Студентоцентрированное обучение и оценивание качества результатов обучения с позиций ФГОС нового поколени . <...> Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе как развитие и самоорганизация личности обучаемых . <...> В своей работе преподаватель ориентируется на то, что сегодня медицинские вузы готовят врачей для работы в условиях изменения системы финансирования здравоохранения, совершенствования его структуры и задач. <...> Компетентность — это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование становится высокомотивированным и в подлинном смысле личностно ориентированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. таким образом, именно компетентностный подход в образовании может обеспечить успешную адаптацию человека в современном мире, на рынке труда, в социальном сообществе. <...> Пособие разработано в рамках проекта Tempus IV 159328-TEMPUS1-FR-TEMPUS-SMHES «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» и апробировано в ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования». <...> Каждая глава пособия, разбитая на отдельные параграфы, отражает идею компетентностного подхода в медицинском образовании и обращает внимание слушателей на овладение такими профессиональными компетенци6 ями, которые будут в полной мере востребованы современным высшим медицинским образовательным учреждением. таким образом, в содержании пособия реализован компетентностный подход, где компетенция и компетентность преподавателя высшей медицинской школы представлены во взаимосвязи с мастерством, качествами и свойствами личности. <...> 7 Глава 1 КомпетентноСтный подход В СоВременном <...>
Компетентостно-ориентированное_обучение_в_медицинском_вузе.pdf
Компетентностно-ориентированное
обучение
в медицинском вузе
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
медицинских и фармацевтических вузов России в качестве
учебно-методического пособия для системы повышения квалификации
и дополнительного профессионального образования преподавателей,
осуществляющих преподавание по медицинским
и фармацевтическим направлениям подготовки (специальностям)
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2019
1
Стр.1
УДК 37.026:37.032+378:61(075.8)
ББК 74.484.4я73
К63
Р е ц е н з е н т ы:
д-р мед. наук, проф. ГБОУ ВПО «Иркутский государственный
медицинский университет» А.Н. Калягин;
д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой Российской медицинской академии
последипломного образования Ю.Ю. Соколов;
член-корреспондент РаО, д-р пед. наук, проф. ГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный социально-педагогический университет» В.В. Сериков
К63 Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском
вузе [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / а.И.
артюхина, н.а. Гетман, М.Г. Голубчикова, Е.В. лопанова,
т.Б. Рабочих, н.н. Рыбакова; под ред. Е.В. лопановой. — 3-е
изд., стер. — М. : ФлИнта, 2019. — 256 с.
ISBN 978-5-9765-1698-4
В пособии представлен анализ современных тенденций развития медицинского
образования, компетентностного подхода как одного из оснований
модернизации российского образования. Представлены технологии обучения,
позволяющие реализовать принципы компетентностного подхода в медицинском
вузе, особенности построения образовательной среды медицинского вуза.
Для преподавателей медицинских учебных заведений — слушателей
системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
УДК 37.026:37.032+378:61(075.8)
ББК 74.484.4я73
ISBN 978-5-9765-1698-4
© Коллектив авторов, 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
2
Стр.2
Содержание
Введение ........................................................................................................... 5
Глава 1. Компетентностный подход в современном образовании ...... 8
1.1. тенденции развития российского
медицинского образования ........................................................... 8
1.2. Компетеностный подход как средство модернизации
медицинского образования ......................................................... 25
1.3. Студентоцентрированное обучение и оценивание
качества результатов обучения с позиций ФГОС
нового поколени .......................................................................... 36
Глава 2. Образовательная среда медицинского вуза .......................... 49
2.1. Взаимодействие среды и личности
в образовательном процессе ....................................................... 49
2.2. Конструирование образовательной среды кафедр
медицинского вуза ...................................................................... 59
2.3. Основы проектирования учебных ситуаций
как ситуаций личностного развития .......................................... 71
Глава 3. Технологический подход в реализации
идеи развития компетентности обучаемых .......................... 77
3.1. Понятие и классификация образовательных технологий
в медицинском образовании ....................................................... 77
3.2. Целеполагание как системообразующий элемент
технологии ................................................................................... 90
3.3. Формы и методы организации деятельности обучаемых
как средства развития компетентности ..................................... 97
3.4. Контроль результатов обучения ............................................... 106
Глава 4. Технологии реализации компетентностного подхода
в обучении ................................................................................. 114
4.1. лекция в медицинском вузе: особенности и технология ....... 114
3
Стр.3
4.2. технологии обучения на практических занятиях ................... 147
4.2.1. Семинар как форма обучения
в высшей профессиональной школе ............................. 147
4.2.2. Проблемно-ориентированное обучение
(обучение, ориентированное на действие) ................... 152
4.2.3. технология обучения методом кейсов ......................... 156
4.2.4. технология позиционного обучения ............................ 160
4.2.5. Учебная дискуссия ......................................................... 165
4.2.6. технологии развития критического мышления ........... 171
4.2.7. Веб-квест (web-quest)
как гуманитарная технология ....................................... 183
4.2.8. Игровая технология обучения ....................................... 188
4.3. Организация самостоятельной работы студентов
в медицинском вузе как развитие и самоорганизация
личности обучаемых ................................................................. 194
Глоссарий ..................................................................................................... 214
Ответы на тестовые задания ....................................................................... 217
Рекомендуемая литература ......................................................................... 219
Приложения ................................................................................................. 221
4
Стр.4