Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета

0   0
Первый авторБелинский Виссарион Григорьевич
Страниц2
ID2465
Кому рекомендованоТеатральная критика
Белинский, В.Г. Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета : Статья / В.Г. Белинский .— 1838 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Г. Белинский Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета Белинский В. Г. Собрание сочинений. <...> Во вторник, 12 апреля, г. Каратыгин явился на московской сцене в роли Гамлета. <...> Не будем говорить, что, после игры Мочалова, г. Каратыгину предстоял подвиг трудный,“ в этом никто не сомневается; не будем и сравнивать игры первого с игрою последнего: это дело не касается Мочалова, так же как и Мочалов не касается этого дела... <...> Скажем только, что, во-первых, г. Каратыгин совершенно переменил характер своей игры, и переменил к лучшему; а во-вторых, что он показал чудо искусства, если под словом “искусство“ должно разуметь не творчество, а умение, приобретенное навыком и ученьем... <...> Фарсов, за которые прежде так справедливо упрекали г. Каратыгина его противники, мы на этот раз заметили гораздо меньше;1 но когда человек, не чувствуя в душе движения страсти, говорит такие слова и таким голосом, источником которых может быть только одна страсть, то, по необходимости, будет делать фарсы, как бы ни был далек от всякого желания делать их и как бы ни старался быть простым и естественным. <...> Чувство, вдохновение, талант, гений -- они даются природою даром, и часто, как говорит Сальери Пушкина, Не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений... <...> Что делать! -- повторяем мы: Моцарт и Сальери не единственный пример, доказывающий эту истину... <...> Мы уверены, что с нами согласится всякий, кто был 12 апреля в театре2 и кто помнит, что во втором акте, где Гамлет читает стихи из плохой трагедии, публика с жаром аплодировала г. Каратыгину, а вслед за этим с таким же жаром аплодировала г. Волкову, игравшему роль комедиянта и читавшему стихи из той же смешной трагедии: что это значит? <...> .. Отчета об игре г. Каратыгина мы отдавать не будем: мы не хотим огорчать благородного артиста, который так пламенно любит свое искусство и с таким самоотвержением изучает его: для нас гораздо легче высказать горькую правду такому актеру, которому природа <...>
Г-н_Каратыгин_на_московской_сцене_в_роли_Гамлета.pdf
В. Г. Белинский Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840. Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной. М., "Художественная литература", 1977. OCR Бычков М. Н. Во вторник, 12 апреля, г. Каратыгин явился на московской сцене в роли Гамлета. Не будем говорить, что, после игры Мочалова, г. Каратыгину предстоял подвиг трудный,-- в этом никто не сомневается; не будем и сравнивать игры первого с игрою последнего: это дело не касается Мочалова, так же как и Мочалов не касается этого дела... Скажем только, что, во-первых, г. Каратыгин совершенно переменил характер своей игры, и переменил к лучшему; а во-вторых, что он показал чудо искусства, если под словом "искусство" должно разуметь не творчество, а умение, приобретенное навыком и ученьем... Фарсов, за которые прежде так справедливо упрекали г. Каратыгина его противники, мы на этот раз заметили гораздо меньше;1 но когда человек, не чувствуя в душе движения страсти, говорит такие слова и таким голосом, источником которых может быть только одна страсть, то, по необходимости, будет делать фарсы, как бы ни был далек от всякого желания делать их и как бы ни старался быть простым и естественным. Что делать! Чувство, вдохновение, талант, гений -- они даются природою даром, и часто, как говорит Сальери Пушкина, Не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений... А озаряют голову безумца, Гуляки праздного... истину... Что делать! -- повторяем мы: Моцарт и Сальери не единственный пример, доказывающий эту Мы уверены, что с нами согласится всякий, кто был 12 апреля в театре2 и кто помнит, что во втором акте, где Гамлет читает стихи из плохой трагедии, публика с жаром аплодировала г. Каратыгину, а вслед за этим с таким же жаром аплодировала г. Волкову, игравшему роль комедиянта и читавшему стихи из той же смешной трагедии: что это значит?.. Не знаем: по крайней мере над этим можно думать и надуматься... Отчета об игре г. Каратыгина мы отдавать не будем: мы не хотим огорчать благородного артиста, который так пламенно любит свое искусство и с таким самоотвержением изучает его: для нас гораздо легче высказать горькую правду такому актеру, которому природа подарила гений, а собственное нерадение вредит в безусловном успехе;3 в третьей книжке "Наблюдателя" наши читатели прочтут подробный отчет об игре Мочалова и тогда лучше поймут то, что мы сказали в этих немногих строках. Мы уверены, что в "Уголино" г. Каратыгин был превосходен, выше всякого сравнения с Мочаловым, потому что роль Нино совершенно по нем и дает ему полную возможность развернуть все свое искусство. У всякого поэта должен быть свой актер: г. Каратыгин может делить с г. Полевым славу создания "Уголино" 4. ПРИМЕЧАНИЯ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ В тексте примечаний приняты следующие сокращения: Белинский, АН СССР -- В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., тт. I-- XIII.М., Изд-во АН СССР, 1953
Стр.1