В. Г. Белинский
Руководство к познанию теоретической материальной философии. Сочинение Александра Петровича
Татаринова...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 -- август 1845.
Редактор тома Г. А. Соловьев. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примечания Ю. С.
Сорокина.
М., "Художественная литература", 1981.
OCR Бычков М. Н.
РУКОВОДСТВО К ПОЗНАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Сочинение Александра Петровича Татаринова. Санкт-Петербург. В тип. Эдуарда Праца. 1844. В 8-ю д. л.
40 стр.
Германия -- отечество философии нового мира. Когда говорят о философии, то всегда разумеют
германскую, потому что никакой другой философии человечество не имеет. Во всех других странах
философия есть попытка частного лица разрешить известные вопросы о бытии; в Германии философия -наука,
исторически развивающаяся; ее обработывание постепенно передается от поколения к поколению.
Кант первый положил прочные начала новейшей философии и дал ей наукообразную форму. Фихте
своим учением выразил второй момент развития философии: действуя независимо от Канта и даже став в
полемическое к нему отношение, он тем не менее был только продолжателем начатого Кантом дела.
Шеллинг и Гегель -- представители дальнейшего движения философии. Теперь гегелизм распался на три
стороны -- правую, которая остановилась на последнем слове гегелизма и далее нейдет; левую, которая
отложилась от Гегеля и свой прогрессе полагает в живом примирении философии с жизнию, теории с
практикою; и центральную, составляющую нечто среднее между мертвою стоячестию правой и
стремительным движением левой стороны. Если мы сказали, что левая сторона гегелизма отложилась от
своего учителя, это не значит, чтоб она отвергла его великие заслуги в сфере философии и признала его
учение пустым и бесплодным явлением. Нет, это значит только, что она хочет идти дальше и, при всем
ее уважении к великому философу, авторитет духа человеческого ставит выше духа авторитета Гегеля.
Так отложился от Канта Фихте; так духом учения своего объявил себя против Канта и Фихте Шеллинг;
так ученик Шеллинга, Гегель, отложился от Шеллинга; но ни один из них не думал отрицать заслуги
своего предшественника, и каждый из них считал себя обязанным своим успехом трудам
предшественника. Такой ход германской философии делает невозможными произвольные проявления
личных философствований. Чтоб действовать на поприще философии, в Германии мало того, чтоб
объявить печатно: "Я так думаю", но должно посвятить целые годы тяжелого труда дельному и
основательному изучению всего, что сделано по части философии,-- должно быть современным.
С этой точки зрения нет ничего забавнее русской философии и русских книг по части философии.
О философии как науке у нас никто не заботится; но все наши философы думают, что для того, чтоб
сделаться философом, стоит только захотеть этого. Учиться философии они не считают нужным; им
легче объявить, что все немецкие философы врут, нежели прочесть хотя одного из них. Наши философы
не понимают, что у нас для философии нет еще ни почвы, ни потребности. Нашему философу вдруг, ни с
того ни с сего, придет охота пофилософствовать, и так как с болтовни пошлин не берут, то вследствие
этого неожиданного припадка философствования явится небольшая книжка, в которой все сказано, все
объяснено, все решено, кроме одного только -- зачем и для кого написан весь этот вздор...
Едва ли не смелее всех других наших философов г. Александр Петрович Татаринов: на сорока
страничках, разгонисто и безобразно напечатанных, он излагает какую-то небывалую до него
теоретическую-практическую философию и начисто решает, что такое истина, благо и красота: истина
у него есть истина, благо -- благо, а красота -- красота. Коротко и ясно! Из философов, бывших до него,
он знает что-то только о Локке, Лейбнице и Канте, а о дальнейшем ходе философии решительно никаких
сведений не имеет. Для чего и для кого написана эта тетрадка (книгою и даже книжкою ее нельзя
назвать)? Для тех, кто имеет хотя какое-нибудь понятие о философии, тетрадка г. Татаринова будет
только забавна; а те, которые о философии не имеют никакого понятия, ровно ничего не поймут в ней, в
этой тетрадке.
Стр.1