Многоликий враг, многоликий друг Три года назад авторы рассказали о роли трения в современной технике («Химия и жизнь», 2003, ¹ 9). <...> Эта статья посвящена важнейшему следствию трения износу. <...> Трение и износ То и другое различные проявления одного процесса: относительного движения контактирующих тел. <...> Трение его энергетическая составляющая, а износ материальная: изменение массы и размеров трущихся тел. <...> Однако при самой тесной связи корреляция между трением и изнашиванием мала: трение может быть велико, а износ незначителен. <...> Величина износа, отнесенная к единице пути трения, называется его интенсивностью. <...> Она зависит от многих факторов: нагрузки, скорости скольжения, температуры, свойств трущихся материалов, наличия или отсутствия смазки, состава окружающей среды и т. д. <...> Все эти факторы действуют совместно, поэтому порой их трудно бывает разделить, хотя иногда удается определить главный, ответственный за вид и интенсивность изнашивания. <...> Механическая вызвана сопротивлением материала деформации при относительном движении контактирующих шероховатых поверхностей. <...> Молекулярная компонента соответствует преодолению сцепления поверхностей, то есть поверхностных сил. <...> Усталостное изнашивание определяется в основном деформацией материала при трении, в то время как адгезионное изнашивание обусловлено действием поверхностных сил. <...> Существует множество видов изнашивания, но полной их классификации до сих пор нет. <...> Поломки в результате износа одна из самых острых проблем современной техники. <...> Именно изнашиванием часто лимитируется работоспособность трущихся узлов, в частности, потому, что истирание даже тонкого поверхностного слоя детали может приводить к полной потере работоспособности. <...> Например, густой шлейф дыма из выхлопных труб автомобилей это, как правило, результат износа поршневых колец двигателя, а микроскопический износ электрических контактов может привести к отказу цепей управления <...>