Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №37 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268269
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №37 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268269 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

05 ТЕНДЕНЦИИ картинки с ВыстаВки, РЕМОНТ ВВТ ДОВЕРЯТ шТАТСКИМ Гражданские предприятия ОАО «Оборонсервис» займутся обслуживанием современных образцов вооружения и военной техники. <...> – Поэтому ОАО «Оборонсервис» и взяло на себя функции по ремонту, восстановлению и техническому обслуживанию современных образцов вооружения и военной техники. <...> По его словам, к настоящему времени практически все 100 процентов соединений и частей Министерства обороны (то есть более 200 формирований) уже перешли на использование услуг ОАО «Оборонсервис» непосредственно в пунктах постоянной дислокации. <...> Все остальное делают гражданские специалисты предприятий ОАО «Оборонсервис». <...> 07 ПРОПАЖА В ЛИВИИ ВЗВОЛНОВАЛА СшА сообщения об исчезновении с ливийских военных складов переносных зенитных ракетных комплексов (пзрк) вызывают у Вашингтона обеспокоенность. <...> С таким заявлением выНЕ ЗНАЮ 5% ступила руководитель прессслужбы Госдепартамента США Виктория Нуланд, комментируя публикацию в газете «НьюЙорк таймс» о пропавших с одного из военных складов в Триполи ПЗРК. <...> По свидетельству корреспондентов газеты, побывавших на данном объекте в ливийской столице, речь, по всей видимости, идет как минимум о 20 ПЗРК «Игла-С». <...> – Обеспечение физической защиты подобного рода объектов станет проектом, над которым мы (правительство США) Михаил БАРЯТИНСКИЙ генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей МИХЕЕВ, РАССЧИТЫВАЕТ НА «ТРИУМФ» МИНСК Вооруженные силы БелоОПЕРЕЖАЯ КИТАЙ МногоФункЦионалЬности В Вертолетной отрасли проБлеМы или «терМинатор» заЧеМ наМ пало, а также приводить оценки ПНС (на этот счет)». <...> В конце августа американбудем работать на протяжении какого-то времени с Переходным национальным советом (ПНС) Ливии». <...> Нуланд подтвердила, что данные о пропаже со складов вооруженных сил Муамара Каддафи ПЗРК и иного вооружения, конечно, вызывают озабоченность администрации Обамы. <...> «Мы будем продолжать работать с ними (силами ПНС) по мере <...>
Военно-промышленный_курьер_№37_2011.pdf
№ 37 (403) 21–27 сентября 2011 года выходит по средам не поЖалетЬ Бы о ДостигнутоМ успеХе Запад выбрал союзников в Ливии в лице вчерашних врагов-исламистов ТЕМА ДОГНАТЬ ЗАПАД, Продолжение на стр. 05 ТЕНДЕНЦИИ картинки с ВыстаВки, РЕМОНТ ВВТ ДОВЕРЯТ шТАТСКИМ Гражданские предприятия ОАО «Оборонсервис» займутся обслуживанием современных образцов вооружения и военной техники. «За один год службы в армии мы не в состоянии научить солдата-срочника квалифицированно и грамотно обслуживать вверенную ему сложную боевую технику, – пояснил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков. – Поэтому ОАО «Оборонсервис» и взяло на себя функции по ремонту, восстановлению и техническому обслуживанию современных образцов вооружения и военной техники. Ранее эти обязанности возлагались на личный состав и соединения Вооруженных Сил РФ». При этом Минобороны не намерено увеличивать срок военной службы по призыву в Российской армии. «Таких планов у нас нет, солдатысрочники будут по-прежнему служить один год», – сказал генерал. По его словам, к настоящему времени практически все 100 процентов соединений и частей Министерства обороны (то есть более 200 формирований) уже перешли на использование услуг ОАО «Оборонсервис» непосредственно в пунктах постоянной дислокации. «За каждым заводом «Оборонсервиса» закреплены свои соединения и воинские части, – объяснил Булгаков. – Заводы имеют в своем составе выездные бригады, работающие по территориальному принципу в своих зонах ответственности». Бригады проводят диагностику ВВТ, определяют объемы и перечень работ, которые необходимо сделать. Они также осуществляют ТО военной техники и вооружения. Если же ремонт на месте по какой-то причине невозможен, техника отправляется на завод-изготовитель. «Таким образом, – подчеркнул замминистра, – мы выходим на систему, когда ремонтновосстановительные технические подразделения частей и соединений эвакуируют поврежденную военную технику с поля боя или помогают экипажам боевых машин восстановить их для выхода с поля боя своим ходом. Все остальное делают гражданские специалисты предприятий ОАО «Оборонсервис». Генерал армии Булгаков сообщил, что 15–16 сентября на полигоне Чебаркуль под Челябинском отрабатывались практические действия гражданских специалистов «Оборонсервиса», которые выполняли задачи в интересах 7-й отдельной танковой бригады, действуя в ее боевых порядках. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Должна ли Россия примкнуть к планам Запада на Ближнем Востоке? НЕТ 71% ДА 24% ПО ЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ НАшИ ТАНКИ ОТСТАЮТ ОТ ЗАПАДНЫХ АНАЛОГОВ НА 15–20 ЛЕТ Читайте материал на стр. 07 ПРОПАЖА В ЛИВИИ ВЗВОЛНОВАЛА СшА сообщения об исчезновении с ливийских военных складов переносных зенитных ракетных комплексов (пзрк) вызывают у Вашингтона обеспокоенность. С таким заявлением выНЕ ЗНАЮ 5% ступила руководитель прессслужбы Госдепартамента США Виктория Нуланд, комментируя публикацию в газете «НьюЙорк таймс» о пропавших с одного из военных складов в Триполи ПЗРК. По свидетельству корреспондентов газеты, побывавших на данном объекте в ливийской столице, речь, по всей видимости, идет как минимум о 20 ПЗРК «Игла-С». «Мы видели те же самые сообщения, что и вы, – сказала официальный представитель внешнеполитического ведомства США репортерам. – Обеспечение физической защиты подобного рода объектов станет проектом, над которым мы (правительство США) Михаил БАРЯТИНСКИЙ генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей МИХЕЕВ, РАССЧИТЫВАЕТ НА «ТРИУМФ» МИНСК Вооруженные силы БелоОПЕРЕЖАЯ КИТАЙ МногоФункЦионалЬности В Вертолетной отрасли проБлеМы или «терМинатор» заЧеМ наМ пало, а также приводить оценки ПНС (на этот счет)». В конце августа американбудем работать на протяжении какого-то времени с Переходным национальным советом (ПНС) Ливии». Нуланд подтвердила, что данные о пропаже со складов вооруженных сил Муамара Каддафи ПЗРК и иного вооружения, конечно, вызывают озабоченность администрации Обамы. «Мы будем продолжать работать с ними (силами ПНС) по мере того, как они расследуют такие сообщения, – заверила она. – Я не готова говорить здесь о том, сколько в точности (ливийских ПЗРК) находится у нас, сколько их, с нашей точки зрения, проПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ский Госдепартамент признал, что международные специалисты по гуманитарному разминированию, работающие в Ливии по гранту Вашингтона, утилизировали только пять ПЗРК. При этом Нуланд напомнила, что госсекретарь США Хиллари Клинтон на международной конференции по Ливии в Париже затрагивала тему необходимости обеспечения сохранности военных складов непосредственно в разговорах с главой исполкома и председателем ПНС Махмудом Джибрилем и Мустафой Абдель Джалилем. Далее она, как и ранее, утверждала, что согласно выводам американской разведки 11,3 тонны иприта и 845 тонн исходных компонентов, пригодных для создания химоружия, находятся на территории Ливии в сохранности: «Насколько мы понимаем, эти объекты остаются опечатанными». Нуланд не исключила, что ПНС по мере расширения контроля над территорией Ливии пригласит в страну экспертов из других государств и ООН для утилизации оружия и обеспечения физзащиты военных складов. руссии собираются приобрести у России новейшую ракетную технику, включая ЗРС С-400 «Триумф» производства ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина». Об этом сообщил командующий ВВС и войсками ПВО ВС республики генерал-майор Сергей Лемешевский. «В рамках соглашения о создании Единой системы ПВО РФ и Белоруссии мы спланировали закупку в России новой ракетной техники, в том числе и ЗРС С-400, – сказал он. – Скоро станет известно о сроках поставки». В то же время председательствовавший на 35-м заседании Координационного комитета по вопросам ПВО государств СНГ главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин отметил, что окончательное оформление Единой системы ПВО РФ и Белоруссии пока не завершено: «До конца эту процедуру не прошли. Есть вопросы по Белоруссии». конкурсы на планы 02 НЕЗАЛЕЖНОГО АВИАПРОМА ПИКЕ Что могло бы спасти украинское самолетостроение 09 клиМоВский «ВиХрЬ», иЖеВская «ДеВятка» и Другие Стрелковое оружие для ближнего боя 11 перестройки россия до 2015 года намерена потратить четверть миллиарда рублей на разработку проектов укрупнения существующих и создания новых холдингов в ракетно-космической отрасли. Объявлены два конкурса на право заключения государственных контрактов общей стоимостью 250 миллионов рублей и сроками выполнения работ до 2015 года. Победителям предстоит проанализировать и разработать системные проекты расширения состава имеющихся и организации новых интегрированных структур в ракетнокосмической промышленности. Кроме того, надлежит исследовать трансформацию организационно-технологической структуры ракетнокосмической промышленности и методов государственного и корпоративного управления в условиях формирования крупных ракетно-космических корпораций. КОРАБЕЛОВ СПАСАЮТ ОТ БАНКРОТСТВА Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рассматривает вариант взять в доверительное управление пакет акций Балтийского завода, чтобы навести элементарный порядок на предприятии, выплатить зарплату и не сорвать выполнение тех заказов, которые еще остались на заводе. АО «Балтийский завод» – одно из крупнейших в России многопрофильных судостроительных предприятий. В настоящее время акции компании, а также другие судостроительные активы Объединенной промышленной корпорации (управляет машиностроительными активами признанного банкротом Межпромбанка) находятся в залоге у Банка России, который летом 2010 китайская года реструктурировал задолженность Межпромбанка. В конце июля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти наложил арест на строящуюся Балтийским заводом плавучую атомную теплоэлектростанцию в качестве обеспечения по иску заказчика строительства – концерна «Росэнергоатом». Главным претендентом на судостроительные активы ОПК является государственная ОСК. В судостроительной корпорации считают, что приобретение Балтзавода спасет его от банкротства, только интереса к нему практически не осталось, поскольку все основные средства выведены со счетов, а часть специалистов перешла на работу на предприятия ОСК. угроза аМерике китай, опираясь на свою экономическую мощь, стремится добиться военного паритета с сШа, предупредил глава комитета палаты представителей конгресса по делам вооруженных сил говард Маккеон. «Китайцы убеждены, что у них появилась благоприятная возможность для наращивания своего вооружения в связи с нашим финансовым кризисом», – сказал он. Законодатель выразил обеспокоенность по поводу темпов военного строительства в Китае. Он, в частности, сослался на недавний доклад Пентагона «Военная мощь КНР-2011», который был направлен членам конгресса. В этом документе отмечается, что китайцам удалось значительно продвинуться в создании современного вооружения. В качестве примеров приведены малозаметные истребители J-20 «Цзянь-20», а также первый китайский авианосец. «Впервые за всю историю власти в Пекине считают, что они могут добиться военного паритета с Соединенными Штатами, – заметил Маккеон. – Они строят истребители с использованием технологии «Стелс» и подводные лодки. Их военно-морские силы стали больше наших. Они направляют свои боевые корабли в территориальные воды наших союзников. Они ежедневно проникают в компьютерные сети нашего правительства и запугивают наших друзей в Азиатско-Тихоокеанском регионе». О китайской угрозе Маккеон говорил в контексте рассматриваемого в конгрессе оборонного бюджета США. В этой связи он высказался против новых сокращений военных программ. gurkhan.blogspot.com Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото ИТАР-ТАСС)
Стр.1
№ 37 (403) 21–27 сентября 2011 года СНГ ПОЛитиКА Игорь ПЛУГАТАРЁВ Лишь один неназванный член нашей делегации сообщил «Интерфаксу», что данную договоренность в Москве расценивают «как совместное движение России и Таджикистана по защите общих интересов, оно позволит повысить эффективность охраны границы и защиты национальных интересов наших стран». ВОПРОС ПОКА ОтЛОЖен Правда, неделю спустя уже высокопоставленный источгранотряду 1344-километровой таджикско-афганской границы, контроль над которой с июля 2005 года РФ полностью передала Таджикистану. Известно, однако, что подписанию в Душанбе документа по пограничным вопросам на высшем уровне предшествовала активная российско-таджикская дискуссия по поводу возможности возвращения наших пограничников на оставленный ими шесть лет назад рубеж. Данный вопрос энергично обсуждался в таджикской прессе, причем мнение против заметно преобладало над точкой зрения за. В Москве же аргументировали свою позицию исходя из того удручающего обстоятельства, что с уходом российских «зеленых фуражек» с правого берега Пянджа (на чем настояли власти РТ) значительно возрос поток афганского героина, переправляемого через эту реку. Задержаний с тех пор стало мало. И ныне зелье куда в больших количествах, чем до 2005 года, проникает в Россию сквозь пока еще не оборудованную должным образом 7600километровую российско-казахстанскую границу. И хотя Медведев и Рахмон публично не затронули ник в Главном пограничном управлении (ГПУ) таджикского Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) не без гордости поведал, что численность оперативной группы Погранслужбы (ПС) российской ФСБ в республике согласно упомянутому выше соглашению значительно уменьшится (с нынешних 350 до 200 человек). При этом группу переименуют в представительство ПС, поскольку в круг выполняемых ею задач оперативная работа больше входить не будет: 50 российских советников (остальные – офицеры связи, водители и другие технические работники) станут выполнять исключительно функции консультантов. «И только по просьбе нашей стороны, – подчеркнул представитель ГПУ, добавив: – Таджикистан, если говорить начистоту, вовсе требовал сокращения группы советников до 30 человек, но Россия настояла на более весомом присутствии, и мы пошли ей навстречу». Ранее советники были прикреплены к каждому почиво свидетельствуют мизерные объемы перехватов партий героина через Пяндж с июля 2005 года. В лучшем случае это сотня с небольшим килограммов. Тогда как россияне некогда отбирали у наркокурьеров и тонные партии. ОБОЙДетСЯ В КОПееЧКУ Технически возможный процесс возвращения наших пограничников в РТ будет сопряжен с доставкой и развертыванием немалого количества материально-технических средств и боевой техники для полноценного обеспечения деятельности группировки. Возможно, по правому берегу Пянджа придется возводить и современную инфраструктуру (например подобную той, которая была создана на Северном Кавказе, где теперь насчитывается 75 новейших застав). Поскольку то, что там есть сейчас (кроме парытройки объектов, построенных с нуля спецами из США), относится к эпохе еще крепко стоявшей советской власти. Очевидно, что «второе пришествие» на таджикскоафганский рубеж обойдется российской казне в копеечку. Численность группировки ПС ФСБ на момент ухода ее ВОзВРАщение РОССиЙСКиХ ПОГРАниЧниКОВ нА ПРАВыЙ БеРеГ ПЯнДЖА ВОзМОЖнО ВТОРОЕ ВХОЖДЕНИЕ В ТУ ЖЕ РЕКУ тему вторичного появления подразделений ПС ФСБ на Пяндже во время сентябрьской встречи (возможно, президенты переговорили на сей счет с глазу на глаз), очевидно, что проблема наркотиков с повестки дня не снимается. Если проанализировать все экспертные оценки, сделанные после саммита в Душанбе, то они сводятся к тому, что оба лидера лишь на время закрыли вопрос «второго вхождения в воды Пянджа» российских стражей границы. Окончательное решение по нему главы государств примут позже и вряд ли в долгосрочной перспективе. Ибо прогнозы развития обстановки на данном рубеже выглядят весьма пессимистично. не ШАнтАЖ, А ЧеСтнАЯ иГРА Между тем российские государственные мужи (вплоть до весьма видных деятелей) проявляют достаточно твердую последовательность в стремлении снова водрузить над Пянджем бело-сине-красный триколор. Впервые за это высказался в июле 2010 года директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов, после чего неоднократно выступал с аналогичным предложением. По словам Виктора Петровича, если будет принято соответствующее политическое решение, он обеими руками готов поддержать его. В декабре 2010-го, находясь в Таджикистане, ту же В начале сентября в Душанбе президенты Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон подписали соглашение по пограничным вопросам. Но какие-либо подробности и Республики Таджикистан, ни чиновники двух государств. пропуска на границе с Афганистаном. Коридоры в пунктах пропуска – очень лакомый в финансовом отношении кусок, и вряд ли Душанбе готов от него отказаться». Высокопоставленный источник в Душанбе сообщил тогда же, что идут очень сложные переговоры. Он объяснил это тем, что Таджикистану в политическом плане, конечно, невыгодно вновь передавать Москве границу. Почему? «Будет выглядеть так, что мы не справились с ее охраной и просим «старшего брата» помочь. То есть наша страна по сути признает возможность возвращения России на Пяндж, однако не хочет терять лица». Наконец, в августе одна из ценидею недвусмысленно озвучил директор 3-го департамента Министерства иностранных дел России Максим Пешков (в 2000–2005 годах он был послом РФ в Душанбе). С февраля текущего года и едва ли не до подписания соглашения президентами на разных уровнях шли переговоры по выработке взаимоприемлемых решений. В этих «прениях» российская сторона вновь и вновь настаивала на вторичном размещении вдоль Пянджа своих «зеленых фуражек». Таджики категорически возражали. 5 мая некий военный дипломат в Москве (его имя информагентства не упоминали) заявил, что переброска российских пограничников в Таджикистан для охраны рубежей этой страны практически исключена: «Это обусловлено позицией таджикской стороны, которая ни за что не захочет лишиться контролирующих функций в пунктах нОВОСти С ПАРАДА – В ВОЙСКА Казахстан принял на вооружение сухопутных войск новейшие российские системы, которые были недавно продемонстрированы на военном параде в Астане. В их числе боевая машина поддержки танков (БМПТ) второго поколения и новейший вариант 220-мм тяжелой огнеметной системы (ТОС-1) «Буратино». БМПТ оснащена четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Атака» дальнего действия и двумя 30-мм пушками. Казахстан, вероятно, стал первым импортером этих систем, которые редко демонстрировались широкой публике и выпускаются малыми партиями. Они обеспечат существенное повышение боевых возможностей сухопутных сил. БМПТ производится Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле и предназначена для защиты основных боевых танков. Было выпущено небольшое их количество, программу свернули в 2010 году. Астана заказала десять машин. БМПТ имеет модифицированное шасси танка Т-90 и экипаж из пяти человек, два из них находятся в башне и три – в передней части хорошо защищенного шасси. На башне размещены четыре ПТУР «Атака», две 30-мм пушки 2A42 и пулемет калибра 7,62 миллиметра. Автоматические 30-мм гранатометы АГС-17 расположены с каждой стороны передней части шасси. БМПТ оснащена усовершенствованной автоматизированной системой управления огнем, действующей в дневных и ночных условиях. ПТУР «Атака» имеет дальность действия 5500 метров и может оснащаться различными боевыми частями. У системы ТОС-1 «Буратино» последнего поколения 24 ракеты с боевой частью объемного взрыва, дальность действия которых составляет 6000 метров. Ранее у нее была 30-трубная пусковая установка и максимальная дальность стрельбы 3500 метров. На военном параде Астана также продемонстрировала внедорожники, высокомобильные многоцелевые колесные автомобили и российские БТР-80А с колесной формулой 8х8. Казахстан еще получил новейшие российские БТР-82А, испытания которых завершены сравнительно недавно. эффеКтиВныЙ зАщитниК ВеРтОЛетА Компания «нортроп Грумман» продемонстрировала систему инфракрасного (иК) противодействия IRCM (Infrared Countermeasures) пятого поколения. Она специально разработана для защиты военных вертолетов. В ходе ее демонстрации была показана возможность устойчиво принимать команды от системы обнаружения ракетных атак, обеспечивать захват и сопровождение быстродвижущихся целей, поддерживать требуемый уровень мощности для генерирования помех в инфракрасной области спектра, способных увести с траектории полета современные управляемые ракеты с инфракрасными головками самонаведения. В конструкции оптической системы применяется куполообразный обтекатель, что позволяет избежать наличия мертвых зон, характерных для предшествующих оптических технологий с расположенными рядом друг с другом фасеточными окнами. Технология ИК противодействия пятого поколения является основой унифицированной системы самозащиты с применением средств инфракрасного противодействия, созданной «Нортроп Грумман» для армии США. По сравнению с существующими ИК-системами противодействия направленного действия новая на 30 процентов легче по массе и потребляет только 25 процентов от штатного уровня энергопотребления. ДЛЯ тОЧнОГО ПОПАДАниЯ Компания «Рейтеон» завершила важный этап испытаний по программе создания комплекта аппаратуры лазерного наведения «тэлон» (Talon) для неуправляемых авиационных ракет к ударным вертолетам AH-64D «Апач лонгбоу» (Apache Longbow). Разработка комплекта ведется совместно компаниями «Рейтеон» (Raytheon) и «Эмирейтс эдвансд инвестмент груп» (Emirates Advanced Investment Group). Система «Тэлон» прошла все запланированные испытания, которые предусматривали пуск ракет с вертолета в режиме висения и в полете по целям на ближней (1,2 км) и большой (6 км) дальностях. В настоящее время в комплекте «Тэлон» реализованы технологии лазерного наведения, обеспечивающие при пуске ракеты с вертолета прямое попадание в цель на удалении 1,2 километра. Программа «Тэлон» близка к завершению, и в скором времени боевые вертолеты получат на вооружение дешевое авиационное средство поражения с беспрецедентной точностью попадания. В испытаниях «Тэлон» применялись НАР в серийной конфигурации. Испытания подтвердили готовность системы к началу крупносерийного производства. «Тэлон» – это дешевый комплект аппаратуры полуактивного лазерного наведения и управления, устанавливаемый непосредственно на головную часть НАР диаметром 70 миллиметров, имеющихся в большом количестве на складах вооруженных сил США и других стран. Создание комплекта предпринято для ликвидации разрыва между неуправляемыми ракетами и тяжелыми противотанковыми управляемыми ракетами. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН тральных российских газет публикует статью спикера Госдумы Бориса Грызлова о противодействии наркоугрозе России и совершенно определенно ратует за возвращение наших стражей границы на Пяндж. Если же Таджикистан будет противодействовать этому, то можно ставить вопрос о дальнейших поездках его граждан к нам за рублем. «Это не шантаж, – заметил председатель нижней палаты Федерального собрания, – это принцип честной игры: нельзя жить за счет того, кого подставляешь». Аргумент действительно весомый: ныне в РФ расодержания этого документа не раскрыли ни лидеры Российской Федерации Россией грозило бы социальным взрывом в РТ, поскольку 80 процентов таджикских семей живут на доходы от трудовой миграции. Статья Грызлова вызвала новый шквал негативных публикаций в прессе этой страны. не СПРАВЛЯЮтСЯ Таджики в оценках происходящего на Пяндже противоречат сами себе. Характерны в этом смысле посылы замкомандующего ГПУ ГКНБ генерал-майора Шарафа Файзуллоева. На недавней встрече в рамках Центрально-азиатской инициативы по безопасности границ (CASBI) он сначала утверждал, что при поддержке Соединенных Штатов таджикско-афганский участок границы полностью обеспечен современными техническими средствами связи и Таджикистан в состоянии собственными силами охранять этот рубеж. А затем забил тревогу: «Силы антитеррористической коалиции не смогли навести порядок в Афганистане, из-за чего Таджикистану все труднее охранять совместную с этой страной границу: наших сил и средств недостаточно. В наследство (очевидно, от Советского Союза и российских пограничников. – П. Б.) нам достались технические сооружения воду никаких комментариев не дают. Источники «ВПК» в ведомстве на Лубянке лишь говорят, что «по этажам нашей «конторы» ходят слухи о возможном возвращении в Таджикистан, но никакой конкретики пока нет». Очевидно, однако, что раз этим вопросом уже занималось Министерство иностранных дел, то руководство ПС наверняка подготовило соответствующие предложения и планы со всеми материальными и финансовыми выкладками. КОГДА УЙДУт АтЛАнтиСты Что же вынуждает Москву упорно настаивать на дислокации вдоль Пянджа подразделений российских пограничников? Похоже, не только наркоэкспансия. Узнав о том, что с 2011 года американская администрация готова начать поэтапный вывод войск США из Афганистана, Кремль сомневается в способности таджикских силовиков противостоять весьма вероятным вылазкам талибов в РТ и наращиванию транспортировки героина по территории республики вслед за тем, как соседнюю страну покинут войска НАТО. Крупная спецоперация, проведенная осенью 2010 года с таджикско-афганского рубежа была 11,6 тысячи. Правда, надо учитывать, что большую ее часть (75–80%) составляли главным образом местные молодые таджики, которые служили в тогдашних Погранвойсках РФ по призыву (хотя были и сотни контрактников). Таким образом, Россия может вернуть на границу с Афганистаном порядка 2,5–3 тысяч офицеров и прапорщиков, которые вновь возьмут под командование парней – граждан РТ (между прочим неплохо зарекомендовавших себя в ходе былого российского «стояния на Пяндже»). Хотя не факт, что охрана рубежа будет осуществляться сторонами в том же смешанном формате. В самой Погранслужбе ФСБ официально по этому по04 «коллективным отрядом» Национальной гвардии, Минобороны, МВД и Госкомитетом нацбезопасности РТ на востоке республики, только подтверждает это. Тогда «нейтрализовали одну-две террористические группировки, которые, пользуясь ситуацией на севере Афганистана, попытались дестабилизировать ситуацию в Таджикистане» (официальная трактовка). В ходе боев погибли 43 военнослужащих (причем из них 13 бойцов спецотряда «Альфа» – в катастрофе перегруженного вертолета). А уничтожить удалось всего 19 боевиков. «Разборка» же властей с окопавшимися в Раштском районе в 180 километрах к востоку от Душанбе «радикальными оппозиционерами» продолжалась не один месяц. В конце концов мятежников принудили сложить оружие в обмен на гарантии амнистии. Долговато укрощали кучку отщепенцев, стрелявших из-за углов да из окон. С талибами, этими «воинами аллаха», закаленными в многолетней борьбе с «неверными», так не управишься, если они вторгнутся в РТ. Поэтому, видимо, на вопрос второго вхождения в Введение визового режима с Россией грозило бы социальным взрывом в таджикистане, поскольку 80% таджикских семей живут на доходы от трудовой миграции ботают более миллиона таджикских гастарбайтеров и объем их денежных переводов на родину в прошлом году составил 2,2 миллиарда долларов, или 39 процентов от ВВП бывшей советской республики. По мнению аналитиков Таджикистана, введение визового режима с и инфраструктура на таджикско-афганской границе, которые устарели морально и физически. Хотелось бы решать эти вопросы как можно быстрее, потому что обстановка на границе сохраняется сложной и нам нужна помощь сейчас, а не через десять лет». Профессионализм же таджикских пограничников, мягко говоря, оставляет желать лучшего, о чем краснореодну и ту же реку российских пограничников надо смотреть глубже. Сейчас наблюдается активное совершенствование ОДКБ, которая по замыслу будет куда действеннее реагировать на кризисные ситуации в том или ином государстве, входящем в организацию. Таджикистану в ближайшем будущем угрожает потенциальная внешняя агрессия («Талибан») и неисключенная на этом фоне внутренняя дестабилизация. И вполне уместно задаться вопросом: а не провести ли «союзу семерых» в Центрально-Азиатском регионе определенную переориентацию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР)? Ибо вывод войск Североатлантического альянса может создать такую ситуацию в Афганистане, которая потребует от ОДКБ немедленно предпринять соответствующие шаги. Разве группировку российских пограничников нельзя включить в состав КСОР? Кстати, тогда и официальный Душанбе сохранит лицо. Не надо также забывать, что в Таджикищей для России военно-стратегической ролью. Он, напомню, отслеживает чужие военные космические аппараты, находящиеся на орбите, и состояние собственной орбитальной группировки, пуски баллистических ракет. Для отражения угроз от «Окна» предназначена дислоцирующаяся в четырех таджикских населенных пунктах 201-я армейская база численностью 4,5 тысячи. стане находится знаменитое «Окно» – оптикоэлектронный узел «Нурек» системы контроля космического пространства с его непреходяКоллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 теМА Начало на стр. 01 Сергей МИХЕЕВ, генеральный конструктор ОАО «Камов» В результате существующий отечественный парк вертолетной техники сильно изношен, морально устарел да и количество только гражданских вертолетов на душу населения в Российской Федерации во много раз меньше, чем в развитых странах. И это в государстве, занимающем чуть менее 1/6 части суши. СЛИШКОМ ДОЛГО ГОРДИЛИСЬ… Между тем значимость винтокрылых машин для любой страны в значительной степени определяется ее географическими особенностями и уровнем развития инфраструктуры. Чем большей территорией обладает государство и чем менее развита его транспортная инфраструктура, тем больше потребность в вертолетной технике. Но даже для вполне совершенных наземных транспортных систем рано или поздно наступает перенасыщение, когда ни автомобили, ни железные дороги не справляются с пассажиро- и грузопотоком. В части объединения всех этих проблем Россия явно в группе лидеров: Москва и Петербург да и большинство крупных городов, несмотря на строящиеся и расширяющиеся дороги, задыхаются от пробок, а остальная страна никуда не едет из-за отсутствия коммуникаций. Количество вертолетов, необходимых государству, величина трудно определяемая. Например, во время чрезвычайных обстоятельств, вызванных стихийными бедствиями или техногенными катастрофами, потребность в винтокрылых машинах возрастает на порядки. Локальный военный конфликт всегда обнаруживает недостаточность оснащения войск, запоздалость выполнения намеченных планов по перевооружению, в том числе и вертолетной техникой. Мучительные размышления «Где же наша авиация?» охватывают и в мирное время руководство, сталкивающееся с природными катаклизмами. Даже в такой богатой и высокоразвитой стране, как Япония, в период ликвидации последствий удара цунами и аварии на АЭС в Фукусиме остро не хватало специализированных винтокрылых машин большой грузоподъемности. Отечественная промышленность по праву гордится многими изделиями, в том числе вертолетом Ми-8/17, который по популярности сравнивают с автоматом Калашникова. То и другое – действительно шедевры своего времени и воспроизведены фантастическими тиражами. Высокая ремонтопригодность, неприхотливость, простота конструкции, низкие требования к квалификации обслуживающего персонала, а также относительно небольшая стоимость обеспечили им популярность на десятилетия в своем сегменте рынка. Правда, сегмент этот, где доминировали «Калашников», внедорожник из Ульяновска и Ми-8, весьма специфичен. Бедные страны много уже не возьмут, ибо горючее подорожало. А там, где вдруг найдутся вожделенные для Запада или Китая углеводороды или какое другое сырье, сразу же появляются борцы за демократию с более совершенной боевой техникой или наследники Поднебесной империи с дешевым товаром. Так что не слишком ли много десятилетий мы гордимся тем, что создавали наши отцы и учителя? Да, мы еще массово продаем в Индию и Венесуэлу Ми-17. Еще у нас покупают Ми-35 и Ка-32. Но возникает закономерный вопрос: что будет, когда наиболее тиражируемые образцы вертолетов устареют? А этот день, поверьте, не за горами. Тем более на пятки нам уже наступают китайцы, которые учатся на наших и западных ошибках, располагают неограниченными человеческими и неизведанными материальными ресурсами. КОМУ ПО СИЛАМ ЗАДАЧИ? Очевидно, в лоб эту проблему не решить. Для этого необходимы консолидация усилий, разработка единых технологических процессов, принятие унифицированных решений для изделий гражданского и военного назначения при безусловном участии государства. Вместе с тем выделяемые бюджетом ресурсы на вертолетостроение, как правило, ограниченны. К сонОВОСти СОтни МиЛЛиОнОВ ВООРУЖенныХ 70 процентов единиц огнестрельного оружия в мире находится в руках у частных лиц. Такой вывод содержится в докладе, опубликованном экспертами независимого исследовательского проекта «Смол армс сервей», действующего при Институте международных отношений и развития в Женеве. Согласно приведенным в нем цифрам в мире насчитывается 926 миллионов единиц огнестрельного оружия. Из них 650 миллионов принадлежит частным лицам, 250 миллионов – армиям и 26 миллионов – различным государственным правоохранительным структурам. Что же касается частных лиц, то из 650 миллионов единиц от двух до десяти миллионов находится во владении криминальных структур, от 1,7 до 3,7 – частных охранных фирм, от 1,1 до 1,8 миллиона – незаконных вооруженных формирований. По числу единиц огнестрельного оружия на руках у гражданского населения лидируют Соединенные Штаты с 270 миллионами единиц, которые означают, что пистолет или ружье есть у 89 процентов американцев. На втором месте в процентном отношении идет Йемен, там вооружены 55 процентов населения (11,5 миллиона единиц), Швейцария – 46 процентов (3,4 миллиона единиц), Финляндия – 45 процентов (2,4 миллиона), Кипр – 36 процентов (275 тысяч). Россия, где 9 процентов гражданских лиц вооружены, идет в этом списке на 68-м месте. Если рассматривать абсолютные цифры, то на втором месте после США находится Индия с 46 миллионами единиц оружия на руках у частных лиц, далее – Китай (40 миллионов), Германия (25 миллионов), Пакистан (18 миллионов), Мексика (15,5 миллиона), Бразилия (14,8 миллиона). Россия расположилась на 8-м месте с 12,75 миллиона единиц оружия. В список огнестрельного оружия, рассматриваемого в исследовании, попали пистолеты, ружья, дробовики и пулеметы. зАКУПАеМ и ОтеЧеСтВенные БПЛА Специальный технологический центр ведет подготовку к серийному производству беспилотников «Орлан-3» и «Орлан-10». «Заказчиком этих беспилотных летательных аппаратов выступают госструктуры», – сказал источник в оборонно-промышленном комплексе. Он напомнил, что «Орлан-3» и «Орлан-10» успешно прошли сравнительные государственные испытания, организованные Министерством обороны РФ: «Речь идет о выпуске десятков этих беспилотников». Данные дроны будут использоваться в качестве носителей спецаппаратуры и оборудования в составе комплексов другого разработчика. «Этот разработчик имеет около 20 вариантов целевой нагрузки для БПЛА «Орлан-3» и «Орлан-10». Они выполнены в виде сменных модулей», – пояснил собеседник агентства. «Орлан-3» при стартовой массе 7 килограммов может нести полезную нагрузку 1,8 килограмма. Скорость – 70–150 км/ч, максимальная продолжительность полета – 180 минут, максимальная дальность применения комплекса – 100 километров. «Орлан10» имеет стартовую массу 14 килограммов при массе полезной нагрузки 5 килограммов. Скорость – 90–150 км/ч, высота полета – до 5000 метров. Максимальная продолжительность полета в штатном режиме при стандартных погодных условиях – 16 часов 30 минут. По словам источника, в 2010 году гражданским потребителям было поставлено порядка 15 комплексов «Орлан-3» и «Орлан-10». МОСКВА ПРеДУПРеЖДАет Россия приостановит военно-техническое сотрудничество с Сирией в случае ввода санкций Совбеза ООн против Дамаска. Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. «Любые санкции накладывают на ВТС ограничения. Сотрудничество с Сирией в случае введения санкций в отношении нее будет молниеносно свернуто, – сказал он в Екатеринбурге. – Россия строго следует всем предписаниям Совбеза ООН». ПеКин ВАШинГтОнУ не КОнКУРент США не расценивают продажу Китаем своих вооружения и военной техники (ВВт) африканским странам как военное соперничество между Пекином и Вашингтоном, заявил глава Африканского командования ВС США генерал Картер Хэм. «Ряд африканских стран использует произведенные в Китае самолеты и патрульные суда, – отметил он, приведя в качестве примера закупленные Демократической Республикой Конго у Пекина речные катера. – Я думаю, что в этом нет ничего плохого: они (африканские страны) приобретают то, в чем нуждаются. Предпочел бы я, чтобы они покупали американское оружие и технику? Безусловно. Однако сами африканцы принимают решение, что для них лучше всего. Я не расцениваю это как военное соперничество между нами и Китаем». Согласно экспертам одного из самых авторитетных американских исследовательских центров – Совета по международным отношениям Пекин продал в Африку ВВТ в период 2003–2006 годов на сумму 500 миллионов долларов. Это составляет примерно 15 процентов от общего объема экспорта вооружения на Черный континент за тот период, информирует ИТАР-ТАСС. В числе стран, закупавших китайское оружие, Судан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Эритрея, Бурунди, Танзания и Зимбабве. ОБнОВЛЯтЬ тОЖе неПЛОХО Будущее воздушных сил Украины – в модернизации существующих самолетов, считает министр обороны страны Михаил ежель. «У МиГ-29 огромные возможности для модернизации. Су-27 после обновления можно будет использовать и как истребитель-перехватчик, и как штурмовик», – заявил министр в ходе рабочей поездки в Крым в рамках исследовательских командно-штабных учений «Адекватное реагирование-2011». В то же время, как сообщила пресс-служба Минобороны, ссылаясь на Ежеля, с увеличением соответствующих бюджетных ассигнований не исключена возможность приобретения новых машин. «Перспектива есть, но пока мы должны полностью использовать возможности тех самолетов, которые стоят у нас на вооружении», – сказал глава военного ведомства. Украинская армия располагает 208 боевыми и 37 транспортными самолетами. На ее вооружении находятся бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, истребители Су-27, МиГ-29, разведчики Су-24МР, транспортники Ил-76, Ан-24, Ан- 26. По неофициальным данным за 2009 год, только пять из 70 машин МиГ-29, которым требовалась модернизация, были обновлены. По информации Министерства финансов Украины, в госбюджете на 2012-й на потребности армии предусмотрено 17 миллиардов гривен (2,125 млрд долл.) против 13,6 миллиарда гривен (1,7 млрд долл.) в текущем году. зАЯВКА нА ПОБеДУ Компания «Р.е.т. Кронштадт» представила на проводимый Минобороны Рф конкурс новый беспилотник средней дальности. «Данный беспилотный летательный аппарат соответствует всем требованиям, которые выдвинул заказчик», – сказал начальник отдела геоинформационных технологий и автоматических комплексов компании «Р.Е.Т. Кронштадт» Владимир Воронов. Он не стал раскрывать суть этих требований и летно-технические характеристики беспилотника, но отметил, что при его разработке использованы наработки, полученные при создании БПЛА «Дозор-600». Воронов уточнил, что в конкурсе участвует дочерняя компания «Р.Е.Т. Кронштадт» – ЗАО «Кронштадт-технология». «Р.Е.Т. Кронштадт» является разработчиком линейки беспилотных летательных аппаратов «Дозор-50», «Дозор-100» и «Дозор-600». БПЛА «Дозор-100» успешно прошел сравнительные испытания, проведенные в прошлом году Минобороны РФ. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН ДОГнАтЬ зАПАД, жалению, государственные заказы не являются доминирующими в общем объеме контрактов вертолетной отрасли, несмотря на их заметный рост в последнее время. В связи с этим вертолетный парк всегда да и везде будет недостаточен. Сейчас модна теория о том, что вертолетостроение спасут коммерческие заказы. Постановка вопроса о необходимости трансферта технологий из оборонно-промышленного комплекса в гражданские отрасли и обратно изначально понятна и правильна. Практически любой многоцелевой вертолет имеет гражданские и военные профессии, это устоявшаяся общемировая практика. Вот почему более информированных, профессионально пригодных и заинтересованных людей в осуществлении унификации военных и гражданских проектов, чем разработчики вертолетной техники, не существует. Но дело не в разработчиках, а в требованиях заказывающих организаций и самое главное – в существующих стандартах. Срок исполнения, стоимость проекта и соответствующий объем испытаний прямо пропорциональны перечню решаемых задач и уровню предъявляемых требований. Если предписано ударному вертолету согласно техническому заданию применять все установленные виды вооружения по различным целям, в различных условиях и прочее, то по всем пунктам необходимо подтвердить их выполнение. А это долго и дорого, и здесь никакой гражданский проект не поможет. Ведь по многим и многим техническим проблемам заимствование из гражданских в военные сферы применения может быть пока что только на уровне идей. Добиться соответствия самым разнообразным требованиям или их совокупности удастся лишь при условии достаточности выделенных ресурсов. Но высокий разрыв между потенциальными потребностями государства и его реальными возможностями, безусловно, требует более ответственных решений при осуществлении технического перевооружения. Для принятия оптимальных взвешенных решений нужно иметь уровень доступа ко всему перечню задач на уровне технических требований, обладать необходимым уровнем компетентности, иметь возможность исполнить решения, быть заинтересованным в оптимальном решении по принципу минимальной достаточности по всему фронту задач, нести полную ответственность за принимаемые решения. ОПеРеЖАЯ КитАЙ Вертолетостроение, имеющее в России более чем полувековую историю, остается одной из немногих отечественных высокотехнологичных отраслей, продукция которой сохраняет устойчивый спрос на мировом рынке. Длительное время экспорт наших машин был существенно выше поставок для внутреннего, прежде всего государственного потребителя. На всех этапах реализации задач вертолетной отрасли – от идеи и намерения создания образца до завершения его жизненного цикла – существует только одна структура, удовлетворяющая всем требованиям. Это институт генерального конструктора с его персональной ответственностью. По данным принципам была создана и существует поныне авиационная индустрия, кстати, не только в Российской Федерации, как думают многие и как порой внушается не только обывателю, но даже руководству нашей страны. В России же с ее исторической тягой к харизматическим лидерам все еще нагляднее. Для рывка, который только и позволит преодолеть обозначившееся отставание от Запада и вернуть отрыв от Китая, нужен лидер, который «отвечает за все», как говорил покойный Юрий Герман. А «ответить за все» может тот, для кого это «все» – судьба. В эру повсеместной монополизации именно судьба разработчика напрямую связана с успехом его конструкторской деятельности. Конструктор, не справившийся с проблемой, потеряет возможность творить. А это пострашнее потери зарплаты. Указанные факторы определяют чувство ответственности руководителя, генерального конструктора в первую очередь. И сейчас именно генеральные конструкторы вместе с топ-менеджментом отрасли обязаны найти ответ, какими моделями удовлетворить потребности государства. Ведь у вертолетной техники в мировой практике имеются десятки устоявшихся профессий. Многие только еще формулируются, а существующие могут на порядки увеличить свою эффективность в ближайшей перспективе. РАСТУТ ТРЕБОВАНИЯ В области военных задач с момента первого боевого применения вертолетов их значимость непрерывно увеличивается, а в последние десятилетия нарастающими темпами. Например, в авиации поля боя винтокрылые машины играют доминирующую роль. Это прежде всего связано с бурным развитием электронной техники, наделившей военный вертолет многочисленными функциями, значительно повысившими его боевую эффективность. Возрастающее количество локальных вооруженных конфликтов, которые имеют «странную» закономерность возникать в регионах со сложным рельефом и слабо развитой инфраструктурой, также увеличило востребованность вертолетной техники военного назначения. Аналогичная картина в гражданской авиации. Раньше все было проще. Запад создавал легкие вертолеты для доставки богатых людей из пункта А в пункт Б в условиях наземного транспортного коллапса мегаполисов. Советскому Союзу требовались винтокрылые машины, дабы перевозить десятки нефтяников, буровиков, геологов да и просто жителей Сибири и Крайнего Севера, для которых иного вида транспорта, кроме вертолета и корабля, порой просто не существовало. Теперь и у нас появились состоятельные граждане, в частности менеджеры процветающих компаний, желающие с комфортом и быстро перемещаться с места на место, из офиса в офис, несмотря на пробки и бездорожье. А на Западе, как выяснилось, порой бушуют пожары, которые можно тушить только с мощных и неприхотливых винтокрылых машин большой грузоподъемности. Да и на удаленные буровые надо отправлять все большие вахты. И всем нужны вертолеты для полицейских нужд, для осмотра протяженных линий газо- и нефтепроводов, для экстренной эвакуации пострадавших. В общем, одновременно растут требования к многофункциональности, с одной стороны, и специализированности – с другой. И ВСЕ ЖЕ ПРОЦЕСС ИДЕТ Пути устранения с повестки дня чисто российских проблем совпадают с тенденциями мирового вертолетостроения и главное, чтобы мы правильно осознали и предвосхитили перспективные проекты, не выпали из формата мировых стандартов. Необходимы оптимальные шаги, направленные на минимизацию номенклатурного ряда создаваемых вертолетов и обеспечение требуемых функциональных качеств. Задачи обеспечения многофункциональности должны решаться системно. На уровне бортовых систем. Цифровые технологии, в том числе такие, как программно-управляемое радио, позволяющее изменять эксплуатационные параметры радиооборудования на уровне программного обеспечения из состава цифровых комплексов радиоэлектронного оборудования. На уровне сменных модулей целевого применения. Это позволяет за счет создания номенклатуры, например транспортных кабин, быстро и с малыми затратами создавать модификации вертолетов или быстро переориентировать машину в зависимости от потребностей потребителя. На уровне вертолетной группы. Организация групп под конкретную задачу, состоящих из сбалансированного набора специализированных вертолетов. Причем каждая машина должна иметь диапазон многофункциональных свойств, которые не приносятся в жертву качественным показателям. Например, при осуществлении спасательной операции в прибрежной зоне в состав группы могли бы при необходимости включаться вертолеты поисково-спасательные, санитарные, обеспечения ретрансляции и пр. Или, допустим, при проведении военной операции группа могла бы состоять из следующих специализированных винтокрылых машин: командного пункта, ретрансляции радиосвязи, разведывательных, радиолокационного дозора, радиопротиводействия, разведывательно-ударных, ударных, транспортно-десантных, огневой поддержки, транспортно-санитарных, транспортных материально-технического обеспечения и пр. Исходя из перечисленных проблем ясно, что создание авиационной техники, в том числе вертолетов, не может осуществляться без государственной поддержки, без участия в процессе профильных научно-исследовательских институтов. В последнее время наметилась положительная тенденция в объединении усилий специалистов в этой области авиационной техники. Проводимые государственные программы дают первые результаты. Например, программа по созданию интегральной модульной авионики, несмотря на многие критические высказывания, показала возможности существующих предприятий, появилась возможность консолидировать действия лидеров этого процесса. Пока правила участия в нем научноисследовательских, разрабатывающих и производящих предприятий отрасли только обсуждаются. Еще предстоит определить или уточнить правила взаимодействия, осознать и привести в соответствие собственные структуры, выработать долговременные программы развития. Очень важно, что в России появилась возможность использовать передовые технологии в области разработки авиационной техники, по-настоящему инновационные (не только обладающие новизной, но и дающие максимальную экономическую отдачу) и поэтому имеющие лавинообразную востребованность в мировой практике. Но инновации не определяются директивными указаниями. Их надо найти и отобрать – и это задача генерального конструктора. Оценить с точки зрения экономической целесообразности и реализовать – и это задача менеджмента. По отдельности призывы к инновационной экономике либо останутся благими намерениями, либо откроют двери техническим и коммерческим авантюристам. В сложный процесс внедрения и развития инновационной экономики постепенно втягивается все большее количество предприятий. Вырабатываются новые технологические правила и стандарты. Из участников этого процесса фактически формируется новая кооперация участников, соответствующих новым стандартам. Предприятия, которые не осознали динамику происходящего процесса, рискуют оказаться на обочине. В общем, процесс идет. Необходимо искать оптимальные решения для обеспечения функционирования отрасли и не наступать на грабли, по крайней мере дважды. «ОБОРОНКА» Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото ИТАР-ТАСС) airliners.net
Стр.5