Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2012 Шевченко С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета Шевченко О.О. <...> РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Вопросы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, практически не исследовались в России до начала социально-экономических преобразований. <...> Это связано с тем, что в советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности предприятия как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу известных причин не уделялось должного внимания. <...> В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней концентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. <...> В условиях становления и формирования конкурентной среды на внутреннем рынке России категория «конкурентоспособность предприятия» будет незамедлительно востребована практикой вследствие своей роли и значимости. <...> Рассмотрение данной проблемы непосредственно связано с понятиями конкуренции и конкурентоспособности. <...> Всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский <...> предлагает разделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуровень (отрасли промышленности и их комплексы) и макроуровень (страна и международные организации) [1]. <...> Что касается понятия конкурентоспособности на микроуровне, то следует отметить неоднозначность его с позиции разных авторов (таблица 1). <...> Это обстоятельство обусловлено следующими факторами: неразработанностью методологических и методических подходов, что приводит к различным исходным позициям исследователей <...>