Г.В. Макотрова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 37.01:004 ББК 74.204+32.97 М16 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Селивёрстова (Владимирский государственный педагогический университет), доктор педагогических наук, профессор В.С. Шилова (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) М16 Макотрова Г. В. <...> Использование сети Интернет в познавательной деятельности старшеклассников: культурологический подход [Электронный ресурс]: монография / Г.В. Макотрова. <...> Содержание монографии с позиции культурологического подхода раскрывает сущностные характеристики, закономерности, тенденции, принципы, педагогические условия и технологии использования сети Интернет в развитии исследовательских качеств личности старшеклассников при профильном изучении учебных дисциплин и в деятельности предметной секции ученического научного общества. <...> В монографии выделены возможности ресурсов и технологий сети Интернет в развитии научного потенциала обучаемых, проанализирован педагогический опыт применения образовательных возможностей сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников, дана оценка научно-методической готовности учителей к использованию сети Интернет в формировании учебно-исследовательской культуры старшеклассников. <...> Культурологический подход к определению сущностных характеристик и компонентного строения научного потенциала личности старшеклассника………………………………………. <...> Возможности сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников……………………………………. <...> Педагогические условия использования сети Интернет в процессе индивидуализации развития научного потенциала старшеклассников…………………………………………………. <...> Принципы использования сети Интернет в процессе индивидуализации <...>
Использование_сети_Интернет_в_познавательной_деятельности_старшеклассников_культурологический_подход.pdf
Г.В. Макотрова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ:
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 37.01:004
ББК 74.204+32.97
М16
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Селивёрстова
(Владимирский государственный педагогический университет),
доктор педагогических наук, профессор В.С. Шилова
(Белгородский государственный национальный исследовательский
университет)
М16
Макотрова Г. В.
Использование сети Интернет в познавательной деятельности
старшеклассников: культурологический подход [Электронный ресурс]:
монография / Г.В. Макотрова. - 3-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2019. - 312 с.
ISBN 978-5-9765-1859-9
В монографии представлены результаты исследования проблемы использования
сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников. Содержание
монографии с позиции культурологического подхода раскрывает сущностные
характеристики, закономерности, тенденции, принципы, педагогические условия и
технологии использования сети Интернет в развитии исследовательских качеств
личности старшеклассников при профильном изучении учебных дисциплин и в
деятельности предметной секции ученического научного общества. В монографии
выделены возможности ресурсов и технологий сети Интернет в развитии научного
потенциала обучаемых, проанализирован педагогический опыт применения
образовательных возможностей сети Интернет в развитии научного потенциала
старшеклассников, дана оценка научно-методической готовности учителей к
использованию сети Интернет в формировании учебно-исследовательской культуры
старшеклассников.
Монография представляет интерес для научных работников, преподавателей
вузов, педагогов-практиков, а также может быть полезна аспирантам и студентам.
УДК 37.01:004
ББК 74.204+32.97
ISBN 978-5-9765-1859-9
©Макотрова Г.В., 2012
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
проблемы использования сети Интернет в развитии
научного потенциала старшеклассников……………………… 10
1.1.Культурологический подход к определению сущностных
характеристик и компонентного строения научного потенциала
личности старшеклассника………………………………………... 10
1.2. Культурологический подход к анализу дидактических
ориентиров
развития научного потенциала
личности
старшеклассника…………………………………………………… 30
1.3.Реализация культурологического подхода в практике
развития научного потенциала личности старшеклассника……. 44
1.4.Возможности сети Интернет в развитии научного
потенциала старшеклассников…………………………………….. 66
1.5. Методологические подходы к использованию сети
Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников… 82
Глава 2. Культурологические основания использования
сети Интернет в развитии научного потенциала
старшеклассников………………………………………………... 108
2.1. Тенденции и закономерности использования сети Интернет
в развитии научного потенциала старшеклассников…………… 108
2.2. Принципы использования сети Интернет в процессе
развития научного потенциала старшеклассников……………..
132
2.3. Педагогические условия использования сети Интернет в
процессе индивидуализации развития научного потенциала
старшеклассников………………………………………………….. 145
2.4. Принципы использования сети Интернет в процессе
индивидуализации развития научного потенциала старшеклассников…………………………………………………………..
161
3
Стр.3
Глава 3. Педагогические технологии использования сети
Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников 175
3.1. Технология использования сети Интернет в развитии
научного потенциала старшеклассников на уроке………………. 175
3.2. Технология использования сети Интернет в Интернет в
развитии научного потенциала старшеклассников в условиях
деятельности ученического научного общества………………… 191
3.3. Технология использования сети Интернет в процессе индивидуализации
развития научного потенциала старшеклассников 211
3.4. Использование сети Интернет в конструировании
культуротворческих ситуаций как фактор создания новых
педагогических технологий развития научного потенциала
старшеклассников………………………………………………….. 244
Глава
4. Опытно-экспериментальная работа по оценке
состояния проблемы использования сети Интернет в
развитии научного потенциала старшеклассников…………. 239
4.1. Оценка опыта и рисков использования сети Интернет в
познавательной деятельности старшеклассников……………….. 239
4.2. Использование сети Интернет в развитии ценностных
ориентаций старшеклассников в продуктивной познавательной
деятельности………………………………………………………... 250
4.3. Изучение научно-методической готовности учителей к
использованию сети Интернет в развитии научного потенциала
старшеклассников………………………………………………….. 267
Заключение………………………………………………………… 290
Приложения……………………………………………………….. 297
Стр.4