В. Г. Белинский
Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета
Белинский В. Г. Собрание сочинений. <...> Во вторник, 12 апреля, г. Каратыгин явился на московской сцене в роли Гамлета. <...> Не будем
говорить, что, после игры Мочалова, г. Каратыгину предстоял подвиг трудный,“ в этом никто не
сомневается; не будем и сравнивать игры первого с игрою последнего: это дело не касается Мочалова, так же как и Мочалов не касается этого дела... <...> Скажем только, что, во-первых, г. Каратыгин совершенно
переменил характер своей игры, и переменил к лучшему; а во-вторых, что он показал чудо искусства, если под словом “искусство“ должно разуметь не творчество, а умение, приобретенное навыком и
ученьем... <...> Фарсов, за которые прежде так справедливо упрекали г. Каратыгина его противники, мы на
этот раз заметили гораздо меньше;1 но когда человек, не чувствуя в душе движения страсти, говорит
такие слова и таким голосом, источником которых может быть только одна страсть, то, по
необходимости, будет делать фарсы, как бы ни был далек от всякого желания делать их и как бы ни
старался быть простым и естественным. <...> Чувство, вдохновение, талант, гений -- они даются
природою даром, и часто, как говорит Сальери Пушкина, Не в награду
Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений... <...> Что делать! -- повторяем мы: Моцарт и Сальери не единственный пример, доказывающий эту
истину... <...> Мы уверены, что с нами согласится всякий, кто был 12 апреля в театре2 и кто помнит, что во
втором акте, где Гамлет читает стихи из плохой трагедии, публика с жаром аплодировала г. Каратыгину, а вслед за этим с таким же жаром аплодировала г. Волкову, игравшему роль комедиянта и читавшему
стихи из той же смешной трагедии: что это значит? <...> ..
Отчета об игре г. Каратыгина мы отдавать не будем: мы не хотим огорчать благородного артиста, который так пламенно любит свое искусство и с таким самоотвержением изучает его: для нас гораздо
легче высказать горькую правду такому актеру, которому природа <...>
Г-н_Каратыгин_на_московской_сцене_в_роли_Гамлета.pdf
В. Г. Белинский
Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
Во вторник, 12 апреля, г. Каратыгин явился на московской сцене в роли Гамлета. Не будем
говорить, что, после игры Мочалова, г. Каратыгину предстоял подвиг трудный,-- в этом никто не
сомневается; не будем и сравнивать игры первого с игрою последнего: это дело не касается Мочалова,
так же как и Мочалов не касается этого дела... Скажем только, что, во-первых, г. Каратыгин совершенно
переменил характер своей игры, и переменил к лучшему; а во-вторых, что он показал чудо искусства,
если под словом "искусство" должно разуметь не творчество, а умение, приобретенное навыком и
ученьем... Фарсов, за которые прежде так справедливо упрекали г. Каратыгина его противники, мы на
этот раз заметили гораздо меньше;1 но когда человек, не чувствуя в душе движения страсти, говорит
такие слова и таким голосом, источником которых может быть только одна страсть, то, по
необходимости, будет делать фарсы, как бы ни был далек от всякого желания делать их и как бы ни
старался быть простым и естественным. Что делать! Чувство, вдохновение, талант, гений -- они даются
природою даром, и часто, как говорит Сальери Пушкина,
Не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений...
А озаряют голову безумца,
Гуляки праздного...
истину...
Что делать! -- повторяем мы: Моцарт и Сальери не единственный пример, доказывающий эту
Мы уверены, что с нами согласится всякий, кто был 12 апреля в театре2 и кто помнит, что во
втором акте, где Гамлет читает стихи из плохой трагедии, публика с жаром аплодировала г. Каратыгину,
а вслед за этим с таким же жаром аплодировала г. Волкову, игравшему роль комедиянта и читавшему
стихи из той же смешной трагедии: что это значит?.. Не знаем: по крайней мере над этим можно думать и
надуматься...
Отчета об игре г. Каратыгина мы отдавать не будем: мы не хотим огорчать благородного артиста,
который так пламенно любит свое искусство и с таким самоотвержением изучает его: для нас гораздо
легче высказать горькую правду такому актеру, которому природа подарила гений, а собственное
нерадение вредит в безусловном успехе;3 в третьей книжке "Наблюдателя" наши читатели прочтут
подробный отчет об игре Мочалова и тогда лучше поймут то, что мы сказали в этих немногих строках.
Мы уверены, что в "Уголино" г. Каратыгин был превосходен, выше всякого сравнения с Мочаловым,
потому что роль Нино совершенно по нем и дает ему полную возможность развернуть все свое
искусство. У всякого поэта должен быть свой актер: г. Каратыгин может делить с г. Полевым славу
создания "Уголино" 4.
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В тексте примечаний приняты следующие сокращения:
Белинский, АН СССР -- В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., тт. I-- XIII.М., Изд-во АН СССР, 1953
Стр.1