Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основания русской грамматики

0   0
Первый авторБелинский Виссарион Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц67
ID2625
Кому рекомендованоРусская литература
Белинский, В.Г. Основания русской грамматики : Статья / В.Г. Белинский .— : [Б.и.], 1837 .— 67 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2625 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гласные буквы, в изменениях слов, следуют всегда тому правилу, что если в прямом окончании слова стоит густая гласная или полугласная, то и во всех косвенных окончаниях этого слова должны стоять густые же гласные и полугласные; а если в прямом окончании слова стоит тонкая гласная или полугласная, то и в косвенном окончании этого слова должны стоять тонкие гласные или полугласные, например: Вод- , Дын- , Дом- , Поко- , Зв р- , Вод- , Дын- , Дом- , Поко- , Зв р- , Вод- , Вод- -ю, Вод- , Вод- , Вод- -мъ, Вод- -ми, Вод- -хъ. <...> Из приведенных примеров можно видеть, что гласная буква стоящая в прямом окончании слова переходит в густые же гласные и полугласные: густая полугласная стоящая в прямом окончании слова -- в густые же гласные и полугласные: а тонкие гласные стоящие в прямом окончании слов: -- в тонкие же гласные и полугласные: густая стоящая в прямом окончании слова в густую же (м- -ю), а тонкая стоящая в прямом окончании слова в тонкую же (ш- -ю). <...> а) Буквы и до такой степени сродны между собою, что то над которым в слове не стоит ударения, выговаривается почти как например: в слове х-о-р-о-ш-ó, из трех только последнее выговаривается как а два первые почти как Вследствие этого сродства, буква часто переходит в , и наоборот; так, например, в древнем русском (церковном) языке были слова: которые теперь выговариваются и пишутся: слово прежде писалось и выговаривалось отчего и происходящее от него слово писалось и выговаривалось Даже и теперь говорится р- -вный и р- -вный, р- -стъ и р- -сти. <...> Но слова: не будут составлять одного разряда слов или одной с словами: потому что выражают собою не предметов, а находящиеся в предметах, следовательно составляют особенную Равным образом, слова: выражают собою не и не но предметов, следовательно, составляют собою особенный разряд слов или часть речи, особенную от двух первых частей речи. <...> 19. должна <...>
Основания_русской_грамматики.pdf
В. Г. Белинский Основания русской грамматики М., Издательство Академии Наук СССР, 1953 Том второй. Статьи и рецензии 1836--1838. Основания русской грамматики OCR Бычков М.Н. ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СОСТАВЛЕННЫЕ ВИССАРИОНОМ БЕЛИНСКИМ1 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГРАММАТИКА АНАЛИТИЧЕСКАЯ (ЭТИМОЛОГИЯ) Глава I ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ГРАММАТИКЕ 1. Человек одарен способностию мыслить и выражать свои мысли посредством слова, или языка, другими словами, человек мыслит и говорит. 2. Способность мыслить называется разумом, и потому мышление есть действие, или акт разума; произведение, или плод этого действия разума, называется суждением; способность выражать суждения ума, т. е. сообщать их другим посредством разных изменений голоса и сочетания звуков, или мыслить вслух, а не про себя, называется словом, или языком. Следовательно, 3. Мысль относится к слову, как душа к телу, а слово к мысли, как тело к душе, т. е. слово есть покров, одежда, форма, выражение мысли, а мысль есть смысл, разум, значение слова. 4. Наука о мышлении называется логикою; наука о слове, или о языке, называется грамматикою. Итак, 5. Грамматика есть наука о слове человеческом, или систематическое изложение законов человеческого слова. Примечание. Так как слово тесно связано с мыслию, то и грамматика находится в тесных отношениях с логикою и должна быть основана на ней. 6. Люди говорят не одним языком, потому что у каждого народа есть свой особенный язык, а народов на земном шаре множество; но все языки, несмотря на свое различие, основаны на одних и тех же законах, и, в то же время, каждый из них имеет и свои особенные законы. Вследствие этого, 7. Грамматика разделяется на всеобщую и частную. 8. Всеобщая грамматика есть наука слова человеческого вообще, т. е. она излагает законы, общие всем языкам в мире. 9. Частная грамматика содержит в себе объяснение исключительных свойств или особенностей одного какого-нибудь языка. Следовательно, 10. Русская грамматика есть наука о законах и свойствах русского слова, или русского языка, т. е. она учит говорить, читать и писать по-русски сообразно с основными законами русского языка и общим употреблением или принятым обычаем. 11. Язык состоит из множества отдельных слов. Когда мы произносим какое-нибудь слово, то соединяем с ним, в уме нашем, понятие о каком-нибудь предмете; так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т. е. светом, жгучестию и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы и не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т. е. отличительною фигурою, гордою поступью, быстротою бега, хотя бы и не видели перед собою лошади, когда о ней говорим. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса, потому что огонь мог бы называться лошадью, а лошадь огнем, и тогда мы с словом лошадь представляли бы себе светящуюся, жгучую и разрушающую стихию, а с словом огонь представляли бы себе красивое, сильное и быстрое четвероногое животное. Слова: ignis, le feu, das Feuer, огонь -- принадлежат к разным языкам и произносятся различно, но выражают одно и то же понятие, равно как и слова: equus, le cheval, das Pferd, лошадь, конь. Примечание. Из условности слов нельзя заключить, чтобы язык, или способ выражения, был изобретением человека. Изобретение предполагает или намерение, или нечаянность, т. е., чтобы изобресть что-нибудь, должно почувствовать нужду в этом изобретении или нечаянно напасть на него. Но мысли человек не изобретал, а так как мысль, в своем проявлении, необходимо условливается формою, то и слово, как форма мысли, родилось вместо с нею и не могло быть изобретением человека. Поэтому
Стр.1