Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Русская музыка с древнейших времен до середины ХХ века (250,00 руб.)

0   0
Первый авторЛозинская В. П.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц141
ID245615
АннотацияВ монографии представлен огромный период развития русской музыки: с древнейших времен до середины XX века включительно. Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. Рассмотрены жизненный и творческий путь великих мастеров, их вклад в мировую музыкальную культуру.
Кому рекомендованоИздание предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством.
ISBN978-5-7638-2794-1
УДК78.072.3
ББК85.313(2)
Лозинская, В. П. Русская музыка с древнейших времен до середины ХХ века : монография / В. П. Лозинская .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013 .— 141 с. — Библиогр.: с. 127-136 (213 назв.) .— ISBN 978-5-7638-2794-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/245615 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. <...> Издание предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством. <...> НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ . <...> ОБЩАЯ КАРТИНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА. <...> Модест Петрович Мусоргский и его «народные музыкальные драмы» . <...> Создавалось впечатление, что до екатерининских времен (середины XVIII века) не было русской музыки, разве что упоминалось об искусстве скоморохов и языческих праздниках. <...> А русская музыка существовала, музыка великая, высокопрофессиональная, с достаточно древними традициями. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси вития самой византийской культуры, когда период ее наивысшего расцвета миновал и наметились признаки застоя, догматизма. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси В странах Западной Европы ранняя городская культура была основой для проявления антифеодальных и антицерковных настроений. <...> В университетской среде широкое распространение получили также светские жанры музыки. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси Образование Русского централизованного государства (в конце XV века) повлекло за собой объединение культур всех русских земель (областей Руси), местных школ и стилей. <...> Церковное одноголосное пение существовало в России до второй половины XVII века и было единственным видом письменного музыкального искусства. <...> Средневековой писатель, живописец, композитор создавал то, что уже было знакомо и раньше встречалось. <...> Средневековый композитор пользовался готовыми мелодическими формулами, которые комбинировал, следуя определенным композиционным правилам. <...> В Средние века письменное профессиональное искусство было связано с устной народной традицией намного сильнее, чем в новое время. <...> В Средневековье бесов видели в облике скоморохов, «игрецов», которые <...>
Русская_музыка_с_древнейших_времен_до_середины_ХХ_века_монография.pdf
Министерство образования и науки РФ Сибирский федеральный университет В.П. Лозинская Русская музыка с дРевнейших вРемен до сеРедины XX века Монография Красноярск СФУ 2013
Стр.2
УДК 78.072.3 ББК 85.313(2) Л722 Рецензент: К.А. Якобсон, ректор Красноярской государственной академии музыки и театра, действительный член Международной академии наук высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный артист России; Л.Л. Равикович, кандидат искусствоведения, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра Лозинская В.П. Л722 Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: монография / В.П. Лозинская. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – 140 с. ISBN 978-5-7638-2794-1 В монографии представлен огромный период развития русской музыки: с древнейших времен до середины XX века включительно. Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. Рассмотрены жизненный и творческий путь великих мастеров, их вклад в мировую музыкальную культуру. Издание предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством. ISBN 978-5-7638-2794-1 УДК 78.072.3 ББК 85.313(2) © Сибирский федеральный университет, 2013
Стр.3
Оглавление ОТ АВТОРА ............................................................................................................ 5 ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 7 ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ... 8 1.1. Искусства в эпоху Средневековья .........................................................11 1.2. Виды народного творчества в древности ............................................17 ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XI–XIII ВЕКОВ ................................................................................. 22 2.1. Музыка в княжеском быту ................................................................... 22 2.2. Музыкальные инструменты ................................................................. 24 ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI ВЕКА) ............................................... 27 3.1. Предпосылки развития русской музыки в XIV–XVI веках .............. 27 3.2. Светское музыкальное искусство Московской Руси ........................ 28 ГЛАВА 4. ВЕК ПЕРЕЛОМА .............................................................................. 34 4.1. Русская культура в XVII веке ............................................................... 34 4.2. Светское музыкальное искусство XVII века ..................................... 39 ГЛАВА 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАССИЦИЗМ ............................................ 49 5.1 Развитие русского хорового искусства в XVIII веке .......................... 49 5.2. Максим Созонтович Березовский .......................................................51 5.3. Дмитрий Степанович Бортнянский ................................................... 54 ГЛАВА 6. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ..................................... 59 6.1. Михаил Иванович Глинка ................................................................... 59 6.2. Оперное творчество ............................................................................. 63 6.3. Симфоническое творчество ................................................................. 68 6.4. Романсы .................................................................................................. 71 ГЛАВА 7. ОБЩАЯ КАРТИНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА. КОМПОЗИТОРЫ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ» ................................... 74 7.1. Милий Алексеевич Балакирев – руководитель «Могучей кучки» . 76 7.2. «Богатырский эпос и современность». Александр Порфирьевич Бородин ....................................................... 78 3
Стр.4
7.3. Модест Петрович Мусоргский и его «народные музыкальные драмы» ............................................... 87 7.4. Николай Андреевич Римский-Корсаков – «живое олицетворение поэзии» ........................................................... 94 7.5. Цезарь Александрович Кюи ................................................................102 ГЛАВА 8. РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА .............................................. 105 8.1. Петр Ильич Чайковский .....................................................................105 8.2. Сергей Васильевич Рахманинов ........................................................118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 125 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 127 4
Стр.5