Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. <...> Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. <...> Дискурсивное поведение пишущего как основа для диагностики компонентов текста и сознания автора (2004-2006 54 58 63 3 г.г.) <...> Количественный анализ состава высказываний и текстов сочинений учащихся средней школы подросткового возраста 4.5. <...> Тексты сочинений подростков в реализации модели структурно-смысловых отношений «Мир и человек» 4.7. <...> Анализ сочинений на тему «Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности» в аспекте диагностики языковой способности авторов……………………… 106 5.1.5. <...> Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений на тему: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин)………………. <...> Пожалуй, именно у лингвистов она имеет самый неоднозначный вид, что обсуждалось неоднократно [см. Пищальникова 2001, 2007; Бутакова 2006 а,б]. <...> В психолингвистических исследованиях достаточно последовательно «конструкт» отделяется от «феномена», существуют <...>
Динамика_развития_языковой_способности_и_речевой_компетенции_носителей_русского_языка_.pdf
Л.О. БУТАКОВА
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ
И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
Региональное экспериментальное исследование
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 801
ББК (Ш)81
Б93
Р е ц е н з е н т ы:
доктор филологических наук, профессор В.А. Пищальникова;
доктор филологических наук, профессор Е.Ю. Мягкова
Бутакова Л.О.
Б93
Динамика развития языковой способности и речевой компетенции
носителей русского языка : Региональное экспериментальное исследование
[Электронный ресурс] : монография / Л.О. Бутакова. – 4-е изд., стереотип.
– М. : ФЛИНТА, 2021. – 156 с.
ISBN 978-5-9765-1191-0
Монография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального
описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6–
11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет – 1999–2010
гг. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и
тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов
разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового
коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне
всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных
классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного
изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития,
устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция
интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая
способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов,
осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая
(речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными
структурами и навыками их реализации. Указанные величины описываются
через оценку работы механизмов семантизации, обеспечивающих формирование
образов сознания; речевые ошибки как принадлежность речевой деятельности; развертывание
текста как процесса и результата речевой деятельности продуцента.
Книга адресована лингвистам, психолингвистам, специалистам в области когнитивных
наук, педагогом.
УДК 801
ББК (Ш)81
ISBN 978-5-9765-1191-0
© Бутакова Л.О., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………….. 6
Введение ……………………………………………………………….. 8
1. Диагностика языковой способности и речевой компетенции
как компонентов языкового сознания индивида: психолингвистический
подход …………………...... ………………… 10
2. Диагностика процессов семантизации как механизма
формирования образов сознания учащихся средней школы и
студентов вуза (1990 – 2009 г.г.)………………………………. 20
Выводы ……………………………………………………………….
3. Анализ работы механизмов речевой деятельности при
продуцировании связного текста: исследование «по вертикали»
(1999-2003 г.г.)……………………………………..
3.1. Общая характеристика речевого и интеллектуального
развития школьников …………………………………………..
37
38
38
3.2. Речевые ошибки как неизбежная принадлежность
речевой деятельности и основа для моделирования
языковой способности и речевой компетенции …………….. 48
3.3. Определение сочетаемости слов как способ выявления
структуры лексикона говорящего в ходе эксперимента…… 50
3.4. Выводы……………………………………………………………. 52
Приложение 1.
Анкета типового психологического обследования (тест
«Кот»)
Приложение 2. Уровень развития интеллекта и речевого
развития одного класса в сопоставлении ……………………..
4. Дискурсивное поведение пишущего как основа для диагностики
компонентов текста и сознания автора (2004-2006
54
58
63
3
Стр.3
г.г.)
4.1. Общие параметры дискурсивной оценки текстов сочинений
учащихся средней школы подросткового возраста
4.2. Основные категориальные признаки текста в лингвистической
парадигме
4.3. Анализ предметных компонентов речевых произведений
учащихся средней школы подросткового возраста.
4.4. Количественный анализ состава высказываний и текстов
сочинений учащихся средней школы подросткового
возраста
4.5. Характеристика текстов учащихся с точки зрения
выбора образных средств, художественных приемов, наличия
оценки, типа и способов выражения эмоционально –
смысловой доминанты
4.6. Тексты сочинений подростков в реализации модели
структурно-смысловых отношений «Мир и человек»
4.7. Выводы
Приложение 3. Результаты количественного и качественного
анализа сочинений.
5. Исследование языковой способности и речевой компетенции
учащихся школ г. Омска в процессе развертывания
содержания текста: взгляд «по горизонтали» (2000 – 2009
г.г) ……………………………………………………………..
5.1. Исследование качества письменной речи учащихся
старших классов как показателя состава и сложности
концептуальной системы…………………………………………
5.1.1. Способы реконструкции фрагментов моделей мира и
когнитивных систем авторов…………………………………….
64
67
73
76
77
79
82
85
92
92
92
5.1.2. Анализ сочинений, написанных на тему «Только ум и
добродетель возвышают отдельных людей над остальными».
Согласны ли Вы с французской писательницей Жорж
Санд?» в аспекте диагностики языковой способности авторов
……………….................................................................... 95
5.1.3. Выводы…………………………………………………………. 104
5.1.4. Анализ сочинений на тему «Неуважение к предкам -
есть первый признак безнравственности» в аспекте диагностики
языковой способности авторов……………………… 106
5.1.5. Выводы
112
4
Стр.4
5.1.6. Анализ сочинений на тему на тему «Исключить из
жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного
света» (Цицерон) в аспекте диагностики языковой способности
авторов…………………………………………………….. 113
5.1.7. Выводы………………………………………………………. 126
5.2. Ошибки как проявление механизмов образования смыслов
и как следствие определенного выбора стратегий рассуждения………………………………………………………..
128
5.2.1.
Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений
на тему: «Только ум и добродетель возвышают отдельных
людей над остальными»…………………………….. 130
5.2.2. Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений
на тему: «Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности» (А.С. Пушкин)……………….
5.2.3. Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений
на тему: «Исключить из жизни дружбу - все равно,
что лишить мир солнечного света» (Цицерон)……..
132
133
5.3. Выводы…………………………………………………………… 135
Заключение ………………………………………………………….. 137
Литература…………………………………………………………. 148
5
Стр.5