Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Стопами святых апостолов

Стопами святых апостолов Стопами святых апостолов. Эгейский регион 2011-2012 2012 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
Страниц76
ID256570
АннотацияС 2009 года в Смоленской православной духовной семинарии издается церковно-исторический альманах «Стопами святых апостолов», материалы для которого собираются и анализируются в ходе паломнических и археологических поездок преподавателей и студентов семинарии в Малую Азию, Египет, Грецию и Тунис. Работая над различными темами альманаха, участники проекта отмечали, что описывать только апостольскую деятельность во всех выпусках не представляется возможным. Если в Малой Азии и Греции апостольская миссия очевидна, то относительно Египта и тем более Туниса можно объективно говорить лишь о миссии раннехристианской, которую осуществляли ближайшие последователи святых апостолов. С целью продолжения работы над проектом, который является одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности семинарии и объединяющей силой для преподавателей и студентов, было решено, не изменяя общей концепции изложения материала, познакомить читателя с особенностями распространения христианства на обширных пространствах Средиземноморья в римский и византийский периоды.
Стопами святых апостолов : Церковно-исторический альманах Смоленской Православной Духовной семинарии .— : Смоленская православная духовная семинария .— 2012 .— Стопами святых апостолов. Эгейский регион 2011-2012 .— 76 с. — URL: https://rucont.ru/efd/256570 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ АНТИЧНОСТЬ И ХРИСТИАНСТВО В ЭГЕЙСКОМ РЕГИОНЕ 2011–2012 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ СТОПАМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ЭГЕЙСКИЙ РЕГИОН 2012 УДК [379.8+271.2](560+495) ББК 86,37 + 75.81 К14 Издается по благословению Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Смоленского и Вяземского Учредитель: Смоленская православная духовная семинария Казаков М.М. <...> К14 Стопами святых апостолов: античность и христианство в Эгейском регионе. <...> 2011–2012: церковно-исторический альманах Смоленской православной духовной семинарии / авт. <...> ISBN 978-5-9902770-4-5 Редколлегия: протоиерей Георгий Урбанович (гл. редактор), Л.Н. Урбанович, О.Г. Ребизов, М.М. Казаков Выпускающий редактор: М.М. Казаков Текст: М.М. Казаков, протоиерей Георгий Урбанович (вступ. статья) Фото: протоиерей Георгий Урбанович, М.М. Казаков, Д.М. Казаков Верстка, дизайн: В.А. Филиппенков Корректоры: К.Н. Апазиди, Л.В. Бушуева Адрес редакции: 214000, Смоленск, ул. <...> Содержание: ВВЕДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРИЕНЕ МИЛЕТ ДИДИМЫ 6. <...> РОДОС • История Родоса 6 • Раннехристианский Родос 20 34 50 66 • Раннехристианские и византийские памятники Родоса • Рыцарский Родос и период турецкого владычества • Итальянский Родос • Православные церкви и монастыри Родоса нового и новейшего времени 101 104 119 128 131 84 87 Введение Введение «Стопами святых апостолов», материалы для которого собираются и анализируются в ходе паломнических и археологических поездок преподавателей и студентов семинарии в Малую Азию, Египет, Грецию и Тунис. <...> Работая над различными темами альманаха, участники проекта отмечали, что описывать только апостольскую деятельность во всех выпусках не представляется возможным. <...> Если в Малой Азии и Греции апостольская миссия очевидна, то относительно Египта и тем более Туниса можно объективно говорить лишь о миссии раннехристианской, которую осуществляли ближайшие <...>
Альманах_Стопами_святых_апостолов_Стопами_святых_апостолов._Эгейский_регион_2011-2012_0.pdf
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ АНТИЧНОСТЬ И ХРИСТИАНСТВО В ЭГЕЙСКОМ РЕГИОНЕ 2011–2012 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ СТОПАМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ЭГЕЙСКИЙ РЕГИОН 2012
Стр.1
УДК [379.8+271.2](560+495) ББК 86,37 + 75.81 К14 Издается по благословению Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Смоленского и Вяземского Учредитель: Смоленская православная духовная семинария Казаков М.М. К14 Стопами святых апостолов: античность и христианство в Эгейском регионе. 2011–2012: церковно-исторический альманах Смоленской православной духовной семинарии / авт.: М.М. Казаков и протоиерей Г. Урбанович; гл. ред. протоиерей Г. Урбанович. — Смоленск: Смоленская православная духовная семинария, 2012. – 152 с.: цв. ил. – Библиогр. в конце тем. ISBN 978-5-9902770-4-5 Редколлегия: протоиерей Георгий Урбанович (гл. редактор), Л.Н. Урбанович, О.Г. Ребизов, М.М. Казаков Выпускающий редактор: М.М. Казаков Текст: М.М. Казаков, протоиерей Георгий Урбанович (вступ. статья) Фото: протоиерей Георгий Урбанович, М.М. Казаков, Д.М. Казаков Верстка, дизайн: В.А. Филиппенков Корректоры: К.Н. Апазиди, Л.В. Бушуева Адрес редакции: 214000, Смоленск, ул. Тимирязева, 5, Смоленская православная духовная семинария. Тел.: (4812) 394276, 382654. E-mail: seminary@sci.smolensk.ru http://www.smolensk-seminaria.ru ISBN 978-5-9902770-4-5 Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии «Август Борг». 105264, Москва, ул. Верхняя Первомайская, д.47, корп.11. © Смоленская православная духовная семинария УДК [379.8+271.2](560+495) ББК 86,37 + 75.81 эгЕЙСКИЙ РЕгИОН • 2011-2012 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ СМОЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ 1. 2. 3. 4. 5. Содержание: ВВЕДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРИЕНЕ МИЛЕТ ДИДИМЫ 6. АФРОДИСИАС 4 7. РОДОС • История Родоса 6 • Раннехристианский Родос 20 34 50 66 • Раннехристианские и византийские памятники Родоса • Рыцарский Родос и период турецкого владычества • Итальянский Родос • Православные церкви и монастыри Родоса нового и новейшего времени 101 104 119 128 131 84 87
Стр.2
Введение Введение «Стопами святых апостолов», материалы для которого собираются и анализируются в ходе паломнических и археологических поездок преподавателей и студентов семинарии в Малую Азию, Египет, Грецию и Тунис. Работая над различными темами альманаха, участники проекта отмечали, что описывать только апостольскую деятельность во всех выпусках не представляется возможным. Если в Малой Азии и Греции апостольская миссия очевидна, то относительно Египта и тем более Туниса можно объективно говорить лишь о миссии раннехристианской, которую осуществляли ближайшие последователи святых апостолов. С целью продолжения работы над проектом, который является одним из основных направлений научно-исследовательской деятельности семинарии и объединяющей силой для преподавателей и студентов, было решено, не изменяя общей концепции изложения материала, познакомить читателя с особенностями распространения христианства на обширных пространствах Средиземноморья в римский и византийский периоды. С 2009 года в Смоленской православной духовной семинарии издается церковно-исторический альманах Данный номер альманаха посвящен малоазийским городам Эгейского региона — Приене, Милету, Дидимам и Афродисиасу, а также острову Родос. Следует отметить, что в некоторых из этих мест побывал святой апостол Павел, и распространение христианства здесь начиналось именно с апостольской миссии. Учитывая богатейшую историю этих мест в античный период, представляется необходимым сделать дохристианский религиозноисторический экскурс по каждому региону. Это позволяет лучше понять и ярче оттенить и остроту противостояния христианства и умирающего язычества, и бесстрашное дерзновение Церкви. Основной церковно-археологический аспект альманаха затрагивает непростую тему взаимоотношений христианства и язычества в IV–V веках. На примере памятников археологии и архитектуры исследуется интересный феномен десакрализации язычества в Эгейском регионе, сопровождавшийся не только использованием существовавших зданий и сооружений христианами, но и становлением христианского храмового зодчества. 4 5
Стр.3
Становление христианской храмовой архитектуры Становление христианской храмовой архитектуры Храм Сераписа и Изиды (II в.), обращенный в церковь ап. Иоанна (IV–V вв.). Пергам О дним из наиболее важных аспектов исследования христианизации Римской империи является изучение археологических памятников и артефактов IV–VI веков, наглядно указывающих на формирование христианской культурной и архитектурной традиции. Рассматривая вопрос о христианском храмостроительстве, следует отметить, что до издания Миланского эдикта в 313 году о постройке церквей в собственном смысле слова говорить, скорее всего, невозможно. Христиане, будучи непризнанной государством религиозной группой, собирались на богослужения в пещерах, катакомбах или частных домах. Строительство самых первых церквей как особых богослужебных сооружений относится к периоду правления Константина Великого, и здесь необходимо заметить, что, воздвигая свои храмы, христиане как в Малой Азии, так и в других регионах Римской империи не стремились к разрушению языческих культовых зданий. Напротив, многие храмы дохристианской постройки, сохранившиеся до нашего времени, уцелели благодаря тому, что их обратили в церкви. Обращением языческих храмов в христианские церкви выполнялась двойная задача. Во-первых, поскольку христианство не было религией узкой группы «посвящённых», оно нуждалось в зданиях, способных вместить большое собрание верующих. Для этих целей в наибольшей мере подходили значительные по величине сооружения — базилики* — 6 административные и общественные здания, широко распространенные в римский период. Этот тип архитектуры оказался наиболее характерным для христианских храмов Запада империи, несмотря на то, что римляне переняли этот тип строения у греков. В богатых же городах Анатолии Базилика (греч. βασιλική — дом басилевса), прямоугольное в плане здание. В гомеровскую эпоху Древней Греции словом «басилевс» (греч. Βασιλέυς) называли царя или родовую аристократию, а в период формирования полисного строя этим термином стали обозначать одного из правителей-архонтов (греч. αρχόντες). Греческие архонтыбасилевсы выполняли свои обязанности в специальных зданиях: принимали посетителей, решали спорные дела, заключали договоры. Базилики стали строить также и в Риме как общественные здания. По одной из версий происхождения христианского храма, такие базилики служили первыми помещениями для церковных собраний. В более широком значении базиликальной постройкой называют любое удлиненное здание, имеющее крышу. 7
Стр.4
Становление христианской храмовой архитектуры Частный дом с церковью-баптистерием. Сбейтла, Северная Африка ещё в эллинистический период были построены самые разнообразные по форме и величине храмы восточных богов. Эти здания, перестроенные и обращённые в церкви в IV–V веках, не только позволили христианам обрести места для молитвы, но и послужили основой для развития восточного храмового зодчества. Во-вторых, исторически зафиксировано немного прямых столкновений Церкви и язычества в очень непростой период «сосуществования» от Миланского эдикта 313 года до указа императора Феодосия «о запрете языческих собраний» 392 года. Христиане избрали не только самый сложный, но и самый действенный путь во взаимоотношениях с умирающим язычеством — не противостояния, а десакрализации язычества изнутри. Археологические раскопки в Малой Азии свидетельствуют о том, что уже в конце IV века многие «почитаемые святыни» античного мира стали христианскими церквами. Бесстрашно совершая богослужение в языческих храмах, христиане не просто «обращали» их в церкви, но реально провозглашали этим победу над язычеством. Говоря о малоазийских античных храмах и гражданских базиликах, обращенных в христианские церкви из языческих построек, представляется необходимым сделать небольшой историкоархеологический экскурс и проследить становление раннехристианской архитектуры. 8 В исследованиях по истории архитектуры порой утверждается, что христианская церковь как здание получила развитие из маленьких часовен (мартириумов*) над могилами мучеников и святых. Иногда её устройство выводят из грекоримского частного дома перистильной* конструкции, иногда — из языческого храма и т.д. Долгое время в научной литературе была распространена точка зрения, что родиной христианского храма является Запад империи, и прежде всего Рим. Грот апостола Павла. Ефес Мартириум (греч. μαρτύριον — свидетельство, поручительство), мемориальное сооружение, памятник в честь первых христианских мучеников. Перистиль (греч. περίστύλος — окружённый колоннами), открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Перистильный двор — это составная часть большинства жилых и общественных строений периода античности, известен с IV века до н. э. и является составной частью греко-римского дома. В современной литературе, основывающейся на археологических раскопках в Сирии, Малой Азии и Палестине, акценты в этом вопросе всё более смещаются в пользу версии восточного происхождения христианской архитектуры. При переходе от Поздней античности к Византии существовали самые разнообразные архитектурные типы, которые, взаимно пересекаясь, влияли друг на друга и перерождались. Сегодня можно считать доказанным, что архитектурно древнехристианский храм унаследовал основные черты базилики эллинистического типа — здания, которое в языческие времена могло быть использовано как в светских, так и в религиозных целях. В качестве одного из наиболее ярких примеров так называемой «восточной школы римской архитектуры», оказавшей влияние на христианское храмостроительство, обычно приводят базилику дворца Диоклетиана в Спалато (Сполетто). Действительно, архитектура этого здания, построенного в III веке, имеет ряд характерных деталей, получивших развитие в раннехристианских постройках как на Западе, так и на Востоке. Малоазийские христианские церкви IV–VI веков, перестроенные из языческих храмов в Дидимах, Афродисиасе, Ефесе или Пергаме, в большей или меньшей мере отражали именно этот архитектурный тип базилики эллинистического образца. В западной части такие церкви обычно имели окружённый колоннадными портиками открытый двор, во многом повторявший конструкцию эллинистического перистиля. В IV веке этот церковный двор с фонтаном для омовения посередине стали называть на античный манер атриумом*. В древнехристианской базилике атриум являлся только вводной частью здания и был связан входными вратами с нартексом* (притвором) Атриум (лат. atrium, от ater — закопчённый, чёрный, то есть помещение, почерневшее от копоти), центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища, представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. Нартекс (греч. νάρθηξ — ларец, коробочка), пристройка с западной стороны храма. В раннехристианских базиликах — поперечная галерея у западной оконечности нефа. К нартексу примыкал атриум. В русской церковной архитектуре нартекс получил название притвор. 9
Стр.5
Становление христианской храмовой архитектуры и наосом* (главным залом). Характерная особенность данного архитектурного стиля — большая вытянутость здания в длину. Интерьеры древнейших храмов, перестроенных из языческих зданий, во многом повторяли конструкцию базилики — расчленение внутреннего пространства на три нефа* двумя рядами колонн, причём средний неф был шире боковых. Получались как бы два поставленных друг напротив друга портика, напоминающих портики и колоннады, обрамлявшие главные улицы античных городов. Сходство христианской базилики с эллинистическими портиками усиливается ещё тем, что боковые нефы-портики имели входы с двух сторон здания, так что посетитель, гуляя по улицам города, мог войти в храм с одной стороны, а выйти — с другой. Такая планировка наблюдается и в некоторых современных католических храмах. В древнехристианской базилике композиция её главного зала была строго подчинена основной направленности к апсиде*, которая завершала центральный неф на стороне, противоположной входу. Колоннады боковых нефов формировали конструкцию второго этажа — это были длинные, узкие балконы (хоры) справа и слева от центрального нефа. Ещё одна грань изучения раннехристианских храмов на основе археологических исследований — это вопрос о направленности здания относительно сторон света. Наос (греч. ναός — внутренняя центральная часть храма), центральное помещение античного храма, в котором находилась статуя божества. В средневековье эта часть получила название неф. Неф (лат. navis — корабль), главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды, а в западной — нартексом, или притвором. Поперечная часть храма, образующая крестообразный план, именуется трансептом. Апсида (греч. αψίς, ιδος — свод, дуга ), полукруглый выступ здания. В христианском храме — полукруглый или многогранный выступ в восточной части базилики, где устанавливали алтарь. Как языческие храмы, так и римские базилики не имели преобладающей ориентации на какую-то сторону света, хотя римский архитектор и инженер Витрувий (I век до н. э.) в своём сочинении «Десять книг об архитектуре» пытался вывести некую общую концепцию: «Если никакие обстоятельства не препятствуют и предоставляется свобода выбора, то храм вместе с изваянием, помещающимся в целле*, должен быть обращён к вечерней стороне неба, чтобы взоры приходящих к алтарю для жертвоприношений или совершения богослужения обращены были к восточной части неба и к находящемуся в храме изваянию, и таким образом, дающие обеты созерцали храм и восток неба, а самые изваяния представлялись внимающими и взирающими на просящих и молящихся, почему и представляется необходимым, чтобы все алтари богов были обращены на восток». Витрувий 4. V Целла (лат. cella — комнатка), в античПлан и интерьер раннехристианской базилики ности — маленькая комнатка, кладовая. В древнеримском храме — главное помещение, святилище, где находилась статуя божества, то же, что у греков наос. Базилика дворца Диоклетиана в Спалато (Сполетто), Хорватия (III в.) Атриум базилики св. Амвросия в Милане 10 11
Стр.6
Становление христианской храмовой архитектуры Свидетельство Витрувия приводит многих историков в недоумение, так как его можно понимать по-разному. Лишь только принимая во внимание опыт археологических исследований целого ряда регионов бывшей Римской империи, можно делать определенные выводы. Римские гражданские базилики чаще всего были ориентированы на запад: правитель восседал на троне в апсиде (западной части), а вдоль нефа, обычно разделенного рядами колонн, к нему шли просители. Такое устройство унаследовали древнейшие западные церкви, главным образом римские и североафриканские, в возвышенности апсиды западной части которых устанавливался христианский алтарь. Такая ориентация представлена в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане. В «Апостольских постановлениях» (2, 57, 3) описана церковь, обращенная на восток фасадом, то есть с алтарем на западе. Такого рода храмы преобладали на Западе до середины V века, тогда как на Востоке, напротив, обычным являлось расположение апсиды в восточной части храма, а фасада — в западной. Церкви, ориентированные на запад, существовали и на Востоке, но, по-видимому, их было немного. В середине V века папа Лев I Великий с осуждением отмечал, что римляне, входящие в базилику св. Петра, поворачивались на восток для приветствия восходящего солнца, оказываясь, таким образом, спиной к престолу. Говоря о том, что язычники поклоняются солнцу, папа указывает, что так же поступают и некоторые христиане, которые «воображают, что ведут себя благочестивым образом, когда, прежде чем войти в базилику св. апостола Петра, посвященную единому Богу живому и истинному, поднявшись на ступеньки, ведущие на верхнюю площадку [в атриум], поворачиваются всем телом, обращаясь к восходящему солнцу, и, согнув шею, кланяются, дабы почтить сияющее светило» (Sermo XXVII: In Nativitate VII. 4). Говоря о расположении языческих храмов и поясняя слова Витрувия, необходимо, прежде всего, отметить, что в самом пространстве храма никаких жертвоприношений быть не могло. Археологические раскопки свидетельствуют, что жертвенный алтарь значительных размеров всегда находился вне храма (святилища) на специальной площадке — теменосе* — и все культовые действия проводились снаружи под открытым небом (ср. 3 Цар. 7. 12). Теменос (греч. τίμηνος — почтенный участок), в древнегреческой архитектуре — священный участок земли, окруженный оградой, мраморной стеной, в центре которого находился храм, посвященный определенному божеству. Считалось, что, находясь в теменосе, человек может почувствовать присутствие этого божества. План церкви Пресвятой Богородицы (Двойная Церковь) в Ефесе. II–III вв. Базилика в честь императора Адриана 4. Атриум (внутренний двор) 3–2–1. Центральный неф с апсидой, ориентированные на запад IV–V вв. Церковь Пресвятой Богородицы 1. Атриум 2. Нартекс 3–4. Центральный неф с апсидой и двумя боковыми приделами, ориентированные на восток 5. Баптистерий Целла со статуей божества и небольшим алтарём (не для жертвоприношений) находилась в противоположной стороне, то есть в святилище храма (ср. 3 Цар. 8. 9 — кадильный алтарь в святилище Иерусалимского храма). Практически все открытые античные храмы Малой Азии имеют ориентацию святилища со статуей божества в апсиде на восток и жертвенного алтаря и фасада храма на запад (храмы Артемиды в Ефесе, Сардисе и Магнезии, Сераписа и Изиды в Пергаме, Афродиты в Афродисиасе). Противоположное направление (святилище — алтарь) имеют лишь два известных храма — Аполлона в Дидимах и Афины в Приене. Древняя традиция молиться лицом на восток постепенно стала преобладающей на христианском Востоке, а историко-археологические исПлан церкви св. Иоанна Богослова (IV–VI вв.) 1. Алтарь над гробницей св. Иоанна Богослова 2. Внутренняя апсида и пресвитериум 3. Амвон (солея) 4–5. Северный и южный приделы 6. Главный неф 7. Нартекс 8. Атриум 9. Внешняя апсида и храмовый некрополь 10. Баптистерий следования в Западной Анатолии свидетельствуют о закреплении этой традиции в христианской архитектуре. Археологические находки позволяют воссоздать устройство такого храма. К апсиде с алтарём, расположенным в восточной части храма, вели два ряда колонн, которые разделяли средний и боковые нефы. Между открытым двором (атриумом) и нефами храма располагался вытянутый в ширину нартекс (притвор), предназначенный для оглашенных (катехуменов). Из нартекса можно было войти в храм и в атриум и выйти на две стороны улицы. В некоторых храмах центральный неф дополнялся поперечным нефом, разрезавшим конструкцию храма перед алтарной частью (позднее эта часть будет названа трансептом). 12 13
Стр.7
Становление христианской храмовой архитектуры Древнейшей церковью подобного типа, видимо, следует считать храм апостола Иоанна Богослова в Ефесе. Средокрестие из нефов этого храма располагалось прямо над крестообразной гробницей апостола Иоанна. В древнейшие времена здесь находился мартириум с престолом в центральной части, в IV веке на этом месте воздвигли трёхпридельную церковь крестообразной формы, приделы которой повторяли форму гробницы св. Иоанна. В VI веке храм был значительно увеличен, но не утратил своей первоначальной структуры (по примеру Ефесской конструкции в Константинополе был построен храм Святых Апостолов). Во всех малоазийских храмах IV–VI веков пространство храма (наоса) было отделено от пространства алтарной части рядом колонн, находящихся на небольшом возвышении, при этом алтарное пространство было открытым. В некоторых храмах сохранились невысокие (около 1 м) мраморные панели с изображением креста, которые монтировались в нижней части колонн алтаря и создавали визуальное преградие. Архитектурная конструкция (темплон*), отделявшая храм от алтаря, Алтарная часть церкви Пресвятой Богородицы. Ефес Темплон (греч. τέμπλον — алтарная преграда, лат. templum — храм, святилище), в византийских храмах невысокая мраморная преграда, композиция с колоннами и архитравом, отделяющая алтарную часть — апсиду — от наоса или главного нефа. Архитрав (греч. αρχή — главный и лат. trabs — балка), горизонтальная балка, опирающаяся на вертикальные опоры: столбы, колонны или пилоны. Солея (греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол), возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, таким образом, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Солея служит как бы просцениумом для богослужения. обычно состояла из нескольких колонн высотой до 4 м и архитрава* сверху, центральный вход в алтарь порой выполнялся в виде фронтона или арочной структуры. От алтарной части до середины храма проходила узкая возвышающаяся полоса, впоследствии получившая название солеи*. В конце солеи, то есть в середине храма, устанавливалась кафедра (амвон*) — мраморное возвышение для чтения Священного Писания. Подтверждением этого служат сохранившиеся мраморные фрагменты кафедры и амвона на руинах епископальной церкви V века в Приене. Алтарная часть древнейших малоазийских церквей также имела свои особенности: престол находился под «сенью», поддерживаемой четырьмя колоннами. Эта конструкция впоследствии стала обычной для кафедральных соборов. В полукружие апсиды «вписан» многоярусный синтронон* (пресвитериум) с архиерейским креслом в центре, напоминающий конструкцию кавеа — сектора зала для зрителей — греко-римского одеона (ср. Откр. 4, 4: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца…»). Амвон епископальной церкви (V-VI вв.). Приене Амвон (греч. Άμβων — возвышение), в раннехристианских базиликах — возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие. В православных храмах амвон — полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса. Синтронон (греч. Συνθρόνον — сопрестолие), скамья для духовенства, идущая вдоль стены главной апсиды храма (иногда — пресвитериум). В некоторых церквах в центре синтронона размещался епископский трон (кафедра). В некоторых случаях синтронон отделен от апсидной стены узким проходом. Может состоять из одной, двух или нескольких ступеней. 14 15
Стр.8
Становление христианской храмовой архитектуры Алтарная часть церкви свт. Николая в Мирах Ликийских (IV–VI вв.) Церковь св. Елены (V-VI вв.). Икония Описанный тип раннехристианского храмабазилики распространился в V–VI веках по всей Византийской империи, в различных частях которой можно проследить всевозможные варианты основного архитектурного типа. В Малой Азии различия во внешнем и внутреннем устроении церквей объясняются, скорее всего, непростым вопросом «обращения» языческих храмов в христианские. В Афродисиасе, Пергаме или Дидимах техническая (архитектурная) сторона обращения и десакрализации известных храмов решалась по-разному. Где-то церковь строилась внутри (в целле) бывшего языческого храма без нарушения его основных пропорций и конструкции (Дидимы, Пергам), где-то «выходила» за пределы храма и серьёзно изменяла его первоначальное устройство (церковь в Афродисиасе, церковь Пресвятой Богородицы в Ефесе). Изучение археологических памятников и анализ литературы показывают, что тема становления и развития христианской символики и архитектуры в IV–VI веках, несомненно, является в определённом смысле ключом ко многим вопросам раннехристианской истории. Современные археологические раскопки и научные описания церквей в городах Эгейского региона позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты формирования христианской храмовой традиции. Литература • Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 2009. • Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М., 2002. • Васильева Т.М. Чатеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас / ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2000. • Всеобщая история архитектуры. Т. III: Архитектура Восточной Европы. Л., 1963. • Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006. • Шуази Огюст. Всеобщая история архитектуры. М., 2009. • Akurgal E. Ancient Civilization and Ruins of Turkey. Istanbul, 2007. • Buyukkolanci M. The Life and the Monument of St. John. Efes, 2000. • Cimok F. A Guide to the Seven Churches. Istanbul, 2009 • Cormack R. Temple as Cathedral. Ann Arbor, 1990. • Karwiese S. The Church of Mary and the Temple of Hadrian Olympos in Ephesos. Cambridge, 1970. • McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, 1991. • Trombley F.R. Hellenic Religion and Christianization. Leiden, 1994. 16 17
Стр.9
Античность и христианство в Эгейском регионе 18 19
Стр.10