УДК 371.90 (05)
ББК Ч-430
С71
Учредители:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
«Специальное образование» включен в «Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора
и кандидата наук», Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Главный редактор: кандидат педагогических наук, профессор И. А. ФИЛАТОВА
Заместитель главного редактора:
доктор педагогических наук, профессор О. Л. АЛЕКСЕЕВ
Члены редакционной коллегии:
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор психологических наук, профессор Н. С. ГЛУХАНЮК
доктор педагогических наук, профессор М. Н. ДУДИНА
кандидат педагогических наук, профессор В. В. КОРКУНОВ
кандидат педагогических наук, профессор З. А. РЕПИНА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
Технические редакторы: Т. Р. ТЕНКАЧЕВА, Н. С. ИСАКОВА
Выпускающий редактор: кандидат педагогических наук,
профессор И. А. ФИЛАТОВА
Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО
С71 «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2013. —
№ 3. — 119 c.
ISSN 1999-6993
Журнал зарегистрирован в Париже в Международном регистрационном каталоге
Журнал зарегистрирован Министерством по делам печати, телевидения и средств
массовой коммуникации Российской Федерации
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫПУСК 3 (31)
Подписано в печать 30.09.2013. Формат 60х84 1/16
Бумага для множ. аппаратов. Гарнитура «Times». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 6,9. Уч.-изд. л. 7,0. Тираж 500 экз. Заказ 4212.
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2013
© Специальное образование, 2013
ISSN 1999-6993
Стр.1
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
SPECIAL EDUCATION
3 (31) ` 2013
Chief Editor:
I. A. FILATOVA, Ph.D., Prof.
Deputy Editor:
O. L. ALEKSEEV, Ed.D., Prof.
Editorial board:
B. M. IGOSHEV, Ed.D., Prof.
N. S. GLUHANYUK, Dr. of Psychology, Prof.
M. N. DUDINA, Ed.D., Prof.
V. V. KORKUNOV, Ph.D., Prof.
Z. A. REPINA, Ph.D., Prof.
A. P. CHUDINOV, Dr., Prof.
Technical Editor: T. R. TENKACHEVA, N. S. ISAKOVA
Executive: I. A. FILATOVA, Ph.D., Prof.
Ekaterinburg 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
Владимиру Ивановичу Лубовскому — 90 лет.......................................................5
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Анисимов Г. В., Савельева Н. А.
Пермь, Россия
Состояние внутри- и межполушарных связей головного мозга
у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа
электроэнцефалографии .............................................................................. 7
Валявко С. М., Шулекина Ю. А.
Москва, Россия
Особенности смыслового восприятия слова
детьми с нарушениями речевого развития ..............................................13
Гончарова В. Г., Диденко Л. А.
Красноярск, Россия
Индивидуально ориентированные образовательные программы
как средство повышения качества профессионального образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья .....................................31
Дмитриева С. А.
Тюмень, Россия
Верхотурова Н. Ю.
Красноярск, Россия
Изучение психологических симптомокомплексов у детей-сирот
с задержкой психического развития в процессе оценки
их эмоциональной компетентности ..........................................................41
Емелина О. И.
Красноярск, Россия
Становление системы помощи
детям раннего возраста за рубежом...........................................................48
Зак Г. Г.
Екатеринбург, Россия
Формы социально-бытовой реабилитации
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
воспитывающихся в условиях детского дома ..........................................55
Специальное образование. 2013. № 3
3
Стр.3
Зак Г. Г., Кубасов А. В.
Екатеринбург, Россия
Сергеева Н. В.
Карпинск, Россия
Система работы по коррекции мелкой моторики
у детей с синдромом Дауна («Театр движений») ......................................62
Калашникова Т. П., Анисимов Г. В., Коньшина Н. В.
Пермь, Россия
Характеристика сна у детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ............................72
Полозова О. В.
Воскресенск, Россия
Формирование социальной компетентности
у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
в проектной деятельности ..........................................................................77
Фатихова Л. Ф.
Уфа, Россия
Сайфутдиярова Е. Ф.
Бирск, Россия
Характеристика социального интеллекта
детей с различными отклонениями в развитии.......................................86
Чернов Д. Е., Чернова Л. В.
Екатеринбург, Россия
Слуховой и мышечный самоконтроль
в процессе речевого и певческого звукообразования ..............................97
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В.
Екатеринбург, Россия
Проблема формирования лингвометодической компетенции
у бакалавров, обучающихся по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» ................................ 106
IN MEMORIAM .................................................................................................... 112
ПРИГЛАШАЕМ НА УЧЕБУ .............................................................................. 116
4
Специальное образование. 2013. № 3
Стр.4
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
1. Для ускорения работы с присылаемыми материалами редакция
«Специального образования» убедительно просит представлять их в следующем
виде: объем текста — 10—12 страниц; формат — MS Word; гарнитура
— Times New Roman; размер кегля — 14; интервал — 1,5; поля —
2 см; допустимые выделения — курсив, полужирный.
2. Текст статьи должны предварять следующие сведения:
а) УДК;
б) название (полностью прописными буквами) с переводом на английский
язык;
в) имя, отчество, фамилия автора;
г) аннотация статьи (3—4 строчки), ключевые слова обязательны с переводом
на английский язык;
д) сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, ученая степень, место работы
и должность, индекс и адрес места работы, e-mail, контактные телефоны,
домашний адрес.
3. В конце каждой статьи приводится «Литература». Все работы,
помещенные в список литературы, необходимо пронумеровать, чтобы
можно было связать список с текстом. Ссылки на литературу оформляются
в квадратных скобках, помещаются после упоминания в тексте соответствующего
произведения и содержат номер указанного произведения в
списке и при цитировании — страницы.
Пример оформления списка литературы
Книга, изданная 1
автором
Книга, изданная 2—
3 авторами
Диссертация
Иванов, И. И. Название книги / И. И. Иванов. — М. : Наука,
2004. Внимание! Пробел до и после знака «двоеточие»
Иванов, И. И. Название книги / И. И. Иванов, П. П. Петров, С. С.
Сидоров. — М. : Наука, 2004.
Иванов, И. И. Название : дис. … д-ра пед. наук : 07.00.02 : защищена
22.01.04 : утв. 15.07.04 / Иванов Иван Иванович. —
Екатеринбург, 2004.
Иванов, И. И. Название : дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена
22.01.04 : утв. 15.07.04 / Иванов Иван Иванович. — Екатеринбург,
2004.
Статья из сборника Иванов, И. И. Название статьи / И. И. Иванов, А. А. Петров //
Название сборника / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004.
Статья из журнала Иванов, И. И. Название статьи / И. И. Иванов // Наука и жизнь.
— 2004. — № 1.
Электронные ресурсы
(по
ГОСТ 7.82—
2001)
Иванов, И. И. Компьютерная графика [Электронный ресурс] :
рабочая программа : для студентов-заочников / И. И. Иванов ;
Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. — Екатеринбург,
2006. — 1 дискета. — Систем. требования : IBM PC, Windows 95,
Word 6.0.
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] /
ред. И. И. Иванов ; Web-мастер Н. Козлова .— Электрон. дан. —
М. : РГБ, 2003 — . — Режим доступа : http//www.rsl.ru.
118
Специальное образование. 2013. № 3
Стр.118
4. Отдельными файлами к статье прилагаются рисунки (только чернобелые,
без полутонов) в векторных формах WMF, EMF, CDR, AI, растовые
изображения — в формате TIFF, JPG с разрешением не менее 300 точек/дюйм,
в реальном размере. Диаграммы из программ MS Exsel, MS Visio
и т. п. вместе с исходным файлом, содержащим данные.
5. К каждой статье должна прилагаться рецензия доктора наук, профессора
или ведущего специалиста в данной области. В рецензии отражается:
—
название статьи;
— автор (авторы);
— соответствие тематике журнала;
— актуальность, новизна и практическая значимость представленных материалов;
—
замечания по содержанию и оформлению;
— предложения о возможности публикации, необходимости доработки
или отклонении представленной рукописи с указанием причины.
На рецензии ставится подпись рецензента, которая удостоверяется в
соответствии с действующими правилами.
6. Со своей стороны, редакционная коллегия назначает рецензентов из
числа членов редколлегии, к рецензированию могут также привлекаться
ведущие ученые специалисты системы специального образования. При
необходимости доработки рукописи она направляется автору вместе с копией
рецензии и указанием сроков возврата материалов в редколлегию для
принятия окончательного решения о публикации.
7. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.
Уважаемые читатели!
Научно-методический журнал «Специальное образование»
включен в Каталог Роспечати — подписной индекс 81956.
Подписку на журнал можно оформить в любом почтовом отделении России.
По вопросам подписки и публикаций Вы можете обращаться по электронной
почте: specobr@uspu.ru
Научно-методический журнал «Специальное образование» имеет регистрационный
номер ISSN 1999-6993 в международном центре регистрации
периодических изданий (Франция, г. Париж).
Адрес редакции: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, каб. 134
Электронная почта: specobr@uspu.ru
Телефон/факс редакции: (343) 336-14-38
Главный редактор: директор Института специального образования
Уральского государственного педагогического
университета Филатова Ирина Александровна
Специальное образование. 2013. № 3
119
Стр.119