ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС Рассматривается история изучения культуры и искусства Тибета начиная с XVII в. как отечественными авторами, так и зарубежными исследователями. <...> Таким притягательным ориентиром, примером незамутненного традиционного опыта восточного мышления стала культура Тибета как духовного центра буддизма ваджраяны. <...> К.) на протяжении с лишним тысячелетия не подверглись никакому изменению» [Ольденбург, с. <...> При всевозрастающей актуальности и популярности тематики тибетской культуры и искусства в течение XX в. исследования в этой области немногочисленны. <...> Парадоксальность искусства Тибета как предмета искусствоведческого исследования заключается в отсутствии сколько-нибудь полных и концептуальных трудов, анализирующих это понятие в целостности. <...> Искусство, понимаемое в традиции тибетского буддизма как «форма Абсолютной реальности» (определение тибетского учителя Цзонахвы) [см. <...> Вместе с тем исследование искусства Тибета в иконографическом (описательно-идентификационном) и иконометрическом (каноническом) направлениях должно быть дополнено иконологическим подходом, прежде всего направленным на содержание, а не на форму искусства. <...> Идентификация изображений тибетского искусства и классификация форм архитектуры есть необходимый этап исследования искусства Тибета; вместе с тем аналитический этап, длящийся уже не первое столетие, должен быть дополнен синтезом, обобщенной интерпретацией, подходы к которой наиболее полно из искусствоведческих дисциплин дает только иконология. <...> Искусство Тибета: исследовательский дискурс 71 Первые сведения о Тибете в Европе, в частности характеристики тибетского искусства и культуры, были привезены в Европу деятелями католических миссий. <...> Основатели научной тибетологии венгерец Александр Чома де К¸р¸ш (17841842), а также француз Филипп-Эдуар Фуко (18111894) явились первыми составителями тибетских грамматик и словарей. <...> Специфика отечественной <...>