БЕЛЫЙ, Андрей, настоящее имя Бугаев Борис Николаевич [14.(26)Х.1880, Москва -- 8.I.1934, там
же] -- поэт, прозаик. Теоретик символизма. Б. вырос в семье известного математика, профессора
Московского университета Н. В. Бугаева. Под влиянием отца Б. поступил на естественное отделение
физико-математического факультета университета, окончил его; уважение к точным наукам и своего рода
чувство гордости за сопричастность им он пронес через всю жизнь. Это сказалось и в его колоссальной
эрудиции, дававшей ему возможность свободно чувствовать себя в спорах и дискуссиях на самые разные
темы, и в его критических и теоретических работах, когда для доказательства того или иного положения
привлекались материалы из истории, естествознания, политэкономии, математики. В гимназические годы
обнаружились и гуманитарные склонности Б., особенно его привлекали литература и философия: русские
классики, среди которых он особенно выделял Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, Шопенгауэр, Кант,
Спенсер, Ницше "С благодарностью вспоминаю и другого (кроме Л. И. Поливанова, словесника,
директора гимназии.-- А. Д.) учителя моего, священника Н. П. Добронравова, укрепившего во мне
серьезное отношение к вопросам религиозным",-- напишет Б. позже. Так обозначается основа мирочувствования
Б. и важнейший принцип его искусства. Представление о религиозном назначении
творчества и конечной цели его как преображения духовной жизни общества предопределили сближение
молодого Б. с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товарищем С. Соловьевым,
племянником философа и поэта Вл. Соловьева, Б. организовал кружок московских "аргонавтов". В
семействе Соловьевых, состоявших в родстве с Блоками, познакомился Б. со стихами юного Блока
("...Которого по воле рока / Послал мне жизни бурелом; / Так имя Александра Блока / Произносилось за
столом" -- "Первое свидание", 1921). Так впервые соприкоснулись жизненные пути поэтов,
взаимоотношения которых потом далеко переросли рамки их биографий, стан одним из интересных
явлений русской литературы нач. XX в. В ранний период творчества оба пережили сильнейшее увлечение
идеями Вл. Соловьева. Но если Блок черпал их в поэтическом творчестве Соловьева, заимствовав у него
центральный образ лирики Девы Радужных Ворот, Софии Премудрой, ставшей у него Прекрасной Дамой,
то Б. ориентировался непосредственно на идею Нового Пришествия, Нового Мессии, ставшую главной
темой его первого поэтического сборника "Золото в лазури" (1904) и порожденного его безоговорочного
требования религиозного служения искусству. Активно выступал как теоретик и пропагандист нового
искусства. Первым из такого рода выступлений была публикация в 1902 г. в журнале "Новый путь"
письма за "подписью Студента-Естественника, в котором Б. изложил свои взгляды по поводу
появившегося незадолго до этого исследования Д. Мережковского о Л. Толстом и Ф. Достоевском,
защищая религиозный смысл искусства как первоопределяющей его ценности.
Наиболее последовательно мысль о религиозной основе творчества была развита Б. в статье "О
теургии" (Новый путь.-- 1903.-- No 9), которая имеет решающее значение для понимания его творчества
на начальном этапе. Теософия -- богопознание, духовидение как составная часть кабалистики -- учения,
возникшего на стыке ранней (II--III вв. н. э.) еврейской религиозной мысли и вавилоно-персидской
магии,-- в европейском общественном сознании появилась еще во времена Шеллинга, впервые
заговорившего о равноправии в ней мистического и рационального элементов в богопознанни. Эту идею
подхватил Вл. Соловьев, провозгласивший теософию "цельным знанием", в котором синтезируются
рациональное, эмпирическое и мистическое. Теургия -- умение входить в связь с высшими силами, своего
рода практическое применение теософии. Ученики Вл. Соловьева символисты поставили ее практической
целью искусства. Именно такое назначение искусства и отстаивает Б. Позже в статье "Апокалипсис в
русской поэзии", вошедшей в его книгу "Луг зеленый" (1910), он сформулировал эту мысль предельно
обнаженно, подчеркивая, что за прошедшие годы его позиция никак не изменилась: "Искусство <...>
кратчайший путь к религии; здесь человечество, познавшее свою сущность, объединяется единством
Вечной Жены: творчество, проведенное до конца, непосредственно переходит в религиозное творчество -теургию"
(С. 230).
Еще один важнейший тезис, разрабатывавшийся Б.-- теоретиком искусства на протяжении многих
лет,-- утверждение музыки как господствующего вида искусства, необходимости подчинения ей всех
других его видов. Впервые Б. затронул эту проблему в статье "Формы искусства" (Мир искусства.-- 1902.-
No 12; позже включена автором в книгу статей "Символизм", 1910). Еще А.Шопенгауэр развил теорию
музыки как лучшего средства выражения алогической, иррациональной сущности мира. В этом смысле
музыка противопоставлялась им всем другим видам искусства, ибо все они в конечном счете оперируют
образами, сопоставимыми с реальной действительностью. Преимущество музыки, по Шопенгауэру,
состоит в том, что язык ее безобразен, она выражает не форму явлений, а самую суть их, музыка
независима от предметного мира.
Другой, не менее важный источник "музыкальной теории" искусства Б. -- мысль Ницше о том, что
природа искусства двойственна; все пластические искусе та подчинены светлому началу Аполлона,
позитивно или негативно они утверждают культ красоты, которая вне форм существовать не может; но
все реальное, существующее в определенных формах, лишь временное выражение вечной истины,
Стр.1