Экология в школе (до и после) №3-2012
ШКОЛА – ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШАХАЕВА И. Б., учитель географии, заместитель директора школы по НМР
Под экологически образованием понимается непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленный на формирование системы научных
и практических знаний и умений, ценностных
ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих
ответственное отношение к окружающей социальной
среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление
экологической культуры личности и общества
как совокупности практического и духовного опыта
взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего
его выживание и развитие.
В научно-педагогической литературе можно обнаружить
разные подходы к толкованию понятия “экологическая
культура”.
Например, Епихин М.В. считает, что “… экологическая
культура – система принципов рационального природопользования,
готовности и умения решать социально-экономические
задачи без ущерба для окружающей
среды и здоровья людей”. Владышевский Д.В. подчеркивает,
что “сущность экологической культуры заключается
в осознании опасности и нравственной недопустимости
безудержного использования ресурсов планеты,
необходимости перехода к общенациональному (в перспективе
– глобальному) сбережению”. Зверев И.Д. пишет:
“Экологическая культура личности предполагает
наличие у человека определенных знаний и убеждений,
готовности к деятельности, а также его практических
действий, согласующихся с требованиями бережно относится
к природе”. Во многом совпадает с последним
определением “экологической культуры” формулировки
Суравегиной И.Т., Салеевой и др. авторов.
Мы также придерживаемся вышеизложенного подхода
к осмыслению понятия экологическая культура,
однако как нам представляется его можно несколько
расширить.
Из определения термина “культура”, данного английским
этнографом, исследователем первобытной культуры
Э.Б. Тайлером (1871 г.), которое звучит следующим
образом: “Культура.. в широком этнографическом смысле
слагается в своем целом из знаний, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых
других способностей и привычек, усвоенных человеком
как членом общества”, мы считаем, что экологическая
культура – это система знаний, умений, ценностных
ориентаций в области науки, искусства, верований, законов,
обычаев и традиций, активной деятельности по
сохранению и улучшению окружающей среды (понимая
под окружающей средой природное окружение человека
и техногенную среду).
Таким образом, экологическая культура представляет
собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных
элементов:
манитарных, ценностных, нормативных, практических;
2
экологических знаний; естественнонаучных, гу
экологического
мышления, включающего установление
причинно-следственных, вероятностных, прогностических
и др. видов связей; выяснение причин (истоков),
сущностей и путей решения проблем, принятия
решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;
культуры чувств: “эмоционального резонанса”,
сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности,
патриотизма и др.;
культуры экологически оправданного поведения,
характеризующегося реализацией экологических знаний,
мышления и культуры чувств деятельности личности,
осознавшей свое космопланетарное предназначение.
Ключевую роль в развитии экологической культуры
играет становление экологического сознания личности
(экологический подход к формированию сознания). В
него входят:
осознание сущности экологических законов:
понимание причин противоречий в системе “природа–
общество” как несоответствие природных и социальных
законов;
осознание опасности глобальных экологических
катастроф и локальных экологических кризисов; осознание
морального выбора способа целесообразности деятельности,
которая согласуется с экологическим императивом;
щему
миру как компонентам единой системы.
Становление и развитие экологической культуры
связано с семейными, общественными, производственными
отношениями.
Задачи экологического образования представляются
в единстве процессов обучения, воспитания и развития
личности.
Обучение: формирование знаний о системной организации
природы, развитие системы интеллектуальных
и практических умений по изучению, оценке и улучшению
состояния окружающей среды своей местности и
здоровья людей.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений)
поведения и деятельности, направленных на соблюдение
здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей
среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к
целевому, причинному и вероятностному анализу экологических
ситуаций;
ятия и оценки состояния окружающей среды;
шения экологических проблем;
эмоциональной сферы – эстетического восприволевой
сферы – убеждения в возможности рестремления
к распространению экологических
знаний и личному участию в практических делах по защите
окружающей среды.
Анализ психолого-педагогической литературы и реальной
практики экологического образования позволяет
выявить ряд противоречий, разрешение которых даст
познание себя и отношение к себе и окружаю
Стр.1