Музыкальное искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий, происходящих в России. <...> Издание предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину «Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством. <...> НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ . <...> ОБЩАЯ КАРТИНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА. <...> Модест Петрович Мусоргский и его «народные музыкальные драмы» . <...> Создавалось впечатление, что до екатерининских времен (середины XVIII века) не было русской музыки, разве что упоминалось об искусстве скоморохов и языческих праздниках. <...> А русская музыка существовала, музыка великая, высокопрофессиональная, с достаточно древними традициями. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси вития самой византийской культуры, когда период ее наивысшего расцвета миновал и наметились признаки застоя, догматизма. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси В странах Западной Европы ранняя городская культура была основой для проявления антифеодальных и антицерковных настроений. <...> В университетской среде широкое распространение получили также светские жанры музыки. <...> Своеобразие развития культуры Древней Руси Образование Русского централизованного государства (в конце XV века) повлекло за собой объединение культур всех русских земель (областей Руси), местных школ и стилей. <...> Церковное одноголосное пение существовало в России до второй половины XVII века и было единственным видом письменного музыкального искусства. <...> Средневековой писатель, живописец, композитор создавал то, что уже было знакомо и раньше встречалось. <...> Средневековый композитор пользовался готовыми мелодическими формулами, которые комбинировал, следуя определенным композиционным правилам. <...> В Средние века письменное профессиональное искусство было связано с устной народной традицией намного сильнее, чем в новое время. <...> В Средневековье бесов видели в облике скоморохов, «игрецов», которые <...>
Русская_музыка_с_древнейших_времен_до_середины_ХХ_века_монография.pdf
Министерство образования и науки РФ
Сибирский федеральный университет
В.П. Лозинская
Русская музыка с дРевнейших вРемен
до сеРедины XX века
Монография
Красноярск
СФУ
2013
Стр.2
УДК 78.072.3
ББК 85.313(2)
Л722
Рецензент: К.А. Якобсон, ректор Красноярской государственной
академии музыки и театра, действительный член Международной
академии наук высшей школы, кандидат искусствоведения,
профессор, заслуженный артист России;
Л.Л. Равикович, кандидат искусствоведения, профессор
Красноярской государственной академии музыки и театра
Лозинская В.П.
Л722 Русская музыка с древнейших времен до середины XX века:
монография / В.П. Лозинская. – Красноярск: Сибирский федеральный
ун-т, 2013. – 140 с.
ISBN 978-5-7638-2794-1
В монографии представлен огромный период развития русской музыки:
с древнейших времен до середины XX века включительно. Музыкальное
искусство анализируется на фоне исторических и культурных событий,
происходящих в России. Рассмотрены жизненный и творческий путь великих
мастеров, их вклад в мировую музыкальную культуру.
Издание предназначено для студентов СФУ, изучающих дисциплину
«Язык и история музыки», и всех тех, кто интересуется музыкальным искусством.
ISBN
978-5-7638-2794-1
УДК 78.072.3
ББК 85.313(2)
© Сибирский
федеральный
университет, 2013
Стр.3
Оглавление
ОТ АВТОРА ............................................................................................................ 5
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 7
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ... 8
1.1. Искусства в эпоху Средневековья .........................................................11
1.2. Виды народного творчества в древности ............................................17
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
XI–XIII ВЕКОВ ................................................................................. 22
2.1. Музыка в княжеском быту ................................................................... 22
2.2. Музыкальные инструменты ................................................................. 24
ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО
ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI ВЕКА) ............................................... 27
3.1. Предпосылки развития русской музыки в XIV–XVI веках .............. 27
3.2. Светское музыкальное искусство Московской Руси ........................ 28
ГЛАВА 4. ВЕК ПЕРЕЛОМА .............................................................................. 34
4.1. Русская культура в XVII веке ............................................................... 34
4.2. Светское музыкальное искусство XVII века ..................................... 39
ГЛАВА 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАССИЦИЗМ ............................................ 49
5.1 Развитие русского хорового искусства в XVIII веке .......................... 49
5.2. Максим Созонтович Березовский .......................................................51
5.3. Дмитрий Степанович Бортнянский ................................................... 54
ГЛАВА 6. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ..................................... 59
6.1. Михаил Иванович Глинка ................................................................... 59
6.2. Оперное творчество ............................................................................. 63
6.3. Симфоническое творчество ................................................................. 68
6.4. Романсы .................................................................................................. 71
ГЛАВА 7. ОБЩАЯ КАРТИНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
РОССИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА.
КОМПОЗИТОРЫ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ» ................................... 74
7.1. Милий Алексеевич Балакирев – руководитель «Могучей кучки» . 76
7.2. «Богатырский эпос и современность».
Александр Порфирьевич Бородин ....................................................... 78
3
Стр.4
7.3. Модест Петрович Мусоргский
и его «народные музыкальные драмы» ............................................... 87
7.4. Николай Андреевич Римский-Корсаков –
«живое олицетворение поэзии» ........................................................... 94
7.5. Цезарь Александрович Кюи ................................................................102
ГЛАВА 8. РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX –
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА .............................................. 105
8.1. Петр Ильич Чайковский .....................................................................105
8.2. Сергей Васильевич Рахманинов ........................................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 127
4
Стр.5