Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Экология в школе (до и после).

Экология в школе (до и после). №3 2012 (140,00 руб.)

0   0
Страниц59
ID264943
АннотацияНаучно-методический журнал ОО «ВООП». Необходимо экологическое образование направить на формирование системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека. Учитель – это тот человек, который призван через содержание своего предмета, прививать ученикам благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит всем преподавателям-предметникам, а не только биологии, как это принято, к сожалению, повсеместно.
Экология в школе (до и после). : Научно-методический журнал .— Альметьевск : Альметьевское районное отделение Татарстанской республиканской организации Общественной организации "Всероссийского общества охраны природы" .— 2012 .— №3 .— 59 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/264943 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экология в школе (до и после) №3-2012 ШКОЛА – ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШАХАЕВА И. Б., учитель географии, заместитель директора школы по НМР Под экологически образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью. <...> В научно-педагогической литературе можно обнаружить разные подходы к толкованию понятия “экологическая культура”. <...> Например, Епихин М.В. считает, что “… экологическая культура – система принципов рационального природопользования, готовности и умения решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей”. <...> Из определения термина “культура”, данного английским этнографом, исследователем первобытной культуры Э.Б. Тайлером (1871 г.), которое звучит следующим образом: “Культура. в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”, мы считаем, что экологическая культура – это система знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды (понимая под окружающей средой природное окружение человека и техногенную среду). <...> Таким образом, экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:  манитарных, ценностных, нормативных, практических; 2 экологических знаний; естественнонаучных, гу экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений <...>
Экология_в_школе_№3_2012.pdf
Экология в школе (до и после) №3-2012 ШКОЛА – ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШАХАЕВА И. Б., учитель географии, заместитель директора школы по НМР Под экологически образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью. Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. В научно-педагогической литературе можно обнаружить разные подходы к толкованию понятия “экологическая культура”. Например, Епихин М.В. считает, что “… экологическая культура – система принципов рационального природопользования, готовности и умения решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей”. Владышевский Д.В. подчеркивает, что “сущность экологической культуры заключается в осознании опасности и нравственной недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, необходимости перехода к общенациональному (в перспективе – глобальному) сбережению”. Зверев И.Д. пишет: “Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережно относится к природе”. Во многом совпадает с последним определением “экологической культуры” формулировки Суравегиной И.Т., Салеевой и др. авторов. Мы также придерживаемся вышеизложенного подхода к осмыслению понятия экологическая культура, однако как нам представляется его можно несколько расширить. Из определения термина “культура”, данного английским этнографом, исследователем первобытной культуры Э.Б. Тайлером (1871 г.), которое звучит следующим образом: “Культура.. в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”, мы считаем, что экологическая культура – это система знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды (понимая под окружающей средой природное окружение человека и техногенную среду). Таким образом, экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:  манитарных, ценностных, нормативных, практических; 2 экологических знаний; естественнонаучных, гу экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;  культуры чувств: “эмоционального резонанса”, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;  культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления и культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение. Ключевую роль в развитии экологической культуры играет становление экологического сознания личности (экологический подход к формированию сознания). В него входят:  осознание сущности экологических законов: понимание причин противоречий в системе “природа– общество” как несоответствие природных и социальных законов;  осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразности деятельности, которая согласуется с экологическим императивом;  щему миру как компонентам единой системы. Становление и развитие экологической культуры связано с семейными, общественными, производственными отношениями. Задачи экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности. Обучение: формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей. Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;  ятия и оценки состояния окружающей среды;  шения экологических проблем;  эмоциональной сферы – эстетического восприволевой сферы – убеждения в возможности рестремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Анализ психолого-педагогической литературы и реальной практики экологического образования позволяет выявить ряд противоречий, разрешение которых даст познание себя и отношение к себе и окружаю
Стр.1