ЛЕРМОНТОВА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКОЙ РУБЕЖА ВЕКОВ: КОНЦЕПЦИИ, ПОЛЕМИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ Аннотация. <...> Статья посвящена проблеме критической интерпретации наследия М. Ю. Лермонтова на рубеже ХIХ–ХХ вв. <...> В центре внимания находятся лермонтовские концепции представителей религиозно-философской критики обозначенной эпохи – В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского. <...> Автор статьи представляет и анализирует отдельные критические суждения и оценки лермонтовского наследия, восстанавливает картину литературнокритической борьбы конца ХIХ – начала ХХ в., связанной с именем Лермонтова. <...> Определяется вклад религиозно-философского направления русской критики 1890–1900-х гг. в изучение и истолкование лермонтовского творчества, традиций, заложенных писателем. <...> Ключевые слова: религиозно-философская критика, критический метод, критическая оценка, литературно-критическая интерпретация, литературная полемика, критическая концепция, традиция. <...> The article identifies the contribution of religious-philosophic trend of Russian critique of 1890–1900 to studying and interpretation of Lermontov’s works and traditions. <...> Keywords: religious-philosophic critique, critical method, critical appraisal, literarycritical interpretation, literary polemics, critical conception, tradition. <...> Критические оценки наследия писателя, как правило, тяготели либо к отрицанию его индивидуализма, либо к попытке подвести его под какую-то неиндивидуалистическую идеологическую концепцию (социальную, религиозно-философскую и т.д.) <...> . Конец ХIХ начало ХХ в. – один из наиболее напряженных и в то же время мало изученных периодов в истории литературно-критической борьбы, связанной с именем Лермонтова. <...> В литературной науке не раз говорилось о пестроте и динамичности картины литературной критики рубежа веков, о со76 № 1 (13), 2010 Гуманитарные науки. <...> Это своеобразие эпохи вполне отразилось в критических спорах о Лермонтове. <...> Характерной чертой второго этапа (1902–1913) стало усиление позиций модернистской критики и массовый интерес к проблемам творчества Лермонтова (Д. С. Мережковский <...>