Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 4 ПОСВЯЩАЕТСЯ 40-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Екатеринбург 2005 УДК 371.90(05) ББК Ч430 С 71 Учредители: Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал.гос.пед. ун-т; Ин-т спец. образования. <...> УДК 71.90 (05) ББК Ч30 Ответственный за выпуск директор Института специального образования УрГПУ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации А.Н. <...> В.В.Коркунов, З.А.Репина, Ю.С. Чурилов, Т.В. Васильева, И.А. Филатова, М.В. Брызгалов Ответственный секретарь: Т. Р. Тенкачева НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Научно-методический журнал Редактор JI.H. <...> Свободосообразность как фундаментальный принцип гуманной педагогики……………………………………9 Назарова Н. М. <...> Коррекция коммуникативного поведения слабовидящих дошкольников как условие подготовки к школьному обучению…………………………………………………………………. <...> Викторина как форма организации внеклассного чтения в 6 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида…………………………. <...> Характеристика дисграфии и пути ее коррекции у младших школьников с детским церебральным параличом и нарушением интеллекта…………………………………………………. <...> Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами в челябинском государственном университете: теория и практика………………………………………………. <...> Организация работы со студентами-инвалидами в Уральском государственном педагогическом университете……………………………………………………………………. <...> Внедрение информационных технологий в процесс подготовки специалистов по специальной педагогике и специальной психологии <...>
Специальное_образование_№4_2005.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский
государственный педагогический университет»
Институт специального образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
4
ПОСВЯЩАЕТСЯ 40-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Екатеринбург 2005
Стр.1
УДК 371.90(05)
ББК Ч430
С 71
Учредители:
Уральский государственный педагогический университет
Институт специального образования
Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал.гос.пед. ун-т; Ин-т спец. образования. –
Екатеринбург, 2005. №4.-94 с.
УДК 71.90 (05)
ББК Ч30
Ответственный за выпуск директор Института специального образования УрГПУ, заслуженный
работник высшей школы Российской Федерации А.Н. Нигаев
Редакционная коллегия: Б.М. Игошев, А.Н. Нигаев, O.JL Алексеев, А.П. Ювкина. В.В.Коркунов,
З.А.Репина, Ю.С. Чурилов, Т.В. Васильева, И.А. Филатова, М.В. Брызгалов
Ответственный секретарь: Т. Р. Тенкачева
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Научно-методический журнал
Редактор JI.H. Лексина.
Оригинал-макет Т.Р. Тенкачева.
Подписано в печать 21.12.2004 г. Формат 60x84 1/16.
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл.печ.л. 6. Уч.-изд.л. 9. Тираж 100 экз. Заказ 1364
© Уральский государственный
педагогический университет, 2005
ISBN 5-7186-0175-5
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Дудина М. Н.
Свободосообразность как фундаментальный принцип гуманной педагогики……………………………………9
Назарова Н. М.
Теоретико-методологические основы специальной педагогики и лечебной педагогики………………………..17
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Алексеев О. Л., Тарских С. Д.
Коррекция коммуникативного поведения слабовидящих дошкольников
как условие подготовки к школьному обучению…………………………………………………………………..22
Алмазова О. В.
Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания
младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………24
Богановская Н. Д.
Роль деятельностного принципа коррекции психического развития в формировании счетно-вычислительных
навыков у школьников с нарушением интеллекта…………………………………………………………………30
Бухнер И. А.
Викторина как форма организации внеклассного чтения
в 6 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида…………………………..33
Коркунов В.В., Соловьева С.В.
Анализ теоретической разработанности проблемы нарушения поведения
у учащихся с нарушением интеллекта………………………………………………………………………………36
Панченко Н. А.
Изучение произведений К. Паустовского в старших классах специальной
(коррекционной) школы VIII вида…………………………………………………………………………………..42
Трубникова Н. М.
Характеристика дисграфии и пути ее коррекции у младших школьников
с детским церебральным параличом и нарушением интеллекта………………………………………………….52
Хлыстова Е. В.
Организации психологической помощи
ребенку младенческого возраста с нарушением развития…………………………………………………………57
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Батухтин В. Д., Мартынова Е. А., Романович Н. А., Смирнова Л. Н.
Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами
в челябинском государственном университете: теория и практика……………………………………………….59
Вдовина Д. В.
Организация работы со студентами-инвалидами в Уральском
государственном педагогическом университете…………………………………………………………………….67
Романенкова Д. Ф.
Дидактические условия дистанционного обучения студентов-инвалидов………………………………………...71
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Филатова И. А.
Внедрение информационных технологий в процесс подготовки специалистов
по специальной педагогике и специальной психологии……………………………………………………………78
В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ
О работе центров пснхолого-педагогической н медико-социальной помощи с безнадзорными детьми
3
Стр.3
Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ
от 19 мая 1998 г. N7 /2…………………………………………………………………………………. . 84
Об утверждении Положения о Координационном совете по психологии
Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ
от 6 января 1998 г. N 18……………………………………………………………………………………………..…87
Положение о Координационном совете по психологии………………………………………………………….88
ПРИГЛАШАЕМ НА УЧЕБУ…………………………………………………………………………………...89
4
Стр.4
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предполагаемая периодичность выхода журнала - 2 раза в год. Материалы
принимаются в бумажном варианте и на магнитном носителе; рукописи
рецензируются и не возвращаются. Объем предлагаемого к публикации материала
0,5 – 0,7 уч. изд. л. Авторский гонорар высылается частью тиража.
Автора просим сообщить Ф.И.О. полностью, место работы, должность, ученую
степень, ученое звание, адрес и контактный телефон.
Материалы для публикации и заказы на журналы просим направлять
по адресу:
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, Институт специального
образования, журнал «Специальное образование». Тел/факс: (343) 334-33-63 E-mail:
nigaev@mail.ur.ru
Редакционная коллегия
90
Стр.90