Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №13 2010 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268195
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2010 .— №13 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268195 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 13 (329) 7–13 апреля 2010 года выходит по средам БОРЬБА С ТЕРРОРОМ ВМЕСТО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Почему не удается уничтожить бандподполье 03 юБИЛЕЙ СФЕРА ОТ МИНИМАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯ: ДО КОСМОСА ВЫСОТ Читайте статьи на стр. <...> ДА 93 % 1 апреля на 73-м году жизни НЕТ 5 % НЕ зНАю 2 % скончался Юрий Дмитриевич Маслюков – депутат Государственной думы РФ, председатель Комиссии нижней палаты российского парламента по промышленности, сопредседатель Комиссии ГД по рассмотрению ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БЕзОПАСНОСТИ – ВАжНЕЙшИЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ XXI ВЕКА На недавней Мюнхенской конференции по безопасности министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова спросили, как он относится к идее членства России в НАТО. <...> Президент США откажется также от уточнения, поддержанного его предшественником, согласно которому ядерные заряды могут быть приведены в боевую готовность при определенных обстоятельствах. <...> Сын погибшего на фронте солдата Великой Отечественной, Юрий Дмитриевич еще в юности решил посвятить себя развитию оборонно-промышленного комплекса нашей страны и после окончания Ленинградского механического института прошел путь от инженера НИИ в Ижевске до руководителя Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР. <...> В невероятно сложный в новейшей истории России период – после печальной памяти дефолта лета 1998 года – Юрий Дмитриевич возглавил Министерство промышленности и торговли, был первым заместителем Евгения Примакова, председателя правительства Российской Федерации, и внес немалый вклад в подъем экономики РФ. <...> До конца своих дней Юрий Дмитриевич болел душой и сердцем за состояние дел в отечественном ОПК, за его модернизацию, за обеспечение армии и флота России самыми ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 совершенными современными образцами вооружения и военной техники. <...> Руководители, работники российского обороннопромышленного <...>
Военно-промышленный_курьер_№13_2010.pdf
№ 13 (329) 7–13 апреля 2010 года выходит по средам БОРЬБА С ТЕРРОРОМ ВМЕСТО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Почему не удается уничтожить бандподполье 03 юБИЛЕЙ СФЕРА ОТ МИНИМАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯ: ДО КОСМОСА ВЫСОТ Читайте статьи на стр. 04–06 ПРОБЛЕМА ФЛОТ «УМИРАЕТ» ОТ СТАРОСТИ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЯ В НАТО И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ Из боевого состава Черноморского флота в ближайшее время могут быть выведены несколько крупных кораблей. В частности, готовятся к списанию БПК «Очаков» и дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий», построенная в 1982 году. Это старые и морально устаревшие корабли, ремонт и поддержание которых на плаву обходятся флоту очень дорого. Нелучшая ситуация на сегодня сложилась и с другими кораблями, чье списание запланировано в перспективе. Это большой противолодочный корабль «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морской транспорт «Тургай», кабельное судно «Сетунь» и морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков». В настоящее время в Севастополе дислоцируется около 50 кораблей, чей срок службы превышает 30–40 лет. Между тем речь о списании спасательного судна «Коммуна», спущенного на воду в 1913 году, пока не идет. По оценкам экспертов, по своим боевым возможностям российский Черноморский флот почти в три раза уступает турецкому. После списания «Очакова» и «Керчи» на ЧФ из кораблей первого ранга останется только ракетный крейсер «Москва». Поступление же новых кораблей в этом году не планируется. В 2010 году на 30 процентов были сокращены объемы финансирования военного судоремонта ЧФ. В результате в текущем году почти отсутствует загрузка всех судоремонтных предприятий флота. С февраля персонал 13 и 91-го судоремонтных заводов, а также предприятия по ремонту вооружений ЧФ сокращается почти в два раза. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Надо ли ужесточить законы в сфере антитеррора (вплоть до применения норм военного времени)? ДА 93 % 1 апреля на 73-м году жизни НЕТ 5 % НЕ зНАю 2 % скончался Юрий Дмитриевич Маслюков – депутат Государственной думы РФ, председатель Комиссии нижней палаты российского парламента по промышленности, сопредседатель Комиссии ГД по рассмотрению ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БЕзОПАСНОСТИ – ВАжНЕЙшИЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ XXI ВЕКА На недавней Мюнхенской конференции по безопасности министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова спросили, как он относится к идее членства России в НАТО. Поинтересовались мнением на сей счет и бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Дмитрий ТРЕНИН, директор Московского центра Карнеги Разговоры о приеме Российской Федерации в Атлантический союз возникли в рамках дискуссии о том, каким должен быть ответ Запада на предложения президента РФ Дмитрия Медведева по европейской безопасности. Речь идет о зондаже, в котором участвуют в основном эксперты и журналисты. То, что они слышат, прозвучит примерно так. Деятели западных стран: надо узнать у России, хочет ли она куда-либо вступать. Российские представители: это гипотетический вопрос, основанный на фантазиях. «АРДжУН» ПРОТИВ Т-90: КТО КОГО? Результаты сравнительных испытаний в Индии ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АМЕРИКА ПЕРЕСМОТРИТ ЯДЕРНУЮ ПОЛИТИКУ? торой в числе других ведомств участвовали Пентагон, Министерство энергетики, разведывательные службы и Белый дом. Теперь, как ожидается, президент Барак Обама перепишет документ об американской политике в отношении ядерного оружия, возвестив о дальнейших сокращениях его запасов в США и дав обещание не разрабатывать новые системы ЯО. При этом якобы будет отвергнута доктрина, приняНедавно в США прошла ревизия ядерных арсеналов, в котая Джорджем Бушем-младшим, которая включает в себя возможность нападения США на неядерное государство. После речи президента Обамы в Праге в апреле прошлого года, в которой он изложил свое видение мира без ядерного оружия, США осуществили пересмотр ядерной политики, и конкретика должна быть обнародована в ближайшее время. Ожидается, что Обама объявит о решении исключить разработку новых систем ядерного вооружения, несмотря на оговорки военных, которые держат в уме то, что Россия и Китай модернизируют и расширяют свои ядерные силы. Президент США откажется также от уточнения, поддержанного его предшественником, согласно которому ядерные заряды могут быть приведены в боевую готовность при определенных обстоятельствах. ВВЕРХ ДНОМ 09 КОМУ – УТРО, А КОМУ – ВЕЧЕР Военные парады, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, начнутся в один и тот же час – 10.00 по московскому времени – в десятках точек на огромном пространстве нашей страны, а также в двух государствах СНГ – в Киеве, Одессе, Керчи и Севастополе (по согласованию с украинской стороной), в Минске и крепости-герое Бресте (по согласованию с белорусским руководством). В российских городах воинской славы состоится прохождение войск с привлечением вооружений и военной техники. В Белогорске, Самаре, Североморске, Улан-Удэ и Уссурийске продемонстрируют строевую выучку части здешних гарнизонов. Однако новация с одновременным проведением парадов на всей территории необъятной России вызывает по меньшей мере сомнения. Например, военные колонны двинутся торжественным маршем в Хабаровске лишь тогда, когда часы там покажут 17.00 и солнце будет клониться к закату, а праздничные ЦИФРЫ Окончание на стр. 02 ПАМЯТИ ГЛАВКОМА СОВЕТСКОЙ «ОБОРОНКИ» расходов, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности. Сын погибшего на фронте солдата Великой Отечественной, Юрий Дмитриевич еще в юности решил посвятить себя развитию оборонно-промышленного комплекса нашей страны и после окончания Ленинградского механического института прошел путь от инженера НИИ в Ижевске до руководителя Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР. Он также занимал посты председателя Госплана СССР, первого заместителя председателя правительства Советского Союза. В невероятно сложный в новейшей истории России период – после печальной памяти дефолта лета 1998 года – Юрий Дмитриевич возглавил Министерство промышленности и торговли, был первым заместителем Евгения Примакова, председателя правительства Российской Федерации, и внес немалый вклад в подъем экономики РФ. До конца своих дней Юрий Дмитриевич болел душой и сердцем за состояние дел в отечественном ОПК, за его модернизацию, за обеспечение армии и флота России самыми ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 совершенными современными образцами вооружения и военной техники. Руководители, работники российского обороннопромышленного комплекса, коллектив газеты «Военнопромышленный курьер», лично генеральный директор ОАО «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина» Игорь Ашурбейли глубоко скорбят в связи со смертью Юрия Дмитриевича Маслюкова, выражают искренние соболезнования его родным и близким. ИНОСТРАНЦЫ НА СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ В Вооруженных Силах РФ проходят военную застолья и народные гулянья пребывать в самом разгаре (и местные жители друг друга уже не по одному разу поздравят). И вдруг – гром оркестра, грохот подкованных каблуков, лязг гусениц, после чего – плавный переход к ночному фейерверку. Короче говоря, полезность «единого времени» парадов вовсе не очевидна. Теперь о следующем военном параде. Есть данные, что очередной торжественный марш войск у стен Московского Кремля состоится не раньше 2015 года. Среди причин называются необходимость капитального ремонта и реконструкции Красной площади, а также большие расходы на подобные мероприятия. Однако главное, наверное, тут в другом. Все-таки военный парад должен проводиться в стране в день главного государственного праздника. А отмечать победы в войнах, безусловно, надо. Тем более в такой войне, как Великая Отечественная. Дело разве что в характере празднований. Впрочем, и тут у нас (как и везде) свой, особый путь. службу по контракту 316 иностранных граждан из десяти стран СНГ и Грузии. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов. По его словам, иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным воинским специальностям. Требования, предъявляемые к гражданам России и гражданам иностранных государств при поступлении на военную службу по контракту, абсолютно одинаковы, подчеркнул Смирнов. Больше всего среди военнослужащих-иностранцев граждан Таджикистана (95 человек), Узбекистана (68) и Украины (51). В Российской армии также служат граждане Азербайджана (28 человек), Армении (21), Молдавии (16), Казахстана (11), Киргизии (10), Белоруссии (9), Туркмении (6). Кроме того, в рядах Вооруженных Сил РФ проходит службу один гражданин Грузии. Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Георгия ДАНИЛОВА и Леонида ЯКУТИНА) Леонид ЯКУТИН Павел ГЕРАСИМОВ
Стр.1
№ 13 (329) 7–13 апреля 2010 года ДЕНЬ ПВО ИЗ ПЕРВЫХ РУК ЧТО РАДУЕТ И ЧТО ТРЕВОЖИТ ИТОГИ ПОДГОТОВКИ ВВС В 2009 ГОДУ Накануне Дня Войск ПВО поздравляю с этим праздником всех ветеранов противовоздушной обороны, личный состав частей и подразделений, несущий в настоящее время службу по охране неба над нашей Родиной. Желаю всем вам, дорогие друзья, соратники, крепкого здоровья, успехов в мирном и ратном труде на благо России. Вместе с тем хочу рассказать на страницах «ВПК» об итогах подготовки Военно-воздушных сил в прошедшем году, не преувеличивая успехов и не скрывая недостатков. Александр ЗЕЛИН, генерал-полковник, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ «ХОРОШО» Подготовка Военно-воздушных сил в 2009 ционной готовности основные усилия Главного командования, руководящего состава ВВС были сосредоточены на поддержании боевой и мобилизационной готовности наших органов военного управления, соединений и воинских частей на должном уровне в ходе проведения мероприятий по переходу к новому облику. Обращалось также пристальное внимание на приведение укомплектованности личным составом кадра в соответствие с требованиями документов, устанавливающих критерии его содержания, на недопущение снижения эффективности системы управления Военно-воздушными силами, обеспечение ее упреждающей готовности в ходе создания новых органов. Главным командованием ВВС в кратчайучебном году была организована и проводилась в соответствии с приказом министра обороны России «Об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год», планом подготовки ВВС на 2009 год, организационно-методическими указаниями по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке нашего вида ВС. В совершенствовании боевой и мобилизакомандующих, командиров и штабов о выполнении запланированных мероприятий по выходу Военно-воздушных сил на новый облик в установленные сроки, большинство задач решалось только частично и Главному командованию ВВС приходилось часто оказывать помощь подчиненным объединениям, соединениям и частям. Работу любой комиссии в войсках по (командиров) к подчиненным за состояние работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, отсутствие должного участия в разработке планирующих документов по приведению в боевую готовность, личная некомпетентность отдельных командиров (начальников) в вопросах боевой и мобилизационной готовности. Несмотря на оптимистические доклады вать: в целом объединения Военно-воздушных сил способны привестись в готовность к выполнению боевых задач (задач по предназначению) в установленные сроки. В лучшую сторону за 2009 год по организации работы по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности отмечаются управления 1-го и 2-го Командований ВВС и ПВО и Командование дальней авиации. Задачи боевого дежурства, поставленные шие сроки были разработаны и доведены до частей основные документы по боевой готовности и критерии приведения органов военного управления, соединений и воинских частей ВВС в готовность к выполнению боевых задач. Реальность планирования боевой готовности в объединениях проверялась в ходе внезапных проверок и работы комплексных групп Главного командования Военно-воздушных сил. Основным выявленным недостатком оказался низкий уровень профессиональных знаний и навыков офицерского состава, который выражался в недостаточных теоретических знаниях и отсутствии практических навыков в работе на пунктах управления при организации мероприятий перевода с мирного на военное время, подготовке и ведении боевых действий. Кроме того, имеющаяся учебно-материальная база не в полной мере позволяла обеспечить выполнение мероприятий боевого слаживания. Причинами такого положения дел наряду с объективными факторами были низкая требовательность со стороны командующих проверке и оказанию помощи мы завершали только тогда, когда состояние проверяемого соединения было приведено к оценке не менее чем «хорошо». Вот почему можно уверенно констатироКП объединений, заместителям оперативного дежурного КП по РИЦ почти ежедневно были снижены оценки до «хорошо», а около 30 раз оценки снижались до уровня «удовлетворительно». Каждое снижение оценок на боевом дежурстве было предметом скрупулезного рассмотрения командующими и начальниками штабов, уточнялись методы подготовки должностных лиц, повышались навыки их практического руководства дежурными силами. В целом задачи, поставленные перед Военно-воздушными силами по охране государственной границы Российской Федерации и обеспечению безопасности Российской Федерации в воздушном пространстве, были решены успешно. ностные лица объединений, соединений и воинских частей ВВС проделали большую работу по совершенствованию службы войск в 2009 году и добились определенных положительных результатов. Отмечается снижение на 28% общего В ЦЕЛОМ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ Органы военного управления и должнежского ВАИУ, Ейского ВВАУ, Ставропольского ВВАИУ, Челябинского ВВАУШ, Ярославского ВЗРУ ПВО, где отсутствуют случаи гибели военнослужащих в результате преступлений и происшествий. Также в лучшую сторону отмечается работа по сохранению жизни и здоровья военнослужащих в Командовании ВТА и 1-м Командовании ВВС и ПВО. По сравнению с прошлым годом на 12,4% уменьшилось общее количество преступлений и происшествий, совершаемых военнослужащими. На 20,1% снизилось число преступлений, связанных с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, на 50% – количество пожаров. Однако в отдельных объединениях, соедиВоенно-воздушным силам, были выполнены в полном объеме. Силы и средства, привлекаемые к несению боевого дежурства, боеготовы и способны выполнить задачи по предназначению. Практически ежедневно вблизи государственной границы осуществлялись полеты самолетов-разведчиков США и других стран НАТО, что заставляло проводить соответствующие ответные действия со стороны дежурных по ПВО сил объединений ВВС. С целью контроля за состоянием боевого ется ряд недостатков. Не все командующие и начальники штабов объединений уделяют должное внимание повышению уровня подготовки расчетов, несущих боевое дежурство. В 2009 году отдельным оперативным дежурным дежурства в объединениях ВВС проводились проверки готовности дежурных сил полетами контрольных целей. По результатам этих проверок все дежурные по ПВО силы с поставленными задачами справились. В лучшую сторону отмечается подготовленность дежурных боевых расчетов КП 1-го и 3-го Командований ВВС и ПВО. Хотя, к сожалению, и в этом вопросе имеответствие повседневной деятельности личного состава требованиям общевоинских уставов ВС РФ достигли в 3-м Командовании ВВС и ПВО, Военном авиационном инженерном университете (Воронеж), Ярославском ВЗРУ ПВО (ВИ), где не допущены происшествия и преступления при несении личным составом караульной и внутренней служб. Анализ состояния безопасности военной числа правонарушений, совершенных военнослужащими при несении службы в суточном наряде по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. На 25% уменьшилось количество суицидов, совершенных военнослужащими при несении караульной и внутренней служб, на 15% – число нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, входящими в состав суточного наряда. Лучших результатов по приведению в сослужбы показывает, что удалось добиться определенных положительных итогов в работе по предупреждению гибели и травматизма подчиненного личного состава. Сократилось число случаев гибели военнослужащих в результате происшествий и преступлений на 19,6%, гибели военнослужащих во внеслужебное время – на 18,9%. Более чем на 25% уменьшилось количество смертей военнослужащих в результате суицидальных происшествий. Наиболее эффективно вопросы сохранения жизни и здоровья военнослужащих решались должностными лицами 3-го Командования ВВС и ПВО, ВА ВКО, ВУНЦ (ВВА), Воронениях и воинских частях командующие (командиры) и начальники недооценивают особую опасность правонарушений, связанных с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, профилактическую работу проводят неудовлетворительно. В общей структуре преступности эти правонарушения составляют 27,2%. Положительные результаты приносит работа должностных лиц объединений, соединений, воинских частей и организаций Военно-воздушных сил по профилактике правонарушений, связанных с уклонением от военной службы. Сократилось количество преступлений, связанных с уклонением от военной службы, на 58%, число военнослужащих, самовольно покинувших воинские части, снизилось на 51,4%. В лучшую сторону отмечается работа должностных лиц по укреплению правопорядка и предупреждению преступлений в Командовании ВТА, 1-м и 3-м Командованиях ВВС и ПВО, ВУНЦ (ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина). Также отмечается положительная тененных округов, оперативно-стратегических учениях «Кавказ-2009», «Запад-2009» и «Ладога-2009», совместных военных учениях «Воздушные силы-2009», «Взаимодействие2009», «Мирная миссия-2009» и КШТ с органами управления и дежурными по ПВО силами ОС ПВО СНГ. Все проведенные мероприятия оперативвременно созданные организационные документы и методические рекомендации; – командующим (командирам) и начальнилили удержать готовность органов военного управления к выполнению задач по предназначению на должном уровне и совершенствовать практические навыки командующих, командиров и штабов в управлении войсками в новой организационно-штатной структуре. Подводя итоги деятельности органов воратить на теоретическую подготовку офицеров, принимающих участие в разработке документов и проведении мероприятий оперативной подготовки. В целом проведенные мероприятия позводенция снижения преступлений и происшествий в ОСК ВКО (-20,6%), 2-м Командовании ВВС и ПВО (-2,4%) и воинских частях, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС (-16,5%). УЧЕНИЯ НАРЯДУ С РЕФОРМИРОВАНИЕМ Под руководством главнокомандующего вели оперативно-мобилизационные сборы руководящего состава и КШТ с объединениями, приняли участие в КШУ и КШТ под руководством командующих войсками воКОНТАКТЫ ОбъЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА ПВО ДЕйСТВУЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ Годы службы большинства ветеранов Войск ПВО пришлись на период существования мощной советской системы противовоздушной обороны, оказавшейся разрушенной после распада СССР. Вот почему их так интересует вопрос формирования Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ. Сергей РАЗЫГРАЕВ, генерал-лейтенант, начальник ПВО – заместитель главнокомандующего ВВС по ПВО ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ Напомню: Объединенная система (ОС) ПВО государств – участников СНГ была создана 10 февраля 1995 года на основании межгосударственного соглашения, подписанного главами Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Она предназначена для решения следующих основных задач: – обеспечение охраны границ государств – участников Содружества в воздушном пространстве; – совместный контроль за порядком использования воздушного пространства; – оповещение государств – участников СНГ о воздушно-космической обстановке и предупреждение о ракетном и воздушном нападении; – ведение совместных действий войск (сил) ВВС (ПВО, ПВО и ВВС, Сил воздушной обороны) государств – участников СНГ по отражению воздушно-космического нападения. Однако совместная оборона воздушного пространства осуществляется не всеми государствами, подписавшими соглашение. Так, например, Туркменистан не принимает участия в деятельности Объединенной системы, а с Узбекистаном и Украиной Россия заключила двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве. В настоящее время группировка войск Объединенной системы ПВО в ВВС были проведены все мероприятия оперативной подготовки, установленные Генеральным штабом. Командующие объединениями ВВС прокам больше внимания уделять подготовке и проведению мероприятий оперативной подготовки, проводить занятия в системе профессиональнодолжностной подготовки и заблаговременно уточнять задачи, на которых необходимо сосредоточить основные усилия при подготовке и проведении учений (тренировок). Особое внимание рекомендовано обния (тренировок), а заблаговременно – на этапе планирования мероприятий оперативной подготовки и разработки необходимых документов, для чего привлекать наиболее подготовленных должностных лиц управлений, служб и отделов, входящих в состав рабочих групп; – максимально использовать заблагоГлавного командования ВВС и объединений ВВС в мероприятиях оперативной подготовки, проводимых под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ, главнокомандующих и командующих другими видами и родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов. В целях повышения слаженности и эффективности работы подчиненных органов управления в ходе подготовки и проведения мероприятий оперативной подготовки были разработаны соответствующие рекомендации: – организовывать работу не с началом учероприятий оперативной подготовки проводилось на фоне оптимизационных процессов, происходящих в Вооруженных Силах Российской Федерации, связанных со значительным сокращением численного состава органов военного управления и реформированием их организационноштатной структуры. Тем не менее количество мероприятий оперативной подготовки продолжает неуклонно расти. Увеличилось участие оперативных групп ной подготовки оценены положительно. Большинство вышеперечисленных ме04 енного управления ВВС по совершенствованию боевой и мобилизационной готовности войск, руководству боевым дежурством, службой войск, управлению обеспечением безопасности военной службы и проведению мероприятий оперативной подготовки, отмечаю, что задачи, поставленные перед Военно-воздушными силами в 2009 году, в основном выполнены. Состояние ВВС позволяет поддерживать боевую и мобилизационную готовность органов военного управления и войск на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение ими задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации в новой организационноштатной структуре без снижения готовности к выполнению задач по предназначению. соответствии с решением Совета министров обороны государств – участников СНГ включает до семи бригад противовоздушной обороны, до 50 зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении комплексы С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций, более двадцати частей истребительной авиации (МиГ-29, МиГ-31 и Су-27), столько же соединений и частей радиотехнических войск, а также части РЭБ. Михаил ХОДАРЕНОК Леонид ЯКУТИН ИТАР-ТАСС
Стр.4
05 РЕАЛИИ Вадим ВОЛКОВИЦКИЙ, генерал-лейтенант, начальник Главного штаба ВВС РФ ОбРЕТАЕМ НОВЫй ОбЛИК В современных условиях ВВС решают целый комплекс взаимосвязанных важнейших задач. В мирное время основными из них являются несение боевого дежурства установленным составом сил ПВО и авиации, контроль воздушного пространства и охрана государственной границы в воздушном пространстве. В военное время усилия ВВС будут направлены на прикрытие объектов от ударов противника с воздуха, завоевание и удержание господства в воздухе, поражение сухопутных и морских группировок противника, поражение стратегических и оперативных резервов, нарушение коммуникаций противника, дезорганизацию военного и государственного управления, ослабление военно-экономического потенциала противника, оперативную перевозку войск, техники и материальных средств и выброску десантов, ведение воздушной разведки. Широкий и постоянно уточняющийся ОТРАЗИТЬ НАПАДЕНИЕ, НАНЕСТИ ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА ОДНОГО ВИДА нитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные; связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; радиоэлектронной борьбы; инженерные; радиационной, химической и биологической защиты; топогеодезические; поиска и спасания; метеорологические; воздухоплавательные; технического, морально-психологического и медицинского обеспечения), тыл, части обеспечения и охраны органов военного управления, другие части и организации. Основные усилия в строительстве ВВС в 2009 году были сосредоточены на формировании перспективного облика Военновоздушных сил, повышении их боеспособности и боеготовности, а также обеспечении выхода на параметры численности военнослужащих, установленные на мирное время. Основными направлениями строительства и формирования перспективного боевого состава Военно-воздушных сил являлись: – переход на новую организационно-штатную структуру и сокращение численности управленческого аппарата; – перевод всех соединений и воинских частей ВВС сокращенного состава в категорию воинских частей постоянной готовности; – оснащение новыми и модернизированными образцами ВВТ; – оптимизация системы базирования войск, капитальное строительство, обеспечение военнослужащих и членов их семей постоянным и служебным жильем. В Военно-воздушных силах организационные мероприятия по выходу на перспективный облик, предусмотренные указом президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, завершены. Созданы Оперативно-стратегическое спектр задач, решаемых Военно-воздушными силами, требует совершенствования организационной структуры органов военного управления, создаваемых группировок войск, систем управления, оперативного (боевого), технического, тылового и морально-психологического обеспечения, подготовки военных кадров. На сегодня ВВС включают авиацию, зеВООРУЖЕННЫХ СИЛ УДАР Этот номер «ВПК» увидит свет 7 апреля, незадолго до Дня Войск ПВО. А потому, пользуясь предоставленной возможностью, выражаю признательность всем ветеранам противовоздушной обороны за безупречное служение Отечеству, их вклад в становление и развитие ПВО. Хочу вас заверить, что ваши преемники стремятся сделать все для твердого освоения нового оружия, поступающего в войска, и, если потребуется, эффективного его применения в любых условиях, в любой обстановке. Войска противовоздушной обороны уже свыше 10 лет входят в состав Военно-воздушных сил России, вот почему рассказывать об их нынешнем состоянии, о возложенных на них сегодня задачах, перспективах развития целесообразно в рамках положения дел в ВВС в целом. транспортной авиации, 1-е, 2-е, 3-е, 4-е Командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, более 30 авиационных баз и десятка бригад ВКО. ТАКОВА КАРТИНА СЕГОДНЯ Задачи боевого дежурства, поставленные Военно-воздушным силам, выполнены. Силы и средства, привлекаемые к несению боевого дежурства, боеготовы и способны выполнить задачи по предназначению. Ежедневно к несению боевого дежурства по ПВО привлекаются полтора десятка авиационных и более 30 зенитных ракетных частей, все отдельные батальоны РЭБ и более 150 радиотехнических подразделений. Напряженность несения боевого дежурства по охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве в связи с увеличением числа полетов разведывательной авиации иностранных государств вдоль границ Российской Федерации продолжала оставаться высокой, особенно в границах ответственности 1-го (Санкт-Петербург) и 3-го (Хабаровск) Командований ВВС и ПВО. Силами РТВ объединений в прошедшем командование воздушно-космической обороны, Командования дальней и военногоду было проведено более 260 тысяч воздушных целей, в том числе более 100 тысяч самолетов иностранных государств, совершающих полеты вблизи государственной границы, около 500 самолетов-разведчиков. В Военно-воздушных силах обеспечено непрерывное управление соединениями и воинскими частями, выполнение ими задач по предназначению. В ходе оперативно-стратегического учения «Запад-2009» был создан и апробирован современный полевой подвижный пункт управления оперативного звена и использована современная межвидовая система обмена электронной корреспонденцией. Это позволило обеспечить ванию системы управления войсками, силами и средствами родов войск. В оперативном звене современными комплексами средств автоматизации (КСА) оснащены ОСК ВКО и все Командования ВВС и ПВО. Автоматизированы две трети бригад ВКО ОСК ВКО. 77% бригад ВКО получили новые КСА, которые позволяют обеспечить автоматизированное управление всеми разновидовыми силами и средствами противовоздушной обороны. Введен в эксплуатацию и поставлен на боевое дежурство новый комплекс средств автоматизации на КП ОСК ВКО. Обеспеченность Военно-воздушных сил авиационной техникой, вооружением и военной техникой ПВО составляет 100%, однако значительная ее часть – это старые образцы, а доля новых и модернизированных образцов составляет около 10%. Главным командованием ВВС спланирован комплекс мероприятий по обеспечению нормативной исправности вооружения и военной техники ВВС к боевому применению, уровень их готовности будет постоянно повышаться в соответствии с требованиями приказов министра обороны. В оперативной подготовке основные усиинфокоммуникационный обмен в рамках созданного на учении единого информационного пространства Вооруженных Сил. Продолжались работы по совершенстволия были сосредоточены на обучении руководящего и оперативного состава методам работы по управлению авиацией и войсками ПВО на стратегических направлениях в новой структуре – структуре оперативностратегических командований. Военно-воздушные силы участвовали в мероприятиях оперативной подготовки, проводимых под руководством министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил, министров обороны государств – участников СНГ, главнокомандующих видами ВС РФ, командующих войсками военных округов. Это совместное российско-казахстанское военное учение «Воздушные силы-2009», совместное российско-китайское военное учение «Мирная миссия-2009», учения «Осень-2009» (оперативно-стратегические учения «Кавказ-2009», «Запад-2009», «Ладога-2009»), совместное комплексное учение с КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2009». В 2009 учебном году в ВВС было спланировано почти 600 и выполнено около полутысячи тактических (летно-тактических, тактико-специальных) учений, из них 60% оценены на «хорошо» и «отлично». Зенитные ракетные части, выполнявшие задачи в ходе учений с боевой стрельбой, показали высокую боевую выучку, слаженность и оценены положительно, при этом по сравнению с 2008 годом эффективность боевых стрельб возросла почти на 10%. Продолжились перевооружение и освоение зенитной ракетной системы С-400 и начата подготовка боевых расчетов на зенитный ракетнопушечный комплекс «Панцирь-С». ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В перспективе главной целью строительства ВВС является создание качественно нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Он должен стать основой системы воздушно-космической обороны государства и быть способным во взаимодействии с другими видами ВС РФ в мирное время обеспечить сдерживание потенциальных агрессоров, а в военное – отразить вооруженную агрессию всем имеющимся арсеналом вооружения. За счет сохранения потенциала авиационных стратегических ядерных сил на заданном уровне и увеличения количества воинских чалового обеспечения Военно-воздушных сил. Сеть ремонтных предприятий ВВС преобразуется в Авиаремонтный холдинг с управляющей компанией в составе ВВС. Хранение и ремонт вооружения ПВО, снабжение ЗИП будут организованы на одной центральной базе. В каждом командовании предстоит сформировать базы войскового ремонта (авиационной техники и техники ПВО). Не менее важной задачей, стоящей перед стей постоянной готовности планируется повысить оперативные возможности ВВС по сдерживанию возможной агрессии на потенциально опасных стратегических направлениях. Изменится система технического и тыДЕНЬ ПВО Военно-воздушными силами, является непосредственное их участие в создании воздушнокосмической обороны Российской Федерации. Данная работа ведется в соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу, утвержденной президентом России 5 апреля 2006 года. Развитие родов (войск) Военно-воздушных сил – авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск – планируется осуществлять в направлении повышения качества, уровня их обеспеченности и укомплектованности, увеличения в боевом составе количества воинских частей постоянной готовности, перевооружения на новые и модернизированные образцы вооружения, военной и специальной техники, повышения уровня натренированности и боевой выучки экипажей и боевых расчетов, качества боевой и оперативной подготовки воинских частей и соединений ВВС. В дальней авиации основной акцент будет сделан на обеспечение заданного уровня постоянной боевой готовности авиационных СЯС, а также совершенствование форм и способов оперативного и боевого применения. В военно-транспортной авиации – на подвойсках основные усилия будут направлены на повышение уровня боевой готовности воинских частей и подразделений в интересах надежного прикрытия во взаимодействии с истребительной авиацией важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры страны от ударов средств воздушно-космического нападения противника. В современных и прогнозируемых на ниями модернизации будут являться обеспечение круглосуточности боевого применения, повышение эффективности поражения наземных целей, улучшение летно-технических характеристик, повышение выживаемости, точности навигации, повышение помехозащищенности средств связи. В зенитных ракетных и радиотехнических обозримую перспективу условиях развития военно-политической обстановки Военновоздушные силы будут играть определяющую роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации как в мирное, так и в военное время. И мы надеемся, что проведение предусмотренных Главным командованием ВВС мероприятий позволит Военно-воздушным силам обеспечить весь комплекс стоящих перед ними задач. держание возможностей по обеспечению межтеатрового маневра войск (сил) и десантирования воздушных десантов. Во фронтовой авиации – на поддержание и наращивание боевых возможностей существующего парка авиации по выполнению основных задач в мирное и военное время, а также создание и освоение в строевых частях современных и перспективных многофункциональных авиационных комплексов. В армейской авиации основными направлеСОДРУЖЕСТВО СТРАЖЕЙ НЕБА сованы и условия сотрудничества. Перечислю основные из них: – силы и средства ПВО каждого государства решают задачи по противовоздушной обороне своих территорий самостоятельно и во взаимодействии с войсками противовоздушной обороны сопредельных государств СНГ; – применение войск и сил по планам каждого государства и согласованному плану взаимодействия в интересах противовоздушной обороны всех государств СНГ; – оснащение войск ПВО государств СНГ вооружением и военной технис командных пунктов войск ПВО (ПВО и ВВС, Сил воздушной обороны) государств СНГ и Центрального командного пункта ВВС Российской Федерации; – единство основных требований к боевой готовности, боевой и операМежду всеми государствами – участниками ОС ПВО СНГ были соглав настоящее время направлены на согласованное развитие национальных систем противовоздушной обороны на основе единой военно-технической политики и принципов строительства ПВО государств, а также глубокой их интеграции в регионах коллективной безопасности. Интегрирование национальных систем противовоздушной обороны в реОсновные усилия по совершенствованию Объединенной системы ПВО гионах коллективной безопасности сегодня становится требованием времени. Расширение зоны действия в общем воздушном пространстве этих рекой на основе согласованной военно-технической политики; – взаимодействие сил и средств ОС ПВО на стыках государственных границ, а также в воздушном пространстве государств СНГ; – централизация оповещения и управления действиями сил и средств ОС ПВО тивной подготовке органов управления и войск (сил) ВВС (ПВО, ПВО и ВВС, СВО) государств-участников. Тесное сотрудничество государств в области ПВО принесло и свои плоды. За истекший период удалось фактически возродить противовоздушную оборону в Армении, Таджикистане и Киргизии. Усилиями правительства, Министерства обороны и командования ВВС и войск ПВО Республики Беларусь удалось сохранить и успешно развивать систему противовоздушной обороны страны. Эта система ПВО является сегодня одной из самых мощных в Европе. Очень интересный опыт строительства системы противовоздушной обороИНТЕГРАЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ Оценивая сегодняшнее состояние Объединенной системы ПВО государств гионов позволит не только повысить возможности дежурных сил, но и обеспечить существенную экономию финансовых и материальных средств, расходуемых на указанные цели. Такое интегрирование целесообразно осуществлять путем создания региональных систем ПВО в ВосточноЕвропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Правовой основой этого станут соответствующие межгосударственные соглашения. Данная работа уже начата. В настоящее время подписано и ратифицироК числу конкретных мероприятий, реализованных в рамках Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, следует отнести: – разработку нормативно-правовой базы сотрудничества в рамках ОС; – восстановление системы управления и взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами военного управления государств; – создание системы совместного боевого дежурства по ПВО; – налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки; – объединение усилий государств Содружества по строительству и совершенствованию объединенной системы ПВО на основе развития национальных систем противовоздушной обороны. Важнейшими направлениями развития Объединенной системы остаются ны накоплен в Республике Казахстан, которая в настоящее время приступает к ее комплексной модернизации, что явится одним из важнейших факторов стратегической стабильности в Центральной Азии. – участников СНГ, необходимо отметить, что системы управления и связи в целом позволяют совместно решать задачи противовоздушной обороны. Предпринятыми усилиями сохранен взаимный обмен информацией между вано Российской Федерацией Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны России и Белоруссии. В стадии разработки находятся проекты соглашений и по остальным указанным регионам. В дальнейшем необходимо переходить к созданию региональных командных пунктов, утверждению и реализации схем управления и связи в соответствующих регионах. Изложенный замысел развития Объединенной системы ПВО потребует адекватного совершенствования и всех обеспечивающих систем. Так, совместное применение сил и средств противовоздушной обороны в едином воздушном пространстве невозможно без повседневного строительства систем управления и связи, организации применения войск по единым нормативам и стандартам. Выработка таких стандартов требует внедрения в практику деятельности войск согласованно подготовленных уставных документов, соответствующих руководств и наставлений, совместного обучения личного состава и боевых расчетов в учебных заведениях и центрах по согласованным учебным программам. Кроме того, совместное применение соединений, частей и подразделеЦКП ВВС Российской Федерации, ЦКП ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ЦКП сил воздушной обороны Республики Казахстан, командным пунктом воздушных сил Украины и командным пунктом войск ПВО и ВВС Республики Узбекистан в автоматизированном режиме. С остальными государствами обмен информацией осуществляется в неавтоматизированном режиме. 2-м ЦНИИ МО РФ совместно с Московским научно-исследовательским институтом приборной автоматики по заказу Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны в рамках реализации общих программ совершенствования Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации КП и штаба оперативно-тактического звена ОС. Этими средствами в перспективе могут быть оснащены командные пункты противовоздушной обороны Республик Армения, Таджикистан и Киргизия. ний невозможно без организации их повседневного тактического взаимодействия, привлечения их к взаимному сотрудничеству, а также проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Другими важными направлениями, обеспечивающими реализацию замысла развития Объединенной системы ПВО, являются проведение согласованной военно-технической политики, развитие систем вооружения, управления и связи по единым стандартам, обеспечивающим их совместное применение. Анализ показывает, что для достижения успеха на данном направлении несохранение и совершенствование системы взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств – участников соглашения на основе совершенствования системы управления объединенной системы ПВО. А главное направление практической деятельности в совершенствовании ОС ПВО – проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. ДАЛЬНЕйШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Практика военного сотрудничества в области противовоздушной обороны показала целесообразность дальнейшего развития Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ на региональной основе. В настоящее время ведется активная работа по созданию Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации в ВосточноЕвропейском регионе коллективной безопасности. Началось создание соответствующих систем в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Несомненно, на сегодня взаимодействие в области противовоздушной обороны является одним из важнейших направлений сотрудничества государств – участников СНГ в военной сфере. Как показало время, решение, принятое в феврале 1995 года, было своевременным и продуманным. Объединенная система ПВО Содружества крепнет, растут ее авторитет и значимость решаемых задач. Кроме того, также следует учитывать, что Советом коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в 2005 году принято решение о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны ОДКБ в формате Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, опираясь на следующие дополнительные принципы: – обеспечение возможности создания объединенных группировок войск, обходимо создание льготных условий для военно-технического сотрудничества. Во многом для государств – участников ОДКБ такие условия уже созданы и обеспечены соответствующей материальной базой. Целесообразно развивать эту базу и для других государств – участников Объединенной системы ПВО, для чего необходимо переработать нормативные документы ОС, подписав соответствующее межгосударственное соглашение. выполняющих задачи противовоздушной обороны в регионах коллективной безопасности; – обеспечение в регионах коллективной безопасности совместного применения войск, сил и средств, выполняющих задачи противовоздушной обороны государств – членов ОДКБ, во всем воздушном пространстве регионов по единому замыслу и плану. Таким образом, Объединенная система ПВО выполняет задачи как предупреждения, так и отражения нападения вероятного противника. Михаил ХОДАРЕНОК
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.