310 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ УДК 821.161.1(091) + 82.091 О. В. Зырянов ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ* Научный проект предполагает верность научной парадигме эстетико-феноменологического подхода и направлен на решение актуальных задач поэтики и онтологии индивидуальных художественных миров отечественных писателей-классиков. <...> Важнейшее значение при этом приобретает вопрос о природе культурного диалога как творческого взаимодействия с национальной традицией, о самом механизме литературной преемственности и конкретно-индивидуальных формах творческих взаимодействий. <...> Проблема художественного сознания долгое время оставалась предметом сугубо философской эстетики [см. <...> Собственно филологической категорией, и прежде всего категорией теоретической поэтики, она становится в трудах исследователей ИМЛИ (С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов и др. [см. <...> : Историческая поэтика]), а также В. И. Тюпы, который наметил типологию этого явления, применив к литературе понятия родового, авторитарного, уединенного и конвергентног о типов сознаний. <...> Понимание того, что литература это «интерсубъективная жизнь Сознания в формах художественного Письма» [Тюпа, с. <...> 6], заставляет по-новому взглянуть и на сам историко-литературный процесс как на генеральную линию эволюции форм художественного сознания. <...> В этой связи стоящая перед научным коллективом задача заключалась в том, чтобы перевести категорию художественного сознания из абстрактной области теоретической эстетики в плоскость исторической и практической поэтики, наделив ее объясняющей силой в вопросах анализа и интерпретации индивидуальных художественных миров. <...> В решении проблемы художественного мира отдельного произведения (равно как и писателя в целом) участники НИР опирались на традиционные параметры художественной целостности, прежде всего на жанрово-стилевые и модально-эстетические <...>