ISBN 978-5-9765-1210-8 Современный этап развития общеобразовательной школы характеризуется отмечающимся в последнее время специалистами (педагогами, психологами, медиками, социологами) неблагоприятным влиянием системы массового образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей учащихся. <...> В предлагаемой вниманию читателя практикоориентированной монографии раскрывается предлагаемая автором концепция организации процесса здоровьетворящего образования, реализация которой в целостном педагогическом процессе современной общеобразовательной школы при определенных условиях обеспечит сохранение и становление здоровья учащихся и учителей, а также опосредованно и родителей учащихся. <...> Методологические подходы к пониманию человека как носителя здоровья. <...> Принципы валеологического поведения и организации здоровьетворящей деятельности человека. <...> 5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы организации процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития массовой общеобразовательной школы определяется двумя основаниями, особенно ярко проявившимися в развитии общества в настоящее время: во-первых, общечеловеческой значимостью проблемы здоровья и личностной ценностью феномена здоровья для каждого конкретного человека, а во-вторых, отмечающимся в последнее время специалистами (педагогами, психологами, медиками, социологами) неблагоприятным влиянием системы массового образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей учащихся. <...> . Конкретно-научный уровень методологии составляют положения гуманной педагогики (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, А. С. Валявский и др.), нравственной психологии, А. Ц. Гармаев и др.), физиологии высшей нервной деятельности человека (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.), идеи медицинской науки и практики о здоровье и способах его становления (Гиппократ, Н. М. Амосов <...>
Организация_здоровьетворящего_образования_в_современной_школе_.pdf
Т. Ф. ОРЕХОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 371.302:613.0
ББК Ч421.2
О63
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Магнитогорского
государственного университета
В. А. Беликов
Кандидат медицинских наук, профессор Челябинского
государственного педагогического университета
Л. Я. Доцоев
Орехова Т. Ф.
О63
Организация здоровьетворящего образования в современной школе
[Электронный ресурс] практикоориентированная монография / Т. Ф.
Орехова. – 4-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021.– 355 с.
ISBN 978-5-9765-1210-8
Современный этап развития общеобразовательной школы характеризуется
отмечающимся в последнее время специалистами (педагогами, психологами,
медиками, социологами) неблагоприятным влиянием системы
массового образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса:
учащихся, учителей и родителей учащихся. Проблема здоровья в
настоящее время является одной из глобальных проблем, от незамедлительного
решения которой зависит выживание человечества. Именно поэтому
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков становится
важнейшей педагогической задачей, попытки решения которой предпринимаются
сегодня педагогами самых разных образовательных учреждений
– от дошкольных до высших. В предлагаемой вниманию читателя практикоориентированной
монографии раскрывается предлагаемая автором концепция
организации процесса здоровьетворящего образования, реализация
которой в целостном педагогическом процессе современной общеобразовательной
школы при определенных условиях обеспечит сохранение и
становление здоровья учащихся и учителей, а также опосредованно и родителей
учащихся.
Монография предназначена учителям школ и студентам педагогических
вузов, а также будет полезна родителям детей-школьников.
УДК 371.302:613.0
БК Ч421.2
ISBN 978-5-9765-1210-8
© Орехова Т. Ф., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................6
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ......................16
1.1. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса
здоровьетворящего образования в современной школе.............................16
1.2. Методологические подходы к пониманию человека как носителя
здоровья..........................................................................................................35
1.3. Здоровье человека как системообразующий фактор процесса
здоровьетворящего образования ..................................................................59
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ......................................................94
2.1. Влияние современного педагогического процесса на здоровье его
субъектов........................................................................................................94
2.2. Понятие «здоровьетворящее образование» как педагогическая
категория ......................................................................................................132
2.3. Принципы здоровьетворящего образования и их классификация ...149
2.4. Принципы валеогенного сознания человека ......................................155
2.5. Принципы валеологического поведения и организации
здоровьетворящей деятельности человека..................................................169
Глава III. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ-ТВОРЯЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ....................193
3.1. Педагогические основания диагностики и оценки
здоровья субъектов педагогического процесса.........................................193
3.2. Система здоровьетворящих педагогических технологий как фактор
организации процесса здоровьетворящего образования в современной
школе ............................................................................................................210
3.3. Педагогические условия организации процесса здоровьетворящего
образования в современной школе ............................................................235
3.4. Кадровое обеспечение здоровьетворящего образования в
современной школе .....................................................................................256
3.5. Подготовка будущих учителей к организации здоровьетворящего
образования в период обучения в педвузе ................................................276
3
Стр.3
Глава IV. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ .................................291
4.1. Этапы и способы организации здоровьетворящего образования в
современной школе .....................................................................................291
4.2. Критериально-оценочный аппарат исследования эффективности
здоровьетворящего образования в современной школе...........................303
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................318
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................332
4
Стр.4