Аннотация
Романы Андрея Белого "Московский чудак", "Москва под ударом" и "Маски" задуманы как части
единого произведения о Москве. <...> В лице Мандро изживает себя тема
"Железной пяты" (поработителей человечества); первый том моего романа рисует схватку свободной по
существу науки с капиталистическим строем; вместе с тем рисуется разложение дореволюционного быта. <...> В этом смысле первая и вторая часть романа ("Московский чудак" и "Москва под ударом") суть сатирышаржи; и этим объясняется многое в структуре и стиле их. <...> Да, Иван Иванович Коробкин вел войны с подобными мухами; все воевали они с его носом: как
ляжет в постель, с головой закрываясь от мух одеялом (по черному полю кирпичные яблоки), выставив
кончик тяпляпого носа да клок бороды, а уж муха такая сидит перед носом на белой подушке; и на Ивана
Ивановича смотрит; Иван же Иваныч - на муху; перехитрит - кто кого? <...> Зазаборный домик, старикашка, желтел на припеке в сплошных мухачах, испражняясь дымком из
трубы под пылищи, спеваясь своим петухом с призаборной гармошкой (был с поскрипом он);
проживатель его означал своей карточкою на двери, что он - Грибиков; здесь, со стеною, скрипел лет уже
тридцать, расплющиваясь на ней, точно липовый листик меж папкой гербариев; стал он растительным,
вялым склеротиком: желтая кожа, да кости, да около века подпек бородавки изюменной, - все, что
осталося от проживателя в воспоминаньи Иван Иваныча; да - вот ещё: проживатель играл с бородавкою
скрюченным пальцем; и в этом одном выражался особенно он; каждым утром тащился с ведром
испромозглости к яме, в подтяжках, в кофейного цвета исплатанных старых штанах и в расшлепанных
туфлях; подсчитывал он и подштопывал днями под чижиком - в малом окошечке; под вечер сиживал на
призаборной скамеечке; там подтабачивал прописи общеизвестных известий, и фукал на руки,
скоряченные ревматизмом; в окне утихал вместе с ламповым он колпаком - к десяти, чтоб опять
проветряться с ведром испромозглости <...>
Московский_чудак.pdf
Андрей Белый
Московский чудак
Часть первая романа "Москва"
Источник:Андрей Белый "Москва"": Советская Россия;Москва; 1990.
OCR Busya
Оригинал здесь: Библиотека ""Альдебаран.
Аннотация
Романы Андрея Белого "Московский чудак", "Москва под ударом" и "Маски" задуманы как части
единого произведения о Москве. Основную идею автор определяет так: "...разложение устоев
дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном и интеллигентском
кругу". Но как у всякого большого художника, это итоговое произведение несет много духовных,
эстетических, социальных наблюдений, картин.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Подготовляя первую часть первого тома моего романа "Москва", я должен сказать несколько
пояснительных слов. Лишь во втором томе вступает тема современности. "Москва" - наполовину роман
исторический. Он живописует нравы прошлой Москвы; в лице профессора Коробкина, ученого мировой
значимости, я рисую беспомощность науки в буржуазном строе. В лице Мандро изживает себя тема
"Железной пяты" (поработителей человечества); первый том моего романа рисует схватку свободной по
существу науки с капиталистическим строем; вместе с тем рисуется разложение дореволюционного быта.
В этом смысле первая и вторая часть романа ("Московский чудак" и "Москва под ударом") суть сатирышаржи;
и этим объясняется многое в структуре и стиле их.
Москва. 1925 год.
ПОСВЯЩАЮ ПАМЯТИ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРЕСТЬЯНИНА МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА
Открылась бездна - звезд полна.
М. Ломоносов
Глава первая. ДЕНЬ ПРОФЕССОРА
Стр.1