Источник: Андрей Белый; "Петербург", Роман. <...> Симфония (2-я, драматическая)
ОТ "СИМФОНИЙ" К "СЕРЕБРЯНОМУ ГОЛУБЮ" И ЗАМЫСЛУ ТРИЛОГИИ
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) был одной из наиболее примечательных
фигур литературного движения предреволюционной эпохи. <...> В 1909 г. в журнале "Весы" печатается повесть Белого "Серебряный
голубь". <...> Город проспектов и огромных площадей, европейских дворцов и регулярных парков, прудов и
фонтанов, прямых линий Васильевского острова и сырых доходных домов, город уходящих в туманную
бесконечность электричеством блещущих мостов каждый раз поражал воображение Белого. <...> У Белого -- "свой", очень определенный Петербург, прямо связанный с пушкинской традицией,
которая с гениальной прозорливостью была воплощена в поэме "Медный всадник". <...> Медный всадник и Евгений вновь встретились, вновь
пересеклись их жизни, но уже не как враги столкнулись они, а как союзники, как проводники одной
исторической тенденции. <...> Белый восстанавливает, воссоздает саму коллизию пушкинской поэмы, но он
по-своему истолковывает ее. <...> Как
это ни покажется странным, но личное отношение выражено в творчестве Белого слабее, нежели те
"общие" идеи, которыми жила эпоха рубежа веков. <...> Он носил в себе это "электричество", он жил им, жил
предчувствиями и ожиданиями "взрыва" и вселенского преображения, делая их центральным объектом
изображения и в "Золоте в лазури", и в "симфониях", и в "Серебряном голубе", и в "Пепле", и, наконец, в
"Петербурге", где конденсация идей, которыми жила эпоха начала века, достигает небывалой силы и
выразительности. <...> Уже первое опубликованное произведение Белого -- "Симфония (2-я, драматическая)" целиком
построено на исторических взглядах и эсхатологии Владимира Соловьева. <...> Незаметно она явила
собой почву, на которой возник впоследствии и оформился не только замысел "Петербурга", но и <...>
Творческая_история_и_историко-литературное_значение_романа_А._Белого_Петербург.pdf
Источник: Андрей Белый; "Петербург", Роман.
Изд-во: "Кристалл", Санкт-Петербург, 1999.
OCR и вычитка: Давид Титиевский (davidtit@land.ru), Хайфа, 28 января 2003.
Корректура: Александр Белоусенко, 24 сентября 2003.
Л. К. Долгополов
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
РОМАНА А. БЕЛОГО "ПЕТЕРБУРГ"*
* Научное издание "Петербурга" впервые было подготовлено известным исследователем
литературы серебряного века Л. К. Долгополовым. (1928-1995). Учитывая заслуги ученого в деле
возвращения романа А. Белого читателю и в память о нем редакция перепечатывает статью-послесловие,
сопровождавшую текст в серии "Литературные памятники". Более полно идеи Л. К. Долгополова
изложены в монографии "Андрей Белый и его роман "Петербург"" (Л., 1988).
По его спине пробегала дрожь. Его тошнило: он чувствовал себя мерзко под опекой времени.
Он хотел бы удалиться за черту времени, да не знал, как это сделать.
А. Белый. Симфония (2-я, драматическая)
ОТ "СИМФОНИЙ" К "СЕРЕБРЯНОМУ ГОЛУБЮ" И ЗАМЫСЛУ ТРИЛОГИИ
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) был одной из наиболее примечательных
фигур литературного движения предреволюционной эпохи. Он родился в 1880 г. в Москве, в семье
известного профессора математики Н. В. Бугаева. По настоянию отца поступил на естественное отделение
физико-математического факультета Московского университета, которое окончил в 1903 г. Однако,
убедившись вскоре, что его интересы лежат не в сфере физико-математических наук, он поступает в 1904
г. на филологический факультет того же университета. Но окончить его Белому не довелось: бурная
литературная жизнь захватила его, и он целиком отдался творчеству.
По собственному признанию Белого, писать он начал пятнадцати лет. В 16-17 лет уже писал
стихи, окрашенные влиянием Гейне, а также Верлена и Метерлинка.1 В первые годы нового века Белый -автор
трех прозаических книг необычной литературной формы, которые он сам назвал "симфониями", а
также сборника стихов "Золото в лазури". В дальнейшем он выпускает "Четвертую симфонию", сборники
стихотворений "Пепел" и "Урна". В 1909 г. в журнале "Весы" печатается повесть Белого "Серебряный
голубь".
1 См. автобиографическую заметку А. Белого: Известия АН СССР, серия литературы и языка,
1980, N 6, с. 602.
К этому времени Белый становится одним из наиболее активных участников символистского
движения в России. В книгах и статьях, в рецензиях, публичных выступлениях Белый, активно
поддерживаемый В. Брюсовым, излагает философские и эстетические основы символизма, подкрепляя
теоретические декларации художественной практикой.
Однако как человек, живущий интенсивной духовной жизнью, экспансивный и постоянно
ищущий, внутренне стихийный и увлекающийся, к тому же тонкий наблюдатель за процессами,
происходящими в действительной жизни, Белый как раз в практике художественного творчества выходит
подчас далеко за пределы символистской доктрины. Во многих его произведениях объективно выразился
тот общий подъем, которым жило русское общество в годы, непосредст-венно предшествовавшие первой
революции, а также в годы самой революции. На них лежит печать породившего их времени, а не одних
только субъективистских построений. Дело осложнялось еще и тем, что под давлением событий
действительной жизни русский символизм вступает в преддверии 1910-х гг. в полосу кризиса, который и
нашел свое открытое выражение в полемике, развернувшей-ся на страницах журнала "Аполлон".
Ощущение недостаточности индивидуалистической эстетики явственно пронизывает теперь творчество
всех ведущих представителей этого течения. В те же годы, когда Белый приступает к "Петербургу", А.
Стр.1