щиты православных образовательных организаций, определить их статус и значимость для церкви на уровне Архиерейского собора и священного синода. <...> Мы должны помнить, что православные школы и гимназии создавались силами энтузиастов, которых не пугали ни чиновничьи препоны, ни финансовые сложности, ни организационные проблемы. <...> Эти школы выживали в невероятно трудных условиях, и сегодня мы обязаны им помогать. еще один вопрос – социальный престиж православных образовательных учреждений. надо сделать все, чтобы развеять миф о маргинальности наших школ, и нужно чаще говорить о большинстве наших гимназий, которые очень часто являются лучшими школами в регионе, с самым высоким процентом зачисления выпускников в высшие учебные заведения, включая и престижные московские вузы. необходимо отбирать наиболее компетентные педагогические кадры, уметь сохранять лучшие образовательные традиции и использовать новые методические разработки. надо создать условия для постоянного профессионального роста учителей, применять обязательную аттестацию по вероучительным предметам. <...> Православные гимназии не могут быть середнячками – они могут быть только продвинутыми школами. <...> Предлагаю Отделу религиозного образования и катехизации разработать свои предложения по данной теме, а епархиальным архиереям обратить особое внимание на повышение уровня православных общеобразовательных школ. и прошу проявлять большую заботу об их состоянии. <...> Особенно важно совместное участие в богослужении. необходимо развивать такие эф12 фективные формы работы с семьей, как семейные форумы, летние лагеря и совместные паломничества, трудовые отряды по восстановлению церковных святынь и памятников культурного наследия. <...> Вовлечение всей семьи в осуществление того или иного проекта усиливает внутреннюю солидарность членов семьи, воспитывает детей, устанавливает более доверительные отношения между старшими и младшими. <...> Юношеству <...>