В. Г. Белинский
Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений, сочиненное С.
Смарагдовым...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
РУКОВОДСТВО К ПОЗНАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИИЙ, сочиненное С. Смарагдовым, учителем истории и географии при Сиротском институте
императорского Гатчинского воспитательного дома. Напечатано иждивением С.-Петербургского
воспитательного дома. С.-П.бург. В тип. 3-го департамента Министерства государственных имуществ.
1840. В 8-ю д. л. 497, VII и VIII стр.
Вот книга, заслуживающая полного внимания публики, утомленной эфемерными явлениями
нашей литературы. Это почти первый учебник истории, составленный добросовестно, отчетливо, умно, с
знанием дела1. При составлении его г. Смарагдов руководствовался совершенно справедливою мыслию,
что в середине между школьным изучением голых фактов, простых цифр и имен и высшим
исследованием путей человечества при свете религии и философии должно быть посредствующее
изучение, которое должно рассматривать факты "уже не элементарным способом, то есть не в несвязных
рассказах и биографиях, а в последовательной связи, прагматически; ознакомиться более или менее с
самими источниками истории, дабы в университетах не останавливаться при затверживании фактов и
дабы быть в состоянии понимать ученые выводы и высшие взгляды на судьбу народов". Такого рода
изучение должно относиться к средним училищам, гимназиям или, лучше, высшим классам гимназий.
Собственно, автор составил свое руководство для употребления в латинских классах Сиротского
института императорского Гатчинского воспитательного дома, в котором он преподает историю.
Автор очень счастливо осуществил руководившую его мысль и составил очень дельный учебник
для средних классов. Смело можем сказать, что труд г. Смарагдова превосходит все, с такою же целию
составленные у нас учебники истории. Повествование полно, но не теряется в дробностях, и стройно; во
всем видно зрелое соображение, отсутствие всяких рассуждений и сентенций, восклицаний и ораторских
выходок, -- всего этого хлама, который так часто влачит за собою наша доморощенная Клио;2 везде дело
говорит само за себя положительно и твердо, как и должно в учебнике; изложение, при необходимой
краткости и сосредоточенности, очень ясно и неутомительно; факты состоят не в одних изысканиях и
числах, не в одной номенклатуре событий, а в характеристике более или менее отчетливой быта и
внутреннего устройства пародов и естественных условий, в достаточных, основательных сведениях из
древней географии. Сверх того, что также очень важно в учебнике и что так мало исполняется в наших, -
- везде, где нужно, указаны источники и лучшие европейские сочинения, из которых можно почерпнуть
основательнейшие сведения о повествуемом народе или событии. При изложении истории народов
классических автор не только цитует, но и приводит из них целые выражения, для того, -- говорит он
сам, -- чтобы приохотить молодых людей к чтению классиков и ознакомить их с образом мыслей
древних. Хронология очень отчетлива и согласна с новейшими историческими исследованиями; к книге
приложена подробная хронологическая таблица.
Автор руководствовался хорошими немецкими учебниками, хотя мы могли бы ему указать на
лучшие из лучших, которыми он не пользовался: это -- сочинения Лео (кроме, впрочем, учебника его
новой истории) и Рема3. Тогда бы история его получила, может быть, главное, чего недостает ей:
единство созерцания. Хотя связь между событиями и соблюдена, по крайней мере в истории Греции и
Рима, но в ней не видно значения: она ничего не открывает. Вследствие этого не видно, как движется
вперед человечество, в чем заключается его развитие; а предчувствие того великого содержания, которое
заключается в всемирно-историческом прогрессе, должно бы необходимо быть результатом такого
изучения. Цепь фактов, конечно, нигде не должна прерываться общими рассуждениями и взглядами,
которые совершенно неуместны в учебнике: мы с этим первые согласны; но мы также требуем, чтобы
незримая сущность всех фактов -- их понятие было сознано более или менее определенно учителем и
Стр.1