Разгадка одной из тайн Туринской плащаницы анской святыне Туринской плащанице. <...> На этом полотне отчетливо видны два желтовато-коричневых отпечатка обнаженного мужского тела, расположенных симметрично, голова к голове. <...> (Подробно об этой святыне рассуждал Л.И.Верховский в журнале «Химия и жизнь», 1991, ¹12. <...> ) Ученых же волнуют два вопроса: когда было сделано изображение и каким способом. <...> М Результаты, полученные участниками обширного исследовательского проекта по изучению Туринской плащаницы в 90-х годах XX века, показали, что изображение тела создают небольшие потемневшие участки на льняных волокнах, которые расположены в верхних секторах нитей на поверхности ткани. <...> С нижней стороны волокна, а также в местах, где нити пересекаются между собой, образуя основу ткани, никаких потемнений нет. <...> Адлером, химиком из Университета Западного Коннектикута (США), показали, что участки льняных волокон потемнели в результате дегидратации, то есть обезвоживания целлюлозы, входящей в состав клеточных стенок. <...> Когда ее содержание становится меньше 10% от массы сухого волокна, оно начинает необратимо терять свои ценные свойства: становится менее гибкими, а белизна поверхности уменьшается. <...> Романезе и его коллеги из Туринского университета пред38 ало кто в наше время не слышал о древней христиположили, что отпечаток на ткани мог возникнуть из-за химического взаимодействия находившихся на теле веществ с водой и целлюлозой волокон. <...> Это вещества, которые были использованы при бальзамировании, и вещества, выделенные с человеческим потом. <...> Однако попытки ученых в опытах с льняными тканями экспериментально только за счет химического взаимодействия создать изображение, подобное отпечатку на плащанице, не дали положительного результата. <...> Литл из британского Центра ядерной энергетики (AERE) был сделан вывод, что это изображение могло возникнуть из-за какого-то неизвестного процесса, который ускорил необратимую дегидратацию <...>