В.Г. Белинский
Краткая история Крестовых походов. Перевод с немецкого
В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том девятый
Статьи и рецензии 1845--1846
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955
OCR Бычков М.Н.
18. Краткая история Крестовых походов. Перевод с немецкого. Санкт-Петербург. 1845. В 12-ю
д. л., 355 стр.1
Немецкий подлинник этой истории принадлежит к собранию историй разных государств,
известному под именем "Всеобщей исторической карманной библиотеки".2 "Краткая история Крестовых
походов" переведена была лет за восемь перед сим: но как ее переводчик узнал, что г-н Погодин издает в
Москве перевод всего этого сборника, под именем "Всеобщей исторической библиотеки", -- то и оставил
намерение печатать труд свой.
Г-н Погодин издал историю Неаполя, Пруссии, Швеции, да на том и остановился. Видя, что
предприятию г. Погодина не суждено дойти до вожделенного конца, переводчик "Краткой истории
Крестовых походов", наконец, решился издать в свет свой перевод. Нельзя не согласиться, что этим он
оказал большую услугу русской литературе.3 "История Крестовых походов" Мишо, весьма плохо
переведенная на русский язык, очень обширна и поэтому именно не уничтожает потребности в более
кратком сочинении о том же предмете.4 Сверх того переводчик не просто переводил, но частию и
переделывал. "Так как (говорится в предисловии) в разработке истории Крестовых походов в новейшее
время, особенно на немецком языке, исследования значительно подвинулись вперед, то переводчик почел
себя вправе и даже обязанным воспользоваться некоторыми из сих пояснений и принял оные в текст".
Таким образом, из его перевода вышла книга едва ли не лучше подлинника, книга умная, проникнутая
мыслию, запечатленная единством воззрения. Излагая события этого великого, странного, огромного,
дикого, фантастическою и сумасбродного события, вполне достойного невежества и варварства средних
веков, -- переводчик смотрит на него глазами современной науки, не увлекаясь никакими
предубеждениями, ни фантастическими, ни рациональными. Высказывая в истинном свете немногие
личности, исполненные набожности и доблести, немногие поступки, не чуждые человечности,-- он в то
же время яркими красками изображает невежество, своекорыстие, разврат, неверие, смешанное с диким
фанатизмом, зверство, жестокость рыцарей гроба господня, равно как и не скрывает превосходства
мусульман над христианами в чувстве нравственности и гуманности. Вообще, главную причину этого
события видит он преимущественно в хитрой и своекорыстной политике пап, для которых Крестовые
походы явились прекрасным средством отделаться от многих государей, опасных их самовластию, и,
следовательно, средством к увеличению влияния, силы и преобладания престола наместников св. Петра
над властями светскими. Но что всего лучше, переводчик "Истории Крестовых походов" видит в этом
невежественном событии великий шаг вперед со стороны человечества на пути к эманципации от
невежества; видит в нем причину падения папского авторитета, следовательно, видит прогресс.5
Вспомним, что Крестовые походы кончились в конце XIII столетия, а в конце XIV явился Виклеф, в
начале XV -- Иоанн Гус, а в последней половине того же XV столетия родился Лютер, выступивший на
свое великое дело в начале XVI века (1517)...6 Вот несколько мест из заключительной главы "Краткой
истории Крестовых походов", которая представляет общий взгляд на это событие:
Тогда как жители городов и деревень нисходили таким образом в глубокую бедность, -- избыток и
расточительность вкрадывались в аббатства и монастыри. Толпы праздных, уединявшихся во мраке своих
монастырских стен, забывали добродетели евангельские и предавались нередко распутству; западные
монахи XIII и XIV столетий посмеивались нередко над молитвенным расположением черни при самом
святом алтаре. Летописи сего времени представляют монашество не в светлых картинах. В описаниях
монастырских нравов, в которых шутливая и едкая сатира сохранила память времени, находишь всего
чаще доказательства глубокого невежества духовных, которые не только тогда нравами, но и познаниями
в науках не стояли выше черни в Европе. Много, правда, говорят о заслугах, оказанных монастырями
науками и умственному образованию; утверждают иногда, что они были архивами человеческих знаний и
Стр.1