Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №17 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268300
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №17 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268300 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА А МЫ ПРЯМО-ТАКИ ОБЗАВИДОВАЛИСЬ Саакашвили расхваливает «успехи» 03 грузинских оружейников ТЕМА РОСОБОРОНЭКСПОРТ НА DSA-2012 С 16 по 19 апреля в Putra World Trade Centre города Куала-Лумпура – столицы Малайзии –под патронатом Министерства обороны и национальной полиции этой страны прошла 13-я международная азиатская выставка и конференция оборонной промышленности и государственной безопасности DSA-2012. <...> Уже в десятый раз ее участником является Рособоронэкспорт – единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра финальной продукции и услуг военного назначения. <...> Как отмечается в пресс-релизе группы информаНЕ ПОМИРЯТСЯ ХАРТУМ И ДЖУБА ционной поддержки депутата (пресс-службе), спрос на «военно-силовые услуги» породил необходимость наличия специальных частных военных и охранных компаний для выполнения задач в иностранных государствах. <...> При этом в пресс-службе Митрофанова отмечаСУДАНОСУДАНСКОЕ на собственно Судан и Южный Судан. <...> Газета «Военно-промышленный курьер» разбирала тему ЧВК в № 16 за 2012 год. <...> На долю техники ВМС и ПВО приходится более чем по 11, а на другие виды вооружения – четыре процента», – сказал советник гендиректора компании. <...> «В прошлом, 2011 году Рособоронэкспорт поставил иностранным заказчикам вооружения и военной техники на общую сумму 10,7 миллиарда долларов. <...> Сохраняется негативная тенденция роста (на 12,8 процента) коррупционных преступлений в военных комиссариатах – 211 случаев. средник (РОЭ) в 2011 году осуществлял военнотехническое сотрудничество с 57 странами. <...> Проанализируем проект Стратегии развития космической деятельности 09 № 17 (434) 2– 8 мая 2012 года выходит по средам СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И «ОБОРОНКИ» сформулировал задачи перед ОПК России Дмитрий Рогозин на Урале10 САМОЛЕТЫ – ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ ПОСТАВОК Продолжение на стр. <...> Между тем 10 февраля Судан и Южный Судан подписали в Аддис-Абебе под эгидой Африканского <...>
Военно-промышленный_курьер_№17_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА А МЫ ПРЯМО-ТАКИ ОБЗАВИДОВАЛИСЬ Саакашвили расхваливает «успехи» 03 грузинских оружейников ТЕМА РОСОБОРОНЭКСПОРТ НА DSA-2012 С 16 по 19 апреля в Putra World Trade Centre города Куала-Лумпура – столицы Малайзии –под патронатом Министерства обороны и национальной полиции этой страны прошла 13-я международная азиатская выставка и конференция оборонной промышленности и государственной безопасности DSA-2012. Уже в десятый раз ее участником является Рособоронэкспорт – единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра финальной продукции и услуг военного назначения. Выставка проводится раз в два года. ТЕНДЕНЦИИ НА ГОРИЗОНТЕ – РОССИЙСКИЕ ЧВК Депутат Алексей Митрофанов внес в Госдуму законопроект, касающийся государственного регулирования создания и деятельности частных военных компаний (ЧВК). Со слов автора законодательной инициативы, Владимир КУДЕЛЕВ ПОЧЕМУ проект направлен на установление правовых норм государственного регулирования создания и деятельности частных военных компаний с возможностью использования военного потенциала бывших военнослужащих в иностранных государствах. Как отмечается в пресс-релизе группы информаНЕ ПОМИРЯТСЯ ХАРТУМ И ДЖУБА ционной поддержки депутата (пресс-службе), спрос на «военно-силовые услуги» породил необходимость наличия специальных частных военных и охранных компаний для выполнения задач в иностранных государствах. Общее количество таких компаний составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более пяти миллионов, в настоящее время частные военные компании стали осуществлять различные военные услуги более чем в 110 странах. «Как показывает мировая практика, осознание неизбежности использования частных военных компаний стало широким полем для их применения и может изменить сам способ ведения или предотвращения вооруженных конфликтов малой интенсивности и даже войны», – утверждает депутат. По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям, большинство военных услуг частных военных компаний до 2011 года выполнялось в Ираке, Афганистане, Сирии, Ливии, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Колумбии и других государствах, говорится в пресс-релизе. При этом в пресс-службе Митрофанова отмечаСУДАНОСУДАНСКОЕ на собственно Судан и Южный Судан. Но ожесточенные распри – теперь уже между двумя ПРОТИВОБОРСТВО ют, что в 2011–2012 годах произошло и идет резкое увеличение присутствия частных военных компаний (США, Великобритания, Израиль, ЮАР, Бельгия) в иностранных государствах, их функции расширились за счет выполнения охраны военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств. В последние годы в России произошло резкое сокращение Вооруженных Сил и из армии освободились сотни тысяч высококвалифицированных специалистов военного дела. Поэтому, с точки зрения депутата, ЧВК могут служить способом трудоустройства бывших военнослужащих, которые имеют громадный опыт, прошли через локальные войны на территории СНГ и Российской Федерации. Газета «Военно-промышленный курьер» разбирала тему ЧВК в № 16 за 2012 год. Специально для еженедельника исторические аспекты частного военного бизнеса рассмотрел военный обозреватель РИА Новости Иван Коновалов (http://vpk-news.ru/ articles/8814). Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Вызывает ли у вас удовлетворение тот факт, что Россия вошла в тройку лидеров по военным расходам? ДА 76% РАЗРАБОТАН ЗАКОНОПРОЕКТ О ВЫПЛАТАХ ВОЕННЫМ, ОТКАЗЫВАЮЩИМСЯ ОТ ЖИЛЬЯ В Министерстве обороны России разработан проект нормативного акта, ограничивающего право военнослужащих МО РФ многократно отказываться от получения предоставляемого им жилья для постоянного проживания после увольнения в запас. Речь идет о внесении НЕТ 19% НЕ ЗНАЮ 5% изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих», связанных с введением ограничения на отказ военнослужащегоочередника от предоставления постоянного жилья при увольнении в запас. Согласно новому проекту после третьего отказа получить предлагаемую квартиру военнослужащий вне зависимости от причины будет представлен к увольнению в запас из ВС. Взамен ему выплатят денежную компенсацию в расчете средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади, рассчитанной для всех субъектов России. Не уточняется, какое «усреднение» имеется в виду: по всей стране («средняя температура по больнице») или по небольшому региону, имеюгосударствами – не прекратились. И началась новая война. мирное соглашение (ВМС), формально завершившее 22-летнюю гражданскую войну в Судане, жертвами которой стали примерно два миллиона человек. Страна оказалась разделенной В 2005 году было подписано Всеобъемлющее стран-партнеров продолжает занимать около половины структуры экспортных поставок продукции военного назначения Рособоронэкспорта (РОЭ), сообщил советник генерального директора компании Эсен Топоев. «Первое место поТехника для ВВС достигал 8,7 миллиарда. Таким образом, всего за год мы добились увеличения объема продаж на два миллиарда, в то время как ранее ежегодный рост составлял 500–700 тысяч долларов», – отметил он. Государственный поЧитайте материал на стр. 02 КОМИССИЯ ГАРАНТИРУЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ щему ярко выраженные особенности и параметры экономического развития. Заместитель министра обороны РФ Дмитрий Чушкин 17 апреля на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, на котором рассматривался вопрос обеспечения постоянным и служебным жильем военнослужащих Вооруженных Сил, подчеркнул, что данный законопроект рассматривается во всех заинтересованных министерствах и ведомствах и в целом поддерживается. По данным Счетной палаты, в настоящее время в распоряжении соответствующих командиров и начальников числятся 67 тысяч 700 военнослужащих МО РФ, из них 33,5 тысячи находятся в распоряжении из-за непредоставления постоянного жилья в избранных ими местах для постоянного проживания после увольнения в запас. Расходы федерального бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров, за последние три года составили 39,1 миллиарда рублей. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Глава комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин выступает за открытую экспертизу нововведений по реализации права военнослужащих на жилье. Он пообещал, что его комиссия направит законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих» в части права на жилье для широкого обсуждения в регионы России, прежде всего в те, где ситуация с обеспечением постоянным жильем военнослужащих стоит наиболее остро, в частности в Южный и Восточный военные округа. «Как только этот резонансный законопроект Минобопрежнему занимает продукция для Военно-воздушных сил – свыше 51 процента. Поставки Рособоронэкспорта по номенклатуре сухопутных войск составляют более 21 процента. На долю техники ВМС и ПВО приходится более чем по 11, а на другие виды вооружения – четыре процента», – сказал советник гендиректора компании. Такое распределение по видам поставляемой Рособоронэкспортом продукции соответствует общим тенденциям мирового рынка вооружений. Среди главных достижений компании за прошедший год Топоев назвал значительный рост объема продаж продукции военного назначения за рубеж. «В прошлом, 2011 году Рособоронэкспорт поставил иностранным заказчикам вооружения и военной техники на общую сумму 10,7 миллиарда долларов. В 2010-м этот показатель ЗА КОРРУПЦИЮ ОСУЖДЕНЫ ДЕВЯТЬ ГЕНЕРАЛОВ И АДМИРАЛОВ роны поступит в Госдуму на рассмотрение, комиссия Общественной палаты совместно с экспертным сообществом проведет его широкую и тщательную общественную экспертизу», – пообещал Каньшин. Большинство экспертов сходятся во мнении, что наиболее остро проблема стоит именно в Москве, где всеми правдами и неправдами офицерам МО стараются давать жилье в Подмосковье, причем в самых непрестижных и неблагоустроенных с точки зрения доступа к общественному транспорту и объектам инфраструктуры районах. Грядущее присоединение подмосковного «аппендикса» (в основном это расширение границ города в западном, юго-западном и южном направлениях за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также большим кольцом Московской железной дороги) обрастает домыслами и тревожными ожиданиями. Глава комиссии отметил, что в настоящее время жиВ 2011 году Генеральная прокуратура РФ выявила в Вооруженных Силах и других воинских формированиях 11 153 факта коррупции, возбуждено 1170 уголовных дел. Всего в прошлом году за совершение преступлений корлищная проблема стала ключевой в системе социального обеспечения военнослужащих и приобрела общегосударственный характер: «Предоставление жилья в собственность военнослужащему в ходе увольнения его в запас по избранному постоянному месту жительства – это основополагающее законодательное право, закрепленное в законе «О статусе военнослужащих», и изменять его, на мой взгляд, нецелесообразно», – подчеркнул Александр Каньшин. рупционной направленности осуждены 743 лица, из которых 493 – офицеры, в том числе девять генералов и адмиралов. Проверками выявлено 11 153 нарушения закона коррупционной направленности, за совершение которых к дисциплинарной ответственности привлечены 1696 должностных лиц. Кроме того, по материалам военной прокуратуры возбуждено 1170 уголовных дел. При этом возросло число выявленных фактов получения взяток – 222 (в 2010-м – 219) и преступлений, связанных с корыстным превышением должностных полномочий, – 210 (181). Количество коррупционных преступлений, совершенных офицерами, сократилось на 31,4 процента – с 1713 случаев в 2010 году до 1175 в 2011-м, к уголовной ответственности привлечены 574 военнослужащих указанной категории (-16,9 процента). Это во многом обусловлено сокращением численности офицерского состава, организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных Силах РФ. В условиях перевода значительного количества воинских должностей в категории замещаемых гражданским персоналом отмечается увеличение совершенных им коррупционных деяний на 8,4 процента (490 фактов). Сохраняется негативная тенденция роста (на 12,8 процента) коррупционных преступлений в военных комиссариатах – 211 случаев. средник (РОЭ) в 2011 году осуществлял военнотехническое сотрудничество с 57 странами. В целом самый большой объем экспорта по итогам 2011-го пришелся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 43 процента. Вторым по значимости рынком по-прежнему остаются Ближний Восток и Северная Африка – 24 процента. На Латинскую Америку приходится 14 процентов, а поставки в государства Африки южнее Сахары составляют семь процентов от общего объема продаж. «Хочу отметить довольно значительный список стран Европы и Северной Америки, в которые осуществлялись поставки продукции военного назначения. Сейчас в нем 14 государств. Мы продолжаем развивать сотрудничество с этими странами и надеемся, что со временем объемы поставок возрастут», – подчеркнул Эсен Топоев. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ НА «СОФЕКС-2012» Лучшие образцы стрелкового оружия и средства оснащеРАБОТАЕМ В ИНТЕРЕСАХ ЗАКАЗЧИКОВ ния спецподразделений будут представлены на IX международной выставке сил специального назначения «СОФЕКС-2012», которая пройдет с 8 по 10 мая в Аммане (Иордания). Российская Федерация является постоянным участником выставки «СОФЕКС» с 2002 года. Площадь российской экспозиции – 72 квадратных метра. Планируется для демонстрации 142 экспоната продукции военного назначения. Тематика выставки «СОФЕКС-2012» – вооружение, военная техника, оборудование и технические средства, предназначенные для проведения спецопераций. Ожидается, что в ней примут участие 284 компании из 31 иностранного государства. Наиболее масштабные экспозиции будут представлены США (84 компании), Иорданией (60), Великобританией (26), Турцией (14), Италией (11), Францией (11). Ожидается также прибытие официальных делегаций из 63 государств. НЕЗАМЕТНЫЙ ЧЛЕН «ЯДЕРНОГО КЛУБА» о сокращении стратегических вооружений КНР надо привлекать к переговорам 05 РОСКОСМОС ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПРЕЗИДЕНТА? Проанализируем проект Стратегии развития космической деятельности 09 № 17 (434) 2– 8 мая 2012 года выходит по средам СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И «ОБОРОНКИ» сформулировал задачи перед ОПК России Дмитрий Рогозин на Урале10 САМОЛЕТЫ – ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ ПОСТАВОК Продолжение на стр. 06-07 Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Михаила ХОДАРЕНКА)
Стр.1
№ 17 (434) 2–8 мая 2012 года АРМИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК ТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ СЕГОДНЯ ОСОБЕННО АКТУАЛЬНА АРКТИКА В ЧЕТЫРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ 11 апреля 2012 года Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Рогозиным, рассмотрела проект концепции Системы освещения обстановки (СОО) в Арктике. Основная цель развертывания СОО – эффективное и безопасное использование морского, воздушного и космического пространства, а также решение комплексных задач по освоению и социальноэкономическому развитию Арктического региона, обеспечению обороны и безопасности страны. Роль головной организации кооперации предприятий промышленности, НИИ Минобороны России и РАН предложена ОАО «РТИ». Сегодня мы предлагаем интервью с главой этой компании, генеральным конструктором национальной Системы предупреждения о ракетном нападении и РЛС высокой заводской готовности Сергеем БОЕВЫМ. – Сергей Федотович, как вообще возникла идея создания Системы освещения обстановки в Арктике? Что подтолкнуло вас к такой глобальной разработке? – Как вы наверняка знаете, до недавнего времени к «арктическим государствам» относились Россия, США, Норвегия, Канада и Дания со своим островом Гренландия. По взаимной договоренности за каждым из названных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, и пока она представляла собой просто ледяную пустыню, такое геополитическое измерение всех устраивало. Однако с открытием в Арктическом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых руководство ряда зарубежных стран стало активно эскалировать свои национальные интересы в зону Арктики. На регион с разной степенью претензий стали претендовать еще 12 государств: Великобритания, Исландия, Бельгия, Ирландия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Латвия, Литва, Эстония, Польша и Германия. Совсем недавно к ним прибавились еще Япония и Китай. Другими словами, Арктика становится ареной все более ожесточающейся борьбы за ее природные богатства. И тема национальной безопасности России в Арктической зоне сегодня звучит особенно актуально. В первую очередь это сохранение российской зоны Арктики в качестве стратегической ресурсной базы государства. В связи с этим важнейшей задачей является обеспечение надежной защиты углеводородных месторождений на шельфе арктических морей, а также Северного морского пути, особенно при увеличении интенсивности прохода по нему иностранных судов. С другой стороны, Крайний Север и в целом Арктика – это суровые регионы с запредельными климатическими условиями, где возникновение экстремальных ситуаций для работающих здесь людей и техники не редкость. Оперативное решение этих вопросов, адекватное реагирование на чрезвычайные происшествия потребуют большого объема достоверной разноплановой информации для различных министерств и ведомств. Исходя из вышесказанного мы предложили создать единую систему наблюдения для решения задачи мониторинга надводной и воздушной обстановки в ближней Арктике. Она будет базироваться на уже действующих сегодня ведомственных системах мониторинга и серийно производимых на предприятиях «РТИ» загоризонтных радиолокационных станциях поверхностной волны, а также разработках членов созданной кооперации. После одобрения Военно-промышленной комиссией наши теоретические разработки наконец переходят в плоскость практической реализации. – Что уже сделано? – Первоначально совместно со специалистами военного ведомства и разработчиками ведомственных информационных систем мы провели предварительный анализ получаемой от них информации об обстановке в Арктическом регионе и подготовили предложения по перечню возлагаемых на Систему освещения обстановки в Арктике задач, а НОВОСТИ КАЛИНИНГРАДСКИЕ КОРАБЕЛЫ ПЕРЕДАЛИ ВМС ИНДИИ ФРЕГАТ «САБЛЯ» На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград) корпорации ОСК 27 апреля состоялась официальная церемония передачи индийскому заказчику первого корабля второй серии из трех фрегатов проекта 11356 Teg («Сабля»). «Сделан еще один шаг в развитии стратегического партнерства России и Индии в сфере военно-морского сотрудничества. При активном участии нашей страны Индия последовательно строит современный и эффективный флот XXI века. Мы в ОСК очень рады, что наше традиционное сотрудничество развивается на долговременной основе и по восходящей линии, включая все новые продукты, технологии и совместные проекты», – заявил на церемонии президент ОСК Роман Троценко. Об особом статусе и испытанном временем качестве партнерства говорит участие в церемонии одного из высших военноморских руководителей Индии, командующего Южным флотом вице-адмирала Кришнана Наира Сушила. По имеющемуся контракту «Янтарь» строит для ВМС Индии три фрегата проекта 11356, признанного экспертами одним из наиболее удачных и эффективных в своем классе. Фрегат проекта 11356 предназначен для ведения в океанских и морских районах боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Первая тройка фрегатов проекта 11356 построена на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) и уже принята в боевой состав индийских ВМС. ОСК также опровергает информацию о разделении на военный и гражданский дивизионы. Источник в корпорации пояснил, что на самом деле практически все СЗ в ОСК военные и «развести» активы в различные секторы, по-видимому, нереально. «В современных условиях подобное разделение на две самостоятельные структуры в принципе невозможно. Практически все предприятия, входящие в состав ОСК, производят как военную, так и гражданскую продукцию, используя одну и ту же инфраструктуру, одни и те же технологии, персонал и так далее», – подчеркнул Троценко. Одним из доводов в пользу отделения военного дивизиона является давний конфликт корпорации с Министерством обороны РФ из-за ценообразования по гособоронзаказу. Гражданский дивизион, полагают малоинформированные «эксперты», освобожденный от военной нагрузки, стал бы более интересным и прибыльным, поскольку в будущем может рассчитывать на крупные заказы от нефтяников и газовиков, кроме того, туда вошли бы крупные СП ОСК с иностранными судостроителями. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», также основным принципам ее организации, построения и функционирования. Помимо этого, была определена схема информационного взаимодействия между названными системами и разработано структурнологическое построение самой системы. Формирование единого информационного пространства Системы освещения обстановки планируется путем интеграции и регламентированного использования информационных ресурсов уже существующих и перспективных систем, что позволит повысить оперативность, достоверность и качество выдаваемой информации об обстановке в Арктике. движения, а также последующая выработка рекомендаций по оперативному решению задач всеми элементами СОО. – Вероятно, Система освещения обстановки в Арктике будет востребована не только в интересах силовых структур? – Безусловно. Систему станут использовать при решении народнохозяйственных задач в Арктическом регионе. И здесь интеграция ресурсов информационно-управляющих систем Минтранса, Роскосмоса, Минсвязи, Минприроды и других министерств и ведомств позволит существенно повысить безопасность на транспортных арктических магистралях, а также оперативность действий МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Кроме того, мы сможем обнаруживать объекты-нарушители, а также воздушные и морские суда, терпящие бедствие или имеющие неисправности навигационно-связной аппаратуры либо ограничения по зоне действия геостационарных спутников связи. Чтобы полностью владеть ситуацией, контролировать ее и находить пути исправления, мы должны знать о каждом арктическом «чихе»: чрезвычайном происшествии либо природной аномалии в регионе. Образно говоря, посредством Системы освещения обстановки мы должны «сканировать» Арктику в четырех измерениях: под водой, на воде, в воздухе и космосе. – Сергей Федотович, во сколько оцениваются затраты на создание такой глобальной системы? – Стоимость ее создания будет определена по итогам разработки аванпроекта. – Кто будет создавать Систему освещения обстановки в Арктике? – Общую координацию работ и органиЛИЧНОЕ ДЕЛО БОЕВ Сергей Федотович Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, почетный радист России. Генеральный директор ОАО «РТИ». Генеральный конструктор Системы предупреждения о ракетном нападении. Генеральный конструктор РЛС ВЗГ. Член Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Член Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Правительстве РФ. – Каким образом будет перерабатываться такой колоссальный объем информации? – Вся информация станет аккумулироваться и обрабатываться в Главном информационно-аналитическом центре Системы освещения обстановки (ГИАЦ СОО). При разработке аванпроекта СОО будут рассмотрены различные варианты развертывания центра: на действующем пункте управления одного из силовых ведомств либо федерального органа исполнительной власти или самостоятельно. Главной задачей ГИАЦ СОО видится осуществление комплексной обработки полученной ото всех взаимодействующих систем информации, идентификации объектов, местоположения и параметров их зацию взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и предприятиями осуществляет межведомственная рабочая группа, созданная при Военно-промышленной комиссии. В целях обеспечения качественного и своевременного решения поставленной задачи ОАО «РТИ» проведена большая подготовительная работа по определению кооперации предприятий, имеющих научно-технический потенциал и большой опыт в выполнении таких работ. В частности, ОАО «НПК «НИИДАР» стало головным предприятием по разработке подсистем освещения надводной, воздушной и радиоэлектронной обстановки. Концерн «Моринформсистема – Агат» займется созданием подсистемы освещения подводной обстановки. Научно-промышленная компания «Высокие технологии и стратегические системы» – головное предприятие по подсистеме управления с Главным информационно-аналитическим центром, платформам связи и передачи данных, комплексу средств защиты информации. ФГУП «ЦНИИ «Комета» будет работать по системам освещения обстановки околоземного космического пространства. Такая структура, по моему убеждению, обеспечит эффективную организацию и координацию работ по созданию и развертыванию подсистем СОО, преемственность ранее принятых решений. Почти триста лет назад гениальный российский ученый и общественный деятель Михаил Васильевич Ломоносов научно обосновал необходимость развития арктического морского плавания. Северный Ледовитый океан он принципиально величал Сибирским океаном, как бы подчеркивая принадлежность этой акватории великому государству под названием Россия. Работы по созданию Системы освещения обстановки в Арктике можно с полным основанием назвать развитием идей Ломоносова на нынешнем этапе становления нашего Отечества: принятие адекватных мер по защите российских интересов в Арктике. Беседовал Ян СЕРГЕЕВ 04 ИТОГИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ МЕРЫ ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ И ПЕРЕОДЕВАНИЯ – ЭТО ЕЩЕ НЕ СОЗДАНИЕ НОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ПРИЗВАННЫХ ОТРАЖАТь ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ Выступив на расширенной коллегии Министерства обороны, президент Дмитрий Медведев по сути завершил подведение итогов своей четырехгодичной деятельности на посту Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России. Ранее он уже поучаствовал в работе расширенных коллегий Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел. Президенту было о чем сказать – за последние годы в силовом секторе государства происходили серьезные, а иногда и радикальные изменения. Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа НЕ МОЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ Министерство внутренних дел подверглось серьезной кадровой чистке, структурной перестройке и принципиальным переименованиям. Почти на двадцать процентов сократилась численность сотрудников органов МВД. Снизилось и число генералов. Одновременно качественно улучшилось социальное положение стражей правопорядка, в том числе в вопросах обеспечения жильем. Приняты новый федеральный закон «О полиции» и закон о социальных гарантиях полицейским. Последний предусматривает и долгожданный существенный рост денежного довольствия. Два месяца назад Дмитские ядерные силы. Созданы единая система воздушнокосмической обороны, которая объединила войска противовоздушной и противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. В 2008–2011 годах в полнению боевых задач в кратчайшие сроки, оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их действиями. Укреплены стратегичерий Медведев подчеркнул: «За последние годы министерство изменилось… Завершено формирование полиции, подверглись реформам и другие подразделения министерства… Движение в сторону преобразований очевидно, и я оцениваю все, что мы делали с вами и в прошлом году, и за последние годы, в целом позитивно». Выходит, цель достигнута? Два с половиной года минуло с того дня, как президент заявил: «Переименование милиции в полицию – вещь смысловая. Это переход от советской системы к современной». Так вполне ясно и конкретно была обозначена точка отсчета для перемен – «советская милиция». Следовательно, не только рядовым гражданам РФ, но и власти стало очевидно: созданная на заре советской государственности для борьбы со спекулянтами, тунеядцами, валютчиками и другими «классово-чуждыми элементами» организация никогда не станет защищать права, охранять безопасность и частную собственность свободного гражданина. Напротив, «советская милиция» с ее старыми установками представляла серьезную угрозу для общества. К сожалению, представляет и сегодня. Косметические меры не изменили ее сущность. Случаи бесчеловечных пыток в полицейских подразделениях Казани, Новокузнецка и Подмосковья – наглядное тому подтверждение. Позитивной динамики явно не просматривается. «ВИНТИК» В ПОГОНАХ Еще более суровым преобразованиям подверглись армия и флот. Президент констатировал: «Реформирование Вооруженных Сил практически завершено. Большинство частей и соединений готовы приступить к вывойска поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной техники. Их доля увеличилась с 10 до 16 процентов. За этот же период в три раза выросла интенсивность боевой и оперативной подготовки». Примерно в три раза увеличилось денежное довольствие военнослужащих и качественно изменилось их социальное обеспечение. Предприняты реальные шаги по гуманизации ратной службы. Главный вывод Верховного главнокомандующего: «В целом в результате проведенных преобразований мы имеем новые Вооруженные Силы. Они в большей степени отвечают современным требованиям и способны дать ответ на потенциальные угрозы в наш адрес». Осталось лишь переоснастить их современными вооружениями и техникой. С этим выводом вряд ли можно согласиться. И дело не в «железе», не в устаревшем оружии и даже не в том, что командирам и начальникам всех уровней предстоит еще долго учиться действовать в новой организационной структуре. Нашим Вооруженным Силам действительно «придан новый облик», однако суть их не изменилась. Человек в погонах как был бесправен в Советской армии, так и сейчас не является полноправным гражданином. Вне зависимости от звания и должности он по-прежнему остается бессловесным и бесправным «винтиком» в военной машине государства. Исправить эту ситуацию будет посложнее, чем придать новый облик армии и флоту. НЕДЕМОКРАТИЧНЫЕ следние годы открыто говорить не принято. Периодически сообщается лишь о предотвращенных терактах, пойманных шпионах и экстремистах. Или о разоблачениях коварных замыслов иностранных государств по подрыву нашего конституционного строя. Справедливости ради к нынешним спецслужбам я бы не стал предъявлять больших претензий, чем уже предъявляется им сейчас. Они тоже достались нам в наследство от другого государства и созданы были для других целей и задач, вот и работают сейчас так, как могут. Одно дело – ловить террористов НАШИ О спецслужбах в порые существуют сегодня, для действий в условиях демократии не предназначались. Беда в том, что за последние двадцать лет у нас практически ничего не сделано для создания спецслужб новой России. За исключением попытки сформировать Службу безопасности президента образца лета 1996 года. Тогда она состояла из 20 тысяч отборных офицеров и генералов. Эту структуру уже можно было считать новым силовым институтом изменившегося Российского государства, однако здесь сыграл роль субъективный фактор и служба была ликвидирована. Другие примеры нам неизвестны, за исключением, пожалуй, Службы финансового мониторинга. Но и ее возможности весьма ограниченны, так как она не может опираться на другие существующие сегодня ведомства силового блока, живущие в прежней системе координат. ДО ОСНОВАНИЯ, А ЗАТЕМ Таким образом, задача строительства новых силовых институтов современной России остается столь же актуальной, как и десять, и двадцать лет назад. Именно строительства, а не реформирования! Ибо реформирование – это всего лишь преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) при сохранении основ существующего строя. Сегодня большинству в условиях тоталитарного государства, когда на учете каждая пишущая машинка и каждый множительный аппарат. Другое – действовать против скрытых врагов в век Интернета и в условиях демократии. Те спецслужбы, котоструктурам прежнего советского государства возводить институты новой демократической России. Поступили так, как если бы большевики доверили создание ВЧК не Дзержинскому, а жандармскому управлению, формирование Красной армии – не Троцкому и Фрунзе, а царскому Генеральному штабу. Абсурдность подобных действий очевидна, последствия трагичны. Периодические и многократные сокращения, перестановки, переаттестации, переименования и переодевания силовиков, которые часто называли реформами силовых ведомств, ничего общего с реальным строительством силовых институтов новой России не имеют. Неудачи подобных реформ привели к разочарованию и апатии в обществе. Обломки советских силовых структур, разъедаемые коррупцией, превратились в непреодолимое препятствие на пути экономического и политического прогресса нашей страны. Часто можно слышать: а где мы возьмем новых людей для создаваемых силовых институтов? При системном подходе можно найти ответ и на этот вопрос. Например, не надо забывать, что серьезные сокращения прошли в Российской армии. Уволены двести тысяч офицеров – людей, хорошо владеющих оружием, подготовленных физически, имеющих по одному-два высших образования. После небольшой переподготовки они могли бы стать кадровой базой для формирования новой полиции. Эти люди должны прийти не в прежнюю порочную систему, а в новые условия, позволяющие честно служить, реально защищая наши жизни, здоровье, права, свободы и собственность. В свою очередь многие сокращенные сотрудники Министерства внутренних дел могли бы найти себя в новой армии в качестве контрактников. ВСЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕХА Безусловно, строительнаших сограждан понятно, что речь не может идти о реставрации Советского Союза или о воссоздании Российской империи. Более двух десятков лет мы пытаемся строить новое демократическое государство. Успехи на этом пути пока не очень вдохновляют. Многие, в том числе в правящем классе, не ухватили главного: прежнее советское государство даже с помощью радикальных реформ нельзя превратить в государство новое. Наследие СССР может привести страну только к стагнации и развалу. Современной России не нужны торопливое залатывание и перелицовка того, что перешиванию не подлежит. Ткань расползается под руками. Необходимо кропотливое, последовательное создание параллельных существующим и постепенно замещающих их институтов – силовой, внешнеполитической, образовательной и всех прочих систем. Это единственно возможный метод. Других просто не существует. ВОЗМОЖНАЯ пущена серьезная ошибка: мы поручили силовым РОКИРОВКА В начале 90-х была доство новых армии и флота, полиции, спецслужб – задача архисложная, но выполнимая. Если мы будем иметь продуманный план строительства всего силового сектора нашего государства и, конечно, судебной системы. Для успеха есть все объективные предпосылки. Впервые за долгие годы страна способна профинансировать этот грандиозный проект. Военно-политическая обстановка у наших границ свидетельствует, что у нас есть как минимум несколько лет для его реализации. Еще раз необходимо подчеркнуть: речь не идет о том, чтобы мгновенно разрушить до основания имеющиеся структуры, а затем возводить новые на расчищенной площадке. Создание принципиально новых силовых институтов должно осуществляться параллельно – с постепенным замещением сегодняшних структур. Скоро в должность вступит новый президент России Владимир Путин. Не надо забывать, что он не только имеет большой опыт государственной службы, но и немало лет носил погоны. Проблемы силовиков ему понятнее, чем предшественнику да и первому президенту России. Путину неизбежно придется делать серьезный выбор: или приступить к строительству нового силового сектора государства и тем самым помочь стране обрести второе дыхание, дать ей шанс на победу в гонке за мировое лидерство, или оставить все как есть, ограничиваясь повторением косметических процедур и наблюдая сползание России в аутсайдеры развития. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 Виктор ЕСИН, генерал-полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук РФ Распространенные в среде экспертного сообщества количественные оценки этого арсенала колеблются в весьма широком диапазоне: от 240–300 до 10 000 ядерных боеприпасов (ЯБП). Попробую сформулировать свое заключение относительно ядерной мощи нашего соседа. ЦИФРЫ, БЛИЗКИЕ К РЕАЛЬНОСТИ Китай располагает развитой военной атомной промышленностью, полностью самодостаточной для обеспечения серийного выпуска всего спектра ЯБП: от авиабомб до головных частей (ГЧ) ракет различного предназначения. В Поднебесной имеются две практически самостоятельные группы предприятий – северная и южная, каждая из которых включает заводы по изготовлению специальных расщепляющихся материалов, компонентов ядерных боеприпасов и сборке ЯБП. В северную группу входят четыре производственных центра. Они находятся в Баотоу (автономный район Внутренняя Монголия), Кукунор (провинция Цинхай), Ланьчжоу и Юймынь (оба в провинции Ганьсу). В южной группе три таких центра: в Гуанъюань, Эбянь и Цзытун (все в провинции Сычуань). Оценка производственных мощностей китайских заводов, поставляющих специальные расщепляющиеся материалы (с учетом реальных сроков запуска в эксплуатацию), показывает, что по состоянию на 2011 год данные предприятия могли наработать до 40 тонн оружейного урана и около 10 тонн оружейного плутония. Этого достаточно для изготовления порядка 3600 ЯБП (1600 урановых и 2000 плутониевых). Вполне вероятно, если придерживаться практики других государств, входящих в «ядерную пятерку», что далеко не весь наработанный оружейный ядерный материал используется в Китае для выпуска боеприпасов. Складские запасы такого материала могут составлять половину и более от его произведенного количества. Если исходить из подобного допущения, то в ядерном арсенале Поднебесной, вероятно, насчитывается 1600–1800 ЯБП. Из них для оперативного развертывания может быть предназначено, по оценке, 800–900 единиц, остальные – для длительного хранения и в очереди на утилизацию после истечения установленных сроков эксплуатации. Бесспорно, приведенные расчеты являются прикидочными и не претендуют на полную достоверность, но, как представляется, они все же значительно ближе к реальности, чем те, которые упомянуты в начале статьи. РАЗНОЙ МОЩНОСТИ И РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Что касается номенклатуры ЯБП, которые производит военная атомная промышленность Китая, то она следующая: авиабомба Б-4 (несколько модификаций мощностью от пяти до 20 килотонн каждая) для истребителя-бомбардировщика «Цян-5» и других тактических ударных самолетов, авиабомба Б-5 (мощностью до двух мегатонн) для дальнего бомбардировщика «Хун-6» (лицензионный вариант советского дальнего бомбардировщика Ту-16), моноблочная ГЧ (две модификации мощностью до двух мегатонн каждая) для баллистической ракеты средней дальности (БРСД) «Дунфэн-4» (DF-4) и межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Дунфэн-5А», моноблочная ГЧ (мощностью до 500 килотонн) для МБР «Дунфэн-31», ГЧ с отделяемой боеголовкой (мощностью до 300 килотонн) для МБР «Дунфэн-31А», моноблочная ГЧ (две модификации мощностью до 350 килотонн каждая) для БРСД «Дунфэн-21, -21А» и баллистической ракеты подводной лодки (БРПЛ) «Цзюйлан-1», моноблочная ГЧ (несколько модификаций мощностью от пяти до 20 килотонн каждая) для оперативно-тактических ракет (ОТР) «Дунфэн-15, -15А, -15Б» и «Дунфэн-11, -11А», а также для крылатой ракеты наземного базирования (КРНБ) «Дунхай-10» (DH-10), моноблочная ГЧ (мощностью до 500 килотонн) для БРПЛ «Цзюйлан-2». Перспективная разработка – создание разделяющейся головной части с боевыми блоками (боеголовками) индивидуального наведения на цель (РГЧ ИН). Эта ГЧ предназначена для модифицированных МБР «Дунфэн-5А» и «Дунфэн-31А», а также недавно принятой на вооружение БРПЛ «Цзюйлан-2». Предположительно экспериментальные образцы РГЧ ИН могли быть изготовлены в 2011 году и начата их летная отработка. АВИАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Состоит из стратегической авиации (СА), в состав которой входят дальние бомбардировщики «Хун-6», и тактической авиации (ТА), представленной истребителямибомбардировщиками «Цян-5» и другими ударными самолетами, прототипом которых является российский многофункциональный истребитель (МЦИ) Су-30. В боевом составе СА находится около 60 бомбардировщиков «Хун-6» и еще примерно столько же содержится в режиме складского хранения. Максимальная дальность полета бомбардировщика «Хун-6» с одной термоядерной бомбой Б-5 на внутренней подвеске – около 5800 километров. Всего для этих самолетов выделяется до 120 авиабомб Б-5. В боевом составе ТА насчитывается в общей сложности более 300 истребителейбомбардировщиков «Цян-5» и других ударных самолетов, сертифицированных для выполнения ядерных задач. Максимальная дальность полета этих самолетов с одной атомной бомбой Б-4 – 1400–2000 километров. Всего для ТА выделено 320 авиабомб Б-4. Таким образом, общие запасы предназначенных для оперативного развертывания авиабомб Б-4 и Б-5 – 440 единиц. В мирное время они хранятся на авиабазах, отдельно от самолетов. НАЗЕМНЫЙ КОМПОНЕНТ Состоит из стратегических ракетных войск и ракетных комплексов сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Стратегические ракетные войска представлены так называемой второй артиллерией НОАК. Они имеют шесть ракетных баз. В Шэньянском военном округе развернута 51-я ракетная база, в состав которой входят три ракетные бригады, вооруженные грунтовым мобильным ракетным комплексом с двухступенчатой твердотопливной БРСД «Дунфэн-21» (с дальностью стрельбы до 2000 километров). Всего 28 пусковых установок (ПУ). Боезапас – до 35 ракет и 35 ядерных ГЧ. В Нанкинском военном округе развернута 52-я ракетная база. В ее составе семь ракетных бригад, из них две вооружены грунтовым мобильным ракетным комплексом с двухступенчатой твердотопливной БРСД «Дунфэн-21А» (с дальностью стрельбы 2800–3000 километров), две другие – грунтовым мобильным ракетным комплексом с твердотопливной ОТР «Дунфэн-15, -15А, -15Б» (с дальностью стрельбы до 600 километров) и еще три – грунтовым мобильным ракетным комплексом с твердотопливной ОТР «Дунфэн-11А» (с дальностью стрельбы до 300 километров). Всего 84 ПУ (24 с БРСД «Дунфэн-21А», 24 с ОТР «Дунфэн-15, -15А, -15Б» и 36 с ОТР «Дунфэн-11А»). Боезапас НОВОСТИ МИРНЫЕ ЛИ ЦЕЛИ У АЯТОЛЛ? Израильский военачальник сомневается в готовности Ирана создать ядерное оружие. Начальник Генерального штаба ВС Израиля генерал-лейтенант Бенни Ганц считает, что Иран не будет разрабатывать ядерное оружие, сообщает израильская газета «Гаарец». «Он еще не решил, стоит ли делать последний шаг», – сказал Ганц в интервью газете. Генерал полагает, что иранское руководство состоит из разумных людей, которые скорее всего не станут отдавать приказ о создании ядерного оружия. Израиль настаивает на том, что ядерные исследования Ирана преследуют цели создания атомной бомбы, и убеждает Соединенные Штаты в необходимости нанесения превентивных ударов по иранским ядерным объектам. Тегеран в свою очередь заявляет, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. «ШАХИН-1А» ПОРАЗИЛ ЦЕЛь Пакистан 25 апреля осуществил успешное испытание баллистической ракеты, сообщили представители военного командования этой страны. По их словам, ракета успешно поразила условную цель в акватории Индийского океана. Ракета «Шахин-1А» является баллистической ракетой среднего радиуса действия, способной нести ядерный заряд. Однако пакистанские военные отказались проинформировать о ее предельном радиусе действия. Тем не менее, как отмечают наблюдатели, эта ракета может поразить любые цели на территории Индии и Китая, а также в Западной Европе. «АГНИ-5» – ЭТО ТОЛьКО НАЧАЛО Индия имеет необходимый потенциал для создания в ближайшие годы баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Создание и успешное испытание баллистической ракеты средней дальности «Агни-5» – важное достижение этой страны, демонстрация ее возрастающих научно-технических возможностей, способности в скором времени разработать баллистическую ракету межконтинентальной дальности, считает академик РАН, экс-секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин. «С высокой степенью вероятности можно предположить, что Индия уже в ближайшие несколько лет будет обладать способностью произвести баллистическую ракету межконтинентальной дальности, способную достигать цели на расстоянии 10–11 Соединенные Штаты ранее также предупредили Пхеньян о необходимости отказаться от проведения третьего ядерного взрыва. Северная Корея должна воздержаться от новых враждебных или провокационных действий, подчеркнул на брифинге официальный представитель Белого дома Джей Карни. По его мнению, такие действия не привносят ничего для мира на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. С аналогичным заявлением выступила представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд. В ответ на вопрос о реакции США на возможный ядерный взрыв КНДР она ответила: «Все это является провокацией, все это отражение неверного курса Пхеньяна. Мы не меняем своей точки зрения». Зоны досягаемости баллистических ракет «Агни-2» (3000 км), «Агни-3» (5500 км), «Агни-5» (6000 км) тысяч километров и более», – подчеркнул Кокошин. При этом он отметил, что для создания и испытания межконтинентальной баллистической ракеты потребуется особое политическое решение Нью-Дели. «Создание такого средства Индией возможно, в том числе по статусным соображениям, чтобы войти по этому показателю в ту же категорию держав, что и США, Россия и Китай», – сказал академик. Он напомнил, что у Франции и Великобритании нет наземных ракетных средств межконтинентальной дальности. Ранее сообщалось, что 19 апреля Индия провела успешный пуск трехступенчатой твердотопливной ракеты «Агни-5» с дальностью пять тысяч километров, способной нести ядерный заряд. Пуск ракеты был осуществлен с полигона на острове Уиллер в Бенгальском заливе. СЕВЕРОКОРЕЙСКАЯ АТОМНАЯ УГРОЗА Китай призвал Северную Корею не проводить ядерное испытание. Пекин считает, что ядерный взрыв, который планирует провести КНДР, нанесет ущерб миру и безопасности в регионе, заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай. «Китай выступает против любых действий, которые могут навредить миру и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии», – сказал он, комментируя возможное ядерное испытание, планируемое Пхеньяном. Дипломат объяснил, что это станет угрозой интересам национальной безопасности Китая, а также интересам других заинтересованных сторон: «Мы верим, что ни одна из заинтересованных сторон не станет предпринимать действия, которые приведут к эскалации напряженности в регионе». Нуланд отметила, что Соединенные Штаты продолжают требовать от Пекина оказания давления на Пхеньян с тем, чтобы заставить его отказаться от проведения ядерных испытаний: «Мы уже говорили совершенно ясно, что побуждаем Китай использовать все свое влияние на КНДР и, в частности, на ее молодого лидера, чтобы он следовал позитивным курсом и не следовал негативным. Я уверена, что мы проведем консультации по северокорейской проблеме и лучше поймем, как Китай видит ситуацию, какой сигнал он намерен послать и какое давление он может оказать». Провокационные действия Северной Кореи ведут к дестабилизации ситуации во взрывоопасном регионе, заявил в свою очередь министр обороны США Леон Панетта: «Я еще раз решительно требую от них (корейцев) не прибегать к каким-либо провокациям – будет ли это ядерное испытание или что-то другое, поскольку это повлечет за собой еще большую нестабильность в опасном районе мира». АМЕРИКАНО-ФИЛИППИНСКИЙ ШТУРМ Военнослужащие США и Филиппин в рамках совместных учений провели операцию по захвату острова Палавана недалеко от спорного архипелага Спратли (Наньша). В филиппинском военном командовании отметили, что в штурме Палавана приняли участие около сотни военнослужащих. «Мы отрабатывали действия при атаке острова, захваченного вооруженными террористами», – заявил подполковник армии Филиппин Роммель Абрау. Он заверил, что учения никак не связаны со спорами, которые его страна ведет, в частности, с Китаем по поводу островов Спратли: «Здесь совершенно точно нет политической составляющей. Мы давно планировали провести эти учения. Они не направлены против кого бы то ни было. Это лишь тренировка, цель которой – улучшить наше взаимодействие». В свою очередь замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянкай на брифинге в Пекине заверил, что его страна не несет ответственности за активизацию споров по поводу островов Спратли. Он отметил, что Китай выступает за решение данного вопроса при помощи диалога и дипломатии. СПРАТЛИ – АРХИПЕЛАГ РАЗДОРА Китай предостерег Филиппины от интернационализации территориального спора. Пекин призывает Манилу не добиваться спора между Китаем, Филиппинами и другими странами по поводу островов в ЮжноКитайском море, заявил представитель МИДа Китая Лю Вэйминь. «Интернационализация вопроса только осложнит ситуацию, – сказал он журналистам на брифинге в Пекине. – Мы не желаем, чтобы Филиппины вовлекали в диспут другие страны». Как сообщалось, Филиппины обратились к Китаю с просьбой решить вопрос о принадлежности спорных районов ЮжноКитайского моря в Международном трибунале ООН по морскому праву, на что Пекин ответил отказом. Помимо Китая и Филиппин на территориальную принадлежность островов Спратли, на шельфе которых могут находиться большие запасы нефти и газа, претендуют Вьетнам, Малайзия, а также Тайвань. На некоторых островах эти страны уже разместили свои военные посты. Самым большим островом архипелага является Тайпин. Он находится под контролем Тайваня. АРМИЯ ЭКСПЕРТИЗА той твердотопливной МБР «Дунфэн-31А» (с дальностью стрельбы до 12 300 километров). Всего – 30 ПУ (12 с БРСД «Дунфэн-21А» и 18 с МБР «Дунфэн-31А»). Боезапас – 35 ракет и 35 ядерных ГЧ. В общей сложности в стратегических ракетных войсках развернуто 207 ПУ (48 с МБР, 99 с БРСД и 60 с ОТР). Боезапас для этих установок составляет 238 ракет и 208 ядерных головных частей. Что касается сухопутных войск, то они имеют два типа грунтовых мобильных ракетных комплексов, которые могут производить пуски ракет как с обычной, так и с ядерной ГЧ: первый оснащен твердотопливной ОТР «Дунфэн-11» (дальность стрельбы – до 300 километров), второй – КРНБ «Дунхай-10» (дальность стрельбы – 1500–2000 километров). Количество развернутых ПУ с ОТР «Дунфэн-11» составляет порядка 100 единиц, а с КРНБ «Дунхай-10» – до 350 единиц (по другим данным – до 500 единиц). В хранимом для этих ракет боекомплекте ГЧ может насчитываться в общей сложности до 150 ядерных. Таким образом, в наземном компоненте ядерных сил КНР может быть предназначено для развертывания около 360 ядерных головных частей. В мирное время большая часть из них хранится отдельно от ракет, но не все, как это утверждается некоторыми экспертами на основе утечек в СМИ (по всей видимости, санкционированных китайскими властями). Исходя из факта организации непрерывного боевого дежурства в ракетных бригадах, вооруженных грунтовыми мобильными ракетными комплексами с МБР «Дунфэн31, -31А», следует предполагать, что эти комплексы содержатся в готовности к немедленному применению с санкции руководства страны. А это означает, что к ракетам, находящимся на ПУ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), пристыкованы ядерные ГЧ. Если бы китайцы поступили по-другому, то они не были бы теми прагматиками, которых признает весь мир. И еще об одном факте, связанном с возведением в центральных провинциях Китая развитой системы подземных тоннелей, в которых может размещаться крупногабаритная военная техника. Наличие таких тоннелей наводит на предположение, что в них может находиться определенное количество резервных мобильных пусковых установок с баллистическими и крылатыми ракетами, а также ЯБП. По меньшей мере этот аспект не следует игнорировать, когда речь идет об оценке ядерной мощи КНР. МОРСКОЙ КОМПОНЕНТ Включает два типа подводных лодок атомных с ракетами баллистическими (ПЛАРБ): одна лодка типа «Ся» с 12 двухступенчатыми твердотопливными БРПЛ «Цзюйлан-1» (с дальностью стрельбы до 2400 километров) и две лодки проекта 094 с 12 трехступенчатыми твердотопливными БРПЛ «Цзюйлан-2» на каждой. Дальность стрельбы этой БРПЛ составляет до 8000 километров. Строительство ПЛАРБ типа «Ся» и производство БРПЛ ТРЕТИЙ ПОСЛЕ США И РОССИИ БЕЗ ЗАНИЖЕНИЙ И ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ В настоящее время Китайская Народная Республика – единственное из пяти официально признанных по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года государств – обладателей ЯО, которое не предоставляет о нем никакой официальной информации. В политико-пропагандистских целях Пекин утверждает, что ядерные силы КНР малочисленны и несопоставимы с аналогичным потенциалом таких членов «ядерной пятерки», как Соединенные Штаты и Российская Федерация. Однако судя по всему, в китайском ядерном арсенале может насчитываться до 1800 боезарядов. для ПУ с БРСД «Дунфэн-21А» составляет до 30 ракет и 30 ядерных ГЧ. ОТР «Дунфэн-15, -15А, -15Б» и «Дунфэн-11А» могут оснащаться как осколочно-фугасной, так и ядерной головной частью. В хранимый для этих ОТР боекомплект ГЧ могут входить в общей сложности до 30 ядерных. В Чэндуском военном округе развернута 53-я ракетная база, в состав которой входят две ракетные бригады, вооруженные грунтовым мобильным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-21, -21А». Всего – 24 ПУ. Боезапас – до 30 ракет и 30 ядерных ГЧ. В Цзинанском военном округе развернута 54-я ракетная база. В ее составе три ракетные бригады: первая вооружена шахтным ракетным комплексом с двухступенчатой жидкостной МБР «Дунфэн-5А» (с дальностью стрельбы до 12 000 километров), вторая – шахтным и наземным ракетным комплексом с жидкостной БРСД «Дунфэн-4» (с дальностью стрельбы до 5200 километров) и третья – грунтовым мобильным ракетным комплексом с трехступенчатой твердотопливной МБР «Дунфэн-31» (с дальностью стрельбы до 8000 километров). Всего – 24 ПУ (6 с МБР «Дунфэн-5А», 6 с БРСД «Дунфэн-4» и 12 с МБР «Дунфэн-31»). Боезапас – до 28 ракет и 28 ядерных ГЧ. В Гуанчжоуском военном округе развернута 55-я ракетная база, в состав которой входят две ракетные бригады, вооруженные шахтным ракетным комплексом с МБР «Дунфэн-5А», и одна ракетная бригада, вооруженная шахтным и наземным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-4». Всего – 17 ПУ (12 с МБР «Дунфэн-5А» и 5 с БРСД «Дунфэн-4»). Боезапас – до 20 ракет и 20 ядерных ГЧ. В Ланьчжоуском военном округе развернута 56-я ракетная база в составе двух ракетных бригад: одна вооружена грунтовым мобильным ракетным комплексом с БРСД «Дунфэн-21А», другая – грунтовым мобильным ракетным комплексом с трехступенчаО ЯДЕРНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ КИТАЯ «Цзюйлан-1» прекращено в 90-х годах. Запасы ядерных ГЧ для БРПЛ «Цзюйлан-1» оцениваются в 15 единиц. Строительство ПЛАРБ проекта 094 ведется с 2001 года. Всего предполагается построить не менее четырех лодок этого проекта (по другим данным – не менее пяти). Введенные в боевой состав ВМС КНР две ПЛАРБ проекта 094 привлекаются к боевому патрулированию в прилегающих к Китаю морях. Их суммарный боезапас оценивается в 30 БРПЛ «Цзюйлан-2» и 30 ядерных ГЧ. Ныне в морском компоненте ядерных сил КНР развернуто 36 моноблочных БРПЛ «Цзюйлан-1, -2», боекомплект ядерных головных частей для которых оценивается в 45 единиц. ПЕРСПЕКТИВЫ Как представляется, вектор развития ядерных сил КНР в решающей мере будет определяться внешними факторами. В частности, тем, какой облик обретет в конце концов глобальная система ПРО, создаваемая США вкупе с их союзниками, а также состоянием арсеналов ЯБП и средств их доставки соседей Поднебесной, прежде всего Индии. Определенное влияние окажут и перспективы решения застарелой тайваньской проблемы. Пока же о будущем ядерных сил КНР приходится судить исходя из той скупой неофициальной информации, которой располагает экспертное сообщество. В соответствии с планами развития СА производятся модернизация существующих и серийное производство новых модификаций дальних бомбардировщиков «Хун-6». Они оснащаются новым прицельно-навигационным оборудованием и будут иметь расширенный состав вооружения, включая крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) с ядерной ГЧ. Прототипом этой КРВБ является существующая КРНБ «Дунхай-10». В совершенствовании наземного компонента ядерных сил акцент сделан на оснащении существующих и перспективных баллистических ракет РГЧ типа «Мирв» (РГЧ ИН. – Прим. ред.) и средствами преодоления ПРО. Наряду с этим ведется разработка двух новых твердотопливных баллистических ракет: БРСД типа «Дунфэн-25» и МБР типа «Дунфэн-41». БРСД типа «Дунфэн-25» создается на базе первой и второй ступеней МБР «Дунфэн-31» с оснащением ее РГЧ с тремя боеголовками индивидуального наведения на цель. Предполагается, что дальность стрельбы этой ракеты составит до 4000 километров. Она призвана заменить устаревшую БРСД «Дунфэн-4». МБР типа «Дунфэн-41» конструируется как универсальная ракета, предназначенная для развертывания на двух типах мобильного ракетного комплекса – грунтового и железнодорожного базирования. По имеющейся информации, она будет оснащена РГЧ с 6–10 боеголовками индивидуального наведения на цель. Основные усилия в развитии морского компонента ядерных сил направлены на ускорение и повышение качества строительства ПЛАРБ проекта 094, обретение экипажами этих лодок навыков управления лодкой и обеспечения всех режимов ее плавания в океанской зоне. Одновременно модернизируется БРПЛ «Цзюйлан-2» с оснащением ее РГЧ ИН. Кроме того, завершается создание необходимой инфраструктуры для базирования ПЛАРБ на острове Хайнань (Южно-Китайское море). ЭТО НЕИЗБЕЖНО Проведенный анализ свидетельствует, что ядерный потенциал Китая явно недооценивается. Он существенно выше, чем это принято считать в западном экспертном сообществе. Уже сейчас КНР является третьей после США и России державой, которая, несомненно, обладает техническими и экономическими возможностями, позволяющими при необходимости быстро нарастить ее ядерную мощь. Это означает, что надо обязательно принимать во внимание китайский фактор при рассмотрении возможности заключения любого следующего российско-американского соглашения по дальнейшему ограничению и сокращению ядерных вооружений. Настало время для вовлечения КНР в многосторонние переговоры по ядерному разоружению. Без этого, как представляется, вряд ли удастся придать дополнительный импульс данному процессу. В последние дни эти претензии привели к обострению отношений между Пекином и Манилой. Филиппинские корабли предприняли попытку удалить из района островов китайские рыболовные суда, которые, по мнению филиппинцев, занимались незаконным ловом в их территориальных водах. В ответ Китай направил на защиту рыбаков свои военные суда. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5