Главный редактор
Айвазян Сергей Артемьевич — д-р физ.-мат. наук, акад. (иностранный член) НАН Армении, Центральный
экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН), Московский финансово-промышленный
университет (МФПУ), Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Московская школа экономики МГУ.
Заместитель главного редактора
Пересецкий Анатолий Абрамович — д-р экон. наук, НИУ ВШЭ, ЦЭМИ РАН, Российская экономиче -
с кая школа (РЭШ).
Ответственный секретарь
Сластников А. Д. — канд. физ.-мат. наук, ЦЭМИ РАН.
Члены редколлегии
Бродский Б. Е. — д-р физ.-мат. наук, ЦЭМИ РАН,
НИУ ВШЭ.
Ван Суст А. — Ph. D., Тилбургский университет,
Нидерланды.
Вербик М. — Ph. D., школа менеджмента, Роттердам,
Нидерланды.
Денисова И. А. — Ph. D., Центр экономических
и финансовых исследований и разработок ( ЦЭФИР),
ЦЭМИ РАН.
Елисеева И. И. — чл.-кор. РАН, д-р экон. наук, Социологический
институт РАН, Санкт-Петербургский
университет экономики и финансов.
Ершов Э. Б. — канд. экон. наук, НИУ ВШЭ.
Канторович Г. Г. — канд. физ.-мат. наук, НИУ ВШЭ.
Карлеваро Ф. — д-р наук, Женевский университет,
Швейцария.
Макаров В. Л. — акад. РАН, д-р физ.-мат. наук,
ЦЭМИ РАН, РЭШ.
Максимов А. Г. — канд. физ.-мат. наук, Нижегородский
филиал НИУ ВШЭ.
Микушева А. А. — Ph. D., канд. физ.-мат. наук,
Массачусетский Технологический Институт, Кэмбридж,
США.
Мхитарян В. С. — д-р экон. наук, НИУ ВШЭ.
Рубин Ю. Б. — д-р экон. наук, профессор,
чл.-кор. РАО, ректор МФПУ «Синергия».
Рудзкис Р. — д-р наук, Институт математики и информатики,
Каунасский университет, Литва.
Слуцкин Л. Н. — Ph. D., Институт экономики
РАН.
Суслов В. И. — чл.-кор. РАН, д-р экон. наук, Институт
экономики и организации промышленного
производства СО РАН.
Харин Ю. С. — чл.-кор. НАН Беларуси, д-р физ.-мат.
наук, Белорусский государственный университет,
НИИ прикладных проблем математики и информатики
БГУ, Беларусь.
С 2006 года журнал «Прикладная эконометрика» включен в список периодических изданий ВАК,
рекомендованных для публикации результатов диссертационных исследований.
Стр.1
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА
№ 2 (26) 2012
ОбразОвание
Г.В.Андрущак,О.В.Польдин,М.М.Юдкевич
Эффекты сообучения в административно формируемых студенческих группах . . . . . 3
ОбЩеСТвО
А.В.Аистов,А.В.Ларин,Л.А.Леонова
Неформальная занятость и удовлетворенность жизнью:
эмпирический анализ с учетом эндогенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
М.И.Горбань
Как в России воспринимают идею инклюзивного образования . . . . . . . . . . . . . . . 37
C.В.Арженовский,А.В.Дудкина
Эконометрическое моделирование детерминант
формы брачного партнерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
К.К.Фурманов,И.К.Чернышева
Здоровье и поиск работы в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
ФОнДОвЫе рЫнКи
Р.А.Григорьев,Ш.Джеффри,Г.Н.Марченко
Несинхронность дневных данных в анализе межрыночных взаимосвязей
(на примере БРИК и развитых стран) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
ТеОриЯ и МеТОДОЛОГиЯ
Ю.Н.Благовещенский
Основные элементы теории копул . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
заМеТКи и пиСьМа
В.Ш.Каганов
Корпоративное обучение в системе профильных
интересов субъектов российского предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Abstracts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Условия публикации статьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
2
Читайте в номере
Стр.2
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА
№ 2 (26) 2012
Г. В. Андрущак, О. В. Польдин, М. М. Юдкевич
Эффекты сообучения в административно
формируемых студенческих группах
1
В работе тестируется проявление эффектов сообучения — влияния на успеваемость
отдельного студента других учащихся студенческой группы — на примере факультета
экономики НИУ ВШЭ. Присутствие способных одногруппников оказывает положительное
влияние на индивидуальную успеваемость, причем в большей степени такому
воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. Увеличение
доли слабых студентов влияет на успеваемость незначимо.
Ключевые слова: эффекты сообучения; высшее образование; факторы успеваемости в вузе.
JEL classification: I23; J24.
1. введение
1966). Фактически это был первый документ, задуманный и подготовленный на основе
идеи комплексного анализа текущей ситуации в американских школах в связи с выбором
ключевых направлений образовательной политики.
Одна из острейших проблем, на которую фактически реагировал этот доклад, была связаП
на
с практикой расовой сегрегации в американской школе. В связи с этим задача его авторов
состояла в том, чтобы перенести политические лозунги сторонников и противников сегрегации
в поле конструктивных дискуссий о влиянии совместного или раздельного обучения
на успеваемость школьников. Иными словами, важно было показать, что изоляция афроамериканских
детей в школах-гетто усиливает социальную разобщенность, и одним из факторов
разобщенности оказывается «ловушка» низких образовательных результатов.
Хотя изучение эффектов сообучения или образовательной среды (во многом в силу демократизации
американской школы) с течением времени утратило ту политическую окраску,
которую имели соответствующие дискуссии, сам вопрос не потерял свою актуальность.
Сегодня особый интерес к изучению образовательной среды связан с формированием новых
взглядов на организацию образовательного процесса. Результаты ряда исследований
свидетельствуют о том, что эффективность освоения знаний существенно повышается при
активном использовании в студенческих группах элементов взаимного обучения. Речь идет
об использовании в образовательном цикле дискуссионных форм взаимодействия между
студентами, совместном/командном решении поставленных задач, реализации проектных
форм деятельности. Такие формы образовательной деятельности становятся все более рас1
Авторы благодарят А. Новикова за помощь в сборе и обработке данных по успеваемости студентов.
3
Образование
од эффектом сообучения в образовании понимают влияние, которое оказывают на успеваемость
студента другие учащиеся. Внимание к этому эффекту было впервые
привлечено в докладе «Равенство образовательных возможностей» (Coleman et al.,
Г.В.Андрущак,О.В.Польдин,М.М.Юдкевич
Стр.3