Содержание
Предисловие
Проблема культуры
Эмблематика смысла
Смысл искусства
Лирика и эксперимент
Магия слов
Будущее искусство
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемой книге собраны некоторые из моих статей, расположенные в известном порядке;
порядок и выбор статей обусловлен общим планом книги; ее задача -- выдвинуть некоторые из вопросов,
тесно связанные с искусством, в частности, с искусством современным; первая часть является
подготовительной; здесь в общих чертах намечается ход обоснования тех тезисов, которые, по моему
убеждению, должны лечь в основу эстетики будущего: такая эстетика связана с теорией символизма как
миропонимания; краткий очерк такого миропонимания предложен в статье моей "Эмблематика смысла";
здесь я не стараюсь строго обосновать символизм; обоснование -- цель отдельной книги, которую я
надеюсь предложить вниманию читателя в близком будущем; чтобы выяснить отношение теории
символизма к проблемам культуры, научной психологии и догматизму, я предпослал "Эмблематике
смысла" четыре подготовительные статьи, последовательно приближающих читателя к проблемам теории
символизма, из них две ("Символизм и критицизм" и "О научном догматизме") уже были напечатаны
раньше; в настоящее время я не разделяю по существу некоторых тезисов печатаемых статей, -- однако я
разделяю их условно. <...> В "Эмблематике смысла" я даю негативное обоснование доктрины символизма; положительное ее
раскрытие я откладываю; считаю нужным здесь только сказать, что символизм есть для меня некоторое
религиозное исповедание, имеющее свои догматы; все возражения методологическому догматизму,
которые встретит читатель в моей книге, вовсе не касаются жизненных догматов; дисциплина и догмат,
теория и догмат -- несоизмеримы, потому что догмат есть Слово, ставшее Плотью; но об этом лучше всего
сказано в первой главе Евангелия от Иоанна1. <...> Определяя эту ценность истинностью, мы еще не приблизимся к уяснению задач познания <...>
Из_книги_статей_Символизм.pdf
А. Белый
Из книги статей "Символизм"
Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент.
А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева.--М.: Искусство, 1994.-- (История эстетики в памятниках и документах).
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Предисловие
Проблема культуры
Эмблематика смысла
Смысл искусства
Лирика и эксперимент
Магия слов
Будущее искусство
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемой книге собраны некоторые из моих статей, расположенные в известном порядке;
порядок и выбор статей обусловлен общим планом книги; ее задача -- выдвинуть некоторые из вопросов,
тесно связанные с искусством, в частности, с искусством современным; первая часть является
подготовительной; здесь в общих чертах намечается ход обоснования тех тезисов, которые, по моему
убеждению, должны лечь в основу эстетики будущего: такая эстетика связана с теорией символизма как
миропонимания; краткий очерк такого миропонимания предложен в статье моей "Эмблематика смысла";
здесь я не стараюсь строго обосновать символизм; обоснование -- цель отдельной книги, которую я
надеюсь предложить вниманию читателя в близком будущем; чтобы выяснить отношение теории
символизма к проблемам культуры, научной психологии и догматизму, я предпослал "Эмблематике
смысла" четыре подготовительные статьи, последовательно приближающих читателя к проблемам теории
символизма, из них две ("Символизм и критицизм" и "О научном догматизме") уже были напечатаны
раньше; в настоящее время я не разделяю по существу некоторых тезисов печатаемых статей, -- однако я
разделяю их условно. Приближая к пониманию основной статьи раздела "Эмблематики смысла",
предлагаемые статьи суть промежуточные звенья, соединяющие статью мою "Проблема культуры" с
основными мыслями, высказанными в этом отделе.
В "Эмблематике смысла" я даю негативное обоснование доктрины символизма; положительное ее
раскрытие я откладываю; считаю нужным здесь только сказать, что символизм есть для меня некоторое
религиозное исповедание, имеющее свои догматы; все возражения методологическому догматизму,
которые встретит читатель в моей книге, вовсе не касаются жизненных догматов; дисциплина и догмат,
теория и догмат -- несоизмеримы, потому что догмат есть Слово, ставшее Плотью; но об этом лучше всего
сказано в первой главе Евангелия от Иоанна1.
Задача предлагаемой книги вовсе не изложение моего религиозного credo, эти несколько слов я
считаю нужным сказать только для того, чтобы позицию, теоретически занимаемую мною, не смешивали
с адогматизмом, иллюзионизмом и солипсизмом, столь модными в наши дни.
Во втором отделе книги я касаюсь главным образом задач и методов эстетики, ближайшим
образом -- той части ее, которая непосредственно ложится в основу науки о лирической поэзии.
Как в этом, так и в первом отделе книги статьи расположены по возможности так, чтобы они
являлись отдельными главами одной книги; этим обусловливается и выбор самих статей; ряд статей,
написанных в более импрессионистических тонах, я объединил в следующую книгу статей -- "Арабески";
другой ряд статей, касающихся русской литературы, я объединил в книгу "Луг зеленый"; обе книги
появятся вскоре.
Ввиду того, что статьи, долженствующие служить главами предлагаемой книги, писались в разное
Стр.1