КУЛЬТУРА УДК 37.011.32-052 + 371.385.5 А. В. Леонтович КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Раскрывается сущность исследовательского подхода в образовании; прослеживаются роль и место исследовательской деятельности в развитии общества разных эпох, формы, в которых она существовала, ее главные функции. <...> Проводится сравнительный анализ исследования и других типов рефлексивной деятельности. <...> Рассматриваются роль и функции исследования на разных жизненных этапах человека в онтогенезе. <...> Целью настоящей статьи является обоснование категориальной обособленности исследовательского подхода в образовании и культуре в целом. <...> Исследование в истории цивилизации Исследование известно как тип человеческой деятельности, связанный с получением новых знаний, основанный на изначально свойственном человеку исследовательском поведении и сопровождающийся применением определенных средств (в науке они известны как методы и методики) с использованием наблюдения, экспериментирования, анализа и т. д. <...> В словаре Ушакова исследовать «значит подвергнуть (подвергать) научному изучению; внимательно, с тщательностью осмотреть (осматривать) для ЛЕОНТОВИЧ Александр Владимирович кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (е-mail: a@redu.ru. <...> Это связано с той огромной ролью, которую наука сыграла в материальном производстве современной цивилизации, открыв путь к невиданному ранее повышению производительности труда, кардинальному изменению быта людей; позволив человеку многократно увеличить численность популяции, освоить новые способы получения энергии, выйти за пределы биосферы. <...> Характерными чертами научного метода являются требования предметности (исследуемое выделяется из окружающего мира и изучаются законы и генезис его развития), объективности <...>