Поволжский регион УДК 811.11-12 В. А. Тырыгина ЖАНРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБСТАНТИВНЫХ НОМИНАЦИЙ В настоящей статье рассматривается взаимодействие номинативного аспекта текста и его жанровой принадлежности. <...> В ходе сопоставительного анализа диктем пяти британских медиажанров – портретного очерка (profile), светской хроники (gossip), тематической статьи (feature), репортажа (reportage), комментария (commentary) – выявляется обусловленность выбора субстантивных номинаций жанровой категорией диктемы. <...> Обращение к жанру в рамках науки о языке не преследует цели изучения лишь исключительно жанра самого по себе, обращение к жанру – это в конечном счете изучение языка в действии. <...> Поскольку вне жанра нет высказывания, поскольку «мы отливаем нашу речь в жанровые формы», которые организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы» [1, с. <...> 255], поскольку «дискурсивное мышление, обслуживающее задачи создания многообразных речевых произведений, изначально имеет принципиально жанровый характер» [2, с. <...> 18], постольку, изучая одновременно группу жанров в сопоставлении, исследователь неминуемо погружается в безбрежное пространство функционирования языка, наблюдая, как ресурсы языка гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся коммуникативным условиям. <...> С точки зрения теории порождения речи (ПР) речевая деятельность рассматривается как путь от мысли к высказыванию через механизмы номинации и предикации. <...> «Существенно упрощая процесс ПР, характеризуя только его главное направление, – пишет Е. С. Кубрякова, – можно сказать, что рождение внешнего речевого произведения начинается в сознании человека тогда, когда «предмысль», разбиваемая на личностные смыслы, создает кардинальное противопоставление этих смыслов: одни выстраиваются таким образом, чтобы сформировать будущую пропозицию и связать ее отношениями актуализированной предикации, другие так, чтобы сгруппироваться в единицы номинации или номинативные <...>