Министерство образования Российской Федерации Магнитогорский государственный университет ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11-х классов средней (полной) общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2011 УДК 371.302:613.0 ББК 421.2 З-46 Р е ц е н з е н т ы: З.И. Тюмасева – д-р пед. наук, проф., директор института экологии и здоровья при РИПОДО Челябинского государственного педагогического университета; Л.Я. Доцоев – канд. мед. наук, проф. <...> Здоровое поколение : Программа уроков здоровья и нравственности для учаЗ-46 щихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы : [электронный ресурс] учеб. пособие / авт.-сост. <...> Авторы изучили достаточно большое количество современных подходов к проблеме становления здоровья человека; работы, в которых исследуются пути и способы сохранения, укрепления и становления здоровья учащихся в процессе образования; проанализировали существующий педагогический опыт организации здравосохранного образования. <...> 23 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец первого года обучения) . <...> ОБЩАЯ ТЕМА «Я УЧУСЬ ЯВЛЯТЬ СЕБЯ ЭТОМУ МИРУ». <...> Тема «Я учусь творить свое здоровье» (продолжение темы) (7 часов) . <...> 27 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец второго года обучения). <...> 28 ТРЕТИЙ КЛАСС ОБЩАЯ ТЕМА «Я УЧУСЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЭТОТ МИР» И СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ» . <...> 31 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец третьего года обучения) . <...> ОБЩАЯ ТЕМА «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЛЮДИ ВОКРУГ МЕНЯ». <...> Тема «Мое здоровье в моих руках» (продолжение темы) (7 часов) . <...> 37 3 ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец четвертого года обучения) . <...> Тема «Я накапливаю свой опыт здоровьетворения» (10 часов + 7 часов) . <...> Тема «Здоровье семьи и здоровая <...>
Здоровое_поколение._Программа_уроков_здоровья_и_нравственности_для_учащихся_1–11-х_классов_средней_(полной)_общеобразовательной_школы_и_учреждений_дополнительного_образования_.pdf
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Программа уроков здоровья и нравственности
для учащихся 1–11-х классов
средней (полной) общеобразовательной
школы и учреждений дополнительного
образования
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 371.302:613.0
ББК 421.2
З-46
Р е ц е н з е н т ы:
З.И. Тюмасева – д-р пед. наук, проф., директор института экологии и здоровья при РИПОДО
Челябинского государственного педагогического университета;
Л.Я. Доцоев – канд. мед. наук, проф. Челябинского государственного
педагогического университета;
Е.А. Гринева – канд. пед. наук, доцент Ульяновского государственного
педагогического университета
А в т о р ы - с о с т а в и т е л и:
Т.Ф. Орехова – канд. пед. наук, проф. кафедры педагогики начального
и специального образования МаГУ;
Т.В. Кружилина – д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики начального
и специального образования МаГУ.
Здоровое поколение : Программа уроков здоровья и нравственности для учаЗ-46
щихся
1–11 классов средней общеобразовательной школы [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / авт.-сост. Орехова Т.Ф., Кружилина Т.В. – 4-е изд.,
стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 67 с.
ISBN 978-5-9765-1213-9
Предлагаемая программа построена на основе концепции здоровьетворящего
образования, разработанной Т.Ф. Ореховой, и концепции педагогизации сознания
субъектов образовательного пространства, разработанной Т.В. Кружилиной, – профессорами
кафедры педагогики начального и специального образования Магнитогорского
государственного университета, в стенах которого зародилась и начала развиваться
идея подготовки учителей здоровья. Авторы изучили достаточно большое количество
современных подходов к проблеме становления здоровья человека; работы, в которых
исследуются пути и способы сохранения, укрепления и становления здоровья учащихся
в процессе образования; проанализировали существующий педагогический опыт организации
здравосохранного образования. Обобщение всего положительного, что было
обнаружено авторами, послужило основанием первоначально для разработки собственной
концепции здоровьетворящего образования, а на ее основе и для разработки данной
программы.
Для студентов и преподавателей педагогических вузов, а также для учителей
средних общеобразовательных школ.
УДК 371.302:613.0
ББК 421.2
ISBN 978-5-9765-1213-9
© Орехова Т.Ф., Кружилина Т.В., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................. 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 21
I БЛОК. 1-3(4) КЛАССЫ. ОБЩАЯ ТЕМА «Я – НАБЛЮДАТЕЛЬ» .................. 21
ПЕРВЫЙ КЛАСС...................................................................................................... 21
I четверть. Тема «Я – Человек» (9 часов) ............................................................... 21
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 21
III четверть. Тема «Я и мое здоровье» (10 часов) .................................................. 22
IV четверть. Тема «Я и мое здоровье» (продолжение темы) (7 часов)................ 23
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец первого года обучения) ............... 24
ВТОРОЙ КЛАСС. ОБЩАЯ ТЕМА «Я УЧУСЬ ЯВЛЯТЬ СЕБЯ
ЭТОМУ МИРУ»......................................................................................................... 25
I четверть. Тема «Я – Человек, личность, индивидуальность» (9 часов) ............ 25
П четверть. Тема «Я и Мир» (7 часов) .................................................................... 25
Ш четверть. Тема «Я учусь творить свое здоровье» (10 часов) ........................... 26
IV четверть. Тема «Я учусь творить свое здоровье» (продолжение темы)
(7 часов) ...................................................................................................................... 27
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
2 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец второго года обучения)................ 28
ТРЕТИЙ КЛАСС ОБЩАЯ ТЕМА «Я УЧУСЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЭТОТ МИР»
И СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ» ......................................................................................... 29
1 четверть. Тема «Я – человек, личность, частица природы и социума»
(9 часов) ...................................................................................................................... 29
П четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 29
Ш четверть. Тема «Я знаю, как идти по пути здоровья. Я учусь отслеживать
свое здоровье» (10 часов) ......................................................................................... 30
IV четверть. Тема «Я знаю, как идти по пути здоровья. Я учусь отслеживать
свое здоровье» (продолжение темы) (7 часов) ....................................................... 31
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
3 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец третьего года обучения) .............. 32
II БЛОК. 5-9 КЛАССЫ. ОБЩАЯ ТЕМА «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЛЮДИ ВОКРУГ
МЕНЯ»........................................................................................................................ 34
ПЯТЫЙ КЛАСС .ОБЩАЯ ТЕМА «Я ВИЖУ, СЛЫШУ И ЧУВСТВУЮ
ДРУГОГО» ................................................................................................................. 34
I четверть. Тема «Я – человек, личность, индивидуальность» (9 часов) ............ 34
П четверть. Тема «Я и мир. Я в мире объектов своего познания» (7 часов) ...... 34
Ш четверть. Тема «Мое здоровье в моих руках» (10 часов) ................................ 35
IV четверть. Тема «Мое здоровье в моих руках» (продолжение темы)
(7 часов) ...................................................................................................................... 37
3
Стр.3
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец четвертого года обучения) .......... 38
ШЕСТОЙ КЛАСС ОБЩАЯ ТЕМА «Я ПРИНИМАЮ И ПОНИМАЮ ДРУГОГО
ЧЕЛОВЕКА» .............................................................................................................. 39
I четверть. Тема «Я - человек, личность, индивидуальность» (9 часов) ............. 39
II четверть. Тема «Я и мир живого вокруг меня» (7 часов) .................................. 40
III и IV четверти. Тема «Я накапливаю свой опыт здоровьетворения»
(10 часов + 7 часов) ................................................................................................... 40
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
6 КЛАССА (Ожидаемые результаты на конец пятого года обучения) ............... 42
СЕДЬМОЙ КЛАСС. ОБЩАЯ ТЕМА «Я ПОМОГАЮ ДРУГОМУ
РАЗВИВАТЬСЯ» ........................................................................................................ 42
I четверть. Тема «Я человек развивающийся» (7 часов)....................................... 42
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 43
III и IV четверти. Тема «Мое здоровье в моих руках» (10 часов + 7 часов) ....... 44
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА (Ожидаемые результаты на конец шестого года обучения)............. 45
ВОСЬМОЙ КЛАСС ОБЩАЯ ТЕМА «Я УЧУСЬ БЛАГОДАРИТЬ И ПРОЩАТЬ
ЛЮДЕЙ» .................................................................................................................... 46
I четверть. Тема «Я - человек, личность, индивидуальность» (9 часов) ............. 46
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 47
III четверть. Тема «Мое здоровье в моих руках» (10 часов)................................. 47
IV четверть .Тема «Мое здоровье в моих руках» (7 часов) .................................. 48
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССА (Ожидаемые результаты на конец седьмого года обучения) ........... 50
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС ОБЩАЯ ТЕМА «МОЯ ЖИЗНЬ – МОЙ ВЫБОР».............. 50
I четверть. Тема «Я – человек осознающий» (9 часов) ......................................... 50
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 51
III четверть. Тема «Я творю свое здоровье» (10 часов) ........................................ 52
IV четверть. Тема «Я творю свое здоровье как будущий родитель» (7 часов).. 54
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
9 КЛАССА (Ожидаемый результат на конец восьмого года обучения) ............. 55
III БЛОК. 10-11 КЛАССЫ. ОБЩАЯ ТЕМА «Я ВСТУПАЮ ВО ВЗРОСЛУЮ
ЖИЗНЬ» ..................................................................................................................... 56
ДЕСЯТЫЙ КЛАСС. ОБЩАЯ ТЕМА «ШКОЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО
РОДИТЕЛЬСТВА»..................................................................................................... 56
I четверть. Тема «Я – человек взрослеющий» (9 часов)........................................ 56
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 57
III четверть. Тема «Здоровье семьи и здоровая семья» (10 часов)....................... 57
4
Стр.4
IV четверть. Тема «Здоровье семьи и здоровая семья» (продолжение темы)
(7 часов) ...................................................................................................................... 58
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
10 КЛАССА (Ожидаемые результаты на конец девятого года обучения).......... 58
ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС. ОБЩАЯ ТЕМА «ШКОЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО
РОДИТЕЛЬСТВА»..................................................................................................... 59
I четверть. Тема «Я – Человек» (9 часов) ............................................................... 59
II четверть. Тема «Я и мир» (7 часов) ..................................................................... 60
III четверть. Тема «Мое здоровье и здоровье моих будущих детей» (10 часов)61
IV четверть. Тема «Подведем итог!» (7 часов) ...................................................... 62
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
11 КЛАССА (Ожидаемые результаты на конец десятого года обучения).......... 62
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА...................................................................... 63
5
Стр.5