Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468702)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Белый А.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц6
ID2676
АннотацияОб авторе (Белый Андрей).
Кому рекомендованоОб авторе
Белый А.: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 6 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Б., особенно его привлекали литература и философия: русские классики, среди которых он особенно выделял Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, Шопенгауэр, Кант, Спенсер, Ницше "С благодарностью вспоминаю и другого (кроме Л. И. Поливанова, словесника, директора гимназии.-- А. <...> Представление о религиозном назначении творчества и конечной цели его как преображения духовной жизни общества предопределили сближение молодого Б. с "младшими символистами". <...> Наиболее последовательно мысль о религиозной основе творчества была развита Б. в статье "О теургии" (Новый путь.-- 1903. <...> Теософия -- богопознание, духовидение как составная часть кабалистики -- учения, возникшего на стыке ранней (II--III вв. н. э.) еврейской религиозной мысли и вавилоно-персидской магии,-- в европейском общественном сознании появилась еще во времена Шеллинга, впервые заговорившего о равноправии в ней мистического и рационального элементов в богопознанни. <...> Соловьев, провозгласивший теософию "цельным знанием", в котором синтезируются рациональное, эмпирическое и мистическое. <...> Теургия -- умение входить в связь с высшими силами, своего рода практическое применение теософии. <...> Соловьева символисты поставили ее практической целью искусства. <...> Позже в статье "Апокалипсис в русской поэзии", вошедшей в его книгу "Луг зеленый" (1910), он сформулировал эту мысль предельно обнаженно, подчеркивая, что за прошедшие годы его позиция никак не изменилась: "Искусство <...> кратчайший путь к религии; здесь человечество, познавшее свою сущность, объединяется единством Вечной Жены: творчество, проведенное до конца, непосредственно переходит в религиозное творчество -теургию" (С. <...> Еще один важнейший тезис, разрабатывавшийся Б.-- теоретиком искусства на протяжении многих лет,-- утверждение музыки как господствующего вида искусства, необходимости подчинения ей всех других его видов. <...> Шопенгауэр развил теорию музыки как лучшего <...>
Белый_А._Биобиблиографическая_справка.pdf
БЕЛЫЙ, Андрей, настоящее имя Бугаев Борис Николаевич [14.(26)Х.1880, Москва -- 8.I.1934, там же] -- поэт, прозаик. Теоретик символизма. Б. вырос в семье известного математика, профессора Московского университета Н. В. Бугаева. Под влиянием отца Б. поступил на естественное отделение физико-математического факультета университета, окончил его; уважение к точным наукам и своего рода чувство гордости за сопричастность им он пронес через всю жизнь. Это сказалось и в его колоссальной эрудиции, дававшей ему возможность свободно чувствовать себя в спорах и дискуссиях на самые разные темы, и в его критических и теоретических работах, когда для доказательства того или иного положения привлекались материалы из истории, естествознания, политэкономии, математики. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Б., особенно его привлекали литература и философия: русские классики, среди которых он особенно выделял Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, Шопенгауэр, Кант, Спенсер, Ницше "С благодарностью вспоминаю и другого (кроме Л. И. Поливанова, словесника, директора гимназии.-- А. Д.) учителя моего, священника Н. П. Добронравова, укрепившего во мне серьезное отношение к вопросам религиозным",-- напишет Б. позже. Так обозначается основа мирочувствования Б. и важнейший принцип его искусства. Представление о религиозном назначении творчества и конечной цели его как преображения духовной жизни общества предопределили сближение молодого Б. с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товарищем С. Соловьевым, племянником философа и поэта Вл. Соловьева, Б. организовал кружок московских "аргонавтов". В семействе Соловьевых, состоявших в родстве с Блоками, познакомился Б. со стихами юного Блока ("...Которого по воле рока / Послал мне жизни бурелом; / Так имя Александра Блока / Произносилось за столом" -- "Первое свидание", 1921). Так впервые соприкоснулись жизненные пути поэтов, взаимоотношения которых потом далеко переросли рамки их биографий, стан одним из интересных явлений русской литературы нач. XX в. В ранний период творчества оба пережили сильнейшее увлечение идеями Вл. Соловьева. Но если Блок черпал их в поэтическом творчестве Соловьева, заимствовав у него центральный образ лирики Девы Радужных Ворот, Софии Премудрой, ставшей у него Прекрасной Дамой, то Б. ориентировался непосредственно на идею Нового Пришествия, Нового Мессии, ставшую главной темой его первого поэтического сборника "Золото в лазури" (1904) и порожденного его безоговорочного требования религиозного служения искусству. Активно выступал как теоретик и пропагандист нового искусства. Первым из такого рода выступлений была публикация в 1902 г. в журнале "Новый путь" письма за "подписью Студента-Естественника, в котором Б. изложил свои взгляды по поводу появившегося незадолго до этого исследования Д. Мережковского о Л. Толстом и Ф. Достоевском, защищая религиозный смысл искусства как первоопределяющей его ценности. Наиболее последовательно мысль о религиозной основе творчества была развита Б. в статье "О теургии" (Новый путь.-- 1903.-- No 9), которая имеет решающее значение для понимания его творчества на начальном этапе. Теософия -- богопознание, духовидение как составная часть кабалистики -- учения, возникшего на стыке ранней (II--III вв. н. э.) еврейской религиозной мысли и вавилоно-персидской магии,-- в европейском общественном сознании появилась еще во времена Шеллинга, впервые заговорившего о равноправии в ней мистического и рационального элементов в богопознанни. Эту идею подхватил Вл. Соловьев, провозгласивший теософию "цельным знанием", в котором синтезируются рациональное, эмпирическое и мистическое. Теургия -- умение входить в связь с высшими силами, своего рода практическое применение теософии. Ученики Вл. Соловьева символисты поставили ее практической целью искусства. Именно такое назначение искусства и отстаивает Б. Позже в статье "Апокалипсис в русской поэзии", вошедшей в его книгу "Луг зеленый" (1910), он сформулировал эту мысль предельно обнаженно, подчеркивая, что за прошедшие годы его позиция никак не изменилась: "Искусство <...> кратчайший путь к религии; здесь человечество, познавшее свою сущность, объединяется единством Вечной Жены: творчество, проведенное до конца, непосредственно переходит в религиозное творчество -теургию" (С. 230). Еще один важнейший тезис, разрабатывавшийся Б.-- теоретиком искусства на протяжении многих лет,-- утверждение музыки как господствующего вида искусства, необходимости подчинения ей всех других его видов. Впервые Б. затронул эту проблему в статье "Формы искусства" (Мир искусства.-- 1902.- No 12; позже включена автором в книгу статей "Символизм", 1910). Еще А.Шопенгауэр развил теорию музыки как лучшего средства выражения алогической, иррациональной сущности мира. В этом смысле музыка противопоставлялась им всем другим видам искусства, ибо все они в конечном счете оперируют образами, сопоставимыми с реальной действительностью. Преимущество музыки, по Шопенгауэру, состоит в том, что язык ее безобразен, она выражает не форму явлений, а самую суть их, музыка независима от предметного мира. Другой, не менее важный источник "музыкальной теории" искусства Б. -- мысль Ницше о том, что природа искусства двойственна; все пластические искусе та подчинены светлому началу Аполлона, позитивно или негативно они утверждают культ красоты, которая вне форм существовать не может; но все реальное, существующее в определенных формах, лишь временное выражение вечной истины,
Стр.1