.1
Всё проходит на свете... прошло и время романов в нашей литературе, т. е. потому, что с
"Ледяного дома" еще не являлось ни одного хорошего романа, а не потому, чтобы прошло время на
романы: изящное в современных формах никогда не проходит, а форма романа есть самая любимая
форма нашего времени. <...> Странное дело, в самом деле, это романическое затишье в русской литературе! <...> Еще повесть держится, т. е. в редкой книжке любого журнала не встретите вы оригинальной повести; да,
можно ручаться, что встретите: прочтете ли, или, лучше сказать, дочтете ли -- это другое дело. <...> Нос",
"Коляска", "Капитанская дочка": странное дело, неужели с "Современником" за 1837 год кончилась и
повесть, неужели Гоголь уж ничего не хочет писать? <...> Парижанин, Гектор д'Альм, но случаю покупки земли, живет в Бриансоне и в округе этого
города. <...> Грубость и необразованность их заставляет его вздыхать о
милых, образованных парижанках. <...> Случайно знакомится он с антикварием, не тем почтенным г.
Ольбуком,3 который называл женщин самками, а с г. Сервьером, у которого была прекрасная,
молоденькая дочка Виргиния. <...> Для Гектора это находка: есть чем наполнить скучное время. <...> Но Виргиния
не парижанка: простая до пошлости и необразованная девушка, она родилась с душою пылкою,
глубокою и любит Гектора, как настоящая провинциалка. <...> Она готова была упасть... и упала в объятия Гектора. <...> Гектор в отчаянии: он нисколько не ожидал такой пылкой взаимности, без предисловий: это было
выше понятий столичных. <...> Проклятая провинция,-- думает он,-- она меня введет в беду,-- ей не страшно, если отец застанет
ее в объятиях мужчины! <...> Провинциальная простота хитрее столичного искусства!-подумал он.-- Здесь словами не отделаешься". <...> В самом деле, делать было нечего -- и Гектор скачет в Париж за родительским благословением. <...> Виргиния получает письма от своего жениха, но очень редко. <...> Бедная девушка любит повесу со
всем жаром глубокого, чистого и девственного сердца. <...> Гектор смущен их приездом: как француз, он <...>
Виргиния,_или_Поездка_в_Россию._А._Вельтмана._Сердце_и_думка._Приключение._Соч._А._Вельтмана.pdf
В. Г. Белинский
Виргиния, или Поездка в Россию. А. Вельтмана. Сердце и думка. Приключение. Соч. А. Вельтмана.
М., Издательство Академии Наук СССР, 1953
Том второй. Статьи и рецензии 1836-1838. Основания русской грамматики
OCR Бычков М.Н.
59. Виргиния, или Поездка в Россию. А. Вельтмана. Москва. 1837. В типографии Н.
Селивановского. Две части: I -- 137; II -- 163. (12).
Сердце и думка. Приключение. Соч. А. Вельтмана. Москва. 1838. В типографии Н. Степанова.
Четыре части: I -- 192; II -- 174; III -- 177; IV -- 173. (12).1
Всё проходит на свете... прошло и время романов в нашей литературе, т. е. потому, что с
"Ледяного дома" еще не являлось ни одного хорошего романа, а не потому, чтобы прошло время на
романы: изящное в современных формах никогда не проходит, а форма романа есть самая любимая
форма нашего времени. Странное дело, в самом деле, это романическое затишье в русской литературе!
Еще повесть держится, т. е. в редкой книжке любого журнала не встретите вы оригинальной повести; да,
можно ручаться, что встретите: прочтете ли, или, лучше сказать, дочтете ли -- это другое дело. "Нос",
"Коляска", "Капитанская дочка": странное дело, неужели с "Современником" за 1837 год кончилась и
повесть, неужели Гоголь уж ничего не хочет писать?.. Да это сущее разорение для нашей литературы...
Не хотим и верить, чтобы Гоголь перестал писать; нет, он будет писать. А пока что? Два романа г.
Лажечникова. Да это всё еще будущее, а мы хотим знать, что у нас есть в настоящем-то?2 Пока -"Виргиния"
и "Сердце и думка" г. Вельтмана. Взглянем на них.
Парижанин, Гектор д'Альм, но случаю покупки земли, живет в Бриансоне и в округе этого
города. Чтобы не быть праздным, что неприлично для благородного человека и, сверх того, еще
парижанина, он волочится за крестьянками. Грубость и необразованность их заставляет его вздыхать о
милых, образованных парижанках. Случайно знакомится он с антикварием, не тем почтенным г.
Ольбуком,3 который называл женщин самками, а с г. Сервьером, у которого была прекрасная,
молоденькая дочка Виргиния. Для Гектора это находка: есть чем наполнить скучное время. Но Виргиния
не парижанка: простая до пошлости и необразованная девушка, она родилась с душою пылкою,
глубокою и любит Гектора, как настоящая провинциалка. Дела Гектора кончены; он приходит
проститься с простодушным семейством. Оставшись наедине с Виргиниею, он объявляет ей о своем
отъезде.
Она готова была упасть... и упала в объятия Гектора.
Дерзкий Гектор прикоснулся к ее устам.
Душа Виргинии преисполнилась блаженством; она не слышит, как отец зовет ее из других
комнат.
Гектор в отчаянии: он нисколько не ожидал такой пылкой взаимности, без предисловий: это было
выше понятий столичных.
"Проклятая провинция,-- думает он,-- она меня введет в беду,-- ей не страшно, если отец застанет
ее в объятиях мужчины!"
Отец, в самом деле, как тут и был.
Гектор видит беду неминучую. "Провинциальная простота хитрее столичного искусства!-подумал
он.-- Здесь словами не отделаешься".
В самом деле, делать было нечего -- и Гектор скачет в Париж за родительским благословением.
Виргиния получает письма от своего жениха, но очень редко. Бедная девушка любит повесу со
всем жаром глубокого, чистого и девственного сердца. Она страдает: ее сердце говорит ей, что всё так,
Стр.1