Андрей БЕЛЫЙ
Критицизм и символизм
По поводу столетия со дня смерти Канта
Статья впервые была опубликована в "Весах" (1904, No 2, с. 1 - 13).
Из недавних публикаций: Андрей Белый. Критицизм и символизм/ Кант : pro et contra. - Спб, Издво
Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), 2005, с. 553-562.
12 февраля 1804 года умер Кант. Он подвел философию к тому рубежу, за которым начинается ее
быстрое и плодотворное перерождение. Если в настоящую минуту возможно говорить об освобождении
духа от вековых кошмаров, то, кончено, этим мы обязаны Канту. Установлен рубеж между бесконечными
проявлениями догматизма и истинным мистицизмом. Открыта дорога к золотому горизонту счастья. Века
бы мы еще плутали во тьме, если бы не было Канта: и по сю пору смутные грезы туманили бы
отчетливость мысли, и по сю пору свободное озарение духом необходимо парализовалось бы известным
логическим выражением. Критицизм -- рубеж между догматизмом и символизмом, этим внешним
выражением всякого серьезного мистицизма. Критицизм -- меч, разрешающий мысль от чувства.
Окрыляется мысль. Окрыляется чувство. Без окрыленности духа, ибо "дух дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Иоанн).
Критицизм устанавливает перспективу между ступенями сознания. Критицизм -- призма,
разбивающая свет души на радужные краски. Символизм -- обратно поставленная призма, опять
собирающая радужные краски. Символизм без критицизма и критицизм без символизма охватывали бы
мир однобоко: пройдя сквозь призмы символизма и критицизма, мы становимся мудрыми, как змеи, и
незлобивыми, как голуби. Без критицизма лучшие из нас задохнулись бы в холодных подвалах мира.
Критицизм -- это ключ, которым отпираются множество дверей. Разум пересекает бесконечные коридоры
мысли, ища выхода здесь и там. Здесь выход еще не дается: дается лишь свобода искания. В догматизме
нет даже этой свободы, и душа надолго заключается в броню, ею же самой случайно сотканную.
Кант -- создал философский критицизм. Догматическая философия погибла до Канта, но Кант
прошел через все стадии ее развития, стараясь дополнить прежних философов (напр<имер>, согласуя
Декарта и Лейбница в сочинении "Gedanken von der wahren Schärzung der lebendigen Kräfte"). Кант
пережил и период влияния скептицизма Юма. В кантовском критицизме мы уже имеем дело не с одной и
той же бесконечно развивающейся мыслительной способностью. Точка зрения на мир переносится как бы
в иную плоскость: действительность и оперирующая над нею мысль становится объектами наблюдения
для чего-то третьего. Вот почему только после "Критики чистого разума" возможна речь о ступенях
сознания, рисующих целую шкалу в нашей душе.
Куно Фишер указывает на то, что "правильное и основательное уразумение критической
философии зависит главным образом от одной точки: от правильного понимания учения о пространстве
и времени". Трансцендентальная эстетика есть важнейшая и, быть может, единственная колонна, на
которой прочно держится кантовская философия; это -- главная батарея против несметных проявлений
философского догматизма, снова и снова врывающегося в очищенную атмосферу критицизма. Вот
почему, принимая вместе с Шопенгауэром без оговорок эту часть "Критики чистого разума", мы ставим
себя в неразрывную связь с кантианством. Вот почему, сколько бы мы ни нападали на
трансцендентальную аналитику, мы -- символисты -- считаем себя через Шопенгауэра и Ницше
законными детьми великого кенигсбергского философа.
* * *
В русском языке для расчленения познавательной способности употребляются понятия: рассудок,
ум, разум, мудрость. Эти понятия характеризуют различные стороны нашего познания. Остановимся
прежде всего на двух первых.
Рассудок есть познавательная способность -- единственная функция которого -- вывод, а
назначение -- доказательство. Наибольшей силы и утонченности рассудок достигает там, где
устанавливается связь конкретного явления с основным принципом (например, когда подводим движение
неправильного тела к трем принципам Ньютона). Рассудок ручается только за правильность выведенного,
Стр.1