Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Фундаментальные основы этногенеза (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБочкарев А. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц461
ID246387
АннотацияВ книге сделана попытка интегрировать сложное многогранное знание в области современных естественнонаучных основ этногенеза и представить его в виде учебного пособия. Содержит фундаментальные закономерности этногенеза в связи с концепцией ноосферы, синергетической парадигмой фундаментальности постижения природы эволюции этносов.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
ISBN978-5-9765-0108-9
УДК39(075.8)
ББК63.5я73
Бочкарев, А. И. Фундаментальные основы этногенеза : учеб. пособие / А. И. Бочкарев .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 461 с. — ISBN 978-5-9765-0108-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/246387 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 9785976501089 В книге сделана попытка интегрировать сложное многогранное зна  ние в области современных естественнонаучных основ этногенеза и представить его в виде учебного пособия. <...> Эволюционноструктурные изменения и идеи социальной самоорганизации . <...> Синергетическая интерпретация циклических теорий социального развития . <...> Учебное пособие для демонстрации способа обменных отношений в социальнотехнических системах . <...> Этнические конфликты — одна из глобальных проблем современности. <...> 456 4 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине вузовского компонента содер жит современный материал в области «Естественнонаучных основ этногенеза» и «Современных концепций этногенеза». <...> Дисциплины «Естественнонаучные основы этногенеза» и «Со временные концепции этногенеза» закладывают основы научного мировоззрения в области эволюции социума, служат фундаментом общенаучной эрудиции, формируют «этногенетический язык» бу дущего специалиста, знакомят с конкретными естественнонауч ными проблемами, тесно связанными с экономическими, соци альными и др. проблемами, корнями уходящими в этногенетичес кую составляющую современной цивилизации, от решения которых зависит уровень качества жизни каждого из нас. <...> Без знаний и понимания фундаментальных основ этногенеза работник сферы сервиса, даже владеющий в совершенстве социальной, эко номической теорией, не сможет дать серьезных рекомендаций по оптимальному решению даже самого «простого вопроса», связан ного с подбором и расстановкой кадров, с оценкой, например, эф фективности социальной технологии с учетом этногенеза. <...> Исследования российских ученых В.И. Вернадского, Н.Д. Кон дратьева, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, С.В. Ка пицы, С.В. Курдюмова, А.И. Субетто, Г.Г. Малинецкого, В.П. Каз начеева и др. открывают возможность разработки концепции синергетического управления социальноэкономическими, техни ческими <...>
Фундаментальные_основы_этногенеза_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Фундаментальные_основы_этногенеза_(1).pdf
А.И. Бочкарев ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТНОГЕНЕЗА Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционноиздательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1
Стр.1
УДК 39(075.8) ББК 63.5я73 Б86 Главный редакто р Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактор а С.К. Бондырева Члены редакционной коллеги и: А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко Рецензенты: др истор. наук, проф. Тольяттинского государственного университета сервиса В.Н. Якунин; др техн. наук, проф., засл. деятель науки и техники РФ, Президент Тольяттинского отделения Российской академии естественных наук В.И. Столбов Бочкарев А.И. Б86 Фундаментальные основы этногенеза [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.И. Бочкарев.— 2-е изд., стер.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 460 с. ISBN 9785976501089 В книге сделана попытка интегрировать сложное многогранное зна  ние в области современных естественнонаучных основ этногенеза и представить его в виде учебного пособия. Содержит фундаментальные закономерности этногенеза в связи в концепцией ноосферы, синерге  тической парадигмой фундаментальности постижения природы эволю  ции этносов. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. УДК 39(075.8) ББК 63.5я73 ISBN 9785976501089 2 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................... 5 1. Истоки этногенеза как науки ............................................................ 9 1.1. Возникновение наук о народе и их эволюция ................................. 9 1.2. Предмет этологии и этногенеза....................................................... 14 1.3. Этнические общности. Понятие об этносе .................................... 21 1.4. Онтогенез жизни и виртуальная реальность в учениях русских философовкосмистов ...................................... 30 1.5. Этногенез как территориальнораспределительная проблема....... 42 1.6. История культуры и этногенез ........................................................ 47 1.6.1. Эволюционноструктурные изменения и идеи социальной самоорганизации .................................. 47 1.6.2. Социальная динамика в теории длинных волн Н.Д. Кондратьева................................................................... 68 1.7. Эволюция этноса, по Л.Н. Гумилеву............................................... 92 1.8. Этнические процессы .................................................................... 105 1.9. Синергетическая интерпретация циклических теорий социального развития .................................................................... 115 1.9.1. Этногенез и влияние солнечной активности ..................... 130 1.10. Кризис классической парадигмы социального знания и перспективы синергетического видения социальных процессов ................................................................... 140 2. Современные концепции этногенеза .......................................... 154 2.1. Современные отечественные теории этногенеза......................... 154 2.2. Историческая механика и этногенез ............................................ 167 2.3. Этногенез и самоорганизованная критичность........................... 177 2.4. Кто такие пассионарии? Это гении, таланты или нечто иное? ...... 182 2.5. Проектирование синергетической среды в социальном управлении .............................................................. 197 2.5.1. Учебное пособие для демонстрации способа обменных отношений в социальнотехнических системах ................................... 200 2.5.2. Социальный лидер этногенетического (синергетического) типа ..................................................... 206 2.6. Этногенез и расстановка приоритетов ......................................... 214 2.7. Человеческий этап эволюционного этногенетического процесса........................................................................................... 225 3
Стр.3
2.8. Информация как структурообразующий фактор развития этноса. Синергетика социальных этнических конфликтов ..................................................................................... 242 2.8.1. Этнические конфликты — одна из глобальных проблем современности. Факторы развития этнических конфликтов ...................................................... 250 2.8.2. География очагов современного сепаратизма................... 262 2.8.3. Основные пути снижения остроты этнических конфликтов ...................................................... 269 2.9. Социодинамика: применение процессуальных методов в социальном управлении .............................................................. 280 2.10. Синергетический подход как фундаментальный метод научного познания природы, человека и общества .................... 305 2.11. Самоорганизация и управление в культуре: пределы совместимости ................................................................................ 313 2.12. Принципы коэволюции сложных систем и социальное управление....................................................................................... 318 3. Прорывные технологии современного этногенеза для нелинейного мира ...................................................................... 328 3.1. Мог ли сохраниться Советский Союз? ......................................... 328 3.2. Полевая модель социокультурной динамики .............................. 334 3.3. Моделирование динамики западной цивилизации .................... 341 3.4. Аспект связи виртуальной реальности, формирования языка и современного этногенеза ................................................. 360 3.5. Витальная недостаточность этногенетического сознания человека и коррекция виртуальной реальности .......................... 378 3.6. Моделирование этнических процессов ........................................ 383 3.7. Последствия «грязных» социальных технологий, не учитывающих стадии развития этноса .................................... 393 Заключение ............................................................................................... 408 Глоссарий................................................................................................... 411 Библиография ........................................................................................... 444 Приложение 1. Примерный перечень вопросов по дисциплинам........................................................................................ 451 Приложение 2. Методические указания по организации самостоятельной работы .......................................................................... 456 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие по дисциплине вузовского компонента содер жит современный материал в области «Естественнонаучных основ этногенеза» и «Современных концепций этногенеза». В нем сдела на попытка интегрировать сложное, многогранное интегративное знание об этногенезе, его фундаментальных основах, современных концепциях и выразить эти знания в виде определенной системы, выстроенной посредством общих, логически согласованных мето дологических подходов на основе проектирования синергети ческой среды в социальноэкономической сфере, так необходимых для любой человеческой деятельности, а особенно в области совре менного социальнокультурного сервиса, туризма и др. Дисциплины «Естественнонаучные основы этногенеза» и «Со временные концепции этногенеза» закладывают основы научного мировоззрения в области эволюции социума, служат фундаментом общенаучной эрудиции, формируют «этногенетический язык» бу дущего специалиста, знакомят с конкретными естественнонауч ными проблемами, тесно связанными с экономическими, соци альными и др. проблемами, корнями уходящими в этногенетичес кую составляющую современной цивилизации, от решения которых зависит уровень качества жизни каждого из нас. Социальный ра ботник, экономист, мененджер и др. в сфере сервиса должен вла деть не только законами социальной сферы, психологии, полито логии, но и естественнонаучной сущностью объекта исследования, для которого проводится социальноэкономический анализ. Без знаний и понимания фундаментальных основ этногенеза работник сферы сервиса, даже владеющий в совершенстве социальной, эко номической теорией, не сможет дать серьезных рекомендаций по оптимальному решению даже самого «простого вопроса», связан ного с подбором и расстановкой кадров, с оценкой, например, эф фективности социальной технологии с учетом этногенеза. Каждая 5
Стр.5
технология, а особенно социальная, характеризуется своей специ фикой, влияющей на качество услуг, своим социальным ресурсом, социальной комфортностью, своей надежностью, воздействием на среду обитания, включающую «географический детерминизм» и т.п., а это означает, что любой поставленный вопрос в социальных технологиях сопряжен с решением комплекса задач, включающего и естественнонаучные аспекты современных концепций этноге неза. Знания фундаментальных основ этногенеза и современных кон цепций этногенеза помогут многим специалистам вне зависимос ти от их профессии понять и представить, каких материальных и интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позво ляющие проникнуть в суть развития социума, освоить технологии социальной адаптации к современному катастрофическому состо янию цивилизации, понять, какой ценой дается достойное каче ство жизни современного человека, каковы реальные пути со вершенствования социальных технологий с учетом состояния и эволюции этносов и как чрезвычайно важна проблема природо культуросоциосообразного содержания современных социальных технологий сервиса. Многонациональность, поликультурность и поликонфессио нальность Российской Федерации ставят перед будущими специ алистами сферы сервиса еще и важнейшую воспитательную зада чу — формирование у студентов этнической и конфессиональной толерантности. Эту задачу с успехом решает дисциплина «Фунда ментальные основы этногенеза». Она исходит из равноценности всех этнических групп, культур, языков, не отдавая предпочтение какомулибо одному народу или населению какойлибо одной страны. Знание проблем этногенеза необходимо и для подготов ки будущих специалистов в области туризма и гостиничного биз неса. Исследования российских ученых В.И. Вернадского, Н.Д. Кон дратьева, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, С.В. Ка пицы, С.В. Курдюмова, А.И. Субетто, Г.Г. Малинецкого, В.П. Каз начеева и др. открывают возможность разработки концепции синергетического управления социальноэкономическими, техни ческими и экологическими системами. Трудно выделить, не зат рудняя понимание предмета исследования как учебного авторско 6
Стр.6
го курса, вклад ученых, в основном российских, в развитие этноге неза как науки. Наследие вышеперечисленных российских ученых в контексте происходящих в последнее время событий в мировом сообществе с возрастанием проблематичности этнических конфликтов, проблем терроризма, часто традиционно связываемых политиками с этни ческим лицом, или религией, следует трансформировать во внят ные фундаментальные основы этногенеза, полезные для принятия правильных управленческих решений на всех уровнях и эффектив ности социальных технологий. В настоящее время в российской действительности столкну лись с проблемами «национальной идеи», воплощением «нацио нальных проектов», возрождением российской глубинки в связи с тем, что как цивилизованный Запад, так и продвинутый Восток пытаются, но пока что не так успешно, политическими средства ми решать задачи борьбы с терроризмом, проявлениями ксено фобии, явно пренебрегая величайшим наследием русского кос мизма, трансформировавшегося в учение В.И. Вернадского о ноосфере, результатами осмысления идеи Л.Н. Гумилева об этно генезе и биосфере Земли применительно к нашему времени. Все это наводит на мысль, что не зря в недрах Евросоюза возникла гуманитарная семирамочная программа поиска партнеров по те матике Национальной Контактной Точки «общество, построен ное на знаниях» в области социальноэкономических и гумани тарных наук. Автором начиная с 1985 г. разрабатывалась концепция проек тирования синергетической среды в образовании, а с 1997 г., после написания им монографии «Природа в разных аспектах» в 7 кни гах, учебника «Концепции современного естествознания», учебных пособий «Синергетика современного социального управления», «Естественнонаучные основы и современные концепции этноге неза» как одноименных авторских курсов и др., поставленных в Тольяттинском государственном университете сервиса, все боль шее признание приобретает разработанное им научное направле ние «Синергетика природных, технических и социальноэкономи ческих систем». Им организованы три всероссийских научнотех нических конференции с международным участием, в которых обсуждались три указанные проблемы единой эволюции «человека 7
Стр.7
и природы», социальноэкономической и географической оболоч ки Земли. Разработка и апробация концепции синергетической среды в системах любой природы описаны в [1—4, 7, 8], в которых на осно ве системного подхода (в широком смысле) сформулированы прин ципы созидания синергетической среды, объединяющей природ ные, технические, социальноэкономические сущности. Благодаря синергетическому мышлению происходит нелинейное взаимодей ствие между общественной и природной сущностями и их устой чивое развитие. Разработана модель управления социальноэконо мическими, техническими и экологическими системами с помо щью синергетического стиля мышления и алгоритма реальности в синергетической среде. 8
Стр.8