В.Ф. Воробьев ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИ ИЗИЧЕСКОГО ОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗИОЛОГО ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИ ДЕТЕ ИЗИОЛОГО--ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГ ВОСПИТАНИЯ ЕТЕЙ •ФЛИНТА• В. Ф. Воробьев ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Учебное пособие 2-е издание Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 796. <...> В75 Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Ф. Воробьев. <...> В новом Государственном стандарте отмечено, что в курсе «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» необходимо раскрыть методологические, естественнонаучные и психолого-педагогические основы физического воспитания. <...> Развитие организма одновременно идѐт по нескольким направлениям: увеличивается количество клеток, по мере развития расширяется их специализация; изменяются размеры тела, что приводит к иному действию внешних сил на организм ребенка; изменяется композиция и управление мышцами, их энергообеспечение. <...> Кроме того, у детей дошкольного возраста есть типологические особенности. <...> Сходство состоит и в том, что по аналогии с папками и подпапками на рабочем столе компьютера мы можем рассматривать любую физиологическую систему, например систему кровообращения, как надсистему для работающего сердца и как подсистему для единой системы обеспечения кислородом работающих мышечных волокон. <...> Дети отличаются друг от друга врожденными качествами, которые проявляются в своеобразии телосложения, двигательных возможностей, психофизиологических и психологических свойств. <...> Необходимость конструирования теоретической модели важна потому, что в настоящее время физическое воспитание становится определяющим в развитии ребенка. <...> Если еще десять лет назад целью физического воспитания было совершенствование движений, формирование определѐнных навыков, развитие силы, ловкости и т.д., то сегодня физическое воспитание рассматривают <...>
Физиолого-гигиенические_основы_физического_воспитания_детей.pdf
В. Ф. Воробьев
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 796. 012
ББК 74.100.54
В 75
Л.В. Соколова, канд. биол. наук, доцент (ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск);
Л.В. Бухалова (МДОУ № 1, г. Череповец)
Р.В. Тамбовцева, д-р биол. наук, проф. (ГОУ ВПО ЧГУ);
Р е ц е н з е н т ы :
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Р.В. Тамбовцева, д-р биол. наук, проф.
Воробьев В.Ф.
В75
Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Ф. Воробьев. — 3-е изд., стер. —
М.:ФЛИНТА, 2017. — 162 с.
ISBN 978-5-9765-1534-5
Данное учебное пособие дополняет сведения о физиолого-гигиенических
основах физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В
пособии рассмотрены современные представления о здоровье, различные
подходы к выделению типологических особенностей детей, раскрыты
закономерности построения навыков и развития мышц, особенности
развития движений у детей в различные возрастные периоды.
УДК 796. 012
ББК 74.100.54
ISBN 978-5-9765-1534-5
© Воробьев В.Ф., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
Оглавление
Введение . ......................................................................................................
Предисловие . ................................................................................................
Глава 1. Основные закономерности
физического и моторного развития детей
§ 1. Здоровье как многоуровневая система . ..............................................
§ 2. Конституциональный подход к выделению типологических
групп . ..................................................................................................................
§ 3. Особенности построения движений и формирования навыков у де
тей .........................................................................................................................
§ 4. Особенности развития мышц на начальных этапах онтогенеза ......
§ 5. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия в процессе
физического воспитания . ...................................................................................
Глава 2. Особенности физического и моторного
развития на различных этапах онтогенеза
§ 1. Развитие движений у ребенка до рождения . ......................................
§ 2. Физическое и моторное развитие детей на первых месяцах жизни
96
99
§ 3. Развитие произвольных движений у грудных детей . ........................ 105
§ 4. Физическое и моторное развитие детей раннего возраста ............... 118
§ 5. Физическое и моторное развитие детей от 3 до 5 лет . ...................... 128
§ 6. Физическое и моторное развитие детей 5 – 7 лет . ............................ 137
Словарь . ........................................................................................................ 157
Библиографический список ........................................................................ 160
17
31
58
72
88
3
11
161
Стр.161