Крапоткина Казанский учебный округ в конце XIX — начале XX века И.Е. КрапотКИна Казанский учебный округ в конце XIX — начале XX в. <...> К78 Казанский учебный округ в конце XIX — начале XX в. <...> Деятельность попечителей и их роль в жизни Казанского учебного округа . <...> В данном случае изучение опыта функционирования Казанского учебноокружного центра (далее КУОЦ) даст возможность учесть позитивные и негативные моменты в организации процесса обучения в округе. <...> Казань являлась центром учебного округа, который составляли шесть губерний: Вятская, Казанская, Симбирская, Самарская, Саратовская и астраханская3 . <...> В Казани располагалось Управление учебного округа и Канцелярия попечителя, координировавшие деятельность учебных заведений Казанского учебного округа (далее КУО) на всех ступенях и являвшиеся своеобразным представительством Министерства народного просвещения (далее МнП) в регионе. <...> Деятельность попечителей округа оставила заметный след в научнообразовательной и культурной жизни не только КУОЦ, но и всей страны. <...> Еще одним важным аспектом, определяющим научную значимость проблемы, является ее связь с просвещением инородческого населения4 3 СПб., 1878. <...> В свете деятельности КУОЦ на рубеже XIX—XX вв. поновому освещается история Переводческой комиссии при Канцелярии попечителя, впервые рассматривается участие некоторых руководителей округа в организации учебно-методической помощи инородческим учебным заведениям. <...> Управление КУО не сводится только к слепому исполнению попечителями предписаний МнП в сфере постановки образования. <...> Эти источники имеют особое значение, так как позволяют выявить законодательную и правовую основу создания, развития и функционирования КУО, определить статус попечителя и очертить круг полномочий и обязанностей Канцелярии и Управления учебного округа. <...> Сюда же можно отнести ежегодные отчеты министра народного просвещения, где представлена характеристика постановки учебно-воспитательного <...>
Казанский_учебный_округ_в_конце_XIX_—_начале_XX_в._.pdf
И.Е. КрапотКИна
Казанский учебный округ
в конце XIX — начале XX в.
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2021
1
Стр.1
УДК 930.85
ББК 63.3(2)52-7
К78
Р е ц е н з е н т ы:
д-р ист. наук, профессор Калимуллин А.М.
канд. ист. наук, доцент Маслова И.В.
Исследование выполнено в рамках реализации
научно-исследовательского проекта № П 319 «Концептуализация
микроисторических исследований при изучении российского
провинциального города» Федеральной целевой программы «научные
и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.
К78
Крапоткина И.Е.
Казанский учебный округ в конце XIX — начале XX в.
[Электроннный ресурс] : монография / И.Е. Крапоткина. — 3-е изд.,
стереотип. — М. : ФлИнта, 2021. — 160 с.
ISBN 978-5-9765-1053-1
В условиях модернизации системы образования небезынтересным становится
изучение опыта функционирования учебных округов, существовавших в Российской
империи в XIX — начале XX в. на примере Казанского учебного округа в
монографии раскрываются вопросы структуры, функций и деятельности окружного
управления; впервые предпринята попытка выявить роль администрации учебноокружного
центра в осуществлении образовательной политики и просвещения народов
многонационального региона; показаны характер и методы работы Управления округа
и Канцелярии попечителя в конце XIX — начале XX в.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и читателей,
интересующихся историей образования.
УДК 930.85
ББК 63.3(2)52-7
ISBN 978-5-9765-1053-1
© Крапоткина И.Е., 2016
© Издательство «ФлИнта», 2016
2
Стр.2
оГЛаВЛЕнИЕ
ВВЕДЕнИЕ ............................................................................................................ 4
Глава 1. ОбразОванИЕ И станОвлЕнИЕ
КазансКОгО учЕбнОгО ОКруга ....................................... 21
1.1. Основные этапы развития учебно-окружного центра
в Казани ..................................................................................... 21
1.2. Законодательные принципы управления
и финансирование Казанского учебного округа ................... 40
1.3. Система образования в Казанском учебном округе
в 1894—1917 гг. ....................................................................... 60
Глава 2. управлЕнИЕ И фунКцИОнИрОванИЕ
КазансКОгО учЕбнОгО ОКруга
в КОнцЕ XIX — началЕ XX в. ............................................... 76
2.1. Организация работы Управления Казанского
учебного округа и Канцелярии попечителя ........................... 76
2.2. Деятельность попечителей и их роль в жизни
Казанского учебного округа ................................................... 93
2.3. Создание Педагогического музея
и Переводческой комиссии при Управлении
Казанского учебного округа ................................................. 113
ЗаКлючЕнИЕ ................................................................................................. 127
ИСПОльЗОВанныЕ ИСтОчнИКИ И лИтЕРатУРа .............................. 131
СПИСОК СОКРащЕнИй ............................................................................... 145
ПРИлОжЕнИя ................................................................................................. 146
3
Стр.3