Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Становление и развитие североафриканской христианской архитектуры (220,00 руб.)

1   0
Издательство[Б.и.]
Страниц103
ID262325
АннотацияОсновной темой настоящего исследования является история становления и развития христианской архитектуры в Северной Африке. Автор, опираясь на материалы исследований, опубликованные участниками различных археологических экспедиций, работавших в Тунисе, Алжире и Ливии во второй половине ХХ века, и на свои личные наблюдения и научные изыскания последовательно рассматривает основные этапы развития североафриканского храмового зодчества в IV–VII веках. Церковно-исторический аспект исследования затрагивает сложные вопросы христианизации Римской империи: десакрализацию языческих культовых зданий и богословско-идейное противостояние Православной Церкви донатистам и арианам. Книга адресована специалистам в области раннехристианской архитектуры и литургического богословия, а также всем интересующимся вопросами истории христианской Церкви и храмового зодчества.
ISBN978-5-9902770-6-9
Становление и развитие североафриканской христианской архитектуры / Г. Урбанович .— : [Б.и.], 2013 .— 103 с. : ил. — ISBN 978-5-9902770-6-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/262325 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Христианские базилики Северной Африки отражение истории североафриканской Церкви в памятниках архитектуры христианская архитектура карфагена христианская архитектура в североафриканских городах области Бизацен (Byzacene) вандальская арианская североафриканская архитектура византийская архитектура в Северной африке Основной темой настоящего исследования является история становления и развития христианской архитектуры в Северной Африке. <...> Общие конструктивные особенности интерьера североафриканских храмов алтарное пространство виды и формы престолов алтарные ограждения и колонны Глава IV. <...> Баптистерии и купели в североафриканской христианской традиции таинство крещения в раннехристианской традиции Баптистерии и купели карфагена Баптистерий базилики Демна на кап Бон (музей Бардо) Баптистерии Суфетулы (Сбейтлы) Баптистерий в Булла региа Баптистерий кафедральной арианской базилики вандалов Hildeguns в Мактаре ISBN 978–5–9902770–6–9 УДК 726.5.03(6-17) ББК 85.113(6) © Г. Урбанович, 2013 © «Август Борг», 2013 Баптистерий базилики в Мусте Заключение Словарь терминов Библиография 3 4 13 14 Североафриканская традиция поминания и почитания мучеников 20 38 51 52 57 74 95 105 114 115 121 133 143 144 146 164 166 173 175 177 180 182 192 предисловие Предисловие настоящее исследование посвящено сравнительно редкой для русскоязычной христианской литературы теме – особенностям становления и развития североафриканской христианской архитектуры. история христианства на севере африки описана достаточно подробно на русском и многих европейских языках, но, тем не менее, эта тема по-прежнему привлекает внимание историков, так как христианство в этом регионе имело своеобразный и, в какой-то мере, уникальный путь развития. хх век, характеризующийся началом активных археологических исследований на руинах римских городов Северной африки, не только внес много нового в область исторического знания региона, но и заставил пересмотреть некоторые устоявшиеся <...>
Становление_и_развитие_североафриканской_христианской_архитектуры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.25
Стр.65
Становление_и_развитие_североафриканской_христианской_архитектуры.pdf
Протоиерей Георгий Урбанович СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Протоиерей Георгий Урбанович Становление и развитие СевероафриканСкой хриСтианСкой архитектУры
Стр.1
Протоиерей Георгий Урбанович Становление и развитие СевероафриканСкой хриСтианСкой архитектуры СМоленСкаЯ ПравоСлавнаЯ ДуховнаЯ СеМинариЯ 2013
Стр.2
Содержание УДК 726.5.03(6-17) ББК 85.113(6) У69 Рецензенты: Хулап Владимир, прот., доктор теологии, заведующий кафедрой церковнопрактических дисциплин СПбПДА Лидов А.М., академик Российской Академии Художеств, Институт мировой культуры МГУ, Научный Центр восточнохристианской культуры Казарян А.Ю., доктор искусствоведения, советник РААСН, заведующий отделом НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН Верстка: Филиппенков В. А. У69 Урбанович Г., прот. Становление и развитие североафриканской христианской архитектуры. Смоленск, 2013. ISBN 978–5–9902770–6–9 Предисловие Глава I. Особенности североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с традицией почитания мучеников христианская миссия в Северной африке внешние формы храмовой архитектуры в связи с традицией почитания мучеников Глава II. Христианские базилики Северной Африки отражение истории североафриканской Церкви в памятниках архитектуры христианская архитектура карфагена христианская архитектура в североафриканских городах области Бизацен (Byzacene) вандальская арианская североафриканская архитектура византийская архитектура в Северной африке Основной темой настоящего исследования является история становления и развития христианской архитектуры в Северной Африке. Автор, опираясь на материалы исследований, опубликованные участниками различных археологических экспедиций, работавших в Тунисе, Алжире и Ливии во второй половине ХХ века, и на свои личные наблюдения и научные изыскания последовательно рассматривает основные этапы развития североафриканского храмового зодчества в IV–VII веках. Церковно-исторический аспект исследования затрагивает сложные вопросы христианизации Римской империи: десакрализацию языческих культовых зданий и богословско-идейное противостояние Православной Церкви донатистам и арианам. Книга адресована специалистам в области раннехристианской архитектуры и литургического богословия, а также всем интересующимся вопросами истории христианской Церкви и храмового зодчества. Глава III. Общие конструктивные особенности интерьера североафриканских храмов алтарное пространство виды и формы престолов алтарные ограждения и колонны Глава IV. Баптистерии и купели в североафриканской христианской традиции таинство крещения в раннехристианской традиции Баптистерии и купели карфагена Баптистерий базилики Демна на кап Бон (музей Бардо) Баптистерии Суфетулы (Сбейтлы) Баптистерий в Булла региа Баптистерий кафедральной арианской базилики вандалов Hildeguns в Мактаре ISBN 978–5–9902770–6–9 УДК 726.5.03(6-17) ББК 85.113(6) © Г. Урбанович, 2013 © «Август Борг», 2013 Баптистерий базилики в Мусте Заключение Словарь терминов Библиография 3 4 13 14 Североафриканская традиция поминания и почитания мучеников 20 38 51 52 57 74 95 105 114 115 121 133 143 144 146 164 166 173 175 177 180 182 192
Стр.3
предисловие Предисловие настоящее исследование посвящено сравнительно редкой для русскоязычной христианской литературы теме – особенностям становления и развития североафриканской христианской архитектуры. история христианства на севере африки описана достаточно подробно на русском и многих европейских языках, но, тем не менее, эта тема по-прежнему привлекает внимание историков, так как христианство в этом регионе имело своеобразный и, в какой-то мере, уникальный путь развития. хх век, характеризующийся началом активных археологических исследований на руинах римских городов Северной африки, не только внес много нового в область исторического знания региона, но и заставил пересмотреть некоторые устоявшиеся взгляды и идеи, касающиеся развития и распространения христианства. в предложенной работе рассматриваются известные темы истории североафриканского христианства на фоне анализа результатов археологических открытий на руинах римских городов в тунисе, алжире и ливии. актуальность данного исследования обусловлена и практическим характером, так как непосредственно касается темы раннехристианского храмового зодчества. изученные и описанные археологами и историками многочисленные храмы Палестины, Сирии, египта, Малой азии, Греции и италии, датированные IV–VII веками, в ходе исторического развития претерпевали значительные изменения в конструкции, что затрудняет, а порой и делает невозможным восстановление первоначального облика и интерьера здания. Ценность археологических исследований христианских святынь на севере африки заключается в том, что самые поздние реконструкции и перестройки храмов датируются VII веком. Это позволяет с определенной долей достоверности восстанавливать облик и интерьер церквей не только византийского периода, но и самого раннего этапа (IV–V века) христианского зодчества в Северной африке. автор данной работы ставит перед собой цель проследить основные этапы развития североафриканского христианства в IV–VII веках, опираясь, прежде всего, на материалы исследований, опубликованных участниками различных археологических экспедиций, работавших на объектах в тунисе, алжире и ливии во второй половине хх века. Поскольку автор предлагаемой работы сам неоднократно посещал описываемые археологические объекты, выводы французских и американских ученых будут проанализированы и дополнены собственными наблюдениями и заключениями. 4 активные археологические исследования на руинах североафриканских римских городов проводились силами французских археологических экспедиций в период французского протектората 1882–1956 годов1. После обретения тунисом независимости руководство и контроль за археологическими работами взял на себя созданный в 1957 году национальный институт археологии и искусства (Institut National d'Archeologie et d'Art (INAA), но основные структуры этого учреждения были сформированы только к 1968 году. Период перехода туниса к независимости сопровождался глубокими экономическими и культурными потрясениями, многие незащищенные открытые археологические объекты по всей стране стали подвергаться разрушению и разграблению. только в 70-е годы, когда жизнь в государстве стала стабильной, сотрудниками INAA и ряда европейских и американских институтов были возобновлены археологические работы. одни города были открыты и описаны в годы французского протектората, другие – позднее. Многочисленные исследования публиковались как отдельными монографиями, так и статьями в археологических обозрениях2 преимущественно на французском языке3. один из наиболее известных археологов-исследователей североафриканского христианского зодчества ноэль Дюваль (Noël Duval) в своей обобщающей работе «исследование христианской архитектуры Северной африки» («Études d'architecture chrétienne nord-africaine»)4 отметил, что публикации, выходившие в начале XX века, к сожалению, являются слишком поверхностными вследствие недостаточной компетентности археологов. конец XX века характеризуется новым этапом исследований христианских руин и артефактов в Северной африке. ученые целого ряда европейских и американских университетов в последующих работах возвращаются к уже описанным ранее объектам, проводя детальный анализ всех элементов конструкции зданий, расшифровывая встречающиеся фрагменты надписей и сопоставляя данные археологии с соответствующими памятниками литературы IV–VII веков как православного, так и донатистского направлений. 1 Mattingly D. J., Hitchner R. B. Roman Africa : an Archaeological Review // The Journal of Roman Studies. 1995. Vol. 85. P. 165–213. 2 Revue Archéologique (RA); Mélanges d’archéologie et d’histoire; Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité; Revue des Etudes Augustinniennes (REA); American Journal of Archaeology (AJA); Journal of Roman Archaeology (JRA); Journal of Roman Studies (SJR); World Archaeology (WA). 3 Обзор библиографии см.: Ennabli A., Humphrey J. H. North African Newsletter 3: Part 1. Tunisia 1956–1980 // American Journal of Archaeology. 1983. Vol. 87, No. 2 (Apr.). P. 197–206. Ennabli L. Results of the International Save Carthage Campaign : the Christian Monuments // World Archaeology. 1987. Vol. 18. No. 3 : Archaeology and the Christian Church (Feb.). P. 308–310. Baratte F., Bejaoui F. Églises urbaines, églises rurales dans la Tunisie paléochrétienne : nouvelles recherches d’architecture et d’urbanisme // Comptes-rendus des séances de l’année... – Académie des inscriptions et belleslettres. 2001. Vol. 145. No. 4. P. 1447–1498. Библиография по североафриканской христианской эпиграфике: Duval N. Les recherches d’épigraphie chrétienne en Afrique du Nord (1962–1972) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1973. Vol. 85, No. 1. P. 335–344. 4 Duval N. Études d’architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l’école française de Rome. 1972. Vol. 84, No. 2. P. 1072. 5
Стр.4
предисловие описать всю научную христианскую литературу по североафриканской проблематике не представляется возможным ввиду ее объемности и многогранности, можно указать лишь на имеющуюся литературу, представленную в печатных изданиях и на специальных интернет-сайтах5. в настоящем исследовании будут указываться только те монографии и статьи, которые напрямую связаны с анализом археологических исследований данного региона. христианство начало активно распространяться в римских североафриканских провинциях (Проконсульская африка, нумидия, Мавритания) во II столетии, к середине III века не менее чем в 70 городах были свои епископы6. и хотя проповедь евангелия порой вызывала яростные вспышки гонений (Декий, Максимиан), христианство уверенно входило в жизнь североафриканского римского и берберского (нумидийского) общества. IV век, характеризующийся началом мирного существования христианства в римской империи, с точки зрения археологии интересен обращением некоторых языческих зданий (храмов, базилик, терм) в церкви. ввиду значительной временной удаленности данного периода и высокой степени руинированности этих древнейших христианских зданий, публикаций на эту тему сравнительно немного7. в IV веке Церковь в Северной африке столкнулась с серьезной внутренней проблемой социально-богословского характера, вызвавшей раскол Доната. феномен донатизма породил огромное количество исследовательской литературы, при этом причинами церковного раскола историки чаще всего называли противостояние местного (берберского) населения, представлявшего сельские приходы, и римского христианского населения в столице и больших городах. Эта точка зрения является справедливой лишь отчасти, так как на некоторых этапах своего развития членами донатистского движения были представители высшей власти и сенаторского сословия. Достаточно поверхностный взгляд на проблему донатизма был связан прежде всего с тем, что его история вос5 Zentrum für Augustinusforschung in Würzburg. URL : http://www.kirchenserver.net/bwo/dcms/sites/ bistum/extern/zfa/alp/bibliographie/l.html (Augustinus Literatur Portal); Uhlib.ru. Библиотека. URL : http:// www.uhlib.ru/istorija/korolevstvo_vandalov_vzlet_i_padenie/p11.php; www.tabbourt.com/ (Bibliоgraphie du Maghreb antique et médiéval); Austrian Academy of Sciences. Österreichische Akademie der Wissenschaften. URL : http://www.oeaw.ac.at/imafo/fileadmin/mitarbeiterInnen/rsteinacher/Biblio_Vandalen_08_06_2012.pdf (Bibliographie zur Geschichte der Vandalen); Persee: Portail de revues en sciences humaines et sociales URL : http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/revue/mefr. 6 Maier J.-L. L’épiscopat de l’Afrique romaine, vandale et byzantine. Rome, 1973; Lancel S. Originalité de la province ecclésiastique de Byzacène aux IVe et Ve siècles // Cahiers de Tunisie. 1964. Vol. 12. P. 139–153; Eck W. Der Episkopat im spätantiken Africa. Organisatorische Entwicklung, soziale Herkunft und öffentliche Funktionen // Historische Zeitschrift. 1983. Bd. 236. P. 265–295. 7 Stefano C. Scambi culturali e persistenze : il paganesimo nell’Africa Proconsolare cristiana. URL : http:// www.dirittoestoria.it/8/Memorie/Africa_Romana/Conti-Paganesimo-Africa-Proconsolare-cristiana.htm; R. von Haehling. Die Religionszugehörigkeit der hohen Amtsträger des Römischen Reiches seit Constantins i. Alleinherrschaft bis zum Ende der Theodosianischen Dynastie (324–450 bzw. 455 n. Chr.). Bonn, 1978; Lepelley C. Aspects de l'Afrique Romaine. Les cités, la vie rurale, le christianisme. Bari, 2001; Duval N. ‚Eglise et temple en Afrique du nord. Notes sur les installations chrétiennes dans les temples а cour // Bulletin du Comite des Travaux Historiques (BCTH). 1971. Vol. 7. P. 265–296; Duval N. ‘Eglise et thermes en Afrique du nord. Note sur les installations chrétiennes dans les constructions thermales // BCTH. 1971. Vol. 7. 297–317; Baratte F., Bejaoui F. Églises urbaines, églises rurales dans la Tunisie paléochrétienne. Р. 1447–1498. 6 предисловие создавалась на основе лишь письменных свидетельств и в большей мере по письмам и речам бл. августина. изучение археологических раскопок на руинах базилик и христианских кладбищ позволило увидеть проблему донатизма в ином ракурсе8. не отрицая социальной протестной составляющей этого движения, исследователи указывают на особую, даже в определенной степени уникальную связь донатизма с почитанием мучеников, наложившую отпечаток на североафриканскую храмовую архитектуру, погребальные обряды и литургический строй9. в настоящий момент внимание ученых привлечено к анализу и расшифровке погребальных надписей и мозаик на гробницах и саркофагах христиан и их религиозной типологии10. в таком контексте донатизм предстает как попытка сохранения особого североафриканского культурно-религиозного уклада жизни, тесно связанного с древней поминальной традицией. археологические исследования пролили определенный свет и на периоды колониального господства в Северной африке. вандальский период (429–534 годы) в христианской истории оставил сравнительно слабые археологические свидетельства и артефакты11, византийский (534–698 годы), в свою очередь, представлен широким спектром фактов, значительно обогативших исторические знания12. Этот период, завершая раннехристианскую эпоху в Северной африке, характеризуется окончательным изживанием как языческих, так и сектантско-еретических движений (донатизм, арианство). Памятники христианской архитектуры данного региона отразили эту победу христианского православного мировоззрения во всей полноте. 8 Mattingly D. J., Hitchner R. B. Roman Africa : An Archaeological Review // The Journal of Roman Studies. 1995. Vol. 85. Р. 209. 9 Duval Y. Loca Sanctorum Africae : le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. (Collection de l’École française de Rome LVIII). (2 vols.). Rome : École Francaise de Rome, 1982; Duval Y. Auprès des saints, corps et âme. L’inhumation «ad sanctos» dans la chrétienté d’Orient et d’Occident du IIIe au VIIe siècle. Paris, 1988; Duval N. Problématique d’une architecture chrétienne au IVe siècle // REAug. 1989. Vol. 35. P. 308–313; Lancel S. Les débuts du Donatisme : la date du «Protocole de Cirta» et de l’élection épiscopale de Silvanus // REAug. 1979. Vol. 25. P. 217–229. 10 Duval Y., Pietri L. Evergétisme et épigraphie dans l’Occident chrétien (IVe–VIe s.) // Actes du Xe Congrès international d’épigraphie grecque et latine. Paris, 1997. P. 371–396; Saxer V. Mort et culte des morts а partir de l’archéologie et de la liturgie d’Afrique dans l’œuvre de saint Augustin // REAug. 1978. Vol. 18. P. 219–228; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. Les témoignages de Tertullien, Cyprien et Augustin а la lumière de l’archéologie africaine. Paris, 1980; Shaw B. D. Latin Funerary Epigraphy and Family Life in the Later Roman Empire // Historia. 1984. Vol. 33. P. 457–497; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de Carthage 2. La basilique de Mcidfa. Rome, 1982; Ennabli L. Les inscriptions chrétiennes de Carthage et leur apport pour la connaissance de la Carthage chrétienne: L’Africa romana. Atti del III convegno di studio. Sassari, 1986. P. 189–203; Prevot F. Les inscriptions funeraires chretiennes de Carthage I. Paris, 1984. 11 Merrils A. H. Vandals, Romans, and Berbers : New Perspectives on Late Antique North Africa. Aldershot, 1988; Bourgeois C. Les vandales, le vandalisme et l’Afrique // Antiquités Africanes. 1980. Vol. 16. P. 213–228; Clover F. M. The Late Roman West and the Vandals. Aldershot, 1993; Duval N. ‘La culte monarchique de l’Afrique vandale: culte des rois ou culte des empereurs’ // REAug. 1984. Vol. 30. P. 269–293; Duval N. Les survivances du culte impérial dans l’Afrique du Nord а l’époque vandale // Mélanges d’histoire ancienne offerts a William Seston. Paris, 1974. P. 87–118. 12 Ennabli L. Results of the International Save Carthage Campaign : the Christian monuments. 3. P. 291–311; Humphrey J. Vandal and Byzantine Carthage : some archaeolgical evidence // J. Pedley. New Light on Ancient Carthage. Ann Arbor, MI, 1980. P. 85–120; Frend W. H. C. ‘The end of Byzantine North Africa : some evidence of transitions // II Colloque international de lhistoire et larcheologie de lAfrique du Nord. Bull. Arch., n.s., B (Afrique du Nord), 19. 1985. P. 399–407. 7
Стр.5
предисловие Практически все античные города Северной африки в течение XX века были подробно описаны в археологических обозрениях, статьях и монографиях. С христианской точки зрения наиболее важными представляются исследования в городах, где были открыты не только единичные базилики, но и целые христианские комплексы, включающие храмы, баптистерии, кладбища и административные постройки. Эти описания позволяют составить комплексный взгляд на проблему своеобразия североафриканской христианской архитектуры. в настоящей работе использовались материалы, описывающие археологические раскопки в городах карфаген, Мактар, тубурбо Майус, Сусс (Гадрумет), Сбейтла (Суфетула), Булла региа, Дугга, хайдра (аммадера), Сабрата, типаса, Юнка13. автора данной работы более всего интересовали исследования, посвященные описаниям значимых христианских объектов – епископских комплексов, базилик, баптистериев и христианских захоронений. Среди французских авторов, несомненно, следует отметить н. Дюваля, который в середине XX века сформировал целое направление североафриканской христианской археологии. Этому ученому принадлежат описания практически всех христианских объектов, расположенных на территории алжира, туниса и ливии. французские и американские археологи, осуществлявшие исследования на рубеже XX–XXI веков и предложившие новый взгляд на многие вопросы раннехристианской истории, тем не менее, дают высокую оценку работам Дюваля. Представляется важным выделить основные направления и тематику научных исследований этого автора. Среди них анализ североафриканской христианской архитектуры14, обзор эпиграфики15, открытых мартириев16, описание различных базилик в хайдре17, Сабрате18 и Цане19, анализ устройства двухапсидных храмов20, анализ архитектуры вандальских арианских базилик21, особенностей престолов 13 Обзор археологической литературы по античным городам Северной Африки : Ennabli A., Humphrey J. H. North African Newsletter 3: Part 1. Tunisia 1956–1980 // American Journal of Archaeology. 1983. Vol. 87, No. 2 (Apr.). P. 197–204; Cintas J., Duval N. Mission Archéologique Française en Tunisie. Tunis, 1958. 14 Duval N. Études d’architecture chrétienne nord-africaine. Р. 1071–1172. 15 Duval N. Les recherches d’épigraphie chrétienne en Afrique du Nord … Р. 335–344. 16 Cintas J., Duval N. Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tétraconques en Afrique // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1976. Vol. 88, No. 2. Р. 853–927. 17 Duval N. L’église de l’évêque Melleus а Haïdra (Tunisie) : la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptesrendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112, No. 2. Р. 221–244. 18 Duval N. Une basilique chrétienne а deux absides а Sabratha (Tripolitaine) ? La basilique I : une révision récente. Études d’Archéologie chrétienne nord-africaine : XVI // Revue des Etudes Augustinniennes. 1987. Vol. 33. Р. 269–301. 19 Duval N. La Basilique de Zana (Diana veteranorum) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1977. Vol. 89, No. 2. Р. 847–873. 20 Duval N. Les églises africaines a deux absides. Recherches archéologiques sur la liturgie chrétienne en Afrique du Nord. Recherches archéologiques a Sbeitla 1 : Les Basiliques de Sbeitla a deux sanctuaires opposés. Basiliques I, II et IV. Paris, 1971. 21 Duval N. Les nouveautés de l’archéologie tunisienne Le site d’Hr el Gousset (Études d’archéologie chrétienne nord-africaine, XXI) // Revue des Etudes Augustiniennes. 1990. Vol. 36. P. 315–327. 8 предисловие североафриканских базилик22. ряд исследований н. Дюваль осуществлял совместно М. Синтасом (Marcel Cintas)23, Ж.-к. Гольвеном (Jean-Claude Golvin)24, а. лезиным (Alexandre Lézine)25, ф. Бараттом (Baratte François)26. Помимо работ Дюваля и его коллег, в середине XX века учеными различных французских университетов проводились многочисленные исследования христианских святынь на руинах римских городов Северной африки27. После обретения странами Магриба независимости от франции (1956 год) археологические полевые работы были приостановлены на несколько десятилетий. Период второй половины XX века для изучения североафриканской архитектуры и традиции является не менее важным и интересным. Материалы полевых изысканий начала и середины XX века были подвергнуты серьезному критическому анализу, появились достаточно убедительные теории, освещающие некоторые грани развития и становления христианской Церкви в связи с новыми археологическими открытиями28. фрагментарные археологические полевые работы на территории отдельных стран Магриба (тунис) были возобновлены в конце XX века, но французская археологическая школа уже в то время не являлась единственной и доминирующей. новейшие исследования публикуются на английском языке (Journal of Roman Archaeology), в полевых работах большую активность проявляют ученые археологического института америки (The Archaeological Institute of America). из англоязычных авторов следует, несомненно, выделить робин йенсен (Robin M. Jensen) и Сюзан Стевенс (Susan T. Stevens). их археологические исследования посвящены погребальной тематике29, вопросам устройства баптистериев30 и больших епископских комплексов31 в североафриканской христианской традиции. 22 Duval N. Quelques tables d’autel de Tunisie // Cahiers de Tunisie. 1967. Vol.15. Р. 209–223. 23 Cintas M., Duval N. Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité. 1978. Vol. 90, No. 2. Р. 871–950. 24 Golvin J.-C., Baratte F., Duval N. Les églises d’Haïdra VI : la basilique des martyrs de la persécution de Dioclétien. Bilan de la campagne 1983 // Comptes-rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belleslettres. 1989. Vol. 133, No. 1. Р. 129–173. 25 Duval N., Lézine A. Nécropole chrétienne et baptistère souterrain а Carthage. Paris, 1959. 26 Duval N., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973. 27 Gsell S. Les monuments antiques de l’Algérie. Paris, 1901; Lapeyre P. La basilique chrétienne de Tunisie, in Atti del IV Congr. Int. di Arch. Cristiana. Rome, 1940. 28 Bejaoui F. Découvertes d’archéologie chrétienne en Tunisie // Actes du XIe Congrès int. d’archéo logie chrétienne 1986. 1989. III. Р. 1227–1260; Benseddik N., Potter T. W. Etudes archeology chretienne nord-africaine // Revue des Etudes Augustinienns. 1988. Vol. 34. P. 247–266; Baratte F., Bejaoui F. Églises urbaines, églises rurales dans la Tunisie paléochrétienne. Р. 1447–1498; Ennabli L. Results of the International Save Carthage Campaign : the Christian Monuments. Р. 291–311, 308–310. 29 Jensen R. M. Dining with the Dead : From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity // Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials. Edited by Laurie Brink, O. P. and Deborah Green. Berlin–New York, 2008. Р. 107–143. 30 Stevens S. T. Excavations of an Early Christian Pilgrimage Complex at Bir Ftouha (Carthage) // Dumbarton Oaks Papers. No. 54. Washington, 2000. Р. 271–274; Jensen R. M. Living Water : Images, Symbols, and Settings of Early Christian Baptism. Leiden ; Brill, 2011; Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity. Baker Academic, 2012. 31 Stevens S., Kalinowski A., H. van der Leest. The Early Christian pilgrimage complex at Bir Ftouha, Carthage : Interim Report // Journal of Roman Archaeology. 1998. Vol. 11. Р. 371–383. 9
Стр.6
предисловие в этих историко-археологических исследованиях не только дается новый научный взгляд по целому ряду вопросов, но и представляется цельная картина объекта или исторического периода с привлечением данных археологии, эпиграфики, нумизматики, античной христианской и светской литературы32. в связи с поставленной проблемой в предлагаемом исследовании «Становление и развитие североафриканской христианской архитектуры» выделяются четыре смысловых блока. в первой главе анализируются особенности североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с традицией почитания мучеников. во второй главе описываются наиболее известные христианские базилики Северной африки. третья глава ставит своей целью показать общие конструктивные особенности интерьера североафриканских церквей. в четвертой главе изучаются баптистерии и купели, представленные в североафриканской традиции. в первой главе «особенности североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с традицией почитания мучеников» ставится общий вопрос об особенностях конструкции христианских храмов Северной африки, не утративший актуальности в научной литературе до сегодняшнего дня. Большая часть древнейших храмов имела уникальное для христианского мира двухапсидное (противо-апсидное) устроение, аргументированного объяснения которому в литературе не было предложено. в настоящей работе выдвигается и проверяется гипотеза, что двухапсидное устройство связано с особенностями почитания мучеников в Северной африке. в качестве аргументации приводятся материалы археологических изысканий, подтверждающие, что в III–IV веках в этом регионе сформировалась своя особая традиция почитания и прославления святых, глубоко уходящая корнями в дохристианскую африканскую эпоху. Почитание мучеников на кладбищах в IV веке существовало в христианском мире повсеместно, но, в отличие от других регионов, оно не могло быть изжито к V–VI векам. Гробницы святых в традициях народного африканского псевдолитургического почитания переносились в церкви в специально устроенную для этого «противо-апсиду», при этом главный храмовый алтарь оставался в сакральном пространстве основной апсиды. в канонических (православных латинских) храмах благодаря усилиям епископов языческие элементы почитания мучеников постепенно исчезали, в донатистских же церквах они удерживались как атрибут африканского христианства и как символ борьбы с официальной канонической Церковью. учитывая тот факт, что донатизм существовал в африке вплоть до V века, а храмы постоянно переходили «из рук в руки», двухапсидное устроение сохранилось до византийского периода (VI век). особая двухпрестольная, двухапсидная конструкция наложила свой отпечаток и на внутреннее устройство базилик, по-своему формируя интерьер церквей. 32 Burns P. J., Jensen R. M. The Practice of Christianity in Roman Africa. Wm. B. Eerdmans Publishing Co. 2013. 10 предисловие вторая глава исследования «христианские базилики Северной африки» раскрывает особенности внутреннего устройства церквей в историческом и географическом контекстах на основе археологических материалов с учетом погребальной североафриканской традиции. исторический контекст предполагает археологическую реконструкцию интерьера церквей в рамках трех четко очерченных христианских периодов развития Церкви в Северной африке. раннехристианский латинский (православный и донатистский) период (313–429 годы) исторически и археологически наиболее интересен, так как отражает процесс становления африканской христианской архитектуры. вандальский период (429–534 годы) отражает особенности варварской оккупации региона и арианского влияния на жизнь Церкви. Православный византийский период (534–698 годы) свидетельствует о восстановлении православия в Северной африке на примере многочисленных памятников христианской византийско-африканской архитектуры. Географический контекст подразумевает отдельное рассмотрение архитектурных особенностей христианских базилик в североафриканских областях Проконсульская африка (Proconsularis – северное побережье) и Бизацен (Byzacene – южные районы и восточное побережье). Провинция Проконсульская африка с центром в карфагене являет собой пример столичной архитектуры. здесь в архитектуре в наибольшей степени проявилось влияние исторических эпох – каждый последующий период развития Церкви практически полностью вытеснял предыдущий. византийская архитектура юстиниановского периода наложила свой характерный отпечаток на североафриканское зодчество, оставив небольшое количество археологических свидетельств более ранних периодов. удаленная от столицы область Бизацен в археологическом отношении значительно богаче и интереснее, так как на руинах целого ряда городов остались следы христианских строений IV–V веков (Сбейтла, хайдра, Мактар, телепта). в третьей главе «общие конструктивные особенности интерьера североафриканских храмов» рассматривается вопрос конструктивных особенностей интерьера базилик и отдельных элементов устройства храмов – алтарного пространства, видов и форм престолов, алтарных ограждений и колоннадных конструкций. в четвертой главе особое внимание уделяется баптистериям и купелям, выполненным в североафриканской традиции. выделение этой темы в отдельную главу обусловлено не только множественностью сохранившихся баптистериев, но и разнообразием их конструкций, которые позволяют проследить определенные религиозно-исторические архитектурные направления. как и в предыдущей главе, материалы археологических исследований рассматриваются в историческом и географическом контекстах. Помимо архитектурных особенностей баптистериев, изучаются вопросы использования воды и соответствующих помещений в более широком контексте: построения купелей и источников для омовения, обращения отдельных залов римских терм в баптистерии и храмы. 11
Стр.7
предисловие Поскольку тема становления и развития североафриканской христианской архитектуры является малоизученной и недостаточно широко представленной в русскоязычной литературе, данная работа может быть отчасти восполнением существующего пробела в литературе по истории христианства данного региона. изучение и анализ работ французских и американских ученых, участников археологических экспедиций на руинах римских городов Северной африки в XX веке, позволили создать теоретическую основу исследования, а собственный опыт, подбор фактического и иллюстративного материала при посещении археологических объектов описанного региона – дополнить, подтвердить или опровергнуть предложенные учеными выводы и гипотезы. Многоаспектность исследования (исторический, географический, религиозно-культурный, христианско-богословский аспекты) может привлечь к себе внимание как историков-археологов, так и ученых и богословов, интересующихся вопросами христианской археологии и архитектуры. ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В СВЯЗИ С ТРАДИЦИЕЙ ПОЧИТАНИЯ МУЧЕНИКОВ 12 13
Стр.8
Глава I. Особенности североафриканской раннехристианской архитектуры анализ археологических раскопок и артефактов ярко иллюстрирует переписку и проповеди августина, свидетельствуя о том, что борьба Церкви с народно-донатистским культом мучеников и с самим движением донатистов была крайне напряженной110 и проходила в несколько этапов вплоть до VI века. в III–IV веках мученики почитаMensa (предположительно христианская), обнаруженная на некрополе г. Суфетула. Археологический музей г. Сбейтла лись на кладбищах вместе с другими усопшими в рамках языческой североафриканской традиции. задачей Церкви на этом этапе было отделение почитания мучеников от почитания усопших родственников. остановить разгульные трапезы на кладбищах не только в III–IV веках, но и в V веке было, скорее всего, невозможно, поэтому августин дал епископу карфагенскому аврелию четкие рекомендации по перенесению почитания святых внутрь церкви. именно этим, скорее всего, объясняется особое, двухапсидное устроение многих североафриканских базилик, наглядно характеризующее второй этап преодоления язычества. археологические раскопки подтверждают, что на этом этапе (V–VI века) подпольное пространство одной из апсид (либо пристроенной апсиды) наполнялось гробницами. алтарь (mensa?) располагался либо над одной из гробниц, либо между ними в пределах пресвитериума, напоминая погребальную конструкцию triclinium. При этом главный алтарь в этот период оставался на своем месте, т. е. в центре храма. на основании приведенных выше писем и речей августина можно предполагать, что это были гробы мучеников или известных христиан, которых верующие приходили 110 Поместный Карфагенский Собор 419 года принял относительно донатистов ряд довольно мягких правил. Прав. 66 (77) об обращении с донатистами рекомендует поступать в отношении их «кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием весьма удаляются от единства тела Господня»; прав. 68 (79) дозволяет принятие клириков-донатистов, «возжелавших прийти к кафолическому соединению, по рассуждению и изволению каждого кафолического епископа, управляющего церковью в том месте, приимати в своих степенях священства...»; прав. 121(135) ради «кафолического единения» предписывает епископам употреблять все усилия для приведения донатистов в единение с Церковью, о привлечении донатистов в единство с канонической Церковью указано также в правилах 117(131) –119 (133). (Книга правил святых апостол … С. 187–243). 44 Круглый алтарь из церкви г. Тала (V–VI вв.), имеющий по кругу надписьпосвящение «В память святых Лаврентия, Сикста и Ипполита». Археологический музей г. Сбейтла почитать не на кладбище, а в церковь. о характере почитания святых в церквах (поминальная трапеза или евхаристия) определенно сказать невозможно, но антидонатистская полемика августина и реакция его собственных прихожан на запрет празднования памяти мученика леонтия в церкви свидетельствуют о сложности борьбы с поминальной традицией. археологические исследования дают основание полагать, что найденные в базиликах алтари различной формы могли использоваться как столы для mensa, при этом на некоторых из них сохранились надписи в честь конкретных святых111. 111 Большинство исследователей считают, что круглые и полукруглые алтари, найденные в североафриканских церквах, – это трапезные столы, стоявшие над гробами мучеников (Kleinbauer E. W. Table Top with Lobed Border // Age of Spirituality : Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century / ed. Kurt Weitzmann. New York : Metropolitan Museum of Art, 1979, Р. 637–638; Metzger C. Le mobilier liturgique // Naissance des arts chrеtiens. Paris. 1991. Р. 256–267). 45 Внешние формы храмовой архитектуры в связи с традицией почитания мучеников
Стр.25
Глава III. Общие конструктивные особенности интерьера североафриканских храмов Виды и формы престолов много общего с устройством кафедральной канонической церкви Vitalis в Сбейтле207. в юго-восточной апсиде был найден постамент престола прямоугольной формы с квадратной выемкой посередине для святых мощей и по углам выемками для ножек столешницы престола. особенного внимания заслуживает частично сохранившаяся перед престолом мозаичная надпись-посвящение святым: Hic memoria sacti Stefani et_____ ti Iuliani quorum nata licia celebrant VI kl nobemres Принимая во внимание утраты и особенности сокращения, реконструированная надпись могла выглядеть следующим образом: Hic memoria sa(n)cti Stefani et (sanc) ti Iuliani quorum nata licia celebrant VI Прямоугольное основание престола в церкви свв. Протасия и Гервасия (Сбейтла) k(a)l(endas) nob(v)em(b)res «Это память святого Стефана и святого Юлиана, рождение которых празднуют за VI дней до ноябрьских календ». Основание престола и престольное пространство с посвящением св. Стефану и св. Юлиану (El-Ouara) Baratte F., Bejaoui F. Églises urbaines, églises rurales dans la Tunisie paléochrétienne. Fig. 37. Мозаично украшенная столешница (трапеза) прямоугольного престола (археологический музей Сбейтла) 122 207 Baratte F., Bejaoui F. Églises urbaines, églises rurales dans la Tunisie paléochrétienne. P. 1488. 123
Стр.65