «ГРИБ» Первое в СССР воздушное испытание атомной бомбы 10 ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСТАВКИ СУЩЕСТВЕННО ВОЗРОСЛИ енных вертолетов по линии Рособоронэкспорта за последние пять лет выросли в несколько раз. Если в 2007 году было экспортировано 15 российских вертолетов, то в 2011-м – 99. Всего в период с 2001 Объемы продаж вопо 2011 год ОАО «Рособоронэкспорт» поставило более 420 вертолетов в 33 страны мира. В настоящее время компания успешно исполняет крупный контракт на поставку в Индию военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, оснащенных круглосуточным пилотажно-навигационным комплексом отечественного производства. С 2011 года в Афганистан осуществляются поставки машин этой модели в конфигурации, оборудованной современной западной радиосвязной и навигационной аппаратурой. Активно на зарубежные рынки продвигается самый грузоподъемный в мире тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2, оснащенный современным цифровым интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), что позволяет сократить численность летного экипажа, обеспечивает пилотирование вертолета при транспортировке грузов на внешней подвеске и решать другие транспортные задачи. Рособоронэкспорт продвигает в различные регионы мира большой перечень современных винтокрылых машин, таких как военно-транспортные Ми-17, транспортно-боевые Ми-35М и Ми-35П, боевые Ми28Н и Ка-52, тяжелые транспортные Ми-26Т2, а также легкие многофункциональные Ка-226Т и другие. Кроме поставок конечной продукции, ОАО «Рособоронэкспорт» предлагает широкий перечь услуг по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации вертолетной техники, эксплуатируемой в интересах военных ведомств зарубежных стран. Рособоронэкспорт придает большое значение выставке HeliRussia-2012 как площадке для продвижения российской вертолетной техники на зарубежные рынки. ИТОГИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Читайте материал на стр. 03 ОЗВУЧЕНЫ МЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОЗ-2012 Дмитрий Рогозин провел заседание Военно-промышленной комиссии, на котором были рассмотрены итоги выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2011 год, размещения заданий на текущий год, а также на плановый период 2012 и 2013 годов. Ситуация с размещением заданий ГОЗ в текущем году по сравнению с прошлым несколько улучшилась. Государственный оборонный заказ на 2011-й выполнен на 96,3 процента. Полученные результаты по номенклатуре и количественным показателям отличаются от первоначально установленных заданий. На заседании была дана всесторонняя оценка деятельности государственных заказчиков, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций обороннопромышленного комплекса страны по выполнению ГОЗ. Отмечены также недостатки: низкое качество планирования, несогласованная работа государственных заказчиков с Федеральной службой по тарифам по определению уровня прогнозируемых цен по номенклатуре поставляемой продукции. Установленные постановлением правительства РФ сроки размещения заданий ГОЗ некоторыми государственными заказчиками не выполнены. ВПК по итогам заседания наметила ряд дополнительных мер по завершению в кратчайшие сроки размещения заданий ГОЗ-2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов и началу их финансирования. Обозначены меры по повышению эффективности организации работ по размещению и выполнению государственного оборонного заказа, качества планирования при формировании проекта государственного оборонного заказа на очередной год и на плановый период, исключению практики многократного пересмотра заданий государственного оборонного заказа в ходе его выполнения. Кроме того, государственным заказчикам поручено погасить до 1 июня образовавшуюся кредиторскую задолженность перед предприятиями и организациями обороннопромышленного комплекса и о результатах доложить правительству. В 2011 году произведено 84 запуска ракет-носителей (РН) для выведения спутников на околоземные орбиты. Из 84 запусков Россия осуществила в прошлом году 33 пуска ракет-носителей, Китай – 19 и Европа – 7. Всего на орбиты в 2011 году было запущено 135 спутников. Россия запустила 27 национальных спутников (в том числе два экспортных) и 26 зарубежных космических аппаратов. Китай осуществил запуск 21 спутника (из них два экспортных), тогда как Европа – 17 спутников (8 государственных и 9 коммерческих). жение двенадцати государств Союза южноамериканских наций (УНАСУР) в период 2006–2010 годов выросли вдвое и составили 126 миллиардов долларов. Об этом свидетельДИНАМИКА ВОЕННЫХ РАСХОДОВ СОХРАНЯЕТСЯ Затраты на воорувинтом в вертикальном хвостовом оперении. Выполнен с учетом международных требований к безопасности полетов. Лопасти винтов и планер более чем наполовину произведены из полимерных композиционных материалов. Предназначен для перевозки 12–14 пассажиров в салоне или 2,5 тонны груза на внешней подвеске. Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами. Сертификация вертолета запланирована на 2014 год. Ка-62 может применяться в нефтегазовой сфере, а также при проведении спасательных работ и для корпоративных нужд. ствуют данные, обнародованные Центром стратегических оборонных исследований крупнейшего объединения стран региона, штаб-квартира которого находится в БуэносАйресе. Первое место по военным расходам среди государств Южной Америки заняла Бразилия, ее доля составила 43,7 процента. Следом идут Колумбия (17), Венесуэла (10,7), Чили (9), Аргентина (8,3), Эквадор (4,5) и Перу (4). Между тем, как отмечается в докладе, общие расходы на оборону стран региона за этот период в среднем составили 0,91 процента от ВВП. В документе подчеркивается, что анализ расходов на оборону в бюджете государств блока не указывает на существенные изменения за эти годы и не позволяет говорить о существовании тенденции в сторону гонки вооружений или милитаризации региона. Данные свидетельствуют о том, что Южная Америка тратит на военные нужды меньше других континентов. В бюджетном отношении в 2010-м больше всего средств на военные нужды выделили Эквадор (2,74 процента ВВП страны), Колумбия (1,89), Суринам (1,49), Боливия (1,47), Чили (1,4), Гайана (1,31), Уругвай (1,06). Затраты остальных государств Союза южноамериканских наций не превысили одного процента их ВВП. Согласно исследованию в период 2006–2010 годов расходы на оборону в расчете на душу населения в среднем составили 67,4 доллара, а на каждую тысячу жителей региона приходится трое военнослужащих. Из общих расходов на оборону 58,7 процента пошли на нужды личного состава, 23,5 – на военные операции, 17,3 – на инвестиции и 0,5 – на исследования. Коллаж Андрея СЕДЫХ (PHOTOXPRESS)
Стр.1
№ 20 (437) 23 –29 мая 2012 года «ОБОРОНКА» на ПеРеДоВоЙ Олег ФАЛИЧЕВ Дубна – Москва Гиперзвук – скорость, в пять раз превышающая число Маха (М, напомню, что данный показатель равен 1230 километрам в час). Чтобы создать летательный аппарат, способный не перемещаться, а воистину нестись с такой скоростью, надо использовать новые технологии и материалы, установить на нем сверхмощные двигатели. Продувки в аэродинамической трубе показали: обтекание подобного изделия воздушным потоком идет по физическим законам, отличным от тех, которыми руководствуются при проектировании дозвуковых и сверхзвуковых самолетов. Соответственно требуется иная конструкция крыла, носовой части. Освоение продолжительного полета в атмосфере с гиперзвуковыми скоростями – качественный скачок в авиа- и ракетостроении, возможность обрести высокоэффективные системы вооружения с принципиально новыми свойствами. Гиперзвуковое оружие существенно повысит эффективность боевой техники за счет возрастания быстродействия, обеспечения неуязвимости современными средствами перехвата, расширения диапазона применения по дальности и высоте, а также увеличения кинетической энергии поражающих элементов. Но главное даже не это. уДаРИЛо БуМеРанГоМ Наличие и потенциальная возможность применения гиперзвукового оружия, а также уровень развития позволяющих его создать технологий будут оказывать в ХХI веке существенное влияние на военно-политическую ситуацию на планете, определять статус обладающей им страны в мировом сообществе. В ближайшем будущем гиперзвуковые управляемые ракеты (ГЗУР) наряду с оснащенными ядерными боеголовками МБР окажутся весомым средством отстаивания стратегических интересов государства на международной арене. В Советском Союзе разработки 11 мая Дмитрий Рогозин посетил ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А. Я. Березняка» – головное предприятие – изготовитель крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. Очередная рабочая поездка в подмосковную Дубну исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Российской Федерации была посвящена решению одной из важнейших проблем ракетои самолетостроения – разработке гиперзвуковых летательных аппаратов. ВСПОМНИМ ПРИХоДИтСЯ ЛИкВИДИРоВатЬ РеЗуЛЬтатЫ ФактИЧеСкоГо ПРеДатеЛЬСтВа наЦИонаЛЬнЫХ ИнтеРеСоВ СтРанЫ О ГИПЕРЗВУКОВОЙ «ЛОПАТЕ» гиперзвуковых систем ракетного и артиллерийского вооружения с ПВРД (прямоточным воздушно-реактивным двигателем) проводились начиная с 60-х годов. Благодаря накопленному тогда значительному научнотехническому и технологическому заделу наше государство существенно обогнало в этой области передовые зарубежные страны. К сожалению, сейчас налицо обратная тенденция, в связи с чем чрезвычайно жестко высказался Дмитрий Рогозин: – Мы убедились, что это результат не только драматических процессов, повлиявших на распад СССР и сказавшихся в целом на состоянии промышленности, обороны и безопасности страны, но и субъективных решений. Сегодня имеет смысл проанализировать произошедшее с точки зрения соответствия текущему моменту, нынешним интересам страны. Речь идет о решении политического руководства конца 80-х годов искусственно остановить наиболее передовые разработки по гиперзвуку. Иначе как предательством национальных интересов я это назвать не могу. Сегодня, спустя столько лет, данное решение ударило бумерангом по нашим интересам. По многим направлениям в рамках этой работы мы опережали Соединенные Штаты Америки, другие державы. Сейчас же придется искать технологические решения, которые позволят нам срезать угол, выйти на серьезный результат уже в ближайшее время. Но каких средств и человеческой энергии это потребует! Особую опасность с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны представляют работы, ноВоСтИ ВЬетнаМ ПоЛуЧИЛ СокРащеннуЮ ПаРтИЮ Су-30Мк2 Рособоронэкспорт и компания «Сухой» поставили во Вьетнам еще три многофункциональных истребителя (МФИ) этого типа. Машины уже доставлены заказчику. В ближайшее время они войдут в состав вьетнамских ВВС. На Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении ведется строительство очередной партии истребителей, предназначенных для поставки во Вьетнам в соответствии с ранее подписанными контрактами. На сегодня в работе находятся два договора с Ханоем по авиационной технике. Первый суммарной стоимостью около 400 миллионов долларов предусматривает поставку восьми Су-30МК2. По второму контракту, стоимость которого, по неофициальным данным, равна одному миллиарду долларов, вьетнамские ВВС получат 12 самолетов Су-30МК2. Данными соглашениями также предусмотрена поставка вооружения, оборудования и запчастей для этих самолетов. Ранее сообщалось, что в перспективе Вьетнам может закупить еще 24 самолета Су-30МК2. Предыдущая партия из четырех машин была поставлена вьетнамским ВВС в декабре прошлого года. В этот раз во Вьетнам было отправлено три, а не четыре Су-30МК2 из-за того, что один из истребителей, предназначенных для этой страны, разбился во время облета в феврале этого года. В ближайшее время график поставок будет восстановлен. Строительство нового самолета уже ведется в Комсомольске-на-Амуре. Су-30МК2 – самолет с широкими боевыми возможностями поражения наземных и морских целей высокоточным оружием: управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами. Истребитель оснащен современным комплексом бортового оборудования, новыми системами связи и навигации, контроля работы оборудования и действий экипажа. Аппаратура РЭП обеспечивает автоматическое целеуказание введенным в состав вооружения самолета противорадиолокационным ракетам Х-31П. Благодаря установке системы дозаправки топливом в полете были увеличены дальность и продолжительность полета. Новые шасси дали возможность самолету совершать взлет с полной заправкой топливных баков и полной боевой нагрузкой на внешних подвесках. Двухместная компоновка истребителя позволяет эффективно использовать его и для подготовки новых экипажей. отСтаеМ, но не так уж СущеСтВенно американские разработки в области гиперзвукового оружия представляют опасность для России, но не настолько, чтобы делать из этого трагедию, считает действительный академический советник общероссийской общественной организации «академия инженерных наук имени а. М. Прохорова» (аИн), руководитель пресс-службы Института космических исследований (ИкИ) Ран Юрий Зайцев. «Действительно, апробированные в США технологии открывают перспективу перехода от демонстрационных полетов к созданию многофункциональной боевой ракеты. Предполагается, что первые ее образцы, которые смогут развивать скорость около 23 тысяч километров в час, будут созданы к 2015 году, но наиболее вероятно – не ранее 2018-го. В то же время Россия не так уж существенно отстала от США в этой области», – заявил эксперт. Он напомнил, что программа создания гиперзвуковой боевой ракеты рассматривается Пентагоном как часть концепции оперативного глобального высокоточного удара. «Вопрос в другом: даже если все работы будут вестись в соответствии с планами и обойдутся без неудач, а их с начала работ в 2003 году было несколько, хватит ли у американских военных средств, чтобы закупить гиперзвуковые боеголовки в достаточном количестве, а промышленности организовать их серийное производство?» – отметил специалист. Оценивая существующий в России научно-технический задел в области гиперзвуковых ракет, Зайцев сказал, что в СССР еще в 70-х годах велись работы по созданию ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем: «Была, в частности, создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летных испытаний она сумела достичь скорости, более чем в пять раз превышающей скорость звука. В дальнейшем проект получил развитие под названием «Холод-2». По его словам, судя по официальным сообщениям, отечественные разработки в области гиперзвука направлены в основном на модернизацию головных частей баллистических ракет с тем, чтобы их полет мог выполняться по «неклассической схеме»: «Такие боеголовки должны будут летать не только по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, но и в атмосфере, произвольно или по заданной программе меняя траекторию. То есть смогут выходить в космос и снова «погружаться» в атмосферу». Впервые о таких разработках заговорили еще при министре обороны маршале Игоре Сергееве, когда решался вопрос об увеличении закупок новейшего стратегического ракетного комплекса «Тополь-М»: «Именно для него и создавалась такая боеголовка». Вместе с тем, как считает эксперт, гиперзвуковые технологии могут использоваться и при создании отечественных ударных средств. «Заметим, что на сегодня ни в одной стране мира, кроме России, нет крылатых ракет, летающих быстрее звука», – пояснил он. В 1997 году конструкторы МКБ «Радуга» (Дубна), которое в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», показали на авиасалоне «МАКС» гиперзвуковой летательный аппарат Х-90. На Западе его назвали АS-19 Koala. Эта гиперзвуковая ракета создавалась специально для замены крылатой ракеты Х-55 и обеспечивала дальность полета 3000 километров, могла нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способные поражать цели на удалении 100 километров от точки разделения. Носителем Х-90 должен был стать удлиненный вариант стратегического бомбардировщика Ту-160М. «Работы над ракетой были приостановлены. В 90-х – начале 2000-х годов подобное, к сожалению, не было редкостью для российской «оборонки». Но технологический задел и полученные технические решения сохранились и могли быть в дальнейшем использованы. Работы по гиперзвуку возобновились в России в 2009 году», – уточнил Зайцев. Упомянул он и российско-индийский проект «БраМос»: «Первоначально его целью стало создание сверхзвуковой ракеты, а затем началась разработка ее усовершенствованного варианта – гиперзвуковой ракеты, способной достигать скорость, в семь раз превышающую скорость звука. Новый вариант ориентировочно должен появиться через 4–5 лет». По его словам, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» проводит исследовательские работы по проекту создания ракеты, которая сможет развивать скорость, в 12–13 раз превышающую скорость звука. Такой боеголовке никакая противоракетная оборона не будет преградой. «Можно ожидать, что идея создания гиперзвуковых изделий станет для России общенациональной, а последующее развитие этой тематики, проведение соответствующего комплекса работ позволит заложить основу для ОКР и начать в ближайшей перспективе создание конкурентоспособных образцов гиперзвукового оружия. Одновременно успешные разработки в этой области существенно повысят отечественный научно-технический потенциал, создадут новые предпосылки для его дальнейшего развития», – заключил Юрий Зайцев. оБноВЛЯетСЯ БеЛоРуССкаЯ ПВо Вторую батарею зенитных ракетных комплексов «тор-М2» российская сторона намерена поставить в Белоруссию в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Проблем с оплатой за вторую батарею ЗРК «Тор-М2» в составе четырех боевых машин, которые одновременно способны отразить атаку 16 воздушных целей, со стороны Минска нет. Все поступает вовремя, союзное государство платит исправно. крылатых ракет США выстраивают новую стратегию влияния на мировую политику. В ближайшие пять-семь лет ГЗУР обретут способность наносить молниеносные точные удары по пунктам управления вооруженными силами, базам атомных подводных лодок и шахтным установкам межконтинентальных баллистических ракет, местам дислокации дальних бомбардировщиков на территории противника. А он, даже обладая СЯС, просто не успеет ответить. РеактИВнЫЙ СтаРт Созданием крылатых ракет в СССР занималось машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Основанное в 1951 году в городе Дубне, КБ разрабатывало и производило первые отечественные образцы управляемого ракетного оружия – КР, именовавшиеся в ту пору самолетами-снарядами, классов «воздух-поверхность», «кораблькорабль» и «земля-земля». За 60 лет существования ГосМКБ «Радуга» – сегодня ведущее предприятие корпорации «Тактическое ракетное вооружение» – передало нашим военным свыше полусотни подобных систем, в том числе высокоточные ракеты для самолетов дальней и фронтовой авиации, боевых кораблей. 20 разработкам присуждены Ленинская и Государственная премии. Первым изделием стал уникальный противокорабельный комплекс «Комета», которым оснащался бомбардировщик Ту-4. Прототип этого самолетапроводимые ныне в США в рамках программ Х-51, Falcon, HiFire, HyFly, ряд других. Апробированные прорывные инновации открывают американцам перспективу перехода от демонстрационных прототипов к созданию в 2015–2018 годах боевой многофункциональной гиперзвуковой ракеты большой дальности. С помощью таких гиперзвуковых снаряда создан в ОКБ-155. Освоение серийного производства было поручено авиазаводу № 1. 1 ноября 1951 года началась работа над доводкой «Кометы», и в начале 1953-го коллектив справился с возложенной на него задачей. Первой же самостоятельной разработкой КБ в Дубне стала ракета Б-15. На вооружение ее приняли в 1960 году, а несколько лет спустя она успешно прошла боевое крещение на Ближнем Востоке. Очередными достижениями отмечены и 70–80-е годы. унИкаЛЬнЫЙ «МоСкИт» Сегодня ракетные системы «Радуги», получив высокую оценку во многих странах, поставляются за рубеж. В частности, предприятие предлагает новое поколение высокоточного оружия большой дальности: – комплекс «ОВОД-МЭ» с ракетой Х-59М2Э; – ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздухповерхность»; – авиационная управляемая ракета Х-59МК2; – противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ; – комплекс ракетного оружия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ. Комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» с ракетами Х-59МЭ и Х-59М2Э предназначен для поражения наземных и надводных целей, визуально видимых оператором. Аналогов им нет. Ракета Х-59МЭ снабжена системой навигации и автоматического управления. Телевизионнокомандная система наведения обеспечивает точность попадания до двух-трех метров на дальностях до 115 километров. КР может лететь с огибанием рельефа местности на высоте до семи метров (над морем). Есть ракеты повышенной дальности – до 285 километров. Уникален до сих пор никем не превзойденный противокорабельный ракетный комплекс 3М-80Е «Москит». Более 30 изобретений и открытий нашли применение в этом уникальном изделии. Он находится на вооружении нашей армии и флота (импортное исполнение «Москит-Е» и «Москит-МВЕ») и предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев, одиночных кораблей со скоростью хода до 100 узлов на расстоянии до 240 километров. Такую сверхзвуковую ракету, меняющую траекторию полета, засечь средствами ПВО практически невозможно. – Американцы пытались, но так и не смогли создать нечто подобное, – говорит генеральный директор ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А. Я. Березняка» Владимир Трусов. – Противокорабельная ракета «Москит» имеет скорость выше 2,5 М и практически прошивает корабль даже без боевой части. Продавалась за рубеж, в частности в КНР. Сейчас идет ее модернизация. По сей день остается неизменной летные испытания, хотя и не без замечаний. Достигнутая ею скорость превысила 5 М. Однако работы были прекращены по решению политического руководства страны. открытиями. «Лопата» прошла щими научными ИДет ВЫЗДоРоВЛенИе Несмотря на все трудности, в ГосМКБ «Радуга» не останавливалась работа над новыми видами высокоскоростных ракет, в частности для стратегической авиации. В 2005 году Владимир Путин, пожалуй, впервые сказал о необходимости создания новых систем ракетного вооружения – высокоточных крылатых ракет дальнего радиуса действия и благословил испытание одного из современных образцов с уникальными характеристиками. После 90-х сотрудники предприятия вновь ощутили, что их труд востребован. Сегодня надо сделать следующий шаг. – В 60-е годы я пришел сюда молодым специалистом, – рассказывает Владимир Трусов. – Рядом со мной работали мастера своего дела. И сегодня самое главное – сохранить уникальных инженеров и разработчиков. Увы, за минувшие годы в нашей сварочный комплекс, обеспечивающий автоматическую сварку швов сложной формы на поверхностях двойной кривизны, пресс с ЧПУ, координатно-измерительная машина. Успешно освоен и процесс штамповки с нагревом на гидропрессе, совмещенный с термообработкой и калибровкой. Имеется лабораторноиспытательная база, обеспечивающая практически полный спектр испытаний, необходимых для создания новых модификаций серийных изделий, наземную отработку и проверку ракет воздушного и корабельного базирования, а также аэродинамический комплекс, стенды полунатурного и математического моделирования. тРеБуетСЯ МноГое Выступая на совещании «О состоянии и перспективах гиперзвуковых летательных аппаратов и создании систем вооружения на их основе», Дмитрий Рогозин подчеркнул, что в целях кардинального изменения ситуации Военно-промышленная комиссия при правительстве Российской Федерации будет уделять самое пристальное, можно сказать, ежедневное внимание развитию гиперзвуковых технологий. Этот вопрос недавно был поднят и президентом России Владимиром Путиным в Нижнем Тагиле. Исследования в области разработки перспективных гиперзвуковых систем вооружения по заказам Министерства обороны России возобновились с 2009 года. – Мы рассчитываем, – с уверенностью заявил на совещании Рогозин, – что проведение комплекса таких работ позволит заложить основу для создания в ближайшей перспективе отечественных конкурентоспособных образцов гиперзвукового оружия. Однако сегодняшний технологический уровень нашей «оборонки» для этого недостаточен. Без проведения исследований по ключевым направлениям развития сверхзвуковых технологий для создания боевого образца переход к практическому развитию ОКР может оказаться нереализуемым. Необходимо незамедлительно осуществить ряд организационных и практических мер. Для решения этой задачи на совещании был намечен план первоочередных мероприятий. Определены этапы выхода на конкретные результаты по годам, кооперация и персональная ответственность тех, кто будет этим заниматься. Заслушаны доклады государственного заказчика – Министерства обороны России и основных исполнителей проводимых работ. Потребуются новые концептуи аэродинамическая схема ракеты Х-22, предложенная конструктором Рафаилом Хайкиным. Ее модернизированный вариант Х-58 обладает более высокими ТТХ. То же можно сказать и о береговом ракетном комплексе «Рубеж», который принят на вооружение в октябре 1978 года и до сих пор входит в состав боевых средств флота. Немало хитроумных технических решений потребовало создание радиопрозрачных обтекателей для изделия Д-2. Одно из самых выдающихся достижений ГосМКБ «Радуга» – крылатая гиперзвуковая ракета ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), прозванная «Лопатой» за необычную форму головной части. Разрабатывалась она с немалыми трудностями – потребовались уникальные технологии, сопоставимые с настоякальный научный, технический и конструкторский потенциал по всему циклу разработки, производства, эксплуатации и модернизации образцов управляемого ракетного оружия. В рамках ФЦП ведется реконструкция производственных корпусов, в последние годы внедрены новые прогрессивные технологии и оборудование, в том числе роботизированный стране утрачена часть редких технологий, нарушены производственная кооперация, поставки некоторых комплектующих. Не обошли стороной эти процессы и ГосМКБ «Радуга». Коллектив значительно сократился, заказов по ГОЗ стало меньше. Необходимо срочно восстанавливать утраченный потенциал. Руководители предприятий, подобных «Радуге», в полной мере испытывают на себе, мягко говоря, отрицательный результат недальновидной, даже близорукой политики тогдашнего руководства нашей страны, за которую теперь приходится извиняться Рогозину. Воистину Россия – страна с непредсказуемым прошлым. ГосМКБ «Радуга» накоплен униальные программные документы относительно военного применения перспективных разработок. В практическом плане необходимы исследования по основным ключевым направлениям развития гиперзвуковых технологий. Одним словом, для появления прототипов и финальных образцов гиперзвуковых летательных аппаратов необходимы усилия различных ведомств. Важно поднять данную тему на самый высокий государственный уровень, предусмотреть подготовку соответствующих нормативных правовых актов. Предстоит огромная работа, связанная с изучением новых материалов, созданием стендовой базы, кооперацией уцелевших предприятий, успешно наращивающих сегодня производительность труда. Соответствующие предложения будут доложены президенту Российской Федерации. Справятся ли в ГосМКБ «Радуга» с новыми задачами по созданию современного гиперзвукового ракетного вооружения, покажет время. Пока очевидно одно: без устранения первоочередной «болячки» нашего ОПК – кадровой проблемы – решить этот вопрос не удастся. 04 информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Олег ФАЛИЧЕВ
Стр.4
05 ВМС кИтаЯ СеГоДнЯ И ЗаВтРа ПОДНЕБЕСНОЙ НА ЛИДЕРСТВО В МИРОВОМ ОКЕАНЕ? РЕАЛЬНЫ ЛИ ПРЕТЕНЗИИ китай 1974/ 1980 проект 091 2007 проект 093 1988 San Juan 1997 Seawolf 1989 проект 671РТМК 1992 мод. проект 971 1983 Trafalgar 2009 Astute В основу нынешней военно-морской стратегии кнР, которая начала разрабатываться в конце 80-х и была официально провозглашена в 1995 году, положена Стратегия активной обороны, подразумевающая создание таких ВМС, которые обладали бы способностью отразить агрессию со стороны моря. При этом не исключается возможность и нанесения превентивных ударов по противнику. Владислав НИКОЛЬСКИЙ, доктор технических наук, профессор Николай НОВИЧКОВ, кандидат технических наук КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В появляющихся в СМИ Поднебесной публикациях на военную тему постоянно содержатся притязания более чем на пять миллионов квадратных километров «китайской территории, оккупированной иностранными государствами», объявленная же морская зона безопасности КНР простирается в глубь просторов Тихого океана уже на 2000 миль, а возможно, и более. При этом политкомиссар элитной Академии военных наук Народноосвободительной армии Китая (НОАК) генерал Вен Цонгрен в докладе о военной мощи народной республики заявил: «Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем ее, сможем вести речь о подъеме Китая. Чтобы подъем был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из них в своем будущем развитии». Основными элементами боевого применения ВМС в рамках действующей в настоящее время стратегии являются следующие концепции: активного воздействия на противника на максимальных дальностях с подготовкой ВМС к боевым действиям на всю глубину океанских (морских) ТВД, ограниченного ядерного контрудара в целях самозащиты с участием ВМС в нанесении ядерноноВоСтИ ЗакуПок ИЗРаИЛЬСкИХ БЛа Пока не БуДет Приобретение беспилотных летательных аппаратов (БЛа) у Израиля для Российской армии гособоронзаказом 2012 года не предусмотрено, проинформировал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПк) при правительстве РФ Юрий Борисов. «В ГОЗ такой статьи нет, и Министерство обороны с подобной просьбой пока не обращалось», – уточнил зампред. Ранее СМИ заявили, что готовится новое соглашение по закупке у Израиля 24 беспилотных комплексов суммарной стоимостью 53 миллиона долларов. Представители Минобороны РФ отмечали, что закупка вооружения за рубежом будет осуществляться минимальными партиями с целью изучения боевых характеристик и освоения новых технологий. На сегодня у израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI) уже закуплено 14 беспилотных авиационных комплексов. В том числе мини-БЛА Bird-Eye 400 (взлетная масса – пять килограммов, радиус действия – десять километров), тактические I-View Mk150 (160 килограммов, 100 километров) и БЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II (426 килограммов, 250 километров) на общую сумму 53 миллиона долларов. Кроме того, Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» и IAI подписали соглашение по созданию сборочного производства комплексов беспилотных летательных аппаратов на территории Республики Татарстан. Сумма сделки оценивается примерно в 400 миллионов долларов. «ЭЛектРоннЫЙ БоРт» ДЛЯ ту-204СМ Фирма «туполев» заканчивает работу над тренажерным комплексом, предназначенным для обучения экипажей среднемагистральных пассажирских самолетов новейшей модификации. В подмосковном Жуковском на летно-испытательной и доводочной базе ведется активная подготовка к вводу в эксплуатацию линейки технических средств обучения. В нее войдут учебный компьютерный класс, процедурный тренажер, комплексный тренажер аварийно-спасательных процедур, тренажерное устройство открытия/закрытия двери и аварийного люка. Комплекс позволит проводить подготовку экипажей и инженерно-технического персонала на современном уровне и в полном объеме. Программа обучения летного экипажа и бортпроводников включает курсы лекций, компьютерные занятия, тренировки на тренажерах. Комплекс, разработанный совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), был представлен авиационной общественности на четвертой общероссийской конференции «Авиатренажеры, учебные центры и авиаперсонал-2012». Самолет Ту-204СМ оснащен современной авионикой, имеет высокоэргономичную кабину экипажа для двух пилотов, оборудованную новой комплексной системой электронной индикации и сигнализации. На машине обновлен комплекс бортового оборудования, выполнен переход на новую концепцию построения так называемого электронного борта. По своим техническим и эксплуатационным характеристикам авиалайнер отвечает всем требованиям мирового рынка авиационной техники. Совершенствование системы послепродажного обслуживания, в рамках которой меняется учебно-тренировочная часть, призвано обеспечить безопасность, повысить конкурентоспособность и привлекательность Ту-204СМ для авиакомпаний. СкоРоСтнЫе ВИнтокРЫЛЫ кБ каМоВа И МИЛЯ Первый опытный образец скоростного вертолета будет создан к 2016 году, а производство начнется с 2018-го, сообщил заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров на вертолетной выставке HeliRussia в Москве. Разработки ведутся по двум проектам скоростных вертолетов: соосному с дополнительным толкающим винтом Ка-92 конструкторского бюро имени Камова (426 км/ч) и машине комбинированной схемы Ми-X1 конструкторского бюро имени Миля (463 км/ч). Предполагается, что впоследствии «Вертолеты России» выберут наиболее перспективную конструкцию для серийного производства. По словам замминистра, усилия, которые сегодня предпринимают «Вертолеты России» и Министерство промышленности и торговли, сосредоточены также на завершении испытаний Ми-38 и Ка-62. Тем не менее он отметил: «Конечно же, закладываются большие перспективы на скоростной вертолет». Мантуров также подчеркнул, что сейчас среди основных задач Минпромторга и «Вертолетов России» – улучшение системы послепродажного обслуживания вертолетов: «Создаются новые центры обслуживания в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе и Латинской Америке. Мы ориентируемся на создание совместных международных проектов и уже создали проект «Агуста Вестланд», мы на этом не должны останавливаться». в настоящее время проводятся мероприятия по устранению замечаний, выявленных при приемке первых партий вертолетов. «В ближайшее время ожидается приезд бразильской делегации в Россию для приема новых машин», – добавил Григорий Козлов. Договор на поставку ВВС Бразилии 12 боевых вертолетов Ми-35М заключен Рособоронэкспортом в 2008 году. Модернизированный Ми-35М способен круглосуточно выполнять боевые задачи, имеет повышенную по сравнению с базовой моделью огневую мощь и улучшенные тактико-технические характеристики. На вертолете установлены новый комплекс радиоэлектронного оборудования и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения, которые обеспечивают круглосуточность боевого применения, пилотирование в ночных условиях. Помимо этого, на данных машинах для экипажа применены очки ночного видения. Высокую огневую мощь вертолета Ми-35M обеспечивает высокоточное управляемое ракетное вооружение (комплексы «Штурм» и «Атака»). Модернизированные машины оснащены пусковой установкой АПУ-8/4-У, позволяющей нести до восьми управляемых ракет в пусковых контейнерах. В арсенале Ми-35М также имеются блоки с неуправляеРоСоБоРонЭкСПоРт ПоСтаВИЛ БРаЗИЛИИ ПеРВЫе Ми-35М контракт на поставку Бразилии ударных вертолетов этой модели успешно выполняется, сказал руководитель департамента вертолетной техники Рособоронэкспорта Григорий козлов. «50 процентов вертолетов, предусмотренных соглашением, уже поставлено», – отметил начальник департамента. По его словам, мыми реактивными снарядами С-8 и С-13, встроенное и подвесное стрелково-пушечное вооружение, включая несъемную подвижную пушечную установку 2А42 с пушкой 23-го калибра. Вертолеты данной модели поставляются в различных модификациях более чем в 30 стран. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени Миля. Серийно машина производится на ОАО «Роствертол», входящем в холдинг «Вертолеты России». Сделанный в Ростовена-Дону Ми-24 (экспортной версией которого является Ми-35) – основной ударный вертолет армейской авиации России. «МИСтРаЛИ» ПРИнеСут ноВЫе теХноЛоГИИ Приобретение вертолетоносца «Мистраль» позволит российскому судостроению освоить передовые практики строительства больших кораблей, считает ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве РФ александр Балыбердин. «Покупку «Мистраля» не следует рассматривать как нарушение нашего боевого потенциала. Это прежде всего приобретение новых технологий крупнотоннажного строительства, в том числе и для гражданского сектора. Наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов», как и ракетные крейсера, построен на Украине. Это не означает, что мы не умеем строить, но мы не умеем строить на том технологическом уровне, который сегодня освоили Европа, Китай и Корея», – пояснил Александр Балыбердин. По его словам, в главкомате ВМФ также рассматривают приобретение французского вертолетоносца как важную технологическую задачу. Представитель Морской коллегии отметил, что в последние два десятилетия отечественные судостроительные предприятия не имели задач, векторов развития и выпали из системы разделения труда, утратили технологии. «Теперь нам нужно заново решать кадровые задачи, создавать новые проектные бюро, образовывать слой научно-технической интеллигенции, которая будет способна создавать новые суда. Ведь военные корабли сложнее гражданских судов на два порядка, – заявил Александр Балыбердин. – Если мы не пойдем по этому пути, мы вообще не пойдем никуда. За нас это не сделает никто. Трудно представить себе, что Франция или Великобритания будут поставлять для российского ВМФ боевые корабли. Ведь «Мистраль» – это всего лишь корабль управления и снабжения, плавучий госпиталь». информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», го удара с помощью ПЛАРБ по противнику в составе стратегических ядерных сил Китая. В соответствии с современной китайской военно-морской стратегией в будущей войне на ВМС будет возлагаться решение следующих главных задач: уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, нарушение морских коммуникаций противника, нанесение внезапных ударов по ВМБ, портам и важным береговым объектам противника с целью ослабления его военного потенциала, осуществление морских десантных операций с участием сухопутных войск и ВВС, а также противодействие высадке морских десантов противника, обеспечение безопасности морских коммуникаций, рыболовства, разработки полезных ископаемых и научных исследований, а также ряд других. Китайская военно-морская стратегия предусматривает три этапа развития ВМС. На первом этапе предполагалось создание группировок, которые могли бы поддерживать заданный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» (острова Рюкю и Филиппинский архипелаг), включающей акватории Желтого, ВосточноКитайского и Южно-Китайского морей и одновременно призванной играть роль «морской Великой китайской стены». В настоящее время этот этап завершен. На втором этапе (до 2020 года) планируются активные действия ВМС в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, Хоккайдо, острова Нампо, Марианский и Каролинский архипелаги, Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага. На третьем этапе (до 2050 года) предполагается создать мощный океанский флот, способный решать поставленные задачи практически в любом районе Мирового океана. Поэтому одной из важнейших задач развития китайского ВМФ считается создание авианосных сил и полноценных ПЛА уже в начале XXI века. Общее количество боевых кораблей и катеров во флоте КНР за последние четыре года резко выросло – примерно с 570 до 700. Однако это произошло не только за счет нового строительства, но и вследствие вывода многих единиц из резерва, в котором находится значительное число ПЛ, БКА и ДКА. В свою очередь вероятное сокращение численности корабельного состава в 2015–2020 годах может произойти за счет перевода части ПЛ, БКА и ДКА в резерв. ПРОГРАММЫ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ За последние 10 лет Китай существенно увеличил объемы военного кораблестроения. Основное внимание в нем сместилось с кораблей ограниченного водоизмещения к крупным кораблям основных классов (ПЛА, АВ, ФР). Вместе с тем продолжается строительство ракетных катеров (РКА). Подводные силы ПЛаРБ. В боевом составе китайского флота находится одна ПЛАРБ Chang Zheng-6 проекта 092 (в 1995–2001 годах прошла модернизацию и была перевооружена МБР JL-1A) и две ПЛАРБ типа Daqinqyu проекта 094. К строительству серии подлодок проекта 094 Китай приступил в 2001 году. Головная субмарина 1983 Rubis 2016 Suffren 25 >30 32–33 >35 >30 33 32 >30 25 >30 АТЭУ АТЭУ/ АЭУ СШа АЭУ АЭУ 4 8 СССР/Россия АЭУ АЭУ 6 8 Великобритания АЭУ АЭУ 5 6 Франция АТЭУ АТЭУ 4 4 14 24 104 40 *Оценка относительного уровня широкополосного шума (ОУШШ) приведена в процентах к уровню данной характеристики для ПЛАТ San Juan типа Los Angeles Daqinqyu формально вступила в состав ВМС еще в 2007-м, а первая серийная – в 2009-м, но испытания предназначенных для них новых МБР продолжались и в 2011 году. Отставание программы создания ударного оружия для этих подлодок вполне закономерно. Например, ПЛАРБ проекта 092 Chang Zheng-6 вошла в состав ВМС в августе 1983 года, однако первый успешный пуск МБР осуществлен только 15 сентября 1987-го. Окончательный ввод в боевой состав китайского флота двух ПЛАРБ типа Daqinqyu, очевидно, произойдет в текущем году. По заявлению китайского руководства, строительство серии этих подводных ракетоносцев имеет целью обеспечение стратегического сдерживания ядерных сил США на море. Впервые ПЛАРБ проекта 094 была сфотографирована спутником Quickbird в конце 2006 года во время стоянки на базе «Сяопиндао» вблизи города Даляна. Эксперты сразу установили, что подлодка напоминает российские корабли проекта 667БДРМ. Новая китайская ПЛАРБ вооружена 12 МБР JL-2 с разделяющейся головной частью (РГЧ). Эта ракета представляет собой уменьшенный вариант МБР DF-31, которая была испытана еще в 1999 году. Максимальная дальность стрельбы – до 8000 километров при оснащении моноблочной головной частью (МГЧ) с тротиловым эквивалентом 0,35 Мт. Стартовая масса твердотопливной МБР – 42 тонны, габариты – около 12,0х2,0 метра, она оснащена инерциальной системой управления (СУ). На ракете возможна установка РГЧ. В настоящее время ведется строительство трех ПЛАРБ проекта 094 и запланирована постройка еще одной такой же подлодки. Однако, по имеющейся информации, строящиеся ПЛАРБ уже относятся к кораблям проекта 096, на борту которых будет находиться 24 МБР. Более того, ЦРУ США в середине 2011 года получило спутниковую фотографию одной из этих подлодок на ходовых испытаниях в море. По мнению экспертов, заявленные размеры субмарины (длина – 150 м и ширина – 20 м) не вызывают доверия. Прежде всего это касается ширины ПЛАРБ, так как она зависит от качества стали и толщины прочного корпуса. Маловероятно, что Китай освоил технологию производства и обработки такой стали и смог обойти в области металлургии США, Россию, Великобританию и Францию. Однако в любом случае после 2016 года Китай, вероятно, будет располагать шестью новыми и одной устаревшей ПЛАРБ. Причем вооружение четырех подлодок окажется не хуже, чем ПЛАРБ США. Некоторые СМИ утверждают: при проектировании и строительстве субмарин типа Daqinqyu использовались российские технологии. Однако как полагают большинство специалистов, в части АЭУ и МБР это маловероятно по причинам политического характера. Ведь на момент начала проектирования этих лодок (конец 80-х годов) у Москвы были куда лучше отношения с Вашингтоном, чем с Пекином. Кроме того, технологии, применяемые в АЭУ и производстве МБР, таковы, что отказ от освоенных технологических процессов и переход на другие требуют много времени и огромных затрат. Эксперты полагают, что вероятнее всего при создании АЭУ на ПЛАРБ проекта 94 по-прежнему используются французские технологии. В связи с этим не исключено, что в качестве ГЭУ применяется >300 350 26+12 в ВПУ 52 24 40 20 100 20–25 105 35 114 38–48 30–40 450 500 400 450 >300 400 6 6 20 24 340 110 300 данных нет Сравнение боевых возможностей ПЛат китая и ведущих стран мира Ходовые качества Год тип ПЛ оружие Скрытность «ОБОРОНКА» ПоДРоБноСтИ АТЭУ с двумя усовершенствованными реакторами французского типа разработки 70–80-х годов. В то же время некоторые специалисты считают, что новая китайская ПЛАРБ оснащена обычной АЭУ. Не исключено, что полученные из России в середине 90-х годов две неатомные подлодки проекта 877ЭКМ, безусловно, позволили Китаю применить в субмаринах типа Daqinqyu (а в более полном объеме и на ПЛАРБ проекта 096) некоторые российские технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения – гидроакустика, торпеды, ПКР. Однако наличие огромного количества мелких шпигатов в надстройке подлодок проекта 094 показывает, что не все технологии по скрытности поняты китайскими специалистами и внедрены ими. Публикации в СМИ с указанием уровня шумности ПЛАРБ проектов 094 (115 Дб) и 096 (95–100 Дб) ни о чем не говорят, поскольку при этом не приводится скорость хода лодки. Заявленное в СМИ подводное водоизмещение подлодок проекта 094 – 9000 тонн – явно занижено. При наличии двух реакторов и 12 МБР (со стартовой массой 42 т каждая) оно должно быть не менее 11–12 тысяч тонн. Даже надводное водоизмещение больше и, по мнению экспертов, составляет 9500 тонн. Оценка водоизмещения подлодки проекта 096 более реальна и близка к 16 тысячам тонн. ПЛат. В составе ВМС Китая находится пять ПЛАТ: три проекта 091 постройки 1980–1990 годов (две первые подлодки этого проекта уже списаны) и две проекта 093. С учетом проведения заводских ремонтов субмарины проекта 091 будут постепенно выводиться из состава флота в 2012–2020 годах. В настоящее время осуществляется постройка многоцелевой ПЛАТ проекта 093, сравнимой по характеристикам с российской атомной подлодкой проекта 671РТМ. Всего до 2020 года планируется построить до восьми ПЛАТ этого типа. Всю вышеприведенную информацию по ПЛАРБ проекта 094 в части российских технологий по АЭУ эксперты подтверждают и применительно к подлодкам проекта 093. Вместе с тем специалисты полагают, что водоизмещение этой субмарины, заявленное в СМИ, более соответствует реальности. То, что строительство головной ПЛАТ проекта 093 продолжалось 13 лет, косвенно указывает: при ее создании использовались российские технологии (проект был переделан после ознакомления с НАПЛ проекта 877ЭКМ). На следующих шести ПЛАТ полное внедрение новых технологий привело к таким изменениям проекта, что сменился и его номер – 095. Кроме того, программа строительства была временно прервана после постройки двух первых подлодок по проекту 093. Скорее всего возобновление программы строительства ПЛАТ будет осуществляться по проекту 095 и только после освоения новейших технологий по скрытности. Эти технологии в части акустической скрытности и новейших видов вооружения (гидроакустика, торпеды, ПКР) позволили снизить уровень шума более чем в три раза по сравнению с ПЛАТ проекта 091. Однако до уровня шума новых ПЛАТ ведущих стран мира китайским специалистам еще далеко. Кроме того, можно отметить сравнительно низкий уровень надежности АЭУ, что свидетельствует о том, что и французские технологии в определенной части пока недостижимы для промышленности Китая. Приведенные в таблице оценки относительного уровня широкополосного шума приведены к скоростям хода, не превышающим 15 узлов. Поэтому эти сравнения нельзя считать полностью достоверными. Тем не менее экспертам давно понятно, что для окончательного преодоления отставания в подводном кораблестроении Китаю потребуется умение не только копировать зарубежные образцы, но и осваивать многие теоретические разработки, связанные с фундаментальными науками. Но для этого необходимы огромные средства и опыт, накопленный ведущими морскими державами за последнее столетие. Маловероятно, что они поделятся этим опытом с Китаем. Возможная передача (продажа) нескольких российских ПЛАТ проектов 949А и 971 вряд ли поможет китайцам достигнуть необходимого уровня подводного кораблестроения в ближайшее время. Новое руководство ВМС КНР это осознает и несколько притормозило развитие именно ПЛАТ для того, чтобы иметь время для освоения новых технологий, а основные усилия пока сосредоточивает на строительстве или покупке за рубежом НАПЛ. наПЛ. В составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48 неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее время строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и три субмарины запланированы к постройке. Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636 c изменением в размещении носовых и кормовых рулей. Носовые горизонтальные рули расположены на ограждении рубки, а у кормовых вертикальных рулей появилась верхняя часть. Кроме того, подверглась изменениям главная энергетическая установка, которая трансформирована в дизель-электрическую и воздухонезависимую энергетические установки (ДЭУ+ВНЭУ). ВНЭУ создана на базе двигателей Стирлинга, которые для этих лодок, вероятно, были закуплены в Швеции. Большинство экспертов считают, что в Китае вряд ли смогут освоить технологию производства ВНЭУ на базе водородной техники (электрохимические генераторы изготавливаются в России и Германии). Вместе с тем создание ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (освоено Швецией и Японией) вполне возможно, поскольку КНР в последние годы наращивает техническое сотрудничество со Швецией. Надо отметить, что масштабные закупки НАПЛ в России (приобретено 12 подлодок проектов 877ЭКМ и 636 при построенных по своему проекту только 13 субмаринах проекта 039) свидетельствуют о том, что руководство ВМС не удовлетворено качеством не только своих ПЛА, но и НАПЛ. При этом большинство экспертов полностью согласны с тем, что подлодка проекта 041 (копирование российской НАПЛ) даже с ВНЭУ не сможет полностью соответствовать по боевым возможностям новым российским или французским субмаринам из-за невозможности копирования китайцами многих технологий. Сложившаяся ситуация, видимо, будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ. Окончание следует Скорость полного хода (уз.) тип ГЭу количество та количество единиц оружия оценка оуШШ* Рабочая глубина погружения (м)
Стр.5