А.И. Бочкарев
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ
ЭТНОГЕНЕЗА
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционноиздательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
1
Стр.1
УДК 39(075.8)
ББК 63.5я73
Б86
Главный редакто р Д.И. Фельдштейн Заместитель
главного редактор а С.К. Бондырева
Члены редакционной коллеги и:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач,
А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков,
В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров,
В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Рецензенты:
др истор. наук, проф. Тольяттинского государственного
университета сервиса В.Н. Якунин;
др техн. наук, проф., засл. деятель науки и техники РФ,
Президент Тольяттинского отделения Российской
академии естественных наук В.И. Столбов
Бочкарев А.И.
Б86
Фундаментальные основы этногенеза [Электронный ресурс]:
учеб. пособие / А.И. Бочкарев.— 2-е изд., стер.— М. : ФЛИНТА,
2013. — 460 с.
ISBN 9785976501089
В книге сделана попытка интегрировать сложное многогранное зна
ние в области современных естественнонаучных основ этногенеза и
представить его в виде учебного пособия. Содержит фундаментальные
закономерности этногенеза в связи в концепцией ноосферы, синерге
тической парадигмой фундаментальности постижения природы эволю
ции этносов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
УДК 39(075.8)
ББК 63.5я73
ISBN 9785976501089
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................... 5
1. Истоки этногенеза как науки ............................................................ 9
1.1. Возникновение наук о народе и их эволюция ................................. 9
1.2. Предмет этологии и этногенеза....................................................... 14
1.3. Этнические общности. Понятие об этносе .................................... 21
1.4. Онтогенез жизни и виртуальная реальность
в учениях русских философовкосмистов ...................................... 30
1.5. Этногенез как территориальнораспределительная проблема....... 42
1.6. История культуры и этногенез ........................................................ 47
1.6.1. Эволюционноструктурные изменения
и идеи социальной самоорганизации .................................. 47
1.6.2. Социальная динамика в теории длинных волн
Н.Д. Кондратьева................................................................... 68
1.7. Эволюция этноса, по Л.Н. Гумилеву............................................... 92
1.8. Этнические процессы .................................................................... 105
1.9. Синергетическая интерпретация циклических теорий
социального развития .................................................................... 115
1.9.1. Этногенез и влияние солнечной активности ..................... 130
1.10. Кризис классической парадигмы социального знания
и перспективы синергетического видения
социальных процессов ................................................................... 140
2. Современные концепции этногенеза .......................................... 154
2.1. Современные отечественные теории этногенеза......................... 154
2.2. Историческая механика и этногенез ............................................ 167
2.3. Этногенез и самоорганизованная критичность........................... 177
2.4. Кто такие пассионарии? Это гении, таланты или нечто иное? ...... 182
2.5. Проектирование синергетической среды
в социальном управлении .............................................................. 197
2.5.1. Учебное пособие для демонстрации
способа обменных отношений
в социальнотехнических системах ................................... 200
2.5.2. Социальный лидер этногенетического
(синергетического) типа ..................................................... 206
2.6. Этногенез и расстановка приоритетов ......................................... 214
2.7. Человеческий этап эволюционного этногенетического
процесса........................................................................................... 225
3
Стр.3
2.8. Информация как структурообразующий фактор
развития этноса. Синергетика социальных этнических
конфликтов ..................................................................................... 242
2.8.1. Этнические конфликты — одна из глобальных
проблем современности. Факторы развития
этнических конфликтов ...................................................... 250
2.8.2. География очагов современного сепаратизма................... 262
2.8.3. Основные пути снижения остроты
этнических конфликтов ...................................................... 269
2.9. Социодинамика: применение процессуальных методов
в социальном управлении .............................................................. 280
2.10. Синергетический подход как фундаментальный метод
научного познания природы, человека и общества .................... 305
2.11. Самоорганизация и управление в культуре: пределы
совместимости ................................................................................ 313
2.12. Принципы коэволюции сложных систем и социальное
управление....................................................................................... 318
3. Прорывные технологии современного этногенеза
для нелинейного мира ...................................................................... 328
3.1. Мог ли сохраниться Советский Союз? ......................................... 328
3.2. Полевая модель социокультурной динамики .............................. 334
3.3. Моделирование динамики западной цивилизации .................... 341
3.4. Аспект связи виртуальной реальности, формирования
языка и современного этногенеза ................................................. 360
3.5. Витальная недостаточность этногенетического сознания
человека и коррекция виртуальной реальности .......................... 378
3.6. Моделирование этнических процессов ........................................ 383
3.7. Последствия «грязных» социальных технологий,
не учитывающих стадии развития этноса .................................... 393
Заключение ............................................................................................... 408
Глоссарий................................................................................................... 411
Библиография ........................................................................................... 444
Приложение 1. Примерный перечень вопросов
по дисциплинам........................................................................................ 451
Приложение 2. Методические указания по организации
самостоятельной работы .......................................................................... 456
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по дисциплине вузовского компонента содер
жит современный материал в области «Естественнонаучных основ
этногенеза» и «Современных концепций этногенеза». В нем сдела
на попытка интегрировать сложное, многогранное интегративное
знание об этногенезе, его фундаментальных основах, современных
концепциях и выразить эти знания в виде определенной системы,
выстроенной посредством общих, логически согласованных мето
дологических подходов на основе проектирования синергети
ческой среды в социальноэкономической сфере, так необходимых
для любой человеческой деятельности, а особенно в области совре
менного социальнокультурного сервиса, туризма и др.
Дисциплины «Естественнонаучные основы этногенеза» и «Со
временные концепции этногенеза» закладывают основы научного
мировоззрения в области эволюции социума, служат фундаментом
общенаучной эрудиции, формируют «этногенетический язык» бу
дущего специалиста, знакомят с конкретными естественнонауч
ными проблемами, тесно связанными с экономическими, соци
альными и др. проблемами, корнями уходящими в этногенетичес
кую составляющую современной цивилизации, от решения которых
зависит уровень качества жизни каждого из нас. Социальный ра
ботник, экономист, мененджер и др. в сфере сервиса должен вла
деть не только законами социальной сферы, психологии, полито
логии, но и естественнонаучной сущностью объекта исследования,
для которого проводится социальноэкономический анализ. Без
знаний и понимания фундаментальных основ этногенеза работник
сферы сервиса, даже владеющий в совершенстве социальной, эко
номической теорией, не сможет дать серьезных рекомендаций по
оптимальному решению даже самого «простого вопроса», связан
ного с подбором и расстановкой кадров, с оценкой, например, эф
фективности социальной технологии с учетом этногенеза. Каждая
5
Стр.5
технология, а особенно социальная, характеризуется своей специ
фикой, влияющей на качество услуг, своим социальным ресурсом,
социальной комфортностью, своей надежностью, воздействием на
среду обитания, включающую «географический детерминизм» и
т.п., а это означает, что любой поставленный вопрос в социальных
технологиях сопряжен с решением комплекса задач, включающего
и естественнонаучные аспекты современных концепций этноге
неза.
Знания фундаментальных основ этногенеза и современных кон
цепций этногенеза помогут многим специалистам вне зависимос
ти от их профессии понять и представить, каких материальных и
интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позво
ляющие проникнуть в суть развития социума, освоить технологии
социальной адаптации к современному катастрофическому состо
янию цивилизации, понять, какой ценой дается достойное каче
ство жизни современного человека, каковы реальные пути со
вершенствования социальных технологий с учетом состояния и
эволюции этносов и как чрезвычайно важна проблема природо
культуросоциосообразного содержания современных социальных
технологий сервиса.
Многонациональность, поликультурность и поликонфессио
нальность Российской Федерации ставят перед будущими специ
алистами сферы сервиса еще и важнейшую воспитательную зада
чу — формирование у студентов этнической и конфессиональной
толерантности. Эту задачу с успехом решает дисциплина «Фунда
ментальные основы этногенеза». Она исходит из равноценности
всех этнических групп, культур, языков, не отдавая предпочтение
какомулибо одному народу или населению какойлибо одной
страны. Знание проблем этногенеза необходимо и для подготов
ки будущих специалистов в области туризма и гостиничного биз
неса.
Исследования российских ученых В.И. Вернадского, Н.Д. Кон
дратьева, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, С.В. Ка
пицы, С.В. Курдюмова, А.И. Субетто, Г.Г. Малинецкого, В.П. Каз
начеева и др. открывают возможность разработки концепции
синергетического управления социальноэкономическими, техни
ческими и экологическими системами. Трудно выделить, не зат
рудняя понимание предмета исследования как учебного авторско
6
Стр.6
го курса, вклад ученых, в основном российских, в развитие этноге
неза как науки.
Наследие вышеперечисленных российских ученых в контексте
происходящих в последнее время событий в мировом сообществе с
возрастанием проблематичности этнических конфликтов, проблем
терроризма, часто традиционно связываемых политиками с этни
ческим лицом, или религией, следует трансформировать во внят
ные фундаментальные основы этногенеза, полезные для принятия
правильных управленческих решений на всех уровнях и эффектив
ности социальных технологий.
В настоящее время в российской действительности столкну
лись с проблемами «национальной идеи», воплощением «нацио
нальных проектов», возрождением российской глубинки в связи
с тем, что как цивилизованный Запад, так и продвинутый Восток
пытаются, но пока что не так успешно, политическими средства
ми решать задачи борьбы с терроризмом, проявлениями ксено
фобии, явно пренебрегая величайшим наследием русского кос
мизма, трансформировавшегося в учение В.И. Вернадского о
ноосфере, результатами осмысления идеи Л.Н. Гумилева об этно
генезе и биосфере Земли применительно к нашему времени. Все
это наводит на мысль, что не зря в недрах Евросоюза возникла
гуманитарная семирамочная программа поиска партнеров по те
матике Национальной Контактной Точки «общество, построен
ное на знаниях» в области социальноэкономических и гумани
тарных наук.
Автором начиная с 1985 г. разрабатывалась концепция проек
тирования синергетической среды в образовании, а с 1997 г., после
написания им монографии «Природа в разных аспектах» в 7 кни
гах, учебника «Концепции современного естествознания», учебных
пособий «Синергетика современного социального управления»,
«Естественнонаучные основы и современные концепции этноге
неза» как одноименных авторских курсов и др., поставленных в
Тольяттинском государственном университете сервиса, все боль
шее признание приобретает разработанное им научное направле
ние «Синергетика природных, технических и социальноэкономи
ческих систем». Им организованы три всероссийских научнотех
нических конференции с международным участием, в которых
обсуждались три указанные проблемы единой эволюции «человека
7
Стр.7
и природы», социальноэкономической и географической оболоч
ки Земли.
Разработка и апробация концепции синергетической среды в
системах любой природы описаны в [1—4, 7, 8], в которых на осно
ве системного подхода (в широком смысле) сформулированы прин
ципы созидания синергетической среды, объединяющей природ
ные, технические, социальноэкономические сущности. Благодаря
синергетическому мышлению происходит нелинейное взаимодей
ствие между общественной и природной сущностями и их устой
чивое развитие. Разработана модель управления социальноэконо
мическими, техническими и экологическими системами с помо
щью синергетического стиля мышления и алгоритма реальности в
синергетической среде.
8
Стр.8